Программа элективного курса «Решение географических задач. 9 класс»
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 классов для углубленного изучения практической части географии, который позволит школьникам получить дополнительную подготовку к ОГЭ. Представленный элективный курс расширяет и углубляет содержание базового курса географии. Программа обобщает практический материал курса географии с 6 по 9 класс по заданиям КИМов, которые отдельно не рассматриваются на уроках. В программе подобран материал для обобщения и прорешивания вариантов ОГЭ, часто встречающихся на экзаменах. Содержание курса предполагает использования активных форм обучения в ходе работы с картами атласа, планом местности, анализом диаграмм, схем, картосхем и т. д. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщенно задачами разных типов.
Цель курса: ориентировать учащихся 9 классов на перспективу успешной сдачи выпускных экзаменов по географии; формировать умение мыслить логически, делать собственные выводы и прогнозы, развивать склонности к научному анализу и творческому мышлению.
Задачи курса:
-познакомить учащихся с решением разных типов задач по географии;
–научить применять знания и навыки в практической деятельности;
–использовать географическую информацию и давать творческий анализ;
–развивать логическое мышление;
–развивать коммуникативные навыки по умению работать в группе;
–подготовить учащихся к сдаче ОГЭ
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Годовое планирование
Учебный материал. Темы.
Тема 1. План и карта. (14 часов)
Тема 2. Климат. (9 часов)
Тема 3. Задачи, на расчет количественных показателей. (4 часа)
Тема 4. Население.(6 часов)
Определение демографических показателей и плотности населения.(2 часа)
Определение региона России по краткому описанию.(2 ч.)
Определение страны по описанию. (2 часа)
Итоговое занятие. (1 час)
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
1. Основные понятия в географии.
2. Номенклатуру по темам.
3. Решение практических задач в разных темах.
4. Принцип работы с графиками, диаграммами, таблицами.
Учащиеся должны уметь:
1. Работать с планом местности и разными картами.
2. Определять азимут, направления, расстояния на плане и карте.
3. Определять температуру, осадки, работать с графиками и диаграммами.
4. Анализировать синоптическую карту и давать прогноз погоды.
5. Анализировать статистический материал и определять необходимые показатели.
7. Определять высоту Солнца в разные дни и на разных широтах.
8. «Читать» профиль рельефа местности.
9. Определять по описанию регион России или страну.
Учебно – тематический план курса
№ п/п | Наименование тем курса. | Дата | Всего часов. | В том числе. | Формы контроля. |
лекции | практика | |
| ТЕМА 1. План и карта. | | 14 | | | |
1. | Масштаб плана и карты. | | 1 | | 1 | Работа с топографической картой. |
2. | Азимут. | | 1 | | 1 | Работа с топографической картой. |
3. | Построение плана местности. | | 2 | 1 | 1 | Составление плана местности. |
4. | Изображение рельефа на плане и карте. | | 2 | 1 | 1 | Работа с картой. |
5. | Решение задач по плану местности. | | 3 | | 3 | Работа с планом местности. |
6. | Построение профиля рельефа местности. | | 4 | 1 | 3 | Работа с планом местности. |
7. | Работа по КИМам по разделу «План и карта» | | 1 | | 1 | Работа с планом местности. |
| ТЕМА 2. Климат. | | 9 | | | |
8. | Определение средних температур, амплитуды, построение графика температур и диаграмм осадков. | | 2 | 1 | 1 | Построение графиков и диаграмм. |
9. | Определение типа климата по климатограмме. | | 2 | 1 | 1 | Работа с климатограммами. |
10. | Характеристика погоды по синоптической карте. | | 2 | | 2 | Работа с синоптической картой. |
11. | Определение высоты Солнца над горизонтом. | | 2 | 1 | 1 | Решение задач по теме. |
12. | Работа по КИМам по разделу «Климат» | | 1 | | 1 | Работа с тестами ОГЭ. |
| ТЕМА 3. Задачи на расчет количественных показателей. | | 4 | | | |
13. | Задачи, на определение значений высоты, температуры или атмосферного давления. | | 2 | | 2 | Работа с таблицами. |
14. | Задачи, на определение соленности. | | 2 | | 1 | Работа со стат. материалом. |
| ТЕМА 4. Население. | | 2 | | | |
15. | Решение задач по определению естественного и миграционного прироста населения России. | | 1 | | 1 | Работа с таблицами. |
16. | Определение плотности населения. | | 1 | | 1 | Работа со стат. материалами. |
17. | Определение региона Россия по краткому описанию. | | 2 | | 2 | Работа с текстами. |
18. | Определение страны по описанию. | | 2 | | 2 | Работа с текстами. |
19. | Работа по КИМам по разделу «Население» | | 1 | | 1 | Работа с тестами ОГЭ. |
Итого. | | 34 | 6 | 28 | |