Материалы к общеобразовательным общеразвивающим программам дополнительного образования естественнонаучной направленности
МБОУ «СШ№13 им. Э.Д. Балтина» города Смоленска
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор МБОУ» СШ№13 им. Э.Д. Балтина
от "__" ______________ 20__ г. _____________________ /ФИО/
Протокол N _______________ "__" ______________ 20__ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности
«_Природа и мы_»
название программы
Возраст обучающихся: 11-12_ лет
Срок реализации: 2023-2024 уч. год
Автор-составитель: Марковкина О.В.,
Учитель географии.
г. Смоленск
2023
Пояснение к конструктору дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ гл.1 ст.2 п.14) [1].
К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ФЗ гл.2 ст.12 п.4) [1].
Дополнительные общеобразовательные программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей (Порядок, п.9): технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической (социально-гуманитарной направленности [6]).
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ, ст.3, п.25).
К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (ФЗ ст.28, п.6) [1].
Образовательные программы определяют содержание образования (ФЗ ст.12, п.1) [1]. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ гл.10 ст.75 п.4) [1].
Особенностью представленного содержания программ дополнительного образования является то, что оно разработано на основе содержания проектов и мероприятий Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – Российское движение школьников, РДШ), созданной Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536, которая является самой массовой организацией, объединяющей обучающихся от 8 до 18 лет и реализующей воспитательные практики , направленные на личностное развитие, гражданскую активность, военно-патриотическое воспитание, формирование информационно-медийной культуры обучающихся.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и реализацию общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1. 1. Пояснительная записка
1. 1.1. Направленность программы – естественнонаучная.
1.1.2. Актуальность программы
Программы естественнонаучной направленности ориентированы на становление у детей и молодежи научного мировоззрения, освоение методов познания мира. Актуальность программ этой направленности обусловлена развитием наукоемких технологий во всех областях деятельности современного общества, что требует от человека не просто новых знаний и умений, но знаний и умений по-новому организованных. Одним их перспективных направлений в развитии программ естественнонаучной направленности является интеграция различных областей знаний: химии, биологии, экологии, физики и других, которая позволяет сформировать у детей взгляд на мир как на среду, где протекает одновременно множество взаимно обусловленных и взаимно влияющих процессов, где малое изменение условий может привести к мощному отклику и наоборот.
Занятия детей в объединениях естественнонаучной направленности способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по математике, физике, биологии, химии, информатике, экологии, географии; формированию у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности. Дети учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность. Естественнонаучная направленность включает программы, предметно связанные с изучением общеобразовательных программ, а также внешкольных дисциплин: астрономии, геологии, палеонтологии, медицины, биологии, экологии. Все программы естественнонаучной направленности предлагают широкий спектр тем для проектной и учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в интересующей области: ставить цель работы, искать пути ее достижения, добиваться результата, анализировать, делать выводы, представлять свою работу на мероприятиях различного уровня.
Воспитательные возможности программ естественнонаучной направленности связаны, прежде всего, с формированием познавательного и научного интереса к явлениям окружающего мира, мировоззрения, мотивации к позитивному преобразованию мира. Для старшеклассников выбор программ естественной научной направленности может стать определяющим в профессиональном выборе.
1.1.3. Значимость (обоснование актуальности программы) для конкретного региона. Программа должна соответствовать региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, на решение которых направлена программа.
К одной из основных целей естественнонаучных программ относится формирование у детей научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды. Ключевое значение имеет обучение ребят навыкам экспериментальной работы; исследования; моделирования с использованием новейших технологий и оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы. Одним из показателей результативности освоения естественнонаучной программы является участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, где они могут продемонстрировать не только знания теории, но и навыки практической деятельности, компетенции по предметам (Экологический диктант, «Олимпиада Эколят», городской детский фестиваль науки, городской квест по естественным наукам, Всероссийская олимпиада школьников по предметам естественнонаучного цикла).
Поиск и решение проблем экологической, экономической, социальной направленности конкретного региона будет способствовать формированию у обучающихся гражданской позиции, патриотизму, ответственному отношению к природным, социальным, экономическим и другим ресурсам нашей страны.
1.1.4. Отличительные особенности программы. Проектирование и реализация программ по естественнонаучному направлению основана на содержании проектов и мероприятий Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – Российское движение школьников, РДШ), созданной Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536.
1.1.5. Новизна программы заключается в ее направленности на приоритетность достижения личностных результатов освоения программы средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса, развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок в логике формирования социально значимых знаний, отношений и опыта в различных видах воспитывающей деятельности.
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (образование, наука, человечество, природа), ценностного отношения к социальной реальности в целом
Приоритетность, связана с возрастными возможностями детей и подростков, и не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
1.1.6. Адресат программы:
В зависимости от условий реализации программы, целей и задач программа может быть направлена на разновозрастной коллектив детей и подростков, либо на группу одного возраста, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ гл.10 ст.25 п.1) [1]., но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ ст.75, п.3) [1]..
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей обучающихся, что определяется локальным нормативным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. (Порядок, п.9) [4]. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Численность обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек (Порядок, п.21) [4]. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16) [4].
1.1.7. Сроки реализации программы. 2023-2024 учебный год.
1.1.8. Уровень программы. Базовый уровень
1.1.9. Особенности организации образовательного процесса – традиционная с использованием электронного обучения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – формирование у обучающихся научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды. Ключевое значение в постановке цели имеет обучение навыкам экспериментальной работы; исследования; моделирования с использованием новейших технологий и оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы.
Задачи программы:
Возраст обучающихся | Задачи программы |
Личностные (воспитательные) | Метапредметные (развивающие) | Предметные (обучающие) |
11-14 лет | Формировать широкие познавательные мотивы, умение оценивать процесс и результат познавательной деятельности, формировать позитивное отношение к базовым ценностям общества – роли науки, образовании в развитии и совершенствования социального, природного мира. | Формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, формировать межпредметные понятия | На базовом и углубленном уровнях формировать основы научных знаний |
1.3. Учебно-тематический план
«Природа и мы» - 34 часа |
Ориентировочный срок проведения | Наименование разделов (тем) | Всего часов | Теория | Практика | Форма промежуточной аттестации (контроля) |
Тема «Лес – наше богатство» - 8 часов |
I сентября | Виды лесов России, Смоленской области. | 1 | 1 | | Вводное занятие |
II неделя сентября | Изучение особенностей лиственного, хвойного и смешанного лесов | 1 | 1 | | Творческое задание |
III неделя сентября | Породы деревьев в России и Смоленской области. | 1 | | 1 | Тестирование |
VI неделя сентября | Игра «Угадайка» - по гербарию | 1 | | 1 | игра |
I неделя октября | Участие в онлайн-игре «Лес - наше богатство» | 1 | 1 | | Открытое занятие |
II неделя октября | Мир под микроскопом. | 1 | | 1 | Практикум |
III неделя октября | Мир под микроскопом. | 1 | | 1 | Практикум |
Тема «Природные комплексы» - 8 часов |
I неделя ноября | Виды лугов на Смоленщине. Растения луга. | 1 | 1 | | Работа с литературой |
II неделя ноября | Виды болот. Растения болот. | 1 | | 1 | Практикум |
III неделя ноября | Значение лугов и болот. | 1 | | 1 | Круглый стол |
VI неделя ноября | Овраги. | 1 | 1 | | Теоретическое занятие |
I неделя декабря | Водоемы. | 1 | 1 | | Теоретическое занятие |
II неделя декабря | «Изучение водоемов» | 1 | | 1 | Практикум |
III неделя декабря | «Изучение оврагов» | 1 | | 1 | Практикум |
| Защита проектов | 1 | 1 | | Творческое задание |
Тема «Антропогенные природные комплексы. Природа и мы». 11 часов |
II неделя января | Что такое «антропогенный природный комплекс»? | 1 | 1 | | Беседа с презентацией |
III неделя января | Природа и мы. Взаимное влияние. | 1 | 1 | | Круглый стол |
VI неделя января | «Вода. Состав и качество». Тестирование воды. | 1 | | 1 | Практикум |
I неделя февраля | Растения возле нас. Растения в доме. | 1 | 1 | | Теоретической занятие |
II неделя февраля | Воздействие человека на природу, на краеведческом материале. | 1 | | 1 | Практикум |
III неделя февраля | Воздействие человека на природу, на краеведческом материале. Примеры положительного влияния. | 1 | | 1 | Практикум |
VI неделя февраля | Метеоусловия и их влияние на жизнь человека. | 1 | | 1 | Практикум |
I неделя марта | Животные в нашем доме | 1 | 1 | | Круглый стол |
II неделя марта | Наш дом. Как правильно организовать пространство. | 1 | 1 | | Круглый стол |
III неделя марта | Отходы в нашем доме. «Вторая жизнь ненужных вещей». | 1 | | 1 | Практикум |
I неделя апреля | Защита проектов. | 1 | | 1 | Открытое занятие |
Тема 4. «Путешествия возле дома». – 7 часов |
II неделя апреля | Развешиваем скворечники. | 1 | | 1 | Практикум |
III неделя апреля | Экскурсия по окрестностям. | 1 | | 1 | Экскурсия |
VI неделя апреля | Конкурс идей «Сделаем мир чище!». | 1 | | 1 | Конкурс |
I неделя мая | Описание участка реки или ручья. | 1 | | 1 | Практикум |
II неделя мая | «Наш школьный двор» | 1 | | 1 | Практикум |
III неделя мая | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? » | 1 | | 1 | Игра |
VI неделя мая | Итоговое занятие | 1 | 1 | | |
ИТОГО: | | 34 | 13 | 21 | |
Материалы для конструирования содержания программы:
Возраст | Название проекта (мероприятия) | Теория | Практика |
11-12 лет | Всероссийский проект «Плоды науки» | Всероссийский проект "Плоды науки" - это больше фенологическое исследование флоры на территории Российской Федерации. Информация в группах: https://vk.com/club163795580 https://vk.com/school13imbaltina | Обучающиеся наблюдают за растениями, результаты наблюдений вносятся в фенологическую базу данных о дикорастущих и культурных растениях, произрастающих на территории России. Эту базу смогут использовать биологи, экологи и другие ученые. |
11-14 лет, | Научное ориентирование. Открытый космос | Изучение космоса, знакомство с космонавтикой вместе с ведущими специалистами отрасли в области новейших космических технологий на онлайн-занятиях. Информация в группах: https://vk.com/club163795580 https://vk.com/school13imbaltina | Выполнение творческих технических заданий. Запуск собственного спутника. Конкурс на самую инновационную идею для запуска спутника формата Cubesat 3U в космос |
Реализация программ естественнонаучной направленности в рамках подготовки и проведения акций и дней единых действий РДШ |
февраль | День науки | Информация в группах https://vk.com/school13imbaltina https://vk.com/club163795580 | Информация в группах https://vk.com/school13imbaltina https://vk.com/club163795580 |
.апрель | День космонавтики | Информация в группах https://vk.com/school13imbaltina https://vk.com/club163795580 | Информация в группах https://vk.com/school13imbaltina https://vk.com/club163795580 |
апрель | Всероссийская акция, посвященная Международному Дню Земли | Информация в группах https://vk.com/school13imbaltina https://vk.com/club163795580 | Формат № 1. Акция «По страничкам Красной книги». Участникам предлагается вырезать по контуру на листе бумаги краснокнижных животных и сфотографировать на фоне природного объекта. Затем работы необходимо опубликовать в социальных сетях под хештегами. Формат № 2. Экологический квиз. Участникам предлагается в своих образовательных организациях провести квиз на экологическую тематику и разместить информацию о нём в социальных сетях под хештегами. |
5.06. | Всероссийская акция, посвященная Всемирному Дню охраны окружающей среды | Информация в группах https://vk.com/school13imbaltina https://vk.com/club163795580 | Формат № 1. Акция ««Стражи Земли» Участники делают таблички или видеоролики от лица природного объекта с просьбой не загрязнять этот природный объект. Формат № 2. Экологичные экскурсии. Участникам в своих регионах будет предложено побывать на экскурсии на мусороперерабатывающих заводах, на экологичных предприятиях и т.д. Формат № 3. Плоггинг РДШ. Участникам предлагается провести субботник в формате плоггинга (бег трусцой, во время которого необходимо собирать мусор в парках, лесах, пришкольных территориях и т.д.) |
1.4. Планируемые результаты:
11-14 лет
| Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Чего достигаем? | Сформированы познавательные мотивы, умение оценивать процесс и результат познавательной деятельности, сформировано позитивное отношение к базовым ценностям общества – роли науки, образовании в развитии и совершенствования социального, природного мира. | Сформированы познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, сформированы межпредметные понятия на уровне требований основного общего образования | На базовом и углубленном уровнях сформированы основы научных знаний |
Как оцениваем? (способы оценки) | Количественные: 1. Количество детей, включенных в реализацию проектов и мероприятий РДШ естественнонаучного содержания. 2. Количество победителей – участников конкурсов РДШ естественнонаучного содержания. Качественные: Педагогическое наблюдение | Количественные: 1. Количество детей, включенных в реализацию проектов и мероприятий РДШ естественнонаучного содержания. 2. Количество победителей – участников конкурсов РДШ естественнонаучного содержания. Качественные: Педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика | Количественные: 1. Количество детей, включенных в реализацию проектов и мероприятий РДШ естественнонаучного содержания. 2. Количество победителей – участников конкурсов РДШ естественнонаучного содержания. Качественные: Педагогическое наблюдение, тестирование |
Формы аттестации:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено [1], [6].
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер (Концепция, гл. I) [2]. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, гл. III) [2].
Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие.
Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия.
2.5. Методические материалы
Включают в себя: описание методов обучения и воспитания:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.; активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, этическая беседа, пример, соревнования, поручения, практического задания и др.
Описание педагогических технологий.
Материалы для обучающихся:
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции https://yadi.sk/i/5L7gBBOSQ8DeFg :
Онлайн курс «Основы социального проектирования»
Онлайн курс «Экологическое мышление»
Онлайн курс «Совместное лидерство»
Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху»
Материалы для педагогов
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции https://yadi.sk/i/5L7gBBOSQ8DeFg
Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятий РДШ»
Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и организация работы»
Онлайн курс «Как поддержать деятельность добровольческого отряда»
Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ»
Библиографический список
. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ .
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339668/
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-30092020-n-533-o-vnesenii/
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] // Гаран.РУ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Министерством образования и науки России совместно с ГАОУ ВО МГПУ, ФГАУ ФИРО, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112015-n-09-3242-o-napravlenii/
Арсеньева, Т.Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения [Текст] / Т.Н. Арсеньева, В.А Зотова, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.С. Федорова. – М. Из-во…, 2018. – 209 с. https://disk.yandex.ru/i/y9Vht3BBXe0cAQ
Белорыбкина, Е.А Методическое пособие «РДШ» в школе. [Текст] / Е.А. Белорыбкина, Б.Н. Головин, И.А. Горбенко, А.А. Гусев, Н.Н. Долина., Д.В. Епов, Е.А. Леванова, З.И. Петрина, Т.В. Пушкарева, А.С. Прутченков, Е.Г. Родионова, М.В. Телушкин, И.И. Фришман – Москва: ООГДЮО «Российское движение школьников», 2018. – 76 с. https://rdsh.education/media/redactor/Методическое_пособие_«РДШ»_в_школе.pdf
Гаврилина, Ю.А. Методические рекомендации для педагогов по поднаправлению деятельности Российского движения школьников «Экология». [Текст] / Ю.А. Гаврилина, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.А. Шестов, А.К. Баженова, Т.Ю. Коренюгина, Е.В. Ревина – Электрон. дан. – М.: «НОК», 2018. – 76 с https://rdsh.education/media/redactor/Методические%20рекомендации%20для%20педагогов%20по%20поднаправлению%20деятельности%20Российского%20движения%20школьников%20«Экология»..pdf
Преображенская, А. В. Технологии мотивации специалистов в области воспитания к социально-значимой деятельности [Текст] : учебно-методическое пособие /, А.В. Преображенская, Е. А. Леванова, Л. Ю. Бондарева, О. С. Пашук, Е. В. Сухушина, А. А. Толкачев. – Москва : РУДН, 2019. – 44 с. : ил. https://rdsh.education/media/catalog/2020/05/96c68309-ceb0-477e-b6fb-a36758085d28.pdf