СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, целями и задачами обучения на III ступени среднего (полного) общего образования базового уровня и направлен на подготовку обучающихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации.

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» рассчитана на два года обучения, в объеме 68 часов: 34 часа в 10-м классе, 34 часа в 11-м классе (по 1 часу в неделю).

Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Программа учитывает специфику КИМов Единого государственного экзамена.

Курс включает в себя основные разделы основной и средней школ по русскому языку и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Материал элективного курса подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания обучающихся.

Программа элективного курса направлена на реализацию личностно ориентированного обучения и основана на системно-деятельностном подходе к образованию школьников. Элективный курс предусматривает овладение обучающимися способами деятельности, методами и приемами решения тестовых заданий по русскому языку и анализу текста, что способствует расширению и углублению знаний по русскому языку и обеспечивает подготовку обучающихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и культурологическом подходе к обучению. Реализацию содержания предпочтительно осуществлять на основе технологии проблемного обучения.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. Из дидактического обеспечения необходимо наличие сборников учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.

Программа курса направлена на повышение уровня лингвистической культуры старшеклассников.

На занятиях элективного курса предполагается использовать активные методы обучения, предусматривающие самостоятельную работу обучающихся по овладению способами деятельности, методами и приемами решения тестов по русскому языку. Учебные занятия по данной программе дополнительного образования делятся на теоретические и практические, причем значительная часть теоретических занятий, проводимых в виде проблемных лекций, ориентирована на активную познавательную и исследовательскую позицию учащихся, таким образом реализуется поисковая модель обучения. На теоретических занятиях учитель представляет учебный материал на высоком уровне систематизации языковых единиц.

Форму многих практических занятий можно определить как самостоятельную репродуктивную и творческую деятельность учащихся.

В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи орфографии, пунктуации, грамматические, синтаксические нормы. Также на занятиях учащиеся повторяют, расширяют и углубляют знания и умения, определенные образовательным стандартом по русскому языку.

Большое внимание в программе курса уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий: поиск информации при работе со справочной литературой, обработка информации.

Важная роль отводится в программе курса комплексному анализу текста. Данный вид работы предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма, но и формирует познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций), регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция) и коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества) универсальные учебные действия.

Применение алгоритмов рассуждений ни в коем случае не должно носить характер навязанных учителем догматических предписаний. Знания для данной практики становятся ценными лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания норм и правил создания творческих работ (сочинений) никак не могут подменить творческую активность учащихся, их самовыражение в конструируемом тексте.

Эффективным для лингвистического и речевого развития учащихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями лингвистической и творческой практики. Ученик должен уметь правильно и полно понять задание ЕГЭ, четко сформулировать для себя задачу, и новые знания теории помогут ему в решении этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий уровень мотивации учащихся при обращении к теории и ведет к более полному и глубокому ее усвоению.

Данный курс поможет формированию ценностно-мировоззренческой компетентности при помощи таких форм деятельности, как многоаспектный анализ текста, речевой компетентности за счет письменных творческих работ, алгоритмизации процесса обучения, языковой компетентности за счет практикумов по части «А» ЕГЭ.

Подбор изучаемого материала является важным условием придания обучению проблемного характера. Каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является сочинение в жанре рецензии или эссе. Его написание представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из следующих основных действий:

• понимание содержания исходного текста;

• языковой анализ исходного текста;

• изложение собственного мнения;

При этом соблюдаются орфографические, пунктуационные, языковые, речевые нормы, речь должна быть точной и выразительной, а тексту должна быть присуща смысловая цельность и композиционная стройность. Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, т. е. осуществляется опора на дидактический принцип расчленения сложной задачи на простые составляющие.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.

Используемые методические приемы:

- прием объяснения учащимся собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими учащимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции;

- прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому тексту с целью его усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития речевой культуры и коммуникативной компетенции;

- прием стимулирования творческой деятельности, направленных на создание обстановки, располагающей к творчеству: подбор посильных учащемуся творческих заданий, проблемная ситуация, разнообразие форм деятельности, эвристических приемов;

- создание на занятиях доброжелательного психологического климата, индивидуальный подход.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения творческих работ учащихся во время проведения итоговых практических занятий, когда работы самих же учащихся по конкретной теме тиражируются и корректируются группой или индивидуально. В процессе анализа работ происходит обсуждение оригинальности замысла и глубины его воплощения автором, сравнение различных способов решения поставленных задач.




Цели курса:



  • формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций;

  • овладение умениями, необходимыми для применения в практической деятельности: опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения языковедческих знаний с использованием различных источников информации;

  • развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность, которые способствуют самостоятельному выполнению заданий тестового и творческого характера;

  • воспитание культуры личности средствами национально-культурных ценностей русского языка.



Задачи курса:

  • формирование представлений о русском языке как о духовной, нравственной ценности народа;

  • развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о языковых нормах и их разновидностях;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка при выполнении тестовых заданий и творческой работы;

  • повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.





Результаты обучения



В результате успешного изучения курса:

Обучающиеся должны знать:

- алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Обучающиеся должны уметь:

- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;

- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс



1. Введение. 1 ч

Организация и задачи. Оборудование, необходимое для занятий и подготовки к ним. Знакомство со списком рекомендованной литературы. Проверка общей грамотности учащихся и уровня владения лингвистической терминологией.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная

Формы контроля: тестирование

Оборудование: выставка пособий по подготовке к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и нормативных словарей русского языка, 2 варианта тестовых заданий.



2. Речевая культура. 4 ч.

Понятие о культуре речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями общения. Речевые и грамматические ошибки и недочеты. Нормативные словари русского языка.

Практическая работа: нахождение и исправление речевых и грамматических ошибок и недочетов, редактирование текста, работа с нормативными словарями русского языка.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа

Формы контроля: письменная работа

Оборудование: выставка научно-популярной литературы по культуре речи, дидактический материал по теме, сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.



3. Орфография. 17ч.

Разделы и принципы русской орфографии. Правописание гласных и согласных в корнях. Правописание гласных и согласных в приставках. Употребление Ъ и Ь знаков в словах и грамматических формах слов. Правописание суффиксов и окончаний в словах разных частей речи. Н и НН в словах разных частей речи. Слитное и дефисное написание слов. Слитное и раздельное написание НЕ и Ни со словами разных частей речи. Правописание наречий. Правописание служебных частей речи.

Практическая работа: выполнение тестовых заданий, тренировочных упражнений по теме, составление алгоритмов действий по применению правил орфографии, исправление ошибок в готовом тексте.

Виды деятельности учащихся:_ индивидуальная, групповая работа, фронтальная. Формы контроля: письменная работа в форме теста.

Оборудование: сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ, учебные таблицы, дидактические материалы учителя.



4. Анализ текста. 10 ч.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Определение стиля, типа речи, основных средств связи предложений. Нахождение и анализ употребления лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов). Языковые средства, характерные для того или иного стиля или типа речи. Анализ текста и написание сочинений - размышлений в жанре рецензии или эссе на основе проанализированных текстов.

Практическая работа: выполнение тестовых заданий разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым - сочинение.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Формы контроля: письменная работа - тест с выбором ответа и с кратким ответом

сочинение

Оборудование: сборник учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ, демонстрационные материалы вариантов ЕГЭ.



5. Обобщающий контроль. 2 ч.

Контрольный тест с заданиями разного типа, написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре, близком к рецензии или эссе. Анализ работ учащихся. Практическая работа: выполнение тестовых заданий_разного типа.

Виды деятельности учащихся:_индивидуальная.

Формы контроля: письменная работа (тест).

Оборудование: демонстрационные материалы вариантов ЕГЭ.







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

п/п




Наименование разделов плана




Общее коли­чество часов


В том числе

теория

практика

1

Введение. Организация и задачи курса. Рекомендованная литература. Пробное тестирование.

1

-

1

2

Речевая культура.


4

2

2

3

Орфография


17

13

4

4

Анализ текста


8

2

6

5

Обобщающий контроль (итоговые занятия)


4

-

4

Итого

34

17

17

















Тема занятия

Форма занятий

Виды деятель-ности

Дата проведения

1.​ 

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.


2

Особенности письменной речи.

Сочинение - создание такой формы письменной речи, как письмо.

.


3

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания

Лекция. Практическая работа



4

Орфографическое правило как разновидность учебно- научного текста.

Практическая работа – анализ текстов с точки зрения



5

Система правил, связанных с правописанием морфем

Лекция



6

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; Е и Э в заимствованных словах.

Практическая работа – анализ словарных материалов



7

Правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Анализ текстов



8

Группы корней с чередование гласных. Корни с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла,ере//ре, ело//ле.

Аналитическая беседа



9

Обозначение на письме согласных корня. Чередование согласных в корне.

Семинар



10

Правописание приставок

Лекция. Практическая работа – анализ словарных материалов



11

Правописание суффиксов

Практическая работа



12

Типичные суффиксы имён существительных и их написание.

Анализ текстов



13

Типичные суффиксы прилагательного и их написание.

Тестирование



14

Типичные суффиксы глагола и их написание.

Тестирование



15

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

Тестирование



16

Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, и в прилагательных, образованных от существительных или глаголов

Выразительное чтение лирических текстов.





17

Правописание окончаний

Зачёт в форме тестирования



18

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма

Лекция. Практическая работа – анализ текстов.



19

Правописание согласных на стыке морфем

Тестирование



20

Орфографический анализ морфемно- словообразовательных моделей слов.

Урок- исследование



21

Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Аналитическая беседа



22

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения написания слов

Создание собственного литературного произведения- сочинения



23

Система правил слитного, дефисного и раздельного написания слов

Выразительное чтение лирических текстов. Практическая работа.



24

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Сочинение- рассуждение



25

Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи

Практикум



26

Особенности написания производных предлогов.

Практикум



27

Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Урок- исследование.



28

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

Практическая работа – анализ текстов



29

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия)

Анализ текстов



30

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных

Практикум



31

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Тестирование



32

Работа со словарём «Слитно или раздельно?»

Тестирование



33

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Тестирование



34

Итоговое тестирование





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!