СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Интеллектика» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности имеет интеллектуальную направленность, является продолжением учебных программ начального общего образования и направлена на реализацию технологии по формированию универсальных учебных действий.

Выбор программы обусловлен следующими факторами:

  • программа направлена на формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  • программа открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Интеллектика» для 3 класса»






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 78

имени Героя Советского Союза Неделина М.И.»


Рассмотрена

и рекомендована к утверждению

Рассмотрена

и рекомендована к утверждению

Утверждена

на заседании МО учителей

на заседании

приказом от 30 августа 2021 г.

начальных классов

Методического совета

Директор МБОУ «Школа № 78»

протокол от 30 августа 2021 г. №1

протокол от 30 августа 2021 г. №1

___________

Председатель МО

Председатель МС

Тевосян Л.А.

___________ Матюнина Ю..А.

___________ Куркина Е.А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Курс внеурочной деятельности

Уровень образования

Интеллектика

начальное общее образование

Класс

3 «А»

Учебный год

2021-2022

Учитель

Устименко Н.П.


Согласовано

зам. директора по УВР

_______Куркина Е.А.

30 августа 2021 г.






г. Ростов – на – Дону





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Интеллектика» для 3 класса по формированию универсальных учебных действий  в начальной школе составлена на основе основных требований «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 и методического руководства А.З. Зака «Интеллектика. Систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1-4 классах».- Москва: Издательство «Интеллект – центр», 2018.


Рабочая программа внеурочной деятельности имеет интеллектуальную направленность, является продолжением учебных программ начального общего образования и направлена на реализацию технологии по формированию универсальных учебных действий.

Выбор программы обусловлен следующими факторами:

  • программа направлена на формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования;

  • программа открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств

    • соответствии с планом внеурочной деятельности на освоение курса «Интеллектика» в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).


Общая характеристика курса


Современное начальное образование ставит своей главной целью: развитие личности ребёнка.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится развитию творческих качеств личности ребёнка: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение…»

Введение во внеурочную деятельность младших школьников регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Интеллектика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, основанный на деятельностном подходе, как основном способе получения знаний,  определил важнейшие задачи образования в начальной школе:

  • становление  личности выпускника как любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; 

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  •  личностное развитие, включающее готовность и способность обучающихся  к саморазвитию, сформированность  мотивации к обучению и познанию.

Курс «Интеллектика» призван помочь младшему школьнику в освоении нового вида деятельности – учебной. Это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

Поэтому, введение интеллектуально и личностно развивающих занятий  может осуществляться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях, поскольку на этих занятиях появляется возможность осуществления творческой деятельности ребенка. Данный вид деятельности не нацелен на освоение уже известных знаний, а способствует формированию самодеятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на созидание нового.

Смысл программы – учить детей с разной интеллектуальной подготовкой решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом.

        Основной целью занятий является развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения и мышления) и совершенствование волевой регуляции поведения.

Задачи :

  • сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

  • сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • развивать образное мышление;

  • развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

  • развивать творческие способности;

  • увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

  • содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.


Эти занятия отличаются тем, что имеют неучебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает обучающихся. Это могут быть "занятие -путешествие", занятие-игра. Введение во внеурочную деятельность младших школьников регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Интеллектика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта

Содержание программы

Содержанием занятий «Интеллектика» является развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана дей­ствия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).

Основная задача развития первоклассников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.

Общие принципы занятий «Интеллектика»:

всегда давать ребенку объяснить свою позицию;

не указывать на ошибки, а подводить к правильному решению;

это не оценочный, а развивающий курс, здесь учат успеху;

все задания здесь требуют творческого подхода. («Подбери картинки», «Расставь слова», «Загадочные контуры» и др.)

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.


Система занятий по курсу «Инетеллектика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

способствование развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью занятий является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) формирование ключевых компетенций обучающихся.

Для оценки эффективности занятий «Интеллектика» используются следующие показатели:

прямыми показа­телями являются показатели развития познавательной сферы школьников

(степень расчлененности восприя­тия, сформированность мыслительных операций срав­нения, содержательного анализа, установления законо­мерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления);

в качест­ве косвенных показателей выступают показатели изме­нений в мотивационно-личностной сфере учащихся (фор­мирование положительного отношения к школе и уче­нию, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от­стаивать свое мнение, формирование адекватной само­оценки, повышение интереса ко всем школьным уро­кам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).

1.Развитие способности анализировать

Выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Сопоставлять, искать одинаковое и разное у слов или предметов. Называть признаки сопоставляемых изображений. Решать задачи третьей степени сложности, в которых варьируются 4  признака. Выделять признаки, устанавливать их количество, определять равенство или неравенство.

Использовать графические средства помощи в решении задач. Составлять свои задачи.

2.Развитие способности комбинировать

Создавать разные сочетания предметов или их элементов.

Искать варианты пространственного расположения предметов при изменении их местоположения по определенным правилам. Соотносить начальное и конечное расположение фигурок, чтобы определить характер изменений. Решать задачи третьей степени сложности, где сопоставляются сочетания трех перестановок, трех передвижений, трех обменов.

Использовать графические средства помощи в решении задач. Составлять свои задачи.

3.Развитие способности планировать


Определять этапы получения результата. Разрабатывать последовательность действий для достижения поставленной цели. Определять маршрут перемещений воображаемого персонажа по игровому клеточному полю на основе определенных правил. Решать задачи третьей степени сложности, где нужно сделать 3-4 перемещения.

Использовать графические средства помощи в решении задач. Составлять свои задачи.

4.Развитие способности рассуждать


Анализировать, выводить одни мысли и суждения из других, распределять события во времени  в правильном, непротиворечивом порядке. Искать новое суждение путем соотнесения данных суждений на примере сюжетно-логических задач разного рода. Решать задачи третьего уровня сложности, в которых содержатся данные о трех пространственных отношениях. Составлять свои задачи.



Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Интеллектика»

в 3 классе

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

соблюдать нормы этики и этикета;

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

учиться аргументировать, доказывать;

учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

выделять свойства предметов;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

сопоставлять части и целое для предметов и действий;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;

приводить примеры отрицаний;

проводить аналогию между разными предметами;

выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.




Формы проведения занятий

игровые программы;

турниры;

самостоятельная работа;

групповая консультация


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Сроки

Тема занятия

Задачи занятий


план

факт

1 четверть (9 часов)

1



Входная диагностика


Определение уровня развития мыслительных способностей: анализировать, комбинировать, планировать, рассуждать.

Использование методик «Фигурка в контуре», «Ладья», «Белка», «Выводы».

2



Развитие способности комбинировать.

Игра «Перестановки –1».


Освоить выполнение заданий третьего уровня сложности Узнать, какая была перестановка, если известно, как размещались фигурки в клетках до перестановки (их начальное расположение) и как они размещались после (конечное расположение). Сопоставляются сочетания  трех перестановок. Выполнять задание по правилу. Самостоятельно выполнять задание. Коллективно обсуждать варианты решения.

3



Развитие способности анализировать.

Игра «Одинаковое, разное у двух –1»


Освоить выполнение заданий игры «Одинаковое, разное у двух – 1» третьей степени сложности. Определять сходство и различие предметов по четырем признакам с утвердительными суждениями, с отрицательными суждениями. Самостоятельно выполнять задание. Коллективно обсуждать варианты решения

4



Развитие способности рассуждать.

Игра «Так же, как…».


В основе рассуждений задач второй степени сложности лежат анализ и обобщение способов преобразования последовательности предметов (переставляются три изображения из  четырех или пяти).

В первом варианте используются утвердительные суждения.

Во втором варианте в условии задачи используется отрицательное суждение, а в ее вопросе -  утвердительное.

В третьем варианте в условии задачи используется утвердительное суждение, а в ее вопросе – отрицательное.

В четвертом варианте меняется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи.

5



Развитие способности планировать.

Игра «Шаги – 1»

Решать задачи третьей степени сложности (утка делает три - четыре шага), в которых  сопоставляются сочетания по три шага; выбор двух сочетаний по четыре шага. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения

6



Развитие способности комбинировать.

Игра «Передвижение -1».

Освоить выполнение заданий третьей степени сложности  (сопоставляются сочетания трех передвижений): узнать, какое было передвижение, если известно, как размещались фигуры в клетках до передвижения (их начальное расположение) и как они размещались после (их конечное расположение). Даются задачи с выбором  передвижений при трех фигурах в четырех клетках; выбор при четырех фигурах в пяти клетках. Самостоятельно выполнять задание.  Коллективно обсуждать варианты решения

7



Развитие способности анализировать.

Игра «Одинаковое, разное у двух – 2».

При решении задач  третьей  степени сложности оперировать не конкретными признаками предметов, а количествами одинаковых или разных признаков у сопоставляемых предметов (по четырем признакам).Самостоятельно  выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

8



Развитие способности рассуждать.

Игра «Сходство, отличие»


В основе рассуждений задач третьей степени сложности лежит соотнесение суждений о сходстве и отличии свойств персонажей (три суждения).  В первом варианте используются утвердительные суждения в условии задачи и ее вопросе. Во втором варианте используется отрицательное суждение в условии задачи, а в вопросе – утвердительное. В третьем варианте в условии задачи используется утвердительное суждение, а в вопросе – отрицательное. В четвертом варианте меняется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи.

9



Развитие способности планировать.

 Игра «Прыжки – 1»


Решать задачи третьей степени сложности (заяц делает три - четыре прыжка), в которых  нужно узнать, какие прыжки сделал заяц, если известны начальная и конечная точка его пути. Даются задачи, где сопоставляются сочетания по три прыжка; более сложные задачи связаны с выбором из двух сочетаний по четыре прыжка.    Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

2 четверть (7 часов)

10



Развитие способности комбинировать.

Игра «Перестановки – 2»


Решать задачи третьей степени сложности (с тремя перестановками), в которых  начальное расположение фигур и характер перестановок известны, а конечное расположение фигур нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при трех фигурах в четырех клетках; задачи с выбором из трех расположений. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения


11



Развитие способности анализировать.

 Игра «Одинаковое, разное у двух – 3»


При решении задач  третьей  степени сложности оперировать не конкретными признаками предметов и  количествами одинаковых или разных признаков у сопоставляемых предметов, а отношениями количеств одинаковых и разных признаков (по четырем признакам).Самостоятельно  выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.


12



Развитие способности рассуждать.

Игра «Совпадения».


В основе задач второго уровня сложности лежит соотнесение суждений о месте букв в сопоставляемых словах (содержатся сведения о трех  совпадениях мест букв в словах).

В первом варианте используются утвердительные суждения.

Во втором варианте используются отрицательные суждения.

В третьем варианте меняется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи. В четвертом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи. Самостоятельно  выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.


13



Развитие способности планировать.

Игра «Шаги – 2»


Решать задачи третьей степени сложности (утка делает три - четыре шага), в которых  начальная клетка шагов утки и их характер известны, а конечная клетка неизвестна, - ее нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором одной клетки из четырех после трех шагов утки; с выбором конечной клетки  после четырех шагов утки. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения


14



Развитие способности комбинировать.

 Игра «Передвижения –2»


Освоить выполнение заданий третьей степени сложности  (сопоставляются типы трех передвижений): узнать, какое было передвижение, если начальное расположение фигур и характер передвижений известны, а конечное расположение фигур нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при трех фигурах в четырех клетках; с выбором из двух расположений. Самостоятельно выполнять задание.  Коллективно обсуждать варианты решения

15



Развитие способности планировать.

Игра «Прыжки – 2»


Решать задачи третьей  степени сложности (заяц делает три - четыре  прыжка), в которых  нужно узнать, какие прыжки сделал заяц, если известны начальная клетка прыжков зайца и их характер, а конечная клетка неизвестна. Даются задачи с выбором одной клетки из четырех после трех прыжков зайца; более сложные задачи связаны с выбором конечной клетки после четырех прыжков зайца.    Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

16



Развитие способности рассуждать.

Игра «Родственники»


В основе рассуждений задач третьего уровня сложности содержатся данные о трех родственных отношениях.

В первом варианте используются утвердительные суждения в условии задачи и ее вопросе.

Во втором варианте используется отрицательное суждение, а в ее вопросе утвердительное суждение.

В третьем варианте в условии задачи используется утвердительное суждение, а в вопросе  - отрицательное.

В четвертом варианте меняется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи. В пятом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи. 

Самостоятельно  выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.



3 четверть (11 часов)


17



Развитие способности планировать.

Игра «Шаги – 3».


Решать задачи третьей  степени сложности (утка делает три - четыре шага), в которых  конечная клетка шагов утки и их характер известны, а начальная  клетка неизвестна, - ее нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором одной начальной клетки из четырех; с выбором одной начальной клетки из четырех шагов утки. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения


18



Развитие способности комбинировать.

Игра «Перестановки – 3»

1



Решать задачи третьей   степени сложности (с тремя перестановками), в которых  конечное расположение фигур и характер перестановок известны, а начальное их расположение нужно выбрать их предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при трех фигурах в четырех клетках; с выбором из трех расположений. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.


19



Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое, разное  у трех – 1»


При решении задач третьей степени сложности оперировать конкретными признаками предметов (по четырем признакам).  Самостоятельно  выполнять задание по правилу.  Коллективно обсуждать варианты решения.


20



Развитие способности рассуждать.

Игра «Больше, чем…»


В основе рассуждений задач третьей степени сложности содержатся данные о трех отношениях  свойств персонажей.

В первом варианте используются утвердительные суждения в условии задачи и ее вопросе.

Во втором варианте в условии задачи используется отрицательное суждение, а в ее вопросе утвердительное.

В третьем варианте в условии задачи используется утвердительное суждение, а  в вопросе отрицательное.

В четвертом варианте меняется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи. В пятом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.

21



Развитие способности планировать.

Игра «Прыжки – 3»


Решать задачи третьей  степени сложности (заяц делает три - четыре прыжка), в которых  нужно узнать, какие прыжки сделал заяц, если известны конечная клетка прыжков зайца и их характер, а начальная клетка неизвестна. Даются задачи с выбором одной начальной клетки из четырех; более сложные задачи связаны с выбором начальной  клетки после четырех прыжков зайца.    Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

22



Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения – 3»


Освоить выполнение заданий третьей  степени  сложности  (сопоставляются сочетания трех передвижений): узнать, какое было передвижение, если конечное расположение фигур и характер передвижений известны, а начальное расположение фигур нужно выбирать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при трех фигурах в четырех клетках; с выбором из двух расположений при трех фигурках в пяти клетках. Самостоятельно выполнять задание.  Коллективно обсуждать варианты решения

23



Развитие способности анализировать.

Игра «Одинаковое, разное  у трех – 2»

При решении задач третьей степени сложности оперировать не конкретными признаками предметов, а количествами одинаковых или разных признаков у сопоставляемых предметов (по четырем признакам).Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

24



Развитие способности  рассуждать.

Игра «Старше, моложе»


В основе задач второй  степени сложности лежит соотнесение суждений об отношениях персонажей задачи по возрасту  (три отношения людей по возрасту)

В первом варианте в задаче представлен весь состав ее компонентов, - необходимые суждения и вопрос. Во втором варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится один из компонентов ее условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.

25



Развитие способности планировать.

Игра «Шаги, прыжки – 1»


Решать задачи третьей степени сложности (кошка делает четыре  перемещения), в которых  нужно узнать, какие перемещения сделала кошка, если известны начальная и конечная точка ее пути. Даются задачи, где сопоставляются сочетания по четыре перемещения с двумя прыжками; более сложные задачи связаны с выбором из двух сочетаний по четыре перемещения с тремя прыжками.    Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

26



Развитие способности комбинировать.

Игра «Обмены – 1»


Освоить решение задач третьей  степени сложности

(с тремя обменами): узнать, какой был обмен, если известно, как размещались фигуры в клетках до обмена и после. Даются задачи с двумя  сочетаниями обменов при четырех фигурах (по две отдельно); с двумя сочетаниями обменов при пяти фигурах (по две отдельно и одна).    Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

27



Развитие способности анализировать.  Игра «Одинаковое, разное у трех– 3»


При решении задач третьей степени сложности оперировать не конкретными признаками предметов и не количествами одинаковых или разных признаков у сопоставляемых предметов, а отношениями количеств одинаковых и разных признаков (по четырем признакам).     Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

4 четверть


28



Развитие способности рассуждать.

Игра «Ближе, левее»


В основе рассуждения в задачах третьего уровня сложности содержатся данные  о трех пространственных отношениях.

В первом варианте используется пространственное отношение «выше – ниже».

Во втором варианте используется пространственное отношение «левее – правее».

В третьем варианте используется пространственное отношение «ближе – дальше».

В четвертом варианте изменяется строение задач, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи.

29



Развитие способности планировать.

Игра «Шаги, прыжки – 2»


Решать задачи третьей степени сложности (кошка делает четыре  перемещения), в которых  нужно узнать, какие перемещения сделала кошка, если известны начальная клетка прыжков и их характер, а конечную клетку нужно выбрать. Даются задачи с выбором одной  клетки их четырех после двух прыжков и двух шагов кошки; более сложные задачи связаны с выбором конечной клетки после трех прыжков и одного шага кошки.    Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

30



Развитие способности комбинировать.

Игра «Обмены – 2»


Освоить решение задач третьей степени сложности

(с тремя обменами): узнать, какой был обмен, если начальное расположение фигурок и характер обменов известны, а конечное расположение фигур нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при четырех фигурах (по две отдельно); с выбором из двух расположений при пяти фигурах (по две отдельно и одна). Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.

31



Развитие способности планировать.

Игра «Шаги, прыжки – 3»


Решать задачи третьей  степени сложности (кошка делает четыре перемещения), в которых  нужно узнать, какие перемещения сделала кошка, если известны конечная клетка перемещений и их характер, а начальную клетку нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором начальной  клетки после двух шагов и двух прыжков; более сложные задачи связаны с выбором начальной клетки после трех прыжков и одного шага кошки.    Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.


32



Развитие способности  рассуждать.

Игра «То ли одно, то ли другое»


В основе рассуждения задач второго уровня сложности лежит соотнесение суждений о признаках, взаимоисключающих друг друга (три суждения с разделительным союзом).

В первом варианте используются утвердительные суждения в условии задачи и ее вопросе.

Во втором варианте в условии задачи используется утвердительные суждения, а в ее вопросе - отрицательные.

В третьем варианте меняется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи.

33



Развитие способности комбинировать.

Игра «Обмены – 3»


Освоить решение задач третьей степени сложности

(с тремя обменами): узнать, какой был обмен, если конечное расположение фигур и характер обменов известны,  а начальное расположение фигур нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при четырех фигурах (по две отдельно); с выбором из двух расположений при пяти фигурах (по две отдельно и одна).  Самостоятельно выполнять задание по правилу.  Коллективно обсуждать варианты решения.

34



Итоговое занятие. Диагностика.


Определение уровня развития мыслительных способностей: анализировать, комбинировать, планировать, рассуждать.

Выявить степень изменения уровня развития указанных способностей.Использование методик «Фигурка в контуре», «Ладья»

35



Итоговое занятие. Диагностика.


Определение уровня развития мыслительных способностей: анализировать, комбинировать, планировать, рассуждать.

Выявить степень изменения уровня развития указанных способностей.Использование методик «Белка», «Выводы».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!