Питание и здоровье
Программа элективного курса в 9 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа определяет содержание предметно ориентированного предпрофильного курса биологии для учащихся 9-го класса. Она рассчитана на 16 учебных часов (по 1 ч в неделю). Курс рекомендуется проводить в первом полугодии 9-го класса, т.к. к этому времени изучен курс анатомии и физиологии человека и заложены основы химических знаний. Пробный курс является прогностическим по отношению к профильным курсам повышенного уровня в старшей школе.
Цель курса. Способствовать расширению знаний учащихся по анатомии и физиологии человека, осознанному и успешному выбору профиля выпускниками основной школы.
Задачи курса. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к предметам биологии и физиологии человека; уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования; формировать и развивать интеллектуальные и практические умения в области естественно-научного эксперимента, умения самостоятельно приобретать знания и применять творческие способности и коммуникативные навыки.
Оборудование и реактивы. Штатив лабораторный и штатив для пробирок, пробирки лабораторные и демонстрационные, держатели для пробирок, спиртовки, бюретка, колбы мерные, фильтровальная бумага, химические стаканы; растворы йода, сульфата меди(II), пероксида водорода, крахмала, азотной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата серебра; аптечные препараты аскорбиновой кислоты, ферментов, витаминов, пищевых добавок.
Программой предусмотрено изучение основ биохимии. Осваивая содержание пробного курса, учащиеся примериваются к выбираемому профилю обучения, т.к. при разработке курса учитывалась преемственность между настоящим курсом и профильными предметами в 10–11-м классах. Программа носит интегрированный характер с курсом химии. Содержание курса основано на понятиях, изученных на уроках анатомии и физиологии человека. Курс не ставит своей задачей расширение понятийного аппарата, а рассматривает закономерности на основе эксперимента. Курс содержательно и деятельностно связан с биологическим профилем обучения, моделируя характерные для него «учебные ситуации» и проблемы. Осваивая содержание курса, школьники знакомятся с приборами и оборудованием для эксперимента, отрабатывают навыки и приемы работы с лабораторным оборудованием, чтобы с помощью опытов углубленно изучать процессы. В целом курс носит экспериментальный характер, что позволяет ученикам лучше осознать сущность биологической науки, основные методы ее познания, самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их на практике. Содержание определяется возрастными особенностями учащихся и их интересами в области познания мира.
В данном курсе применяется опережающее обучение, основанное на предыдущих и одновременных школьных курсах биологии и химии.
В качестве основной организационной формы учебных занятий предлагается проведение практикумов, исследований, а также семинаров, игровых занятий, индивидуальных консультаций.
Основные требования к знаниям и умениям
У ч а щ и е с я д о л ж н ы з н а т ь:
• логику познания в естественных науках (факты, гипотеза, эксперимент, следствие);
• роль эксперимента в познании;
• правила пользования оборудованием и реактивами;
• роль основных питательных веществ в организме человека.
У ч а щ и е с я д о л ж н ы у м е т ь:
• наблюдать и изучать свойства веществ;
• описывать результаты наблюдений;
• отбирать необходимые для проведения опытов оборудование и реактивы;
• выполнять опыты;
• интерпретировать результаты эксперимента;
• делать выводы;
• обсуждать результаты работы, участвовать в дискуссии.
Форма отчетности и критерии оценки при изучении курса. В рамках элективного курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Ученик получает «зачет» при условии выполнения двух практических работ и подготовки не менее двух выступлений по теме курса на уроках-дискуссиях или семинарах.
Дополнительные баллы учащиеся могут получить за выполнение собственного мини-исследования по теме курса.
Тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Организационная форма | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Состав пищи. Рациональное питание | Творческая мастерская | 1. Ингредиенты пищевых продуктов 2. Питательные вещества и добавки. 3. Соотношение питательных веществ в продуктах. 4. Группы продуктов по основному питательному веществу. 5. Рациональное питание | |
2 | Определение питательных веществ в растительных и животных продуктах | Практическая работа | Решение экспериментальных задач на определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания | Лабораторные опыты: 1) определение белков в соевых бобах и яйце; 2) определение жировв семенах подсолнуха и мака; 3) определение углеводов в картофеле и хлебе. Демонстрационный опыт: ксантопротеиновая реакция на белки |
3 | Расчеты количества питательных веществ в пище | Решение задач | Вычисление количества белков, жиров, углеводов в данной порции продукта | |
4 | Энергетическая ценность продуктов питания | Урок-практикум | 1. Энергетическая ценность продукта, единицы измерения. 2. Энергетическая ценность белков, жиров, углеводов. 3. Решение задач | |
5 | Ферменты | Урок-исследование | 1. Понятие о ферментах как биокатализаторах, имеющих белковую природу. 2. Особенности биокатализаторов. 3. Влияние условий на работу ферментов. 4. Денатурация, факторы, ее вызывающие | Лабораторные опыты: 1) каталитическое действие каталазы; 2) влияние температуры и характера среды на работу фермента; 3) обратимая и необратимая денатурация |
6 | Витамины | Лабораторно-практическая деятельность | 1. Kлассификация витаминов. 2. Группы витаминов. 3. Роль витаминов в обмене веществ. 4. Суточные нормы витаминов. 5. Продукты, содержащие витамины. 6. Гипер- и гиповитаминозы. 7. Способы сохранения витаминов в продуктах питания | Лабораторный опыт: качественное определение витаминов А, D и С в продуктах |
7 | Суточный рацион питания | Практическая работа | 1. Нормы потребления питательных веществ. 2. Расчет количества продуктов для получения суточной нормы питательных веществ и витаминов. 3. Составление ежедневного рациона питания | |
8 | Минеральные вещества | Семинар | 1. Макро- и микроэлементы, их роль в организме. 2. Определение качественного состава минеральной воды | |
9 | Лекарственные препараты и пищевые добавки | Лекция | 1. Лекарства, содержащие ферменты. 2. Витамины, правила приема. 3. Минеральные пищевые добавки | |
10 | Вода | Семинар | 1. Биологическое значение воды. 2. Решение задач | Лабораторные опыты: 1) расчет плотности воды; 2) расчет числа молекул в одном глотке |
11 | Пища или яд? | Урок-диспут | 1. Алкоголь: за и против. 2. Необходимы ли кофе, чай, кока-кола, жевательная резинка? | |
12 | Виды питания. Вегетарианство | Пресс-конференция | 1. Виды питания. 2. История вегетарианства. Веганы. 3. За и против вегетарианства. 4. Приготовление вегетарианских блюд | |
13 | Раздельное питание | Дискуссия | 1. Суть раздельного питания. 2. Составление меню | |
14 | Детское питание | Урок-практикум | 1. Особенности детского питания. 2. Составление меню | |
15 | Режим и гигиена питания. | Kруглый стол | 1. Режим питания. 2. Гигиена питания | |
16 | Питаниеи здоровье | Заключительная конференция в форме деловой игры | 1. Влияние питания на здоровье человека. 2. Болезни, вызываемые неправильным питанием и нарушениями технологии приготовления пищи. 3. Выбор вида питания. 4. Дегустация здоровой пищи | |
Л и т е р а т у р а д л я р а з р а б о т к и п р о г р а м м ы
Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). Практика административной работы в школе, 2003; Кленова Н. Как подготовить школу к профильному обучению. Народное образование, 2003, № 7; Новожилова Н.В., Фирсова М.М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения. Народное образование, 2004, № 2, с. 120–129; Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях на 2003–2004 учебный год. Дидактика, 2003, № 5, с. 3–11; Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. Практика административной работы в школе, 2003.
Р е к о м е н д у е м а я л и т е р а т у р а д л я и з у ч е н и я к у р с а
Азбука питания. Сост. Т.А.Комарова. Алма-Ата: Кайнар, 1990; Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. Беседы врача-педиатра о питании детей. М.: Просвещение, 1993; Павлова Т.Н. Здоровое питание. М.: Институт учебника «Пайдейя», 1998; Покровский А.А. Беседы о питании. М.: Экономика, 1986; Поляков М.А. Это полезно всем. М.: Прейскурантиздат, 1991; Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. М.: Высшая школа, 1991; Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. М.: ВО «Агропромиздат», 1987; Филиппович Ю.Б. и др. Практикум по общей биохимии. М.: Просвещение, 1975; Энциклопедия кулинарного искусства. М.: Скрижали-С, 1994.
3