СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Школьный экологический мониторинг"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для формирования экологической культуры важно не только вооружать учащихся научными знаниями в области экологии, но и формировать бережное отношение к конкретным природным объектам, к природе в целом. Лишь сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина.

         Программа элективного курса «Школьный экологический мониторинг» предназначена для повышения уровня теоретических экологических знаний, сформирования практических умений и навыков по слежению за состоянием окружающей среды, выявления взаимосвязи между живой и неживой природой, развития экологического мышления и сознания.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Школьный экологический мониторинг"»

Рассмотрено

на заседании МЭК

по элективным курсам Сармановского

муниципального района

Протокол №

от « » 20 г.






Программа элективного курса

«Школьный экологический мониторинг»


10 класс, 35 часов





Составитель: учитель химии

высшей квалификационной категории

Джалильской СОШ №1

Шаяхметова Р.М.















2017

Программа элективного курса «Школьный экологический мониторинг »


Пояснительная записка


Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно лишь перестроив отношение человека к природе: на смену потребительскому отношению должно прийти ответственное и бережное. На перестройку этого отношения, на формирование экологической культуры и нацелен данный элективный курс.

Для формирования экологической культуры важно не только вооружать учащихся научными знаниями в области экологии, но и формировать бережное отношение к конкретным природным объектам, к природе в целом. Лишь сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина.

Программа элективного курса «Школьный экологический мониторинг» предназначена для повышения уровня теоретических экологических знаний, сформирования практических умений и навыков по слежению за состоянием окружающей среды, выявления взаимосвязи между живой и неживой природой, развития экологического мышления и сознания.

Элективный курс рассчитан на 35 часов для учащихся 11 классов естественно-математического профиля. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, а примерно треть учебного времени проведению практических работ, исследовательской деятельности, экскурсий, семинаров, решению экологических задач.

Завершение курса предполагается провести в форме защиты индивидуальных творческих проектов.

Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения исследований, могут впоследствии использованы в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в ВУЗы биологического и экологического профиля, а главное сыграют важную роль в формировании экологической культуры и мировоззрения.

Цель курса:

Формирование у школьников экологической культуры;

Задачи:

обучающие:

-сформировать знания теоретических основ экологического мониторинга;

развивающие:

-сформировать практические навыки по слежению за состоянием отдельных природных компонентов;

-добиться понимания причинно-следственных взаимосвязей в отношениях «природа-человек»;

воспитательные:

-научить снижать отрицательное воздействие окружающей среды на здоровье человека;

-сформировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране;

-через активные формы работы обеспечить личностное развитие учащихся, дать возможность удовлетворить познавательные интересы, проявить себя, добиться успеха, вызвать интерес к профессиям эколого-биологического направления.

По окончании учебного курса учащиеся должны знать:

-классификацию, цели, методы мониторинга окружающей среды;

-особенности биоиндикации в экологическом мониторинге;

-особенности состояния воздуха, водоемов, почвы поселка Джалиль, выявленные в результате собственных исследований и местного отчета о состоянии окружающей среды;

-важность мониторинговых наблюдений для сохранения природы;

-санитарно-гигиенические нормы, ГОСТ питьевой воды и соответствие этим параметрам местной питьевой воды;

-влияние санитарно-гигиенических условий кабинета школы на здоровье учеников;

-основные предприятия-загрязнители окружающей среды в поселке;

-влияние загрязнений природный среды на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

-оценивать состояние различных компонентов природной среды с помощью биоиндикаторов и визуально;

-проводить наблюдения и исследования в кабинете и природе, сравнивать полученные результаты и выводы;

-оценивать санитарно-гигиеническое состояние учебных кабинетов;

-пользоваться определителями, узнавать изученные биоиндикаторы;

-проводить качественный химический анализ;

-снижать вредное воздействие окружающей среды на здоровье человека;

-делать сообщения о проведенных исследованиях.

Условия реализации программы

Материально-технические условия:

-кабинет и химическая лаборатория;

-справочная литература, определители.

Внешние условия:

Работа по программе предполагает сотрудничество педагогов и учащихся с:

-экологическим отделом НГДУ «Джнефть»;

-лабораторией СЭС.

Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Форма проведения

теория

практика

всего

1

Теоретические основы мониторинга природной среды

1


1

Лекция с элементами беседы, знакомство с научной литературой

2

Мониторинг пришкольного участка

1

2

3

Практикум

3

Мониторинг водной среды

2

4

6

Беседа, химический эксперимент

4

Мониторинг воздушной среды

1

3

4

Лекция, практикум, решение экологических задач

5

Почвенный мониторинг


1


1


2

Лекция, сообщение учащихся

6

Биоиндикация



2



4



6

Экскурсия «Фито- и лихеноиндикаторы состояния природной среды», работа с определителями

7

Мониторинг здоровья человека. Санитарно-гигиеническая оценка пришкольной территории



2



9



11


Социологические исследования, семинарское занятие

8

Итоговое занятие


2

2

Конференция



Содержание курса


1.Теоретические основы мониторинга природной среды(1 час).

Мониторинг природной среды. Цели, методы, классификация, актуальность ГСМОС.

2.Мониторинг пришкольного участка(3 часа).

Значение зеленых насаждений. Роль автотранспорта в загрязнении воздуха.

Практическая часть:

-знакомство с планировкой пришкольного участка;

-изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка.

3.Мониторинг водной среды(6 часов).

Проблема чистой воды. Органолептические характеристики воды, их биологическое значение. Качественный химический анализ по содержанию основных ионов, определение качества природной воды. ПДК. Жесткость воды и их устранение. Определение активной реакции воды, значение рН. Основные загрязнители водоемов поселка.

Практическая часть:

-определение степени загрязнения водоема, прозрачности и цветности воды визуальными методами;

-зооиндикационное исследование водоема, сравнительный анализ;

-качественный химический анализ воды на содержание хлорид-, сульфат-, карбонат ионов, солей Са , Мg , Fe ;

-определение значения рН воды в разных пробах воды (водопроводный, колодезной, речной , озерной, болотной, сточной, ключевой и т.д.)

4.Мониторинг воздушной среды(4часа).

Проблемы чистого воздуха: смог, парниковый эффект и др. Основные загрязнители атмосферы поселка. Экологически неблагоприятные зоны. Детоксикация загрязнителей атмосферы.

Практическая часть:

-решение экологических задач;

-фитоиндикационное исследование воздушной среды в разных частях поселка.

5.Почвенный мониторинг(2 часа).

Загрязнение почв в поселке. Способы обнаружения нитратов в почвенной вытяжке и овощах. Влияние нитратов на здоровье человека.

Практическая часть:

-определение содержания нитратов в почвенной вытяжке и овощах химическим способом.

6.Биоиндикация(6 часов).

Плюсы и минусы биоиндикационного метода исследования, его значение. Организмы-индикторы.

Экскурсия «Фито-и лихеноиндикаторы состояния природной среды». Отчет по индивидуальным наблюдениям.

7.Мониторинг здоровья человека (12 часов).

Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровье и окружающая среда: влияние антропогенного загрязнения на состояние здоровья. Здоровье и качество питьевой воды. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека. Питание и здоровье человека.

Практическая часть:

-сравнительный анализ жесткости воды различных источников;

-социологические исследования;

- оформление рефератов по темам: «Здоровье и качество питьевой воды (пищи, воздуха)».

8. Итоговая конференция(2 часа).

Защита рефератов и исследовательских проектов.


Темы для исследовательской работы и рефератов.

1.Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места в производственных мастерских.

2. Обеспечение здоровья и безопасности при выполнении лабораторно-практических работ по химии и биологии.

3. Изучение экологического состояния пришкольной территории.

4. Определение естественных температурных градиентов в водоеме и их значение для жизнедеятельности организмов.

5. Изучение солевого баланса как одного из условий экологического равновесия экосистемы водоема.

6. Мониторинг запыленности местности и жилых помещений.

7. Изучение вторичного загрязнения воздуха пылью.

8. Оценка масштаба загрязнения воздуха автотранспортом в поселке.

9. Оценка экологического состояния почвы в цветочных горшках (цветниках, клумбах) школы по содержанию солей.

10. Определение видового состава лишайников, обитающих в районах с разной степенью загрязненности атмосферы.

11. Здоровье и качество питьевой воды.

12. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека.

13. Питание и здоровье человека.



Литература для учащихся:

1.К.Е.Мансурова, Г.Н.Кокуева Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города, -М., «Владос», 2001

2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М., Экологическая азбука школьника, Уфа, РИО, 1992

3. Л.В.Яковлева Лабораторные и практические занятия по биологии, - М., «Владос», 2003

4.Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии – М., «Просвещение», 1995

5. Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник: пер. с нем. –М., «Прогресс», 1993, - 640 с

6. А.Ахматов. Экология. Энциклопедический словарь, Казань: Татарское книжное издательство, 1995

7.Л.П.Анастасова, Д.П.Гольнева и др. Человек и окружающая среда, М.: Просвещение, 1997

8.Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник и др. Экология М.: «Дрофа», 1997


Литература для учителя:

1.Саутин Е.А. Организация и проведение экологического мониторинга в Республике Татарстан. Казань, 2005

2. Саутин Е.А., Ахмадиев Г.М. и др. Концепция непрерывного экологического образования и воспитания в городе Елабуге и Елабужском районе

3.В.И.Коробкин, Л.В.Передельский Экология для студентов вузов. Ростов на Дону.: Феникс, 2000

4.Т.А.Попова Экология в школе. Мониторинг природной среды. М.: Сфера, 2005

5 Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии, М., АО МДС, 1996

6.Аввакумова О.В. Методики проведения исследовательских работ по школьному мониторингу.

7.Государственный Доклад. О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 1995-2003.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!