СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Функции и графики"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа разработана с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся девятых классов, обоснованному выбору ими дальнейшего пути обучения. Элективный курс «Функции и графики» направлен на обобщение и систематизацию знаний по математике по теме «Функции школьного курса» при подготовке к ГИА, имеет практическую направленность.  Программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки по математике.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Функции и графики"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МОШКОВСКОГО РАЙОНА


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР:

____________ Е.А.Водянова


УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Обская ООШ:

_____________ Ю.С.Рыбалкина









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по математике

«Функции и графики»


учителя математики высшей квалификационной категории

Водяновой Елены Анатольевны



Срок реализации программы: 1 год

Класс: 9




















Пояснительная записка

Настоящая программа разработана с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся девятых классов, обоснованному выбору ими дальнейшего пути обучения. Элективный курс «Функции и графики» направлен на обобщение и систематизацию знаний по математике по теме «Функции школьного курса» при подготовке к ГИА, имеет практическую направленность. Программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки по математике.

Умение строить графики функций представляет большой интерес у учащихся, однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, изучаются не в полном объеме. Данный курс предполагает расширить представления учащихся о способах построения графиков функций без помощи производной. Программа дополняет базовый курс общеобразовательных программ по теме, учащимся дается возможность познакомиться с интересными, нестандартными способами построения графиков. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, использование задач различного уровня сложности, что позволяет на основе различной степени самостоятельности осваивать новое в изучении функций. Изучение элективного курса предполагает решение тестовых заданий, выполнение практических работ и лабораторных работ, в т. ч. на компьютере. Представление итогов работы в виде отдельных проектов, презентаций, творческих работ.  Программа рассчитана на 16 часов.

Цель курса: создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о многообразии функций и формирования навыков построения графиков различных функций

Задачи курса:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о функциях школьного курса;

  • продолжить обучение работать самостоятельно с различными источниками информации;

  • развивать интерес учащихся к математике, понимание ее роли в человеческой деятельности;

  • формировать качества мышления, необходимые человеку для жизни в современном обществе;

  • формировать положительную мотивацию к изучению математики;

  • познакомить учащихся с исследовательской деятельностью при выполнении простых и увлекательных заданий;

  • развивать коммуникативные способности; формировать умения работать в группе, культуру ведения дискуссий, умение вести презентацию результатов своей работы.







Основные требования к знаниям, умениям.

В результате изучения элективного курса «Функции и графики»

Обучающиеся должны знать:

  • понятия «функция», «график функции», «область определения функции», «область значений функции»;

  • графики элементарных функций

  • свойства графиков элементарных функций;

  • преобразования элементарных функций;

Обучающиеся должны уметь

  • выполнять построение элементарных функций;

  • выполнять преобразование элементарных функций;

  • решать задачи с помощью графиков функций;

  • выполнять практические задания, в т.ч. задания на построение графиков функций;

  • выполнять тестовые задания;

  • работать с различной дополнительной литературой, работать в интернете;

  • строить графики с помощью учебных дисков, специальных компьютерных программ;

  • представлять итоги работы в виде проектов, творческих работ и (или) презентаций с использованием информационных технологий.


По итогам изучения элективного курса "Функции и графики» учащиеся представляют творческую работу, которая оценивается от 0 до 5 баллов.

Планируемые результаты освоения курса

Программа курса обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования

личностные:

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  6. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  5. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  8. сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  12. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

  1. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

  2. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  3. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

По окончании изучения курса

Выпускник научится:

1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);

2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);

5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

Оценивание курса осуществляется в системе «зачет» – «незачет»

Оценка «Зачет»:

    • учащийся освоил теоретический материал курса;

    • учащийся получил навыки его применения при решении конкретных задач;

    • в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.

Оценка «Незачет»:

    • учащийся слабо освоил теоретический материал курса;

    • индивидуальные домашние задания учащийся выполнил частично;

    • учащийся не освоил даже наиболее простые идеи и методы решений, что не позволяет ему достаточно успешно решать даже простые задачи.

Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.






Тематическое планирование учебного материала

№ урока

Тема курса

Кол-во часов

Технология реализации

Основное содержание

всего

теория

практика

1

Понятие функции, функциональной зависимости

1

0,5

0,5

беседа, практическая работа

  • сопоставление графика функции реальному событию,

  • чтение графика функции, используя его свойства

2

Способы задания функции.

График функции

1

0,5

0,5

беседа, практическая работа

  • способы задания функции,

  • область определения функции,

  • область значений функции

3

Линейная функция и ее график

1

0,5

0,5

беседа, практическая работа

  • определение линейной функции,

  • построение графика линейной функции,

  • угловой коэффициент линейной функции

4

Взаимное расположение графиков линейных функций

1

0,5

0,5

лекция,

практическая работа

  • взаимное расположение графиков линейной функции в зависимости от коэффициентов k и b,

  • возрастание и убывание линейной функции

5

Определение формулы линейной функции по ее графику

1

-

1

практическая работа

  • установление соответствия между графиком и формулой функции,

  • задание формулой функции, заданной графиком

6

Линейная функция на отрезке

1

-

1

практикум

  • построение графика линейной функции, заданной на отрезке,

  • «рисуем» с помощью графиков линейных функций

7

Квадратичная функция и ее график

1

0,5

0,5

беседа, практическая работа

  • определение квадратичной функции,

  • две формулы квадратичной функции

8

Квадратичная функция на отрезке

1

-

1

практикум

  • построение графика квадратичной функции на отрезке,

  • «рисуем» с помощью графиков квадратичных функций.

9-10

Преобразование графиков функций

2

1

1

лекция,

практикум

  • преобразования вида y=f(x+a), y=f(x)+b, y=f(x+a)+b,

  • определение формулы функции по смещению ее графика вдоль оси Ох и (или) оси Оу

11

График кусочно-заданной функции

1

-

1

практикум

  • способ построения графика кусочно-заданной функции

12-13

Функции, содержащие знак модуля

2

1

1

лекция,

презентация

практикум

  • понятие модуля,

  • график функции у=|х|,

  • алгоритм построения графиков функций у=f(|х|), у=|f(х)|

14-15

Практическая работа «Преобразование графиков элементарных функций»

2

-

2

практикум с использованием ПК

  • подготовка творческих проектов по группам,

  • работа над проектом в онлайн-среде LearningApps.org

16

Итоговое занятие. Защита проектов

1

-

1

компьютерный практикум по выполнению упражнений, созданных учащимися в онлайн-среде LearningApps.org

  • выполнение мультимедийных и интерактивных заданий, подготовленных в онлайн-среде LearningApps.org



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!