СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для внеурочной деятельности "Интеллектика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа для внеурочной деятельности "Интеллектика"»

ИНТЕЛЛЕКТИКА


Пояснительная записка


Курс «Интеллектика» построен на материале 24 видов задач неучебного содержания и включает 33 занятия для учащихся первых классов и 34 занятия для учащихся 2 – 4 классов четырехлетней начальной школы. В курсе используются задачи разной степени сложности. В отличие от курсов учебных дисциплин, например, математики и языка, принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Основная цель полного четырехлетнего курса занятий по развитию мыслительных способностей у детей 6-10 лет состоит в том, чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Это означает более широкий, чем обычно, уровень интеллектуальной подготовки в конце учебного года у первоклассников, второклассников, третьеклассников и четвероклассников.

Систематический курс, построенный на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка.

В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Направленность процесса обучения в рамках курса «Интеллектика» в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка.

Практическая реализация данной концепции находит выражение:

  1. В логике построения содержания курса. Курс построен на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач, включающий 4 темы: «Развитие способностей комбинировать», «Развитие способности анализировать», «Развитие способности планировать», «Развитие способности рассуждать». Эти темы объединяют все занятия в четыре цикла.

Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в мыслительной деятельности человека при решении самых разных задач. Так, способность анализировать обеспечивает возможность точного разбора условий задач, способность комбинировать выступает условием использования разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения, способность рассуждать необходима для верности найденного способа решения при соотнесении его с условиями и требованиями задачи, способность планировать лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата.

Центральной идеей в разработке содержания курса является положение о том, что значение младшего школьного возраста в умственном развитии детей (в отличие от дошкольного) состоит в приобретении детьми возможностей действовать в мысленном плане, «в уме», подчиняя поиск решения задач существенным (а не наглядно данным) отношениям их условий.


  1. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и нагляднообразное мышление и вводит его в мир символов, терминов, понятий, т.е. в мир знаний, способствуя тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.

  2. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения контролировать и оценивать свои действия.

В связи с этим процесс выполнения учебных заданий носит продуктивный характер, который, исходя их психологических особенностей младших школьников, определяет соблюдение баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, между догадкой и рассуждением.

Развитие отмеченных мыслительных способностей с разных сторон способствует обретению детьми возможностей действовать в мысленном плане, опираясь на существенные отношения. При этом каждая способность формируется на материале задач особого рода.

Так, способность анализировать совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление». На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «Одинаковое, разное у двух» и три вида игры «Одинаковое, разное у трех». При выполнении заданий этих игр совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение.

Способность комбинировать формируется в ходе решения задач «на преобразование». На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «Перестановки», три вида игры «Передвижения», три вида игры «Обмены». При выполнении заданий этих игр совершенствуется наглядно-образное мышление, кратковременная память и воображение.

Развитие способности планировать обеспечивается за счет решения задач «на перемещение». На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «Шаги», три вида игры «Прыжки», три вида игры «Шаги, прыжки». При выполнении заданий этих игр совершенствуются действия в мысленном плане, «в уме», в представлении, а также произвольность внимания, зрительное восприятие и кратковременная память.

Развитие способности рассуждать обеспечивается за счет решения задач «на выведение». На материале задач этого рода разработаны 12 видов интеллектуальных игр: «Что подходит?», «Раньше, позже», «У кого что», «Соседний, через один», «Так же, как …», «Сходство, отличие», «Совпадения», «Родственники», «Больше, чем», «Старше, моложе», «Ближе, левее», «То ли одно, то ли другое». При выполнении заданий этих игр совершенствуется логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений.

Ожидаемый результат:

- повышение уровня познавательных процессов и волевой регуляции;

- раскрыть интеллектуальный потенциал младшего школьника;

- научить анализировать, комбинировать, планировать;

- научить решать логические задачи.

Форма оценивания – бальная.

Формы контроля – проверочные работы.


Литература:

  1. Рабочие тетради для учащихся. А.З. Зак, Москва 2005, «Интеллект-Центр».

  2. Книга для учителя.А.З.Зак, Москва 2005, «Интеллект-Центр».


Содержание занятий в 1 классе (33 часа).

  1. Вводное занятие.

  2. Игра «Перестановки – 1».

  3. Игра «Одинаковое – разное у двух – 1».

  4. Игра «Передвижение – 1».

  5. Игра «Шаги – 1».

  6. Игра «Перестановки – 2».

  7. Игра «Одинаковое – разное у двух – 2».

  8. Игра «Передвижение – 2».

  9. Игра «Прыжки – 1».

  10. Игра «Перестановки – 3».

  11. Игра «Одинаковое – разное у двух – 3».

  12. Игра «Передвижение – 3».

  13. Игра «Шаги – 2».

  14. Игра «Обмены – 1».

  15. Игра «Одинаковое – разное у трех – 1».

  16. Игра «Обмены – 2».

  17. Игра «Прыжки – 2».

  18. Игра «Обмены – 3».

  19. Игра «Одинаковое – разное у трех – 2».

  20. Игра «Что происходит?»

  21. Игра «Шаги – 3».

  22. Игра «У кого что?»

  23. Игра «Одинаковое – разное у трех – 3».

  24. Игра «Раньше, позже».

  25. Игра «Прыжки – 3».

  26. Игра «Ближе, левее».

  27. Игра «Шаги, прыжки – 1».

  28. Игра «Родственники».

  29. Игра «Шаги, прыжки – 2».

  30. Игра «Одинаковое – разное у двух – 3».

  31. Игра «Шаги, прыжки – 3».

  32. Игра «Одинаковое – разное у двух – 4».

  33. Игра « Соседний, через один».


Содержание занятий во 2 классе (34 часа).

  1. Вводное занятие.

  2. Игра «Перестановки - 1».

  3. Игра «Одинаковое – разное у двух - 1».

  4. Игра «Так же как…»

  5. Игра «Шаги - 1».

  6. Игра «Передвижения - 1».

  7. Игра «Одинаковое – разное у двух - 2».

  8. Игра «Сходство, различие.»

  9. Игра «Прыжки - 1».

  10. Игра «Перестановки - 2».

  11. Игра «Одинаковое – разное у двух - 3».

  12. Игра «Совпадения».

  13. Игра «Шаги - 2».

  14. Игра «Передвижения - 2».

  15. Игра «Прыжки - 2».

  16. Игра «Родственники».

  17. Игра «Прыжки - 3».

  18. Игра «Перестановки - 3».

  19. Игра «Одинаковое – разное у трех - 2».

  20. Игра «Что происходит?»

  21. Игра «Шаги - 3».

  22. Игра «У кого что?»

  23. Игра «Одинаковое – разное у трех - 3».

  24. Игра «Старше – моложе».

  25. Игра «Шаги, прыжки - 1».

  26. Игра «Ближе, левее».

  27. Игра «Шаги, прыжки - 2».

  28. Игра «Родственники».

  29. Игра «Шаги, прыжки - 2».

  30. Игра «Одинаковое – разное у двух - 3».

  31. Игра «Шаги, прыжки - 3».

  32. Игра «Одинаковое – разное у двух - 4».

  33. Игра «Обмены».

  34. Игра «Родственники».


Содержание занятий в 3 классе (34 часа).

  1. Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки - 1».

  2. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у двух - 1».

  3. Развитие способности рассуждать. Игра «Так же, как…»

  4. Развитие способности планировать. Игра «Шаги - 1».

  5. Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения - 1».

  6. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у двух - 2».

  7. Развитие способности рассуждать. Игра «Сходство, различие».

  8. Развитие способности планировать. Игра «Прыжки - 1».

  9. Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки - 2».

  10. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у двух - 3».

  11. Развитие способности рассуждать. Игра «Совпадения».

  12. Развитие способности планировать. Игра «Шаги - 2».

  13. Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения - 2».

  14. Развитие способности планировать. Игра «Прыжки - 2».

  15. Развитие способности рассуждать. Игра «Родственники».

  16. Развитие способности планировать. Игра «Шаги - 3».

  17. Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки - 3».

  18. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у трех - 1».

  19. Развитие способности рассуждать. Игра «Больше, чем…»

  20. Развитие способности планировать. Игра «Прыжки - 3».

  21. Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения - 3».

  22. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у трех - 2».

  23. Развитие способности рассуждать. Игра «Старше, моложе».

  24. Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки - 1».

  25. Развитие способности комбинировать. Игра «Обмены - 1».

  26. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у трех - 3».

  27. Развитие способности рассуждать. Игра «Ближе, левее».

  28. Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки - 2».

  29. Развитие способности комбинировать. Игра «Обмены - 2».

  30. Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки - 3».

  31. Развитие способности рассуждать. Игра «То ли одно, то ли другое».

  32. Развитие способности комбинировать. Игра «Обмены - 3».

  33. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у трех - 3».

  34. Развитие способности рассуждать. Игра «То ли одно, то ли другое».





Содержание занятий в 4 классе (34 часа).

  1. Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки - 1».

  2. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у двух - 1».

  3. Развитие способности рассуждать. Игра «Так же, как…»

  4. Развитие способности планировать. Игра «Шаги - 1».

  5. Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения - 1».

  6. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у двух - 2».

  7. Развитие способности рассуждать. Игра «Сходство, различие».

  8. Развитие способности планировать. Игра «Прыжки - 1».

  9. Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки - 2».

  10. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у двух - 3».

  11. Развитие способности рассуждать. Игра «Совпадения».

  12. Развитие способности планировать. Игра «Шаги - 2».

  13. Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения - 2».

  14. Развитие способности планировать. Игра «Прыжки - 2».

  15. Развитие способности рассуждать. Игра «Родственники».

  16. Развитие способности планировать. Игра «Шаги - 3».

  17. Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки - 3».

  18. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у трех - 1».

  19. Развитие способности рассуждать. Игра «Больше, чем…»

  20. Развитие способности планировать. Игра «Прыжки - 3».

  21. Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения - 3».

  22. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у трех - 2».

  23. Развитие способности рассуждать. Игра «Старше, моложе».

  24. Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки - 1».

  25. Развитие способности комбинировать. Игра «Обмены - 1».

  26. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у трех - 3».

  27. Развитие способности рассуждать. Игра «Ближе, левее».

  28. Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки - 2».

  29. Развитие способности комбинировать. Игра «Обмены - 2».

  30. Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки - 3».

  31. Развитие способности рассуждать. Игра «То ли одно, то ли другое».

  32. Развитие способности комбинировать. Игра «Обмены - 3».

  33. Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое - разное у трех - 3».

  34. Развитие способности рассуждать. Игра «То ли одно, то ли другое».



Литература:

Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 – 4 классов. – М.: Интеллект-Центр

Зак А.З. Рабочая тетрадь для учащихся



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!