МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МОШКОВСКОГО РАЙОНА
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР: ____________ Е.А.Водянова | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Обская ООШ: _____________ Ю.С.Рыбалкина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике
«Функции и графики»
учителя математики высшей квалификационной категории
Водяновой Елены Анатольевны
Срок реализации программы: 1 год
Класс: 9
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся девятых классов, обоснованному выбору ими дальнейшего пути обучения. Элективный курс «Функции и графики» направлен на обобщение и систематизацию знаний по математике по теме «Функции школьного курса» при подготовке к ГИА, имеет практическую направленность. Программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки по математике.
Умение строить графики функций представляет большой интерес у учащихся, однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, изучаются не в полном объеме. Данный курс предполагает расширить представления учащихся о способах построения графиков функций без помощи производной. Программа дополняет базовый курс общеобразовательных программ по теме, учащимся дается возможность познакомиться с интересными, нестандартными способами построения графиков. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, использование задач различного уровня сложности, что позволяет на основе различной степени самостоятельности осваивать новое в изучении функций. Изучение элективного курса предполагает решение тестовых заданий, выполнение практических работ и лабораторных работ, в т. ч. на компьютере. Представление итогов работы в виде отдельных проектов, презентаций, творческих работ. Программа рассчитана на 16 часов.
Цель курса: создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о многообразии функций и формирования навыков построения графиков различных функций
Задачи курса:
обобщить и систематизировать знания учащихся о функциях школьного курса;
продолжить обучение работать самостоятельно с различными источниками информации;
развивать интерес учащихся к математике, понимание ее роли в человеческой деятельности;
формировать качества мышления, необходимые человеку для жизни в современном обществе;
формировать положительную мотивацию к изучению математики;
познакомить учащихся с исследовательской деятельностью при выполнении простых и увлекательных заданий;
развивать коммуникативные способности; формировать умения работать в группе, культуру ведения дискуссий, умение вести презентацию результатов своей работы.
Основные требования к знаниям, умениям.
В результате изучения элективного курса «Функции и графики»
Обучающиеся должны знать:
понятия «функция», «график функции», «область определения функции», «область значений функции»;
графики элементарных функций
свойства графиков элементарных функций;
преобразования элементарных функций;
Обучающиеся должны уметь
выполнять построение элементарных функций;
выполнять преобразование элементарных функций;
решать задачи с помощью графиков функций;
выполнять практические задания, в т.ч. задания на построение графиков функций;
выполнять тестовые задания;
работать с различной дополнительной литературой, работать в интернете;
строить графики с помощью учебных дисков, специальных компьютерных программ;
представлять итоги работы в виде проектов, творческих работ и (или) презентаций с использованием информационных технологий.
По итогам изучения элективного курса "Функции и графики» учащиеся представляют творческую работу, которая оценивается от 0 до 5 баллов.
Планируемые результаты освоения курса
Программа курса обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
По окончании изучения курса
Выпускник научится:
1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Оценивание курса осуществляется в системе «зачет» – «незачет»
Оценка «Зачет»:
учащийся освоил теоретический материал курса;
учащийся получил навыки его применения при решении конкретных задач;
в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «Незачет»:
учащийся слабо освоил теоретический материал курса;
индивидуальные домашние задания учащийся выполнил частично;
учащийся не освоил даже наиболее простые идеи и методы решений, что не позволяет ему достаточно успешно решать даже простые задачи.
Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.
Тематическое планирование учебного материала
№ урока | Тема курса | Кол-во часов | Технология реализации | Основное содержание |
всего | теория | практика |
1 | Понятие функции, функциональной зависимости | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическая работа | сопоставление графика функции реальному событию, чтение графика функции, используя его свойства |
2 | Способы задания функции. График функции | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическая работа | способы задания функции, область определения функции, область значений функции |
3 | Линейная функция и ее график | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическая работа | определение линейной функции, построение графика линейной функции, угловой коэффициент линейной функции |
4 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция, практическая работа | взаимное расположение графиков линейной функции в зависимости от коэффициентов k и b, возрастание и убывание линейной функции |
5 | Определение формулы линейной функции по ее графику | 1 | - | 1 | практическая работа | установление соответствия между графиком и формулой функции, задание формулой функции, заданной графиком |
6 | Линейная функция на отрезке | 1 | - | 1 | практикум | построение графика линейной функции, заданной на отрезке, «рисуем» с помощью графиков линейных функций |
7 | Квадратичная функция и ее график | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическая работа | определение квадратичной функции, две формулы квадратичной функции |
8 | Квадратичная функция на отрезке | 1 | - | 1 | практикум | построение графика квадратичной функции на отрезке, «рисуем» с помощью графиков квадратичных функций. |
9-10 | Преобразование графиков функций | 2 | 1 | 1 | лекция, практикум | преобразования вида y=f(x+a), y=f(x)+b, y=f(x+a)+b, определение формулы функции по смещению ее графика вдоль оси Ох и (или) оси Оу |
11 | График кусочно-заданной функции | 1 | - | 1 | практикум | |
12-13 | Функции, содержащие знак модуля | 2 | 1 | 1 | лекция, презентация практикум | понятие модуля, график функции у=|х|, алгоритм построения графиков функций у=f(|х|), у=|f(х)| |
14-15 | Практическая работа «Преобразование графиков элементарных функций» | 2 | - | 2 | практикум с использованием ПК | подготовка творческих проектов по группам, работа над проектом в онлайн-среде LearningApps.org |
16 | Итоговое занятие. Защита проектов | 1 | - | 1 | компьютерный практикум по выполнению упражнений, созданных учащимися в онлайн-среде LearningApps.org | выполнение мультимедийных и интерактивных заданий, подготовленных в онлайн-среде LearningApps.org |