СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "История в лицах"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по истории 10 класс "История в лицах".

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "История в лицах"»















Программа элективного курса

«ИСТОРИЯ РОССИИ В ЛИЦАХ Х-XVIII вв.»

10 класс















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы элективного курса (составитель Н.И.Чеботарева) 10-11 классы «История России в лицах», соответствует учебному плану МБОУ «Макушинская СОШ №1» на 2018-2019 уч. год.


Курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 10 классе по 1 часу в неделю и предполагает изу­чение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVIII века.

Цели:

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.

  • Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.

  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.

  • Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию уважения к отечественной исто­рии через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

  • Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ве­дения дискуссий, поиска и обработки информации.

  • Способствовать развитию мыслительных, творческих, ком­муникативных способностей учащихся.

  • Способствовать формированию и развитию умения сравни­вать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

  • Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и ис­ториков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тема­ тике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мне­ний;

  • представление в виде выступлений на семинарах, эссе, пре­зентаций результатов исследований;

  • анализ точек зрения современников и историков на жизне­деятельность исторических личностей, формулирование собствен­ной позиции;

  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.


Содержание элективного курса

Введение (1 ч.)

Роль личности в истории. Критерии причисления к историче­ским личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 1. Древняя Русь (5 часов).

  1. Семинар «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Влади­мир Святославович (7-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев.

Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Кре­щение Руси.

2.Практическое занятие «Законодатели Древней Ру­си». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мо­номах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

  1. Семинар «Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Иго­ревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Влади­мир Святославович (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и актив­ный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.

  2. Семинар «Носители идеалов православия» (3 часа). Идеа­лы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христиан­ства. «Святая». Владимир Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мучениче­ская смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На­ значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?).
    Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Не­стора.

Тема 2. Русь удельная (2 часа).

1. Семинар «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распро­странение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Пе­ренесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

2. Семинар 1 ч.) «Защитники Отечества». Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (4 часа).

  1. Семинар «Деятели Руси ХIV-ХV вв.» (2 часа). Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покор­ность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

  2. Семинар (1 ч.)«Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Кано­низация.

Семинар (1 ч.) «С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси».

С. Радонежский (1314-1392). Детство Варфо­ломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митро­политом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Жи­тие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собо­ра во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551.

  1. Лекция «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.

  2. Деловая игра-дебаты «Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравст­венное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канони­зация.

Тема 4. Россия XVI века (6 часов).

  1. Семинар «Избранная рада» (2 часа). Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель Рос­сии (ведение архивом, руководство составлением «Государева ро­дословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583).
    Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

  2. Семинар (1 ч.) «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замуже­ство дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

  3. Деловая игра (1 ч.) «Суд над Иваном Грозным». Иван Гроз­ный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Ре­формы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Семинар. «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность ди­настии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхо­ждения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

Тема 5. Россия периода Смуты (5 часов).

1. Семинар «Правители эпохи» (2 часа). Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриар­шества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552-1612). Про­исхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы­ крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свер­жение. Пострижение, выдача полякам.

2. Семинар «Патриоты» (2 часа). Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интер­вентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канониза­ция. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский старос­та. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхож­дение. Начало государственной службы. Воевода. Участник перво­го ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судь­ба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ям­ского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в ук­реплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной куль­
туре России.

Тема 6. Россия в XVII веке (6 часов).

  1. Лекция «Первые Романовы на Российском престоле» (1 часа). Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избра­ние на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и

Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступле­ние на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к за­падной культуре. Современники и историки об Алексее Михайло­виче.

  1. Семинар «Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава по­сольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.

  2. Деловая игра «Церковный раскол» (2 часа). Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Ко­лычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Ми­хайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз­вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старооб­рядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

Семинар «Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхож­дение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочес­тия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.

Тема 7. Россия в XVIII веке (5 ч.)

1.Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре­стол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер­вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплек­тования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Вве­дение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.

2. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Вер­ховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения са­модержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Прав­ление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет­ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Прав­ление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по­следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

3. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолю­тизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите­ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, резуль­таты деятельности. Губернская реформа Екатерины П. Структу­ра местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расшире­ние привилегий дворянства и их власти над крепостными крес­тьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отно­шению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота горо­дам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.























Материально-техническое обеспечение элективного курса.

Литература.

  1. Васяева, М. Н. Смутное время - время упущенных возмож­ностей // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6.

  2. Великие государственные деятели России. - М., 1996.

  3. Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.

  4. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учеб­ники дореволюционной России по истории. - М., 1993.

  5. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв.-М., 1996.

10. История государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.-М., 1997.

11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993.

12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 1993.

  1. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.

  2. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.

  3. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М., 1993.

  4. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели истори­ческой мысли. - М., 1990.

17'. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.

  1. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.

Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.-№5-6

  1. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: го­сударственные деятели XVI века. - М., 2001.

  2. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.

  3. Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.

  4. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.

  5. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.

  6. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.

  7. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!