СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель элективного курса – реализация  краеведческого подхода к литературному образованию школьников через обучение народной культуры старообрядцев Бурятии, которую академик Д.С. Лихачев охарактеризовал как «живой остаток древней русской культуры, сохранившей её замечательные достоинства».

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса »



Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»



Согласовано

Руководитель ШМО

________ /____________/

Протокол № __

от «__» __________ 20__ г.






Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ»

___________ /Жербанова Г.Н./



«___» _____________ 20___ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Харнутова Аксана Александровна

Ф.И.О., категория

Элективный курс

« Словесное искусство и художественная культура старообрядцев»

предмет, класс и т.д.









г Улан-Удэ

2015-2016 учебный год



Пояснительная записка.

Цель элективного курса – реализация краеведческого подхода к литературному образованию школьников через обучение народной культуры старообрядцев Бурятии, которую академик Д.С. Лихачев охарактеризовал как «живой остаток древней русской культуры, сохранившей её замечательные достоинства».

Обучение, воспитание, развитие школьника как читателя – гражданина, способного к сотрудничеству с писателем необходимо строить на воспитании чувства любви и уважении к «малой родине», на знании её фольклора, литературы и других форм проявления художественной культуры – всей материальной жизни своего народа в целом.

Названной целью определяются задачи элективного курса:

-формирование у школьников знаний о своём словесном искусстве и художественной культуре старообрядцев Бурятии как одном из источников питающих современную культуру;

-развитие специальных художественно- творческих способностей;

-с помощью народного искусства формировать устойчивый интерес к своему народу, его истории, материальной и духовной культуре, т.е. дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.

Содержание четырех разделов элективного курса включает историко-литературные сведения о раскольниках, философские труды по русскому расколу, исторические сведения о старообрядцах Бурятии, устное народное творчество писателей Бурятии из этой среды.

Курс рассчитан на 34 часа.

В результате изучения элективного курса у учащихся должно сложиться целостное представление о словесном искусстве и художественной культуре семейских, сформироваться умение читателя – сотворца автора художественного произведения.

Данный элективный курс позволяет использовать всё многообразие методического арсенала изучения искусства слова. Это и система уроков и нестандартные формы учебных занятий (лекции, семинары, деловое игры и другое), в ходе которых можно использовать такие методы, как поиск, эвристическая беседа, всевозможное творчество, анализ и синтез, обобщение и систематизация.

Успешно применяются групповые и индивидуальные формы работы.







Программа

Элективного курса « Словесное искусство и художественная культура старообрядцев»

1 «Живой остаток древней русской культуры..»Д С Лихачёв

О роли старообрядцев в истории и культуре России

«Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной»

«В. В. Розанов»

Философское осмысление великого русского раскола

В. В. Соловьёв

«Психология раскола»

Русские писатели о расколе и раскольниках.

М.В. Ломоносов. «О сохранении и размножении русского народа»

П. Мельников. (А Печерский) «Письма о расколе»

Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка»

И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада»

В. Г. Распутин. «Смысл давнего прошлого»

Выдающиеся деятели национальной русской культуры из среды старообрядцев.

Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель 17 века;

Павел Коломенский , епископ; Федосья Морозова боярыня;

И Посошков, экономист и писатель ; М В Ломоносов,

Братья Денисовы

(князья Мышецкие) ; атаман Платов- герой Отечественной войны 1812 года

Писатели и поэты;
Н.Клюев, С. Есенин , Н. Кузьмин

Иван Шмелёв, Б. Корнилов, И. Ефимов

А. Волков, Ф. Гладков

Плеяда сибирских писателей из староверов:

Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев,

Е. Мальцев – выдающийся русский земледелец


II Приверженцы протопопа Аввакума

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя-проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление его традиций последующей литературой.

Переселение старообрядцев в Сибирь.

Откуда пошли семейские? Старообрядцы осваивают новые земли на Байкале

III Народная культура старообрядцев (семейских)

Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык семейских как элемент духовной культуры и кА объект диалектологии

Фольклор. Богатство фольклора семейских, его своеобразие.

Отражение в нём национального самосознания семейских.

Жанры устного народного творчества.

Устные рассказы и предания. Отражение в них истории переселения семейских в Бурятию. Предания о протопопе Аввакуме. «Аввакум-проповедник правды», «Об Аввакуме Страдальце», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. Протопоп Аввакум как нравственный идеал старообрядцев.

Предания о переселении староверов в Забайкалье, их жизнь и родословная.

«Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру» и др.
Лирические песни. Песни о любви

Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне идеалов и чаяний семейских, нравственных устоев их крестьянской жизни. Художественное своеобразие: подголосочная полифония, необычность ритмических фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По Дону гуляет» .


Старые солдатские песни.

«Как шли, прошли солдаты молодцы», «путь – дороженька моя»

Шуточные и плясовые песни.

«Уж, вы, сени, мои сени», « По ельничку, по березничку»

Песни тюремной неволи

Шуточные и плясовые песни

«Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской дороге»

Частушки.

Отражение характера , образа жизни семейских в частушках. своеобразие языка.

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка – пословиц семейских.


IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.

«Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской боли»(И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества И. К. Калашникова

Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка Нравственных вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в ситуации нравственного выбора.

Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре гражданской войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма.

Роман «Разрыв –трава». Жизнь старообрядческого села, втянутого в водоворот всемирно – исторических событий, картина одной семьи в трёх поколениях, последовательно прошедших через десятилетия величайших событий. Образ Корня Родионова. Нравственные проблемы романа: проблема совести, нравственного выбора. Особенности пейзажа. Богатство яркость, многоцветие языка.

Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингисхана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис-хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека, тем более исторической, перед настоящим и будущим.

С. Лобозеров Краткий очерк жизни и творчества

С. Лобозеров «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни ). Жизни современного семейского села. Исследование характеров современников. Особенности драматургии С Лобозерова.

V Писатели Бурятии из среды старообрядцев.

1.А.А Белоусов. Калашников и его роман «Разрыв трава» в кн. Литература Сов Бурятии. Улан-Удэ, 1978,-С126-134

2.Л. Климович. Историзм, идейность, мастерство. Исследовательские этюды. М., Сов,писатель.,1985,-С9-39. Правда и вымысел о Чингисхане и его времени («Жестокий век» Исай Калашникова)

3. М. Н. Ломунова. Исай Калашников. Улан-Удэ, Бур. кн изд-во,1986

4. Б Любимов взлет после антракта. Премьера драмы. («По соседству мы живём») С Лобзерова во MXATe).Сов Россия,1987,5 февраля

5. Э. Сосновская. Открывая Лобозерова.: о его комедиях можно говорить как об особом явлении в драматургии Бурятия, 1993,27 марта

6.С.М Тулохонов. Художественная философия истории в романе И Калашникова «Жестокий век» (поиски нового в изучении литературы народов СССР),Улан-Удэ,1991,-С 73-84










Тематическое планирование

П.п

Наименование темы

Кол-во часов

1

1 «Живой остаток древней русской культуры..»Д С Лихачёв

О роли старообрядцев в истории и культуре России

«Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной»

В. В. Розанов .Философское осмысление великого русского раскола

В. В. Соловьёв«Психология раскола»

2

Русские писатели о расколе и раскольниках.

М.В. Ломоносов. «О сохранении и размножении русского народа»

П. Мельников. (А Печерский) «Письма о расколе»

Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка»

И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада»

В. Г. Распутин. «Смысл давнего прошлого»

3

Выдающиеся деятели национальной русской культуры из среды старообрядцев.

Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель 17 века;

Павел Коломенский , епископ; Федосья Морозова, боярыня;

И Посошков, экономист и писатель ; М В Ломоносов;Братья Денисовы (князья Мышецкие) ; атаман Платов- герой Отечественной войны 1812 года.

Писатели и поэты:Н.Клюев, С. Есенин , Н. Кузьмин;Иван Шмелёв, Б. Корнилов, И. Ефимов;А. Волков, Ф. Гладков

Плеяда сибирских писателей из староверов:Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев.

4

II Приверженцы протопопа Аввакума

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя-проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление его традиций последующей литературой.

5

Переселение старообрядцев в Сибирь.

Откуда пошли семейские? Старообрядцы осваивают новые земли на Байкале

6

III Народная культура старообрядцев (семейских)

Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык семейских как элемент духовной культуры и кА объект диалектологии

7

Фольклор. Богатство фольклора семейских, его своеобразие.

Отражение в нём национального самосознания семейских.

Жанры устного народного творчества. Устные рассказы и предания. Отражение в них истории переселения семейских в Бурятию. Предания о протопопе Аввакуме. «Аввакум-проповедник правды», «Об Аввакуме Страдальце», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. Протопоп Аввакум как нравственный идеал старообрядцев.

8

Предания о переселении староверов в Забайкалье, их жизнь и родословная.

«Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру» и др.

9

Лирические песни. Песни о любви

Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне идеалов и чаяний семейских, нравственных устоев их крестьянской жизни. Художественное своеобразие: подголосочная полифония, необычность ритмических фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По Дону гуляет»

10

Старые солдатские песни.

«Как шли, прошли солдаты молодцы», «путь – дороженька моя»

Шуточные и плясовые песни. «Уж, вы, сени, мои сени», « По ельничку, по березничку»

Песни тюремной неволи.Шуточные и плясовые песни «Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской дороге».

Частушки.Отражение характера , образа жизни семейских в частушках. своеобразие языка.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка – пословиц семейских.

11

IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.

«Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской боли»(И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества И. К. Калашникова .Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка Нравственных вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в ситуации нравственного выбора.

12

Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре гражданской войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма.

13

Роман «Разрыв –трава». Жизнь старообрядческого села, втянутого в водоворот всемирно – исторических событий, картина одной семьи в трёх поколениях, последовательно прошедших через десятилетия величайших событий. Образ Корня Родионова. Нравственные проблемы романа: проблема совести, нравственного выбора. Особенности пейзажа. Богатство яркость, многоцветие языка.

14

Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингисхана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис-хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека, тем более исторической, перед настоящим и будущим.

15

С. Лобозеров Краткий очерк жизни и творчества

С. Лобозеров «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни ). Жизни современного семейского села. Исследование характеров современников. Особенности драматургии С Лобозерова.

16

Круглый стол с представителями Центра культуры старообрядцев Забайкалья на тему « Словесное искусство и художественная культура старообрядцев»



Литература:

1. О роли старообрядцев в истории и культуре России

Д.С Лихачёв. Прошлое – будущему. Л, 1985

Д С Лихачёв. Предварителные итоги тысячелетнего опыта.

Журнал «Огонёк», 1988, №10, -С 12

2. П И Мельников . (А Печерский). Письма о расколе.

Собр.соч в 8 томах, т.8. М, 1976,-С. 11

3.Очерки русской культуры 17 века. ч.2.

М,1979,-С.312

4. В Г Распутин Смысл давнего прошлого. «Россия древняя и вечная».

Иркутск., 1992, с 140-158

5.В В розанов. Психология раскола. М, 1985

6. Л И Савельев. Записки по русской философии. М, 1993, №5,-Сс179

II Последователи протопопа Аввакума.

1. Ф.Ф. Болонев. Старообрдцы Забайкалья в XVII-XX веках. М, 1979

2. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. Иркутск, 1079

3. А.А. Лебедев. К истории формирования русского населения Забайкалья его хозяйственного и семейного быта (XIX- начало XX века). Энтография русского населения Сибири и Средней Азии. М, 1969, -С 104-188

4. С.В. Максимов Сибирь и каторга. Сиб, 1871,т1, -С 353-354

5. А.М.Селищев. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920, -С 73

6. В.П. Мотицкий. Старообрядчество Забайкалья. М, 1976

7. Н.М. Никольский. История русской церкви. М, 1983, -С 136

III Народная культура старообрядцев.

1. Исследования бурятских и русских говоров: /Сб. статей/ АН СССР, Сиб. Отделение Бурят.фил.Инст.обществ.наук.

2. Редкол.: ЦБ, Цыдендамбаев и др.- Улан-Удэ, 1977, с 220 Из содержания: Э.Д. Соколова. Забайкальские диалектизмы в романе И. Калашникова «Разрыв - трава», с 184-192

3. Г И Ильина- Охрименко. Народное исскуство семейских Забайкалья XIX-XXвека. Резьба и росьпись Забайкалья. Советская этнография, 1965, №1,-С 127-171

4.Г. И. Ильина- Охрименко. Русская домовая роспись Забайкалья. Советская этнография,1965,№1,-С 127-171

5. П Ф Калашников К изучению говора семейских.- Тр.кафедра русс.яз вузов Вост. Сибири и Дальнего Востока,вып.Сибири и Дальнего Востока,вып.4, 1966,-С26-36

6. П. Ф. Калашников. Фонетические особенности говоров «семейских» Забайкалья.- Уч. зап. (Моск. Обл. пед. Инст-т), т 163,Русс яз., вып.12, 1966,-С 315 335

7. Г. С. Маслов. Русский народный костюм Восточной Сибири.

Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1962, вып.3, С 17-25

8. Б. В. Матхеев. К вопросу о типологии лексических диалектизмов (на материале русских говоров Иркут. Обл. и Бурят . АССР)- В кн.: Материалы межвузовской научной конференции по проблемам советской литературы

9. Е. И. Тынтуева. Из наблюдений над некоторыми названиями одежды в говоре семейских Забайкалья. – В кн.: Вопросы стилистики русского языка. Улан-Удэ, 1972,-С62-69

10. Е. И. Тынтуева. Бытовая лексика говора «семейских» Забайкалья. Авторефер.дис. на соискание ученой степени канд. Филолог. Наук . Улан-Удэ, 1975,-С12

11. Фольклор семейских. Сб. составили Л. Е. Элиасов., И. З, Ярневский.

Улан-Удэ, 1963

Писатели Бурятии из среды старообрядцев.

1.А.А Белоусов. Калашников и его роман «Разрыв трава» в кн. Литература Сов Бурятии. Улан-Удэ, 1978,-С126-134

2.Л. Климович. Историзм, идейность, мастерство. Исследовательские этюды. М., Сов,писатель.,1985,-С9-39. Правда и вымысел о Чингисхане и его времени («Жестокий век» Исай Калашникова)

3. М. Н. Ломунова. Исай Калашников. Улан-Удэ, Бур. кн изд-во,1986

4. Б Любимов взлет после антракта. Премьера драмы. («По соседству мы живём») С Лобзерова во MXATe).Сов Россия,1987,5 февраля

5. Э. Сосновская. Открывая Лобозерова.: о его комедиях можно говорить как об особом явлении в драматургии Бурятия, 1993,27 марта

6.С.М Тулохонов. Художественная философия истории в романе И Калашникова «Жестокий век» (поиски нового в изучении литературы народов СССР),Улан-Удэ,1991,-С 73-84









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!