Пояснительная записка к рабочей учебной программе
по химии 9 класс
Программа курса по неорганической химии 9 класса составлена в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, 2004г
федеральным базисным учебным планом, 2004г
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год" (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 05.09.2013 № 1047
примерной программой общеобразовательных учреждений по химии;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, рассчитана на 2 часа в неделю.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах.
Цели и задачи курса:
формирование основ химического знания важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение основных вопросов химии за 8 класс и введение в курс 9 класса(6 часов).
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Генетические ряды. Переходные элементы.
Классификация химических элементов. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты. Амфотерные гидроксиды (на примере цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Свойства гидроксидов цинка или алюминия и реакции их получения.
Тема №1. МЕТАЛЛЫ (15 часов)
Положение металлов в периодической системе Химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характеристика хим.элементов-металлов в периодической системе элементов. Строение атомов.
Химические свойства металлов. Свойства простых веществ. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение Mg, Fe. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Взаимодействие натрия (калия) с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде. Соединения щелочных металлов.
Алюминий, его физические и химические свойства. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида.
Железо, его физические и химические свойства. Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа.
Тема № 2.Химический практикум (3 часа)
Практические работы по теме «Металлы».
Тема№3. «Неметаллы» (23 час)
Свойства простых веществ (неметаллов). Водород, его свойства. Получение и применение.
Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Кислород, его свойства. Получение и применение.
Сера, её физические и химические свойства. Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: сера. Строение атома серы. Оксиды серы (4 и 6). Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот и его свойства. Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: азот. Аммиак и его свойства. Соли аммония, их свойства. Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.
Фосфор, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.
Углерод, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: углерод (алмаз, графит). Оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и её соли.
Кремний, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли.
Решение задач различных типов.
Тема № 4.Химический практикум (3 часа)
Практические работы по теме «Неметаллы».
Тема № 5. «Органические соединения» (10 часов).
Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода. Предельные углеводороды: метан. Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.
Спирты (метанол, этанол), их физиологические действие.
Понятия о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации.
Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства.
Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.
Биологически важные органические вещества: углеводы. Физические и химические свойства. Глюкоза, её свойства и значение.
Основные классы органических веществ.
Тема № 6. Повторение основных вопросов химии за курс основной школы (8 час)
Периодический закон и система Д.И.Менделеева
Основные классы неорганических веществ.
Виды химических связей.
Типы химических реакций.
Календарно-тематический план
№ | тема, раздел | количество часов | сроки | примеч |
Повторение основных вопросов химии 8 класса и введение в курс 9 класса | 6 | | |
1 | Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в ПСХЭ. | 1 | сентябрь | |
2 | Характеристика переходного элемента на основании его положения в ПСХЭ. | | сентябрь | |
3 | Периодический закон (ПЗ) и периодическая система (ПСХЭ) Д.И.Менделеева | 1 | сентябрь | |
4 | Основные виды химической связи | 1 | сентябрь | |
5 | Обобщение и систематизация знаний по «Введению» | 1 | сентябрь | |
6 | Контрольная работа №1 | 1 | сентябрь | |
Тема №1. Металлы | 15 | | |
1 | Положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. | 1 | сентябрь | |
2-3 | Химические свойства металлов. | 2 | сентябрь | |
4 | Общие способы их получения. | 1 | сентябрь | |
5 | Общие понятия о коррозии металлов. | 1 | октябрь | |
6 | Решение задач по теме «Металлы» | 1 | октябрь | |
7 | Тематический учет знаний. | 1 | октябрь | |
8 | Щелочные металлы. | 1 | октябрь | |
9 | Щелочноземельные металлы. | 1 | октябрь | |
10 | Алюминий и его соединения. | 1 | октябрь | |
11 | Железо и его соединения. | 1 | октябрь | |
12-13 | Решение задач различных типов по теме «Металлы» | 2 | октябрь | |
14 | Повторение и обобщение темы «Металлы» | 1 | ноябрь | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Металлы» | 1 | ноябрь | |
Тема № 2. Практикум № 1. «Свойства металлов и их соединений». | | | |
1 | Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов». | 1 | ноябрь | |
2 | Практическая работа № 2. «Получение и свойства соединений металлов». | 1 | ноябрь | |
3 | Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ» | 1 | ноябрь | |
Тема№3. «Неметаллы» | 23 | | |
1 | Общая характеристика неметаллов. | 1 | ноябрь | |
2 | Водород. | 1 | ноябрь | |
3 | Общая характеристика галогенов. | 1 | декабрь | |
4 | Важнейшие соединения галогенов. | 1 | декабрь | |
5 | Кислород. | 1 | декабрь | |
6 | Сера, её физические и химические свойства. | 1 | декабрь | |
7 | Соединения серы. | 1 | декабрь | |
8 | Решение расчетных задач по теме « Кислород, сера» | 1 | декабрь | |
9 | Азот и его свойства. | 1 | декабрь | |
10 | Аммиак и его свойства. | 1 | декабрь | |
11 | Соли аммония, их свойства. | 1 | декабрь | |
12 | Азотная кислота и её свойства. | 1 | январь | |
13 | Соли азотной и азотистой кислот. | 1 | январь | |
14 | Фосфор, его физические и химические свойства. | 1 | январь | |
15 | Соединения фосфора. | 1 | январь | |
16 | Решение расчетных задач по теме « Азот, фосфор» | | январь | |
17 | Углерод, его физические и химические свойства. | 1 | февраль | |
18 | Соединения углерода. | 1 | февраль | |
19 | Кремний, его физические и химические свойства. | 1 | февраль | |
20 | Силикатная промышленность. | 1 | февраль | |
21 | Решение расчетных задач по теме «Углерод, кремний» | 1 | февраль | |
22 | Повторение и обобщение темы «Неметаллы» | 1 | февраль | |
23 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | 1 | февраль | |
Тема № 4. Практикум № 2. «Свойства неметаллов и их соединений». | 3 | | |
1 | Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства серы» | 1 | февраль | |
2 | Практическая работа № 5. «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, углекислого газа, аммиака)» | 1 | март | |
3 | Практическая работа №6 « Свойства различных кислот» | 1 | март | |
Тема № 5. «Органические соединения» | 10 | | |
1 | Предмет органической химии. Строение атома углерода. | 1 | март | |
2 | Углеводороды. | 1 | март | |
3 | Спирты. | 1 | март | |
4 | Альдегиды. | 1 | март | |
5 | Карбоновые кислоты. | 1 | март | |
6 | Сложные эфиры. Жиры. | 1 | март | |
7 | Аминокислоты. Белки. | 1 | апрель | |
8 | Углеводы. | 1 | апрель | |
9 | Обобщение знаний по органической химии. | 1 | апрель | |
10 | Контрольная работа № 4 по теме «Органические соединения» | 1 | апрель | |
Тема 6 Повторение и обобщение основных вопросов химии за курс основной школы. | 8 | | |
1 | ПЗ и ПСХЭ. Строение атома. | 1 | апрель | |
2 | Виды химической связи. | 1 | апрель | |
3 | Типы химических реакций. | 1 | апрель | |
4-5 | Основные классы неорганических веществ. | 2 | май | |
6-7 | Решение задач различных типов. | 2 | май | |
8 | Итоговая контрольная работа. | 1 | май | |
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
Соблюдать правила:
техники безопасности при обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочью, негашеной известью, водородом, метаном, бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями;
личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;
оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Проводить:
нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание;
опыты по получению и собиранию кислорода, оксида углерода (IV), водорода;
распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;
вычисления: а) массовой доли химического элемента по формуле вещества, б) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ, в) массовой доли растворенного вещества.
Называть:
химический элемент по его символу;
вещества по их химическим формулам;
свойства неорганических и органических веществ;
функциональные группы органических веществ;
признаки и условия осуществления химических реакций;
факторы, влияющие на скорость химической реакции;
типы химических реакций;
биологически важные органические соединения (углеводы, жиры, белки).
Определять:
простые и сложные веществ, принадлежность веществ к определенному классу;
валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях;
вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;
тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характеру теплового эффекта, в) по изменению степеней окисления химических элементов.
Составлять:
формулы неорганических соединений (по валентности химических элементов или степени окисления);
молекулярные, структурные формулы органических веществ;
схемы распределения электронов в атомах химических элементов с порядковыми номерами 1—20;
уравнения химических реакций различных типов;
уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.
Характеризовать:
качественный и количественный состав вещества;
химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;
свойства высших оксидов элементов с порядковыми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;
химические свойства органических и неорганических веществ;
способы защиты окружающей среды от загрязнений;
строение и общие свойства металлов;
связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;
круговороты углерода, кислорода, азота в природе Земли (по схемам).
Объяснять:
физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;
причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;
причины многообразия веществ;
сущность процессов окисления и восстановления;
условия горения и способы его прекращения;
сущность реакции ионного обмена;
зависимость свойств веществ от вида химической связи.
Перечень химических элементов,
веществ и их свойств, включенных в требования
к уровню подготовки выпускников основной школы
Химические элементы:
Н, Не, Li, Be, В, С, N, О, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, CI, At, K, Ca, Fe, Cu, Ag, Zn.
Простые вещества
Неметаллы:
водород (взаимодействие с кислородом, оксидом меди (II)), получение в лаборатории при взаимодействии цинка (железа) с соляной кислотой;
кислород (взаимодействие с водородом, серой, фосфором, магнием, медью, железом, метаном), получение из пероксида водорода и перманганата калия, аллотропия;
сера (взаимодействие с кислородом, цинком, железом и магнием);
углерод (аллотропия, взаимодействие с кислородом с образованием оксидов углерода (II) и (IV)), восстановление меди углем и водородом из оксида меди (II).
Металлы:
натрий, калий, кальций (взаимодействие с серой и водой);
магний и алюминий (взаимодействие с серой, соляной кислотой); -
железо, цинк (взаимодействие с серой, соляной кислотой, растворами солей СuCl2, CuS04).
Сложные вещества
Оксиды неметаллов: S02, S03, Р205, С02, Si02 (отношение к воде, щелочам).
Оксиды металлов: Na20, MgO, CaO, А1203, Fe203, CuO (отношение к воде, кислотам).
Основания: NaOH, КОН, Са(ОН)2 (взаимодействие с кислотами, с оксидами неметаллов); Cu(OH)2, Fe(OH)3 (взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании).
Амфотерные гидроксиды: Zn(OH)2, А1(ОН)3 (взаимодействие с растворами кислот и щелочей, разложение при нагревании).
Кислоты: НС1, H2S04 (отношение к индикаторам, взаимодействие с некоторыми металлами, основными оксидами, основаниями, солями — СаС03, ВаС12, AgN03).
Соли: хлориды, нитраты, сульфаты, сульфиды железа (II), меди (II), фосфаты; химические реакции замещения и ионного обмена.
Реакции окисления-восстановления: металл + неметалл, металл + кислота, металл + соль, водород + оксид металла.
Органические вещества
Предельные углеводороды: метан (горение, взаимодействие с хлором — I стадия реакции), этан (горение).
Непредельные углеводороды: этилен (горение, взаимодействие с водородом, бромом, полимеризация этилена); ацетилен (горение).
Спирты: метанол, этанол (горение).
Альдегиды: формальдегид, ацетальдегид
Карбоновые кислоты: уксусная кислота (химические свойства как электролита, реакция этерификации).
Биологически важные вещества: углеводы, жиры, белки.
Учебно-методическое обеспечение
а) литература для учащихся:
Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2013 года.
Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
б) литература для учителя:
Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2013 года.
Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2007.
Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.
М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 9 класс, М., «Вако», 2012 г.
Учебно–методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября»
в) электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,«Органическая химия»,
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html