СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по истории "История России в лицах"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т. ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т. п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

 

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

 Элективный курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 9 классе предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XIX  век. Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России.   

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по истории "История России в лицах"»

Класс: 9

Учитель: Макаров Н.А.

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.


Планирование составлено на основе


1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);

2) Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)


Пояснительная записка


Актуальность:

Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т. ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т. п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.


Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

Элективный курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 9 классе предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XIX век. Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России.


Цель:

  • Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей;

  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;

  • Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определённых этапах её развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

  • Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, формированию исследовательской компетенции.

  • Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, а также приемов организации своей исследовательской деятельности и представления ее результатов.

  • Способствовать формированию и развитию умения формулировать цели и задачи исследования, делать обобщения и выводы исходя из поставленных целей и задач на основе собранного исторического материала.

  • Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

  • Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России. Позволяет обучающимся 9 класса дополнить материал, который они изучали в 6-8 классах более подробной информацией об исторических личностях X–XVII вв. Реализация практической части элективного курса направлена на формирование и совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный курс способствует формированию как общеучебных умений и навыков, а также предметных и метапредметных компетенций. Занятия по программе данного элективного курса в рамках предпрофильной подготовки позволят сделать правильный выбор в пользу дальнейшего обучения в 10-м профильном социально- гуманитарном классе.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

  • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;

  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

  • представление результатов своей исследовательской деятельности в виде выступлений на семинарах и конференциях различного уровня, написания эссе, создания презентаций;

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.


Межпредметные связи.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».


Основные методы работы:

  • анализ исторической литературы и исторических источников,

  • эвристическая беседа,

  • лекция,

  • дискуссия (дебаты),

  • «мозговой штурм» и др.


Основные формы отчетности:

1.тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий, исследования-миниатюры),

2.творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?», исследовательские работы и проекты, рефераты).


Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе;

возможность создания и демонстрации электронных презентаций;

наличие раздаточного материала.(тексты исторических документов)

программа курса

Введение (1 час).

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Раздел 1. Древняя Русь ( 9 часов)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.


Тема 2. Первые Киевские князья (1 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.


Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.


Тема 4. Носители идеалов православия (1 ч.)

Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)–969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение митрополитом (1051). Версии о судьбе: Антоний Печерский. Феодосий Печерский (1036–1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.


Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.


Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.


Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.


Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.


Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.


Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.


Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.


Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский.


Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.


Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.


Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.


Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.


Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.


Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.


Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.


Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.


Раздел 4. Россия в XVIII веке (8 часов)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.


Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(1 ч.)

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.


Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.


Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.


Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.)

Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.


Тема 7. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.


Тема 8. Русское “Просвещение” (1 ч.)

Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.


Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I (1 ч.)

“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.


Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.


Тема 3. Витте С.Ю. (1 ч.)

Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.


Тема 4. Столыпин П.А. (1 ч.)

Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.


Итоговое повторение (1 час)

Календарно-тематическое планирование курса

№ Урока

Дата

План/факт

Тип урока

Название темы, раздела

Количество часов


Введение

1 ч.

1


Комбинированный

Введение. Роль личности в истории.

1

Раздел 1. Древняя Русь

9 ч.

2


Комбинированный

Призвание варягов. Рюрик.

1

3


Комбинированный

Первые Киевские князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав

1

4


Комбинированный

Владимир Святой

1

5


Комбинированный

Носители идеалов православия

1

6


Комбинированный

Ярослав Мудрый

1

7


Комбинированный

Владимир Мономах

1

8


Комбинированный

Князья периода феодальной раздробленности.

1

9


Комбинированный

Александр Невский

1

10


Комбинированный

Деятели русской церкви и культуры.

1

Раздел 2. Московская Русь.

6 ч.

11


Комбинированный

Собиратели Руси. Иван Калита.

1

12


Комбинированный

Дмитрий Донской.

1

13


Комбинированный

Сергий Радонежский.

1

14


Комбинированный

Иван III.

1

15


Комбинированный

Иван Грозный.

1

16


Комбинированный

Великие живописцы.

1

Раздел 3. Россия в XVII веке.

6 ч.

17


Комбинированный

Правители периода СМУТЫ. Борис Годунов

1

18


Комбинированный

Патриоты России. Минин и Пожарский.

1

19


Комбинированный

Первые Романовы на российском престоле. Алексей Михайлович «Тишайший».

1

20


Комбинированный

Степан Разин

1

21


Комбинированный

Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Боярыня Морозова.


22


Комбинированный

Деятели культуры. Симеон Полоцкий. Симон Ушаков.

1

Раздел 4. Россия в XVIII веке.

7 ч.

23


Комбинированный

Петр I

1

24


Комбинированный

Птенцы гнезда Петрова.

1

25


Комбинированный

Женщины на престоле. Анна Иоановна. Елизавета Петровна

1

26


Комбинированный

Екатерина Великая

1

27


Комбинированный

Религиозные деятели.

1

28


Комбинированный

Великие полководцы и флотоводцы.

1

29


Комбинированный

Деятели науки, литературы, живописи. Архитектуры XVII-XVIII вв.

1

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках

4 ч.

30


Комбинированный

Александр I

1

31


Комбинированный

Сперанский

1

32


Комбинированный

Витте

1

33


Комбинированный

Столыпин

1

Итоговое повторение

1 ч.

34


Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговое повторение

1











11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!