Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»
Согласовано Руководитель ШМО ________ /____________/ Протокол № __ от «__» __________ 20__ г. |
|
Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ» ___________ /Жербанова Г.Н./
«___» _____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Харнутова Аксана Александровна
Ф.И.О., категория
Элективный курс
« Словесное искусство и художественная культура старообрядцев»
предмет, класс и т.д.
г Улан-Удэ
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Цель элективного курса – реализация краеведческого подхода к литературному образованию школьников через обучение народной культуры старообрядцев Бурятии, которую академик Д.С. Лихачев охарактеризовал как «живой остаток древней русской культуры, сохранившей её замечательные достоинства».
Обучение, воспитание, развитие школьника как читателя – гражданина, способного к сотрудничеству с писателем необходимо строить на воспитании чувства любви и уважении к «малой родине», на знании её фольклора, литературы и других форм проявления художественной культуры – всей материальной жизни своего народа в целом.
Названной целью определяются задачи элективного курса:
-формирование у школьников знаний о своём словесном искусстве и художественной культуре старообрядцев Бурятии как одном из источников питающих современную культуру;
-развитие специальных художественно- творческих способностей;
-с помощью народного искусства формировать устойчивый интерес к своему народу, его истории, материальной и духовной культуре, т.е. дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.
Содержание четырех разделов элективного курса включает историко-литературные сведения о раскольниках, философские труды по русскому расколу, исторические сведения о старообрядцах Бурятии, устное народное творчество писателей Бурятии из этой среды.
Курс рассчитан на 34 часа.
В результате изучения элективного курса у учащихся должно сложиться целостное представление о словесном искусстве и художественной культуре семейских, сформироваться умение читателя – сотворца автора художественного произведения.
Данный элективный курс позволяет использовать всё многообразие методического арсенала изучения искусства слова. Это и система уроков и нестандартные формы учебных занятий (лекции, семинары, деловое игры и другое), в ходе которых можно использовать такие методы, как поиск, эвристическая беседа, всевозможное творчество, анализ и синтез, обобщение и систематизация.
Успешно применяются групповые и индивидуальные формы работы.
Программа
Элективного курса « Словесное искусство и художественная культура старообрядцев»
1 «Живой остаток древней русской культуры..»Д С Лихачёв
О роли старообрядцев в истории и культуре России
«Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной»
«В. В. Розанов»
Философское осмысление великого русского раскола
В. В. Соловьёв
«Психология раскола»
Русские писатели о расколе и раскольниках.
М.В. Ломоносов. «О сохранении и размножении русского народа»
П. Мельников. (А Печерский) «Письма о расколе»
Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка»
И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада»
В. Г. Распутин. «Смысл давнего прошлого»
Выдающиеся деятели национальной русской культуры из среды старообрядцев.
Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель 17 века;
Павел Коломенский , епископ; Федосья Морозова боярыня;
И Посошков, экономист и писатель ; М В Ломоносов,
Братья Денисовы
(князья Мышецкие) ; атаман Платов- герой Отечественной войны 1812 года
Писатели и поэты;
Н.Клюев, С. Есенин , Н. Кузьмин
Иван Шмелёв, Б. Корнилов, И. Ефимов
А. Волков, Ф. Гладков
Плеяда сибирских писателей из староверов:
Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев,
Е. Мальцев – выдающийся русский земледелец
II Приверженцы протопопа Аввакума
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя-проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление его традиций последующей литературой.
Переселение старообрядцев в Сибирь.
Откуда пошли семейские? Старообрядцы осваивают новые земли на Байкале
III Народная культура старообрядцев (семейских)
Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык семейских как элемент духовной культуры и кА объект диалектологии
Фольклор. Богатство фольклора семейских, его своеобразие.
Отражение в нём национального самосознания семейских.
Жанры устного народного творчества.
Устные рассказы и предания. Отражение в них истории переселения семейских в Бурятию. Предания о протопопе Аввакуме. «Аввакум-проповедник правды», «Об Аввакуме Страдальце», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. Протопоп Аввакум как нравственный идеал старообрядцев.
Предания о переселении староверов в Забайкалье, их жизнь и родословная.
«Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру» и др.
Лирические песни. Песни о любви
Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне идеалов и чаяний семейских, нравственных устоев их крестьянской жизни. Художественное своеобразие: подголосочная полифония, необычность ритмических фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По Дону гуляет» .
Старые солдатские песни.
«Как шли, прошли солдаты молодцы», «путь – дороженька моя»
Шуточные и плясовые песни.
«Уж, вы, сени, мои сени», « По ельничку, по березничку»
Песни тюремной неволи
Шуточные и плясовые песни
«Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской дороге»
Частушки.
Отражение характера , образа жизни семейских в частушках. своеобразие языка.
Пословицы и поговорки.
Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка – пословиц семейских.
IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев.
«Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской боли»(И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества И. К. Калашникова
Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка Нравственных вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в ситуации нравственного выбора.
Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре гражданской войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма.
Роман «Разрыв –трава». Жизнь старообрядческого села, втянутого в водоворот всемирно – исторических событий, картина одной семьи в трёх поколениях, последовательно прошедших через десятилетия величайших событий. Образ Корня Родионова. Нравственные проблемы романа: проблема совести, нравственного выбора. Особенности пейзажа. Богатство яркость, многоцветие языка.
Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингисхана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис-хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека, тем более исторической, перед настоящим и будущим.
С. Лобозеров Краткий очерк жизни и творчества
С. Лобозеров «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни ). Жизни современного семейского села. Исследование характеров современников. Особенности драматургии С Лобозерова.
V Писатели Бурятии из среды старообрядцев.
1.А.А Белоусов. Калашников и его роман «Разрыв трава» в кн. Литература Сов Бурятии. Улан-Удэ, 1978,-С126-134
2.Л. Климович. Историзм, идейность, мастерство. Исследовательские этюды. М., Сов,писатель.,1985,-С9-39. Правда и вымысел о Чингисхане и его времени («Жестокий век» Исай Калашникова)
3. М. Н. Ломунова. Исай Калашников. Улан-Удэ, Бур. кн изд-во,1986
4. Б Любимов взлет после антракта. Премьера драмы. («По соседству мы живём») С Лобзерова во MXATe).Сов Россия,1987,5 февраля
5. Э. Сосновская. Открывая Лобозерова.: о его комедиях можно говорить как об особом явлении в драматургии Бурятия, 1993,27 марта
6.С.М Тулохонов. Художественная философия истории в романе И Калашникова «Жестокий век» (поиски нового в изучении литературы народов СССР),Улан-Удэ,1991,-С 73-84
Тематическое планирование
№ П.п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | 1 «Живой остаток древней русской культуры..»Д С Лихачёв О роли старообрядцев в истории и культуре России «Они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной» В. В. Розанов .Философское осмысление великого русского раскола В. В. Соловьёв«Психология раскола» | 2ч |
2 | Русские писатели о расколе и раскольниках. М.В. Ломоносов. «О сохранении и размножении русского народа» П. Мельников. (А Печерский) «Письма о расколе» Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка» И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада» В. Г. Распутин. «Смысл давнего прошлого» | 2ч |
3 | Выдающиеся деятели национальной русской культуры из среды старообрядцев. Аввакум Петров- протопоп, выдающийся писатель 17 века; Павел Коломенский , епископ; Федосья Морозова, боярыня; И Посошков, экономист и писатель ; М В Ломоносов;Братья Денисовы (князья Мышецкие) ; атаман Платов- герой Отечественной войны 1812 года. Писатели и поэты:Н.Клюев, С. Есенин , Н. Кузьмин;Иван Шмелёв, Б. Корнилов, И. Ефимов;А. Волков, Ф. Гладков Плеяда сибирских писателей из староверов:Е. Пермитин, А. Коптелов, И. Чернев. | 2ч |
4 | II Приверженцы протопопа Аввакума «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. Искусство писателя-проповедника в потоке русской литературы: освоение Аввакумом художественного наследия Древней Руси и осмысление его традиций последующей литературой. | 2ч |
5 | Переселение старообрядцев в Сибирь. Откуда пошли семейские? Старообрядцы осваивают новые земли на Байкале | 2ч |
6 | III Народная культура старообрядцев (семейских) Дом. Одежда. Утварь. Хозяйственные постройки. Язык семейских как элемент духовной культуры и кА объект диалектологии | 2ч |
7 | Фольклор. Богатство фольклора семейских, его своеобразие. Отражение в нём национального самосознания семейских. Жанры устного народного творчества. Устные рассказы и предания. Отражение в них истории переселения семейских в Бурятию. Предания о протопопе Аввакуме. «Аввакум-проповедник правды», «Об Аввакуме Страдальце», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. Протопоп Аввакум как нравственный идеал старообрядцев. | 2ч |
8 | Предания о переселении староверов в Забайкалье, их жизнь и родословная. «Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру» и др. | 2ч |
9 | Лирические песни. Песни о любви Лирическая песня как вид (жанр) семейской народной обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песне идеалов и чаяний семейских, нравственных устоев их крестьянской жизни. Художественное своеобразие: подголосочная полифония, необычность ритмических фигур. «Сады мои, садочки», «расчеремушка», «По Дону гуляет» | 3ч |
10 | Старые солдатские песни. «Как шли, прошли солдаты молодцы», «путь – дороженька моя» Шуточные и плясовые песни. «Уж, вы, сени, мои сени», « По ельничку, по березничку» Песни тюремной неволи.Шуточные и плясовые песни «Бездомный бродяга по свету скитался», «По старой калужской дороге». Частушки.Отражение характера , образа жизни семейских в частушках. своеобразие языка. Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности языка – пословиц семейских. | 2ч |
11 | IV Писатели Бурятии из среды старообрядцев. «Беспощадная честность и ясность цели и сочувствие к людской боли»(И К Калашников). Краткий очерк жизни и творчества И. К. Калашникова .Повесть «Через топи», «Подлесок». Постановка Нравственных вопросов, попытка раскрыть внутренний мир человека в ситуации нравственного выбора. | 2ч |
12 | Роман «Последнее отступление». Семейские в вихре гражданской войны. Судьба Захара Кравцова. Исследование человеческого характера в критических обстоятельствах. Проблема гуманизма. | 2ч |
13 | Роман «Разрыв –трава». Жизнь старообрядческого села, втянутого в водоворот всемирно – исторических событий, картина одной семьи в трёх поколениях, последовательно прошедших через десятилетия величайших событий. Образ Корня Родионова. Нравственные проблемы романа: проблема совести, нравственного выбора. Особенности пейзажа. Богатство яркость, многоцветие языка. | 2ч |
14 | Роман «Жестокий век». Крупное историческое полотно об эпохе Чингисхана (12-13 века). Формирование характера Темуджина, Чингис-хана. Путь жизни и деятельность. Мысль об ответственности человека, тем более исторической, перед настоящим и будущим. | 3ч |
15 | С. Лобозеров Краткий очерк жизни и творчества С. Лобозеров «Маленький спектакль на лоне природы» (пьеса из деревенской жизни ). Жизни современного семейского села. Исследование характеров современников. Особенности драматургии С Лобозерова. | 3ч |
16 | Круглый стол с представителями Центра культуры старообрядцев Забайкалья на тему « Словесное искусство и художественная культура старообрядцев» | 1ч |
Литература:
1. О роли старообрядцев в истории и культуре России
Д.С Лихачёв. Прошлое – будущему. Л, 1985
Д С Лихачёв. Предварителные итоги тысячелетнего опыта.
Журнал «Огонёк», 1988, №10, -С 12
2. П И Мельников . (А Печерский). Письма о расколе.
Собр.соч в 8 томах, т.8. М, 1976,-С. 11
3.Очерки русской культуры 17 века. ч.2.
М,1979,-С.312
4. В Г Распутин Смысл давнего прошлого. «Россия древняя и вечная».
Иркутск., 1992, с 140-158
5.В В розанов. Психология раскола. М, 1985
6. Л И Савельев. Записки по русской философии. М, 1993, №5,-Сс179
II Последователи протопопа Аввакума.
1. Ф.Ф. Болонев. Старообрдцы Забайкалья в XVII-XX веках. М, 1979
2. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. Иркутск, 1079
3. А.А. Лебедев. К истории формирования русского населения Забайкалья его хозяйственного и семейного быта (XIX- начало XX века). Энтография русского населения Сибири и Средней Азии. М, 1969, -С 104-188
4. С.В. Максимов Сибирь и каторга. Сиб, 1871,т1, -С 353-354
5. А.М.Селищев. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920, -С 73
6. В.П. Мотицкий. Старообрядчество Забайкалья. М, 1976
7. Н.М. Никольский. История русской церкви. М, 1983, -С 136
III Народная культура старообрядцев.
1. Исследования бурятских и русских говоров: /Сб. статей/ АН СССР, Сиб. Отделение Бурят.фил.Инст.обществ.наук.
2. Редкол.: ЦБ, Цыдендамбаев и др.- Улан-Удэ, 1977, с 220 Из содержания: Э.Д. Соколова. Забайкальские диалектизмы в романе И. Калашникова «Разрыв - трава», с 184-192
3. Г И Ильина- Охрименко. Народное исскуство семейских Забайкалья XIX-XXвека. Резьба и росьпись Забайкалья. Советская этнография, 1965, №1,-С 127-171
4.Г. И. Ильина- Охрименко. Русская домовая роспись Забайкалья. Советская этнография,1965,№1,-С 127-171
5. П Ф Калашников К изучению говора семейских.- Тр.кафедра русс.яз вузов Вост. Сибири и Дальнего Востока,вып.Сибири и Дальнего Востока,вып.4, 1966,-С26-36
6. П. Ф. Калашников. Фонетические особенности говоров «семейских» Забайкалья.- Уч. зап. (Моск. Обл. пед. Инст-т), т 163,Русс яз., вып.12, 1966,-С 315 335
7. Г. С. Маслов. Русский народный костюм Восточной Сибири.
Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1962, вып.3, С 17-25
8. Б. В. Матхеев. К вопросу о типологии лексических диалектизмов (на материале русских говоров Иркут. Обл. и Бурят . АССР)- В кн.: Материалы межвузовской научной конференции по проблемам советской литературы
9. Е. И. Тынтуева. Из наблюдений над некоторыми названиями одежды в говоре семейских Забайкалья. – В кн.: Вопросы стилистики русского языка. Улан-Удэ, 1972,-С62-69
10. Е. И. Тынтуева. Бытовая лексика говора «семейских» Забайкалья. Авторефер.дис. на соискание ученой степени канд. Филолог. Наук . Улан-Удэ, 1975,-С12
11. Фольклор семейских. Сб. составили Л. Е. Элиасов., И. З, Ярневский.
Улан-Удэ, 1963
Писатели Бурятии из среды старообрядцев.
1.А.А Белоусов. Калашников и его роман «Разрыв трава» в кн. Литература Сов Бурятии. Улан-Удэ, 1978,-С126-134
2.Л. Климович. Историзм, идейность, мастерство. Исследовательские этюды. М., Сов,писатель.,1985,-С9-39. Правда и вымысел о Чингисхане и его времени («Жестокий век» Исай Калашникова)
3. М. Н. Ломунова. Исай Калашников. Улан-Удэ, Бур. кн изд-во,1986
4. Б Любимов взлет после антракта. Премьера драмы. («По соседству мы живём») С Лобзерова во MXATe).Сов Россия,1987,5 февраля
5. Э. Сосновская. Открывая Лобозерова.: о его комедиях можно говорить как об особом явлении в драматургии Бурятия, 1993,27 марта
6.С.М Тулохонов. Художественная философия истории в романе И Калашникова «Жестокий век» (поиски нового в изучении литературы народов СССР),Улан-Удэ,1991,-С 73-84