СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Природа и мы".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование тематически связано с курсом внеурочной деятельности "Основы экологии и краеведения" для 5 класса, основано на краеведческом материале. За основу структуры программы, частично, взят  Конструктор программ внеурочной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Природа и мы".»


Материалы к общеобразовательным общеразвивающим программам дополнительного образования естественнонаучной направленности




МБОУ «СШ№13 им. Э.Д. Балтина» города Смоленска


Принята на заседании Утверждаю:

методического (педагогического) совета Директор МБОУ» СШ№13 им. Э.Д. Балтина

от "__" ______________ 20__ г. _____________________ /ФИО/

Протокол N _______________ "__" ______________ 20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественнонаучной направленности

«_Природа и мы_»

название программы


Возраст обучающихся: 11-12_ лет

Срок реализации: 2023-2024 уч. год


Автор-составитель: Марковкина О.В.,

Учитель географии.





г. Смоленск

2023









Пояснение к конструктору дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ


Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ гл.1 ст.2 п.14) [1].

К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ФЗ гл.2 ст.12 п.4) [1].

Дополнительные общеобразовательные программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей (Порядок, п.9): технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической (социально-гуманитарной направленности [6]).

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ, ст.3, п.25).

К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (ФЗ ст.28, п.6) [1].

Образовательные программы определяют содержание образования (ФЗ ст.12, п.1) [1]. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ гл.10 ст.75 п.4) [1].

Особенностью представленного содержания программ дополнительного образования является то, что оно разработано на основе содержания проектов и мероприятий Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – Российское движение школьников, РДШ), созданной Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536, которая является самой массовой организацией, объединяющей обучающихся от 8 до 18 лет и реализующей воспитательные практики , направленные на личностное развитие, гражданскую активность, военно-патриотическое воспитание, формирование информационно-медийной культуры обучающихся.


Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и реализацию общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»

  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»












Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1. 1. Пояснительная записка

1. 1.1. Направленность программы – естественнонаучная.

1.1.2. Актуальность программы

Программы естественнонаучной направленности ориентированы на становление у детей и молодежи научного мировоззрения, освоение методов познания мира. Актуальность программ этой направленности обусловлена развитием наукоемких технологий во всех областях деятельности современного общества, что требует от человека не просто новых знаний и умений, но знаний и умений по-новому организованных. Одним их перспективных направлений в развитии программ естественнонаучной направленности является интеграция различных областей знаний: химии, биологии, экологии, физики и других, которая позволяет сформировать у детей взгляд на мир как на среду, где протекает одновременно множество взаимно обусловленных и взаимно влияющих процессов, где малое изменение условий может привести к мощному отклику и наоборот.

Занятия детей в объединениях естественнонаучной направленности способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по математике, физике, биологии, химии, информатике, экологии, географии; формированию у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности. Дети учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность. Естественнонаучная направленность включает программы, предметно связанные с изучением общеобразовательных программ, а также внешкольных дисциплин: астрономии, геологии, палеонтологии, медицины, биологии, экологии. Все программы естественнонаучной направленности предлагают широкий спектр тем для проектной и учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в интересующей области: ставить цель работы, искать пути ее достижения, добиваться результата, анализировать, делать выводы, представлять свою работу на мероприятиях различного уровня.

Воспитательные возможности программ естественнонаучной направленности связаны, прежде всего, с формированием познавательного и научного интереса к явлениям окружающего мира, мировоззрения, мотивации к позитивному преобразованию мира. Для старшеклассников выбор программ естественной научной направленности может стать определяющим в профессиональном выборе.

1.1.3. Значимость (обоснование актуальности программы) для конкретного региона. Программа должна соответствовать региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, на решение которых направлена программа.

К одной из основных целей естественнонаучных программ относится формирование у детей научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды. Ключевое значение имеет обучение ребят навыкам экспериментальной работы; исследования; моделирования с использованием новейших технологий и оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы. Одним из показателей результативности освоения естественнонаучной программы является участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, где они могут продемонстрировать не только знания теории, но и навыки практической деятельности, компетенции по предметам (Экологический диктант, «Олимпиада Эколят», городской детский фестиваль науки, городской квест по естественным наукам, Всероссийская олимпиада школьников по предметам естественнонаучного цикла).

Поиск и решение проблем экологической, экономической, социальной направленности конкретного региона будет способствовать формированию у обучающихся гражданской позиции, патриотизму, ответственному отношению к природным, социальным, экономическим и другим ресурсам нашей страны.

1.1.4. Отличительные особенности программы. Проектирование и реализация программ по естественнонаучному направлению основана на содержании проектов и мероприятий Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – Российское движение школьников, РДШ), созданной Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536.

1.1.5. Новизна программы заключается в ее направленности на приоритетность достижения личностных результатов освоения программы средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса, развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок в логике формирования социально значимых знаний, отношений и опыта в различных видах воспитывающей деятельности.


Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (образование, наука, человечество, природа), ценностного отношения к социальной реальности в целом



Приоритетность, связана с возрастными возможностями детей и подростков, и не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. 

1.1.6. Адресат программы:

В зависимости от условий реализации программы, целей и задач программа может быть направлена на разновозрастной коллектив детей и подростков, либо на группу одного возраста, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ гл.10 ст.25 п.1) [1]., но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ ст.75, п.3) [1]..

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей обучающихся, что определяется локальным нормативным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. (Порядок, п.9) [4]. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Численность обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек (Порядок, п.21) [4]. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16) [4].

1.1.7. Сроки реализации программы. 2023-2024 учебный год.

1.1.8. Уровень программы. Базовый уровень

1.1.9. Особенности организации образовательного процесса – традиционная с использованием электронного обучения.

1.2. Цель и задачи программы

Цельформирование у обучающихся научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды. Ключевое значение в постановке цели имеет обучение навыкам экспериментальной работы; исследования; моделирования с использованием новейших технологий и оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы.

Задачи программы:


Возраст обучающихся

Задачи программы

Личностные (воспитательные)

Метапредметные (развивающие)

Предметные (обучающие)

11-14 лет

Формировать широкие познавательные мотивы, умение оценивать процесс и результат познавательной деятельности, формировать позитивное отношение к базовым ценностям общества – роли науки, образовании в развитии и совершенствования социального, природного мира.

Формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, формировать межпредметные понятия

На базовом и углубленном уровнях формировать основы научных знаний


1.3. Учебно-тематический план


«Природа и мы» - 34 часа

Ориентировочный срок проведения

Наименование разделов (тем)

Всего часов

Теория

Практика

Форма промежуточной аттестации (контроля)

  1. Тема «Лес – наше богатство» - 8 часов

I сентября

Виды лесов России, Смоленской области.

1

1


Вводное занятие

II неделя сентября

Изучение особенностей лиственного, хвойного и смешанного лесов

1

1


Творческое задание

III неделя сентября

Породы деревьев в России и Смоленской области.

1


1

Тестирование

VI неделя сентября

Игра «Угадайка» - по гербарию

1


1

игра

I неделя октября

Участие в онлайн-игре «Лес - наше богатство»

1

1


Открытое занятие

II неделя октября

Мир под микроскопом.

1


1

Практикум

III неделя октября

Мир под микроскопом.

1


1

Практикум

  1. Тема «Природные комплексы» - 8 часов

I неделя ноября

Виды лугов на Смоленщине. Растения луга.

1

1


Работа с литературой

II неделя ноября

Виды болот. Растения болот.

1


1

Практикум

III неделя ноября

Значение лугов и болот.

1


1

Круглый стол

VI неделя ноября

Овраги.

1

1


Теоретическое занятие

I неделя декабря

Водоемы.

1

1


Теоретическое занятие

II неделя декабря

«Изучение водоемов»

1


1

Практикум

III неделя декабря

«Изучение оврагов»

1


1

Практикум


Защита проектов

1

1


Творческое задание

  1. Тема «Антропогенные природные комплексы. Природа и мы». 11 часов

II неделя января

Что такое «антропогенный природный комплекс»?

1

1


Беседа с презентацией

III неделя января

Природа и мы. Взаимное влияние.

1

1


Круглый стол

VI неделя января

«Вода. Состав и качество».

Тестирование воды.

1


1

Практикум

I неделя февраля

Растения возле нас. Растения в доме.

1

1


Теоретической занятие

II неделя февраля

Воздействие человека на природу, на краеведческом материале.

1


1

Практикум

III неделя февраля

Воздействие человека на природу, на краеведческом материале. Примеры положительного влияния.

1


1

Практикум

VI неделя февраля

Метеоусловия и их влияние на жизнь человека.

1


1

Практикум

I неделя марта

Животные в нашем доме

1

1


Круглый стол

II неделя марта

Наш дом. Как правильно организовать пространство.

1

1


Круглый стол

III неделя марта

Отходы в нашем доме. «Вторая жизнь ненужных вещей».

1


1

Практикум

I неделя апреля

Защита проектов.

1


1

Открытое занятие

Тема 4. «Путешествия возле дома». – 7 часов

II неделя апреля

Развешиваем скворечники.

1


1

Практикум

III неделя апреля

Экскурсия по окрестностям.

1


1

Экскурсия

VI неделя апреля

Конкурс идей «Сделаем мир чище!».

1


1

Конкурс

I неделя мая

Описание участка реки или ручья.

1


1

Практикум

II неделя мая

«Наш школьный двор»

1


1

Практикум

III неделя мая

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? »

1


1

Игра

VI неделя мая

Итоговое занятие

1

1



ИТОГО:

34

13

21















Материалы для конструирования содержания программы:


Возраст

Название проекта (мероприятия)

Теория

Практика

11-12 лет

Всероссийский проект «Плоды науки»

Всероссийский проект "Плоды науки" - это больше фенологическое исследование флоры на территории Российской Федерации.

Информация в группах:

https://vk.com/club163795580

https://vk.com/school13imbaltina

Обучающиеся наблюдают за растениями, результаты наблюдений вносятся в фенологическую базу данных о дикорастущих и культурных растениях, произрастающих на территории России. Эту базу смогут использовать биологи, экологи и другие ученые.


11-14 лет,


Научное ориентирование. Открытый космос

Изучение космоса, знакомство с космонавтикой вместе с ведущими специалистами отрасли в области новейших космических технологий на онлайн-занятиях.

Информация в группах:

https://vk.com/club163795580 https://vk.com/school13imbaltina

Выполнение творческих технических заданий. Запуск собственного спутника.

Конкурс на самую инновационную идею для запуска спутника формата Cubesat 3U в космос

Реализация программ естественнонаучной направленности

в рамках подготовки и проведения акций и дней единых действий РДШ

февраль

День науки

Информация в группах

https://vk.com/school13imbaltina


https://vk.com/club163795580

Информация в группах

https://vk.com/school13imbaltina

https://vk.com/club163795580

.апрель

День космонавтики

Информация в группах

https://vk.com/school13imbaltina

https://vk.com/club163795580

Информация в группах

https://vk.com/school13imbaltina


https://vk.com/club163795580

апрель

Всероссийская акция, посвященная Международному Дню Земли

Информация в группах


https://vk.com/school13imbaltina

https://vk.com/club163795580

Формат № 1. Акция «По страничкам Красной книги». Участникам предлагается вырезать по контуру на листе бумаги краснокнижных животных и сфотографировать на фоне природного объекта. Затем работы необходимо опубликовать в социальных сетях под хештегами.
Формат № 2. Экологический квиз. Участникам предлагается в своих образовательных организациях провести квиз на экологическую тематику и разместить информацию о нём в социальных сетях под хештегами.

5.06.

Всероссийская акция, посвященная Всемирному Дню охраны окружающей среды

Информация в группах

https://vk.com/school13imbaltina

https://vk.com/club163795580

Формат № 1. Акция ««Стражи Земли» Участники делают таблички или видеоролики от лица природного объекта с просьбой не загрязнять этот природный объект.
Формат № 2. Экологичные экскурсии. Участникам в своих регионах будет предложено побывать на экскурсии на мусороперерабатывающих заводах, на экологичных предприятиях и т.д.
Формат № 3. Плоггинг РДШ. Участникам предлагается провести субботник в формате плоггинга (бег трусцой, во время которого необходимо собирать мусор в парках, лесах, пришкольных территориях и т.д.)







1.4. Планируемые результаты:


11-14 лет



Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Чего достигаем?

Сформированы познавательные мотивы, умение оценивать процесс и результат познавательной деятельности, сформировано позитивное отношение к базовым ценностям общества – роли науки, образовании в развитии и совершенствования социального, природного мира.

Сформированы познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, сформированы межпредметные понятия на уровне требований основного общего образования

На базовом и углубленном уровнях сформированы основы научных знаний

Как оцениваем? (способы оценки)

Количественные:

1. Количество детей, включенных в реализацию проектов и мероприятий РДШ естественнонаучного содержания.

2. Количество победителей – участников конкурсов РДШ естественнонаучного содержания.

Качественные:

Педагогическое наблюдение

Количественные:

1. Количество детей, включенных в реализацию проектов и мероприятий РДШ естественнонаучного содержания.

2. Количество победителей – участников конкурсов РДШ естественнонаучного содержания.

Качественные:

Педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика

Количественные:

1. Количество детей, включенных в реализацию проектов и мероприятий РДШ естественнонаучного содержания.

2. Количество победителей – участников конкурсов РДШ естественнонаучного содержания.

Качественные:

Педагогическое наблюдение,

тестирование






Формы аттестации:


Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено [1], [6].

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер (Концепция, гл. I) [2]. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, гл. III) [2].

Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие.

Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия.


2.5. Методические материалы

Включают в себя: описание методов обучения и воспитания:

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.; активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, этическая беседа, пример, соревнования, поручения, практического задания и др.

Описание педагогических технологий.


Материалы для обучающихся:

Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции https://yadi.sk/i/5L7gBBOSQ8DeFg :



  1. Онлайн курс «Основы социального проектирования»

  2. Онлайн курс «Экологическое мышление»

  3. Онлайн курс «Совместное лидерство»

  4. Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху»

Материалы для педагогов

Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции https://yadi.sk/i/5L7gBBOSQ8DeFg

  1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятий РДШ»

  2. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и организация работы»

  3. Онлайн курс «Как поддержать деятельность добровольческого отряда»

  4. Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ»


Библиографический список


  1. . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ .

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339668/

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-30092020-n-533-o-vnesenii/

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] // Гаран.РУ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/

  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Министерством образования и науки России совместно с ГАОУ ВО МГПУ, ФГАУ ФИРО, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112015-n-09-3242-o-napravlenii/

  8. Арсеньева, Т.Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения [Текст] / Т.Н. Арсеньева, В.А Зотова, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.С. Федорова. – М. Из-во…, 2018. – 209 с. https://disk.yandex.ru/i/y9Vht3BBXe0cAQ

  9. Белорыбкина, Е.А Методическое пособие «РДШ» в школе. [Текст] / Е.А. Белорыбкина, Б.Н. Головин, И.А. Горбенко, А.А. Гусев, Н.Н. Долина., Д.В. Епов, Е.А. Леванова, З.И. Петрина, Т.В. Пушкарева, А.С. Прутченков, Е.Г. Родионова, М.В. Телушкин, И.И. Фришман – Москва: ООГДЮО «Российское движение школьников», 2018. – 76 с. https://rdsh.education/media/redactor/Методическое_пособие_«РДШ»_в_школе.pdf

  10. Гаврилина, Ю.А. Методические рекомендации для педагогов по поднаправлению деятельности Российского движения школьников «Экология».  [Текст] / Ю.А. Гаврилина, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.А. Шестов, А.К. Баженова, Т.Ю. Коренюгина, Е.В. Ревина – Электрон. дан. – М.: «НОК», 2018. – 76 с https://rdsh.education/media/redactor/Методические%20рекомендации%20для%20педагогов%20по%20поднаправлению%20деятельности%20Российского%20движения%20школьников%20«Экология»..pdf

  11. Преображенская, А. В. Технологии мотивации специалистов в области воспитания к социально-значимой деятельности [Текст] : учебно-методическое пособие /, А.В. Преображенская, Е. А. Леванова, Л. Ю. Бондарева, О. С. Пашук, Е. В. Сухушина, А. А. Толкачев. – Москва : РУДН, 2019. – 44 с. : ил. https://rdsh.education/media/catalog/2020/05/96c68309-ceb0-477e-b6fb-a36758085d28.pdf






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!