СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по химии 9класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 9 класс 2019-2020 уч.г.

Просмотр содержимого документа
«Программа по химии 9класс»

Пояснительная записка к рабочей учебной программе

по химии 9 класс




Программа курса по неорганической химии 9 класса составлена в соответствии с

  • федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, 2004г

  • федеральным базисным учебным планом, 2004г

  • федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год" (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 05.09.2013 № 1047

  • примерной программой общеобразовательных учреждений по химии;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, рассчитана на 2 часа в неделю.

Курс включает в себя основы общей и неорганиче­ской химии, а также краткие сведения об органических веществах.


Цели и задачи курса:

  • формирование основ химического знания важ­нейших фактов, понятий, химических законов и те­орий, языка науки, а также доступных учащимся обоб­щений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химиче­ские явления, происходящие в лаборатории, на произ­водстве, в повседневной жизни;

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении неслож­ных химических опытов и в повседневной жизни;

  • формирование у них отношения к химии как возможной области буду­щей практической деятельности;

  • развитие личности обучающихся, их интеллекту­альное и нравственное совершенствование, формиро­вание у них гуманистических отношений и экологиче­ски целесообразного поведения в быту и трудовой де­ятельности.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Повторение основных вопросов химии за 8 класс и введение в курс 9 класса(6 часов).

Характеристика химического элемента на ос­новании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Генетические ряды. Переходные элементы.

Классификация химических элементов. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты. Амфотерные гидроксиды (на примере цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Свойства гидроксидов цинка или алюминия и реакции их получения.


Тема №1. МЕТАЛЛЫ (15 часов)

Положение ме­таллов в перио­дической систе­ме Химических элементов Д.И. Менделеева и особен­ности строения их атомов. Фи­зические свойст­ва металлов. Характеристика хим.элементов-металлов в периодической системе элементов. Строение атомов.

Химические свойства метал­лов. Свойства простых веществ. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение Mg, Fe. Общие понятия о коррозии ме­таллов. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в при­роде. Общие способы их по­лучения.

Общая характе­ристика элементов главной под­группы I группы. Взаимодействие натрия (калия) с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде. Соединения ще­лочных метал­лов.

Алюминий, его физические и химические свойства. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида.

Железо, его фи­зические и хи­мические свой­ства. Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа.

Тема № 2.Химический практикум (3 часа)

Практические работы по теме «Металлы».




Тема№3. «Неметаллы» (23 час)

Свойства простых веществ (неметаллов). Водород, его свойства. Получение и применение.

Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Кислород, его свойства. Получение и применение.

Сера, её физические и химические свойства. Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: сера. Строение атома серы. Оксиды серы (4 и 6). Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот и его свойства. Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: азот. Аммиак и его свойства. Соли аммония, их свойства. Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.

Фосфор, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Углерод, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: углерод (алмаз, графит). Оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

Кремний, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли.

Решение задач различных типов.


Тема № 4.Химический практикум (3 часа)

Практические работы по теме «Неметаллы».


Тема № 5. «Органические соединения» (10 часов).

Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода. Предельные углеводороды: метан. Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.

Спирты (метанол, этанол), их физиологические действие.

Понятия о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации.

Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства.

Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.

Биологически важные органические вещества: углеводы. Физические и химические свойства. Глюкоза, её свойства и значение.

Основные классы органических веществ.

Тема № 6. Повторение основных вопросов химии за курс основной школы (8 час)

Периодический закон и система Д.И.Менделеева

Основные классы неорганических веществ.

Виды химических связей.

Типы химических реакций.



































Календарно-тематический план

тема, раздел

количество часов

сроки

примеч

Повторение основных вопросов химии 8 класса и введение в курс 9 класса

6



1

Характеристика химического

элемента-металла на ос­новании его положения в ПСХЭ.

1

сентябрь


2

Характеристика переходного элемента на ос­новании его положения в ПСХЭ.


сентябрь


3

Периодический закон (ПЗ) и периодическая система (ПСХЭ) Д.И.Менделеева

1

сентябрь


4

Основные виды химической связи

1

сентябрь


5

Обобщение и систематизация знаний по «Введению»

1

сентябрь


6

Контрольная работа №1

1

сентябрь


Тема №1. Металлы

15



1

Положение ме­таллов в ПСХЭ и особен­ности строения их атомов. Фи­зические свойст­ва металлов.

1

сентябрь


2-3

Химические свойства метал­лов.

2

сентябрь


4

Общие способы их по­лучения.

1

сентябрь


5

Общие понятия о коррозии металлов.

1

октябрь


6

Решение задач по теме «Металлы»

1

октябрь


7

Тематический учет знаний.

1

октябрь


8

Щелочные металлы.

1

октябрь


9

Ще­лочноземельные металлы.

1

октябрь


10

Алюминий и его соединения.

1

октябрь


11

Железо и его соединения.

1

октябрь


12-13

Решение задач различных типов по теме «Металлы»


2

октябрь


14

Повторение и обобщение темы «Металлы»

1

ноябрь


15

Контрольная работа №2 по теме «Металлы»

1

ноябрь


Тема № 2. Практикум № 1. «Свойства металлов и их соединений».




1

Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов».

1

ноябрь


2

Практическая работа № 2. «Получение и свойства соединений металлов».

1

ноябрь


3

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»

1

ноябрь


Тема№3. «Неметаллы»

23



1

Общая характеристика неметаллов.

1

ноябрь


2

Водород.

1

ноябрь


3

Общая характеристика галогенов.

1

декабрь


4

Важнейшие соединения галогенов.

1

декабрь


5

Кислород.

1

декабрь


6

Сера, её физические и химические свойства.

1

декабрь


7

Соединения серы.

1

декабрь


8

Решение расчетных задач по теме « Кислород, сера»

1

декабрь


9

Азот и его свойства.

1

декабрь


10

Аммиак и его свойства.

1

декабрь


11

Соли аммония, их свойства.

1

декабрь


12

Азотная кислота и её свойства.

1

январь


13

Соли азотной и азотистой кислот.

1

январь


14

Фосфор, его физические и химические свойства.

1

январь


15

Соединения фосфора.

1

январь


16

Решение расчетных задач по теме « Азот, фосфор»


январь


17

Углерод, его физические и химические свойства.

1

февраль


18

Соединения углерода.

1

февраль


19

Кремний, его физические и химические свойства.

1

февраль


20

Силикатная промышленность.

1

февраль


21

Решение расчетных задач по теме «Углерод, кремний»

1

февраль


22

Повторение и обобщение темы «Неметаллы»

1

февраль


23

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»

1

февраль


Тема № 4. Практикум № 2. «Свойства неметаллов и их соединений».

3



1

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства серы»

1

февраль


2

Практическая работа № 5. «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, углекислого газа, аммиака)»

1

март


3

Практическая работа №6 « Свойства различных кислот»

1

март


Тема № 5. «Органические соединения»

10



1

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

1

март


2

Углеводороды.

1

март


3

Спирты.

1

март


4

Альдегиды.

1

март


5

Карбоновые кислоты.

1

март


6

Сложные эфиры. Жиры.

1

март


7

Аминокислоты. Белки.

1

апрель


8

Углеводы.

1

апрель


9

Обобщение знаний по органической химии.

1

апрель


10

Контрольная работа № 4 по теме «Органические соединения»

1

апрель


Тема 6 Повторение и обобщение основных вопросов химии за курс основной школы.

8



1

ПЗ и ПСХЭ. Строение атома.

1

апрель


2

Виды химической связи.

1

апрель


3

Типы химических реакций.

1

апрель


4-5

Основные классы неорганических веществ.

2

май


6-7

Решение задач различных типов.

2

май


8

Итоговая контрольная работа.

1

май



Требования к уровню подготовки выпускников основной школы


Соблюдать правила:

  • техники безопасности при обращении с химиче­ской посудой и лабораторным оборудованием (пробир­ками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочью, негашеной известью, водородом, метаном, бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями;

  • личного поведения, способствующего защите ок­ружающей среды от загрязнения;

  • оказания помощи пострадавшим от неумелого об­ращения с веществами.

Проводить:

  • нагревание, отстаивание, фильтрование и выпа­ривание;

  • опыты по получению и собиранию кислорода, оксида углерода (IV), водорода;

  • распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;

  • вычисления: а) массовой доли химического эле­мента по формуле вещества, б) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из всту­пивших в реакцию или полученных веществ, в) массо­вой доли растворенного вещества.

Называть:

  • химический элемент по его символу;

  • вещества по их химическим формулам;

  • свойства неорганических и органических веществ;

  • функциональные группы органических веществ;

  • признаки и условия осуществления химических реакций;

  • факторы, влияющие на скорость химической ре­акции;

  • типы химических реакций;

  • биологически важные органические соединения (углеводы, жиры, белки).

Определять:

  • простые и сложные веществ, принадлежность веществ к определенному классу;

  • валентность и (или) степень окисления химиче­ских элементов в бинарных соединениях;

  • вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;

  • тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характе­ру теплового эффекта, в) по изменению степеней окис­ления химических элементов.

Составлять:

  • формулы неорганических соединений (по валент­ности химических элементов или степени окисления);

  • молекулярные, структурные формулы органиче­ских веществ;

  • схемы распределения электронов в атомах хими­ческих элементов с порядковыми номерами 1—20;

  • уравнения химических реакций различных типов;

  • уравнения электролитической диссоциации кис­лот, оснований, солей;

  • полные и сокращенные ионные уравнения реак­ций обмена.

Характеризовать:

  • качественный и количественный состав вещества;

  • химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической сис­теме Д. И. Менделеева и строению их атомов;

  • свойства высших оксидов элементов с порядко­выми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;

  • химические свойства органических и неорганиче­ских веществ;

  • способы защиты окружающей среды от загрязнений;

  • строение и общие свойства металлов;

  • связь между составом, строением, свойствами ве­ществ и их применением;

  • круговороты углерода, кислорода, азота в природе Земли (по схемам).

Объяснять:

  • физический смысл порядкового номе­ра химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

  • закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;

  • причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;

  • причины многообразия веществ;

  • сущность процессов окисления и восстановления;

  • условия горения и способы его прекращения;

  • сущность реакции ионного обмена;

  • зависимость свойств веществ от вида химической связи.


Перечень химических элементов,

веществ и их свойств, включенных в требования

к уровню подготовки выпускников основной школы

Химические элементы:

Н, Не, Li, Be, В, С, N, О, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, CI, At, K, Ca, Fe, Cu, Ag, Zn.

Простые вещества

Неметаллы:

водород (взаимодействие с кислородом, оксидом ме­ди (II)), получение в лаборатории при взаимодействии цинка (железа) с соляной кислотой;

кислород (взаимодействие с водородом, серой, фос­фором, магнием, медью, железом, метаном), получение из пероксида водорода и перманганата калия, аллотро­пия;

сера (взаимодействие с кислородом, цинком, желе­зом и магнием);

углерод (аллотропия, взаимодействие с кислородом с образованием оксидов углерода (II) и (IV)), восста­новление меди углем и водородом из оксида меди (II).

Металлы:

натрий, калий, кальций (взаимодействие с серой и водой);

магний и алюминий (взаимодействие с серой, соля­ной кислотой); -

железо, цинк (взаимодействие с серой, соляной кис­лотой, растворами солей СuCl2, CuS04).

Сложные вещества

Оксиды неметаллов: S02, S03, Р205, С02, Si02 (от­ношение к воде, щелочам).

Оксиды металлов: Na20, MgO, CaO, А1203, Fe203, CuO (отношение к воде, кислотам).

Основания: NaOH, КОН, Са(ОН)2 (взаимодействие с кислотами, с оксидами неметаллов); Cu(OH)2, Fe(OH)3 (взаимодействие с кислотами, разложение при нагрева­нии).

Амфотерные гидроксиды: Zn(OH)2, А1(ОН)3 (взаи­модействие с растворами кислот и щелочей, разложе­ние при нагревании).

Кислоты: НС1, H2S04 (отношение к индикаторам, взаимодействие с некоторыми металлами, основными ок­сидами, основаниями, солями — СаС03, ВаС12, AgN03).

Соли: хлориды, нитраты, сульфаты, сульфиды желе­за (II), меди (II), фосфаты; химические реакции заме­щения и ионного обмена.

Реакции окисления-восстановления: металл + неме­талл, металл + кислота, металл + соль, водород + ок­сид металла.

Органические вещества

Предельные углеводороды: метан (горение, взаимо­действие с хлором — I стадия реакции), этан (горение).

Непредельные углеводороды: этилен (горение, взаи­модействие с водородом, бромом, полимеризация эти­лена); ацетилен (горение).

Спирты: метанол, этанол (горение).

Альдегиды: формальдегид, ацетальдегид

Карбоновые кислоты: уксусная кислота (химические свойства как электролита, реакция этерификации).

Биологически важные вещества: углеводы, жиры, белки.









































Учебно-методическое обеспечение


а) литература для учащихся:

  1. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2013 года.

  2. Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.

  3. Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.

б) литература для учителя:

  1. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2013 года.

  2. Габриелян О.С.,  Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.

  5. М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 9 класс, М., «Вако», 2012 г.

  6. Учебно–методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября»

в) электронные пособия:

СD диски «Общая и неорганическая химия»,«Органическая химия»,

Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/ 

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!