СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания и социализации обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы»

«Рассмотрено»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2014

Заместитель директора по ВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

/

/Е.А. Соболева

/А.А. Миронов

Подпись /расшифровка

Подпись /расшифровка

Подпись /расшифровка


Дата «_____»______2014

Дата «_____»________2014

Приказ №_____________







ПРОГРАММА

духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания и социализации обучающихся

срок реализации 2014-2018г









Разработчик:

Классный руководитель

Горячих Оксана Ивановна


г. Барнаул, 2014 г


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ

Программа духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания и социализации обучающихся.


ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ



  1. Конвенция о правах ребёнка

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
    "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

  5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Алтайского края на 2014-2016 годы

  6. Программа духовно- нравственного воспитания и социализации, обучающихся МБОУ «Гимназия №80»

  7. Устав МБОУ «Гимназии № 80»


ЗАКАЗЧИК-КООРДИНАТОР ПРОГРАММЫ

Педагогический и родительский коллективы МБОУ «Гимназия № 80» г. Барнаула

РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

Горячих Оксана Ивановна, учитель английского языка, классный руководитель

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

  • организация целостного образовательного пространства духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания школьников и его успешного функционирования

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • содействие формированию и развитию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

  • организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление, где учащиеся развивают свои способности и склонности.

  • включение родителей обучающихся в воспитательный процесс.

  • создание условий для эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания;

  • содействие формирования активной гражданской позиции, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ

12 лет (начало программы)– 16 лет (окончание программы)

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

2014 – 2018год

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Подготовительный:

- анализ социально-педагогических условий; межличностных отношений; взаимоотношений с педагогами школя и родителями;

- подбор методик и диагностика;

- проектирование целостного образовательного пространства духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания школьников (апробация элементов);

- мотивационная и организационная подготовка учащихся, родителей.

2. Этап реализации:

- реализации направлений программы;

- наблюдение за личностным ростом учащихся;

- корректировка программы с учетом возрастных психологических особенностей и личностного роста учащихся

- промежуточный мониторинг (не менее двух раз в год)

3. Итоговый этап:

- мониторинг процесса и результатов новообразований, личностного роста учащихся,

- диагностика уровня социально значимых компетенций учащихся.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Духовно- нравственное воспитание

  2. Развитие коммуникативной культуры, социо-и медиакультурного взаимодействия

  3. Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения

  4. Гражданско-патриотическое воспитание

  5. Формирование экологической культуры

ПРИНЦИПЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • принцип природосообразности

  • принцип культуросообразнсоти

  • принцип сотрудничества

  • системно-структурный подход

  • комплексный подход

  • системно - деятельностный подход

  • отношенческий подход

  • личностно-ориентированный подход


ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Классные часы в различных формах


Интерактивные занятия:

  • Ролевые игры

  • Игры - имитации

  • Деловые игры

  • Разработка проектов

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты)

  • Мозговой штурм

  • Квесты

  • Мастер класс

  • Экскурсии

Мотивационные занятия:

  • Воспитательные мероприятия с использованием кейс технологии

  • Длительная игра

Игровые (досуговые) формы работы

  • Конкурсы

  • Игры, спортивные соревнования

  • Тематические праздники и вечера

Работа с родителями

  • Родительские собрания в различных формах (конференции, вебинары)

  • Переписка с родителями в систему «Сетевой Регион. Образование»

  • Организация взаимодействия с родителями в социальных сетях (WhatsApp, VK)

  • Дискуссионный родительский клуб

  • Организация совместных досуговых мероприятий

  • Индивидуальные тематические консультации

  • Педагогическая дискуссия (диспут)

ЦЕЛЕВЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • Создание и функционирование классной службы в рамках Школьной службы примирения с привлечением родителей и школьного психолога для конструктивного решения конфликтных ситуаций.

  • Доля участия детей в волонтёрском отряде «Поиск» (не менее 10 %)

  • Доля участия детей в Совете Музея гимназии «Истории Железнодорожного района» (не менее 10 %)

  • Доля участия детей в ДЮО «Омега» (не менее 10 %)

  • Доля участия детей в самоуправлении класса: Совет дела, редколлегия сайта класса на странице в Контакте (не менее 25%)

  • Доля учащихся занятых в школьных объединения дополнительного образования патриотического и спортивно-оздоровительного направления (не менее 20%)

  • Сформированность основных нравственных качеств личности детей (доля учащихся имеющих развитие духовно- нравственных качеств на оптимальном уровне не менее- 70% учащихся класса, на допустимом уровне -30% и отсутствие учащихся с критическим уровнем развития духовно- нравственных качеств)

  • Социальная активность учащихся (не менее 15% учащихся класса)

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Анализ и мониторинг результатов реализации программы классным руководителем (Приложение 1).

Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.













Пояснительная записка.


1. Введение

Актуальность программы


Гимназия № 80 находится в Петровском микрорайоне Железнодорожного района города Барнаула. Рядом расположена детская и взрослая поликлиники № 10, Краевая спортивная школа, спортивный комплекс «Победа», хоккейный клуб «Метеор», стадион «Лабиринт», семейный парк «Арлекино», Дворец культуры города Барнаула. Район спокойный, с низкой криминальной активностью. Возле школы расположена прогулочная аллея, тренажёрные и игровые площадки. На территории школы находится стадион с площадками для занятий волейболом, мини-футболом и теннисом.


На момент начала действия программы в 2014 году в 6 «А» классе обучалось 30 детей: 17 девочек и 13 мальчиков. Качественная успеваемость – 60% (1 отличник, три девочки с одной «4» по математике, 14 ударников). В классе 3 ребёнка из многодетных семей, у одной девочки умер отец и ещё 5 детей воспитываются в неполных семьях. В классе отсутствовали ученики, стоящие на внутришкольном учёте. В целом класс был социально благополучным. Проблем с поведением у учащихся не было, но следует отметить, смену классных руководителей (за 2 года и 7 мес. 4 классных руководителя). При переходе из начальной школы в среднее звено класс объединили с параллельным классом.


В классе существовало несколько разобщенных групп, и отсутствовал единый лидер. В то же время, дети активно откликались на предложения участия в классных делах и были настроены на сотрудничество.

Анализ предопределил цель и задачи программы.


В классе воспитание обучающихся осуществляется по нескольким направлениям деятельности:

  1. Духовно- нравственное воспитание.

  2. Развитие коммуникативной культуры, социо-и медиа культурного взаимодействия.

  3. Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения.

  4. Гражданско-патриотическое воспитание.

  5. Формирование экологической культуры.

Программа рассчитана на 4 года. За это время, дети постепенно переходят из младшего в средний школьный возраст. Они растут, меняются и меняются их интересы и увлечения. Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития. Это период интенсивного формирования личности. Учитывая данные факторы, каждый учебный год получил своё приоритетное направление деятельности.


2014-2015 учебный год

6 класс

«Мы все такие разные, но всё - таки мы вместе»

Цель:

  • формирование классного коллектива;

  • организация классного самоуправления;

  • ведение целенаправленной и активной работы со всеми учащимися класса.

2015-2016 учебный год

7 класс

«Я - Гражданин»

Цель:

  • развитие и углубление знаний об истории и культуре родного города и края;

  • развитие способностей осмысливать явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

  • развитие интереса и уважения к культуре своего и других народов.

2016-2017 учебный год

8 класс

«Мы дети 21 века»

Цель:

  • формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию; межкультурную коммуникацию формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

  • формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.

2017 – 2018 учебный год

9 класс

«Я выбираю будущее»

Цель:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В процессе деятельности опираемся на единство учебно-воспитательного процесса:

обучение и воспитание, теоретическая и практическая подготовка, урочная и внеурочная деятельность, сотрудничество учащихся и учителей, классное руководство, ученическое самоуправление и др.

Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система класса выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:

  • педагогическое целеполагание: совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;

  • системообразующая деятельность: воспитательная работа (принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой);

  • субъекты деятельности: общность педагогического и ученического коллектива, заинтересованных родителей, лиц и организаций, сотрудничающих с нашим классом;

  • отношения: механизмы взаимодействия воспитательной системы класса с социумом;

  • управление: обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.


2. Цель и задачи Программы


Цель: организация целостного образовательного пространства духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания школьников и его успешного функционирования


Задачи:

  1. содействие формированию и развитию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

  2. организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление, где учащиеся развивают свои способности и склонности.

  3. включение родителей обучающихся в воспитательный процесс.

  4. создание условий для эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания;

  5. содействие формирования активной гражданской позиции, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.


Реализация обозначенных задач, на наш взгляд позволит обеспечить реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании», где современное воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственности, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создания условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно - исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа рассчитана на использование в общеобразовательном учреждении с 6 по 9 класс и является частью программы гимназии, включает в себя 5 направлений.


3. Принципы построения и реализации программы

Принципы и подходы воспитания.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами гимназии.

При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе класса способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников:

принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;

принцип культуросообразнсоти: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;

принцип сотрудничества: взаимодействие учителя и обучающихся в продвижении детей к определенным целям;

системно-структурный подход: означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;

комплексный подход: включает объединение усилий всех воспитательных субъектов (на локальном и муниципальном уровнях ) для успешного решения воспитательных целей и задач;

системно - деятельностный подход: предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремиться к самовыражению;

отношенческий подход: формирование социально ценностных отношений воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, культуре, науке, себе;

личностно-ориентированный подход: признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка.


4. Формы и методы воспитания

Классные часы в различных формах


Интерактивные занятия:

  • Ролевые игры

  • Игры - имитации

  • Деловые игры

  • Разработка проектов

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты)

  • Мозговой штурм

  • Квесты

  • Мастер класс

  • Экскурсии

Мотивационные занятия:

  • Воспитательные мероприятия использованием кейс технологии

  • Длительная игра

Игровые (досуговые) формы работы

  • Конкурсы

  • Игры, спортивные соревнования

  • Тематические праздники и вечера

Работа с родителями

  • Родительские собрания в различных формах (конференции, вебинары)

  • Переписка с родителями в систему «Сетевой Регион. Образование»

  • Организация взаимодействия с родителями в социальных сетях (WhatsApp, VK)

  • Дискуссионный родительский клуб

  • Организация совместных досуговых мероприятий

  • Индивидуальные тематические консультации

Педагогическая дискуссия (диспут)

5.Деятельностные компоненты воспитательной системы.

Деятельностными компонентами воспитательной системы являются сферы деятельности, к ним относятся: воспитывающая среда, учебная деятельность, внеклассная работа, система дополнительного образования, взаимодействие с родительским комитетом класса, узкими специалистами гимназии, социальными партнерами гимназии.

Компоненты единой воспитательной системы класса

ВСК «Боец»


Администрация гимназии


Совет музея

Экскурсоводы




Туристический клуб «Норд»

Педагоги дополнительного образования

Музей гимназии




Совет дела

Ученики


Волонтёрский отряд

«Поиск»

«Поиск»

Волейбольная секция







Родители

ДЮО «Омега»

Педагоги гимназии

Педагог – психолог




Классный руководитель

НОУ «Импульс»


Родительский комитет класса

Школьная служба примирения





6. Планируемые результаты и оценка эффективности программы

Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем духовно- нравственном и социальном развитии:

  • Создание и функционирование классной службы в рамках Школьной службы примирения с привлечением родителей и школьного психолога для конструктивного решения конфликтных ситуаций.

  • Доля участия детей в волонтёрском отряде «Поиск» (не менее 10 %)

  • Доля участия детей в Совете Музея гимназии «Истории Железнодорожного района» (не менее 10 %)

  • Доля участия детей в ДЮО «Омега» (не менее 10 %)

  • Доля участия детей в самоуправлении класса: Совет дела, редколлегия сайта класса на странице в Контакте (не менее 25%)

  • Доля учащихся занятых в школьных объединения дополнительного образования патриотического и спортивно-оздоровительного направления (не менее 20%)

  • Сформированность основных нравственных качеств личности детей (доля учащихся имеющих развитие духовно- нравственных качеств на оптимальном уровне не менее- 70% учащихся класса, на допустимом уровне -30% и отсутствие учащихся с критическим уровнем развития духовно- нравственных качеств)

  • Социальная активность учащихся (не менее 15% учащихся класса)

Основные направления организации воспитания и социализации учеников МБОУ «Гимназии № 80»


  1. Духовно - нравственное воспитание

  1. Формирование нравственного сознания, развитие у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики.

  2. Формирование и развитие у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

  3. Создание дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

  4. Развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное.

  5. Формирование и развитие представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических представлений и освоение существующих эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических представлений в области культуры.

  6. Развитие творческих способностей, творческой инициативы и активности. Создание условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей.

  7. Интеграция усилий семьи и школы в воспитании обучающихся.


  1. Развитие коммуникативной культуры, социо-и медиа культурного взаимодействия

  1. Формирование и развитие у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную и межкультурную коммуникации.

  2. Формирование и развитие у учащихся ответственного отношения к слову как к поступку.

  3. Формирование и развитие у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасного общения.

  4. Формирование и развитие у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

  5. Формирование и развитие у обучающихся таких понятий как «толерантность», «миролюбие», «согласие», «социальное партнёрство».

  6. Развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия» «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».

  7. Развитие опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.



  1. Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения

  1. Формированию позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков.

  2. Формирование стремления к здоровому образу жизни; осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

  3. Формирование и развитие у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, освоение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и взрослой жизни.

  4. Формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

  5. Внедрение ВФСК ГТО

  6. Развитие навыков безопасности и навыков безопасной среды в школе, в быту и на отдыхе.

  7. Формировать навыки конструктивного взаимодействия, позитивного самосознания, собственной личности и личности других, формирование позитивных жизненных установок ценностных ориентаций у подростков



  1. Гражданско-патриотическое воспитание

  1. Формирование гражданской культуры: правовых и политических знаний. Воспитание и развитие уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  2. Формирование патриотического сознания; воспитание любви к своей родине, освоение духовного наследия народа – традиционной народной культуры.

  3. Развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, семье.

  4. Усвоение ценности содержания таких понятий как «служение Отчеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие».



  1. Формирование экологической культуры

  1. Формирование и развитие ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты.

  2. Формирование и развитие ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде

  3. Создание условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах направленных на сохранение окружающей среды.


Учебный план на 2014-2015 учебный год

6 класс

«Мы все такие разные, но всё - таки мы вместе»

п/п

мероприятия

сроки

1

Социометрия

Сентябрь 2014

2

Организация классного самоуправления (Совет Дела, Совет Музея, редколлегия, художественный совет, отряд волонтёров «Поиск»)

Сентябрь- октябрь 2014

3

Совместная работа со школьным педагогом – психологом Доровских О.Д.

В течение года

4

Тренинги по построению команды

( «Найди того, кто…», «Цветная паутинка» и др.)

В течение года

5

Командные соревнования внутри класса и параллели

не менее 4 раз в год

6

Организация работы родительского комитета

В течение года

7

Организация участия родителей в классных мероприятиях

В течение года

8

Чемпионат по стрельбе из лука «Шервудский лес»

Декабрь 2014

9

Краеведческая экскурсия в музей аптечного дела «Горная аптека»

Март 2015

10

Краеведческая экскурсия в Музей «Город» с посещением интерактивного квеста Гёте Института

Май 2015

11

Участие в поэтическом конкурсе Музея Истории Железнодорожного района

Ноябрь 2014

12

Участие в интерактивной военной исторической игре «Войны России»

Февраль 2015

13

Спортивное мероприятие «Весёлые старты»

Октябрь 2014

14

Интерактивная игра «Памятники архитектуры города Барнаула»

Ноябрь 2014

15

Классный час, посвященный году Культуры в России

Сентябрь 2014



Учебный план на 2015-2016 учебный год

7класс

«Я Гражданин»

п/п

мероприятия

сроки

1

Посещение музея космонавтики им. Г.С. Титова

Октябрь 2015

2

Краеведческая экскурсия в Горный Алтай

Май 2016

3

Выборы староста класса в форме деловой игры

Сентябрь 2015

4

Новый год «Секретный Санта»

Декабрь 2015

5

Спортивный праздник «А ну - ка, парни», посвященный Дню Защитника Отечества (совестно с параллелью 7-х классов).

Февраль 2016

6

Интерактивная игра «Год российского кино»

Март 2016

7

Длительная игра «Непутевые заметки о Барнауле»

В течение года

8

Организация работы учащихся в Детско-юношеской организации гимназии «Омега»

В течение года

9

Интерактивная игра «Имею право»

Январь 2016

10

Конкурс презентаций по теме «Я Гражданин Российской Федерации»

Ноябрь – декабрь 2015

11

Классный час «В.М. Шукшину посвящается…»

Ноябрь 2015

12

Конкурс эссе «Моя любимая книга», посвящённый году Литературы в России.

Сентябрь – октябрь 2015

13

Создание и функционирование классной службы в рамках Школьной службы примирения

В течение года



Учебный план на 2016-2017 учебный год

8 класс

«Мы дети – 21 века»

п/п

мероприятия

сроки


Направление работы:

Духовно - нравственное воспитание

1

Классный час «Год Российского кино».

10 октября 2016

2

Посещение спектакля МТА («Охота жить»), обсуждение и конкурс на лучшую рецензию.

9 февраля 2017

3

Участие в конкурсе художественных работ посвящённых Году Экологии в России.

Февраль 2017

4

Участие в поэтическом конкурсе, посвящённом 45-летию гимназии.

Январь 2017


Направление работы:

Развитие коммуникативной культуры, социо-и медиа культурного взаимодействия


5

Родительское собрание и классный час по теме «Безопасность школьников в сети Интернет».

Ноябрь 2016

6

Классный час по теме «Правила Интернет - общения».

Ноябрь 2016

7

Проведение тематических классных часов с приглашением инспектора ОДН ОП №1 Никонова А.А., учителя русского языка Чупиной Т.П., школьного педагога – психолога Доровских О.Д.

В течение года




8

Анкетирование учащихся и родителей с целью выявления уровня информационной грамотности.

Ноябрь 2106




9

Выбор администратора группы «В контакте», ведение группы, публикация новостей, объявлений, проведение опросов и голосований по актуальным темам.

Сентябрь 2016




10

Разработка, создание и ведение блога класса в сети Интернет.

В течение года





Направление работы:

Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения




11

Классный час «Олимпийская слава России».

Сентябрь 2016




12

Родительское собрание по теме «Здоровое питание школьника», « Что такое ВФСК ГТО».

Сентябрь 2016




13

Чемпионат класса по боулингу.

Декабрь 2106




14

Классный час по внедрению ВФСК ГТО. Ведение дневников ВФСК ГТО.

Сентябрь 2016, в течение года




15

Классные часы с рассказами о спортсменах нашего класса.

В течение года




16

Классный час по теме «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!» (при участии учителя физической культуры Морозова Р.Ю.).

Январь 2016




17

Встречи со знаменитыми спортсменами г. Барнаула.

Апрель 2107




18

Классные часы по формированию жизнестойкости. Мониторинг сформированности навыков жизнестойкости.

В течение года




19

Экскурсия на конноспортивный клуб «Карина».

Май 2017




20

Производственная экскурсия на фабрику KFC.

25 марта 2017





Направление работы:

Гражданско-патриотическое воспитание




21

Проведение квеста «Город Б».

Сентябрь 2016




22

Классные часы по темам: «Тайны городских улиц», «День снятия блокады Ленинграда», «Герои СССР – жители города Барнаула» «День Победы».

14 ноября 2016, 27 января 2017, 27 февраля 2017, 6 мая 2017




23

Классный час по правовой грамотности.

13 марта 2017




24

Игра – викторина «Декларация о правах детей»

21 ноября 2016




25

Викторина по избирательному праву

20 февраля 2017




26

Встреча с представителями органов местного самоуправления.

В течение года





Направление работы:

Формирование экологической культуры




27

Классный час, посвященный Году Экологии в России.

23 января 2017




28

Классный час «Красная книга Алтая».

30 января 2017




29

Посещение дендрария, Барнаульского зоопарка, соколиного питомника «Алтай - Фалькон».

Сентябрь 2016, май 2016




30

Участие в общешкольных мероприятиях, посвящённых Году экологии в России.

3- 4 четверть (по плану гимназии)




31

Проведение конкурса на создание лучшей презентации по проблемам экологии в регионе.

Апрель 2017




32

Участие в школьном конкурсе на разработку дизайна пришкольного участка.

Май 2017





Учебный план на 2017-2018 учебный год

9 класс

«Я выбираю будущее»




п/п

мероприятия

сроки

1

Беседа «Что мы знаем о мире профессий?»

Сентябрь 2017

2

Игра «Классифицируй профессии»

Октябрь 2017

3

Профессиональное будущее. Самооценка.

Октябрь 2017

4

Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии»

Ноябрь 2017

5

Беседа о правилах выбора профессии. 

Декабрь 2017

6

Профориентационная игра «Спящий город»

Декабрь 2017

7

Семинар «Учебные заведения» 

Март 2018

8

Совместные мероприятия с родителями «Профессия моих родителей».

В течение года

9

Экскурсии на производства города Барнаула

В течение года

10

Работа с портфолио школьника

В течение года

11

Мини – проект « Мой вариант продолжения образования»

Январь 2018


Мероприятия, проводимые регулярно на протяжении всего периода действия программы.


Направление работы:

Духовно - нравственное воспитание

1

Участие в школьном конкурсе на лучший новогодний дизайн кабинета.

Декабрь

2

Благоустройство классного кабинета и территории гимназии.

В течение года

3

Совместное мероприятие «День семьи»

Май

4

Совместно мероприятие «День матери» (с участием родителей и детей)

25 ноября

5

Классный час, посвящённый Дню народного единства.

7 ноября

6

Посещение кинотеатра, просмотр и последующее обсуждение просмотренного фильма российского производства.

Осенние каникулы

7

День театра

По плану гимназии

8

Участие в праздничных концертах посвящённом Дню учителя, Дню Матери и Международному Женскому дню.

В течение года

Направление работы:

Развитие коммуникативной культуры, социо-и медиа культурного взаимодействия


9

Посещение лекций в БИЦ и школьном музее.

В течение года

10

Работа классного художественного совета, выбор и работа редколлегии класса.

В течение года



Направление работы:

Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения


11

Участие в общешкольных спортивных соревнованиях.

В течение года



12

Посещение катка на стадионе «Лабиринт» и парке «Арлекино».

Зимние каникулы



13

Соревнования по велоспорту среди учеников параллели.

Май



14

День здоровья

Осенние каникулы



15

Встречи и беседы с школьным мед. работником (примерные темы: профилактика простудных заболеваний, закаливание организма, правила здорового питания).

В течение года




Направление работы:

Гражданско-патриотическое воспитание



16

Работа в Совете Музея.

В течение года



17

Работа школьных экскурсоводов.

В течение года



18

Подготовка материалов для пополнения фонда Музея Истории Железнодорожного района. Участие в дне Дарения Музею.

Ежегодно в декабре



19

Работа отряда волонтёров.

В течение года



20

Работа поискового отряда

В течение года



21

Встречи с ветеранами.

Ежегодно в апреле – мае



22

Участие в митинге посвященном Дню Победы на аллее Георгия Исакова.

Ежегодно в мае



23

Участие в шествии «Бессмертного полка».

Ежегодно в мае




Направление работы:

Формирование экологической культуры



24

Участие в субботниках.

В течение года



25

Мероприятия, посвящённые Дню Земли.

20 марта



26

Участие в работе по благоустройству территории гимназии.

В течение года





Литература:

  1. Методические рекомендации под ред. И. А. Новиковой Проектирование программы «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Алтайского края на 2014-2016 годы» - КГБОУ АКИПКРО, 2014. 100с.

  2. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя – Волгоград, издательство «Учитель», 2014. – 157с.

  3. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У. Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий. — Смысл Москва, 2006. — С. 321.

  4. Асмолов А.Г. «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества». Вопросы образования № 1, 2008 








Приложение 1

Организация мониторинга эффективности программы


Ожидаемые результаты

Форма мониторинга

Ответственный


Доля участия детей в волонтёрском отряде «Поиск» (не менее 10 %)

Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио) гимназистов (от 01.08 2013 года)

Журнал классного руководителя

Классный руководитель


Доля участия детей в Совете Музея гимназии «Истории Железнодорожного района» (не менее 10 %)

Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио) гимназистов (от 01.08 2013 года)

Журнал классного руководителя

Классный руководитель

Руководитель Музея гимназии «Истории Железнодорожного района»


Доля участия детей в ДЮО «Омега» (не менее 10 %)

Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио) гимназистов (от 01.08 2013 года)

Журнал классного руководителя

Классный руководитель


Доля участия детей в самоуправлении класса: Совет дела, редколлегия сайта класса на странице в Контакте (не менее 25%)

Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио) гимназистов (от 01.08 2013 года)

Журнал классного руководителя

Классный руководитель


Доля учащихся занятых в школьных объединения дополнительного образования патриотического и спортивно-оздоровительного направления (не менее 20%)

Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио) гимназистов (от 01.08 2013 года)

Журнал классного руководителя

Классный руководитель


Сформированность основных нравственных качеств личности детей (доля учащихся имеющих развитие духовно- нравственных качеств на оптимальном уровне не менее- 70% учащихся класса, на допустимом уровне -30% и отсутствие учащихся с критическим уровнем развития духовно- нравственных качеств).

Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой

Педагог - психолог


Социальная активность учащихся (не менее 15% учащихся класса)

Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио) гимназистов (от 01.08 2013 года)

Журнал классного руководителя

Классный руководитель

Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио) гимназистов (от 01.08 2013 года) регулирует требования к портфолио учащихся основной средней школы, обязательные для общеобразовательных учреждений, организующих профильное обучение на старшей ступени общего образования.

Портфолио – это пакет документов, позволяющих фиксировать индивидуальные образовательные достижения обучающихся в учебной, творческой, социальной деятельности, объективно оценить уровень их готовности к продолжению образования по тому или иному профилю.

Портфолио служит основанием для совершения правильного выбора профиля, показателем ориентированности ученика на выбранное направление, его образовательной активности, готовности к переходу на следующие этапы образования и к выбору профессии.

Основными целями портфолио являются:

  • выявление «картины» и представление значимых образовательных результатов в целом;

  • отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте;

  • демонстрация способности обучающихся применять приобретенные знания и умения.

Портфолио гимназиста включает в себя основные разделы, каждый из которых состоит из нескольких показателей.

Раздел 1. Общая характеристика обучающегося.

Раздел 2. Академическая успешность.

Раздел 3. Познавательная творческая активность.

Раздел 4. Социальная активность

Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

  • 1 балл – согласен в очень незначительной степени;

  • 2 балла – частично согласен;

  • 3 балла – в общем согласен;

  • 4 балла – почти полностью согласен;

  • 5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

    • а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

    • б) стыд не дым, глаза не выест;

    • в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

    • г) что за честь, коли нечего есть.

    • а) не хлебом единым жив человек;

    • б) живется, у кого денежка ведется;

    • в) не в деньгах счастье;

    • г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

    • а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

    • б) где счастье плодится, там и зависть родится;

    • в) кто хорошо живет, тот долго живет;

    • г) жизнь прожить – не поле перейти.

    • а) бояться несчастья и счастья не видать;

    • б) людское счастье, что вода в бредне;

    • в) деньги – дело наживное;

    • г) голым родился, гол и умру.

    • а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

    • б) береженого Бог бережет;

    • в) на Бога надейся, а сам не плошай;

    • г) не зная броду, не суйся в воду.

    • а) всяк сам своего счастья кузнец;

    • б) бьется как рыба об лед;

    • в) хочу – половина могу;

    • г) лбом стены не прошибешь.

    • а) добрая слава лучше богатства;

    • б) уши выше лба не растут;

    • в) как проживешь, так и прослывешь;

    • г) выше головы не прыгнешь.

    • а) мир не без добрых людей;

    • б) на наш век дураков хватит;

    • в) люди – всё, а деньги – сор;

    • г) деньгам все повинуются.

    • а) что в людях живет, то и нас не минет;

    • б) живу как живется, а не как люди хотят;

    • в) от народа отстать – жертвою стать;

    • г) никто мне не указ.

    • а) всякий за себя отвечает;

    • б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

    • в) своя рубашка ближе к телу;

    • г) наше дело – сторона.

    • а) сам пропадай, а товарища выручай;

    • б) делай людям добро, да себе без беды;

    • в) жизнь дана на добрые дела;

    • г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

    • а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

    • б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

    • в) доброе братство лучше богатства;

    • г) черный день придет – приятели откажутся.

    • а) ученье – свет, неученье – тьма;

    • б) много будешь знать, скоро состаришься;

    • в) ученье лучше богатства;

    • г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

    • а) без труда нет добра;

    • б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

    • в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;

    • г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

    • а) на что и законы писать, если их не исполнять;

    • б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

    • в) где тверд закон, там всяк умен;

    • г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

    • а, в – духовное отношение к жизни,

    • б, г – бездуховное отношение к жизни;

    • а, в – незначимость материального благополучия в жизни,

    • б, г – материально благополучная жизнь;

    • а, в – счастливая, хорошая жизнь,

    • б, г – трудная, сложная жизнь;

    • а, в – оптимистическое отношение к жизни,

    • б, г – пессимистическое отношение к жизни;

    • а, в – решительное отношение к жизни,

    • б, г – осторожное отношение к жизни;

    • а, в – самоопределение в жизни,

    • б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

    • а, в – стремление к достижениям в жизни,

    • б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

    • а, в – хорошее отношение к людям,

    • б, г – плохое отношение к людям;

    • а, в – коллективистическое отношение к людям,

    • б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

    • а, в – эгоцентрическое отношение к людям,

    • б, г – эгоистическое отношение к людям;

    • а, в – альтруистическое отношение к людям,

    • б, г – паритетное отношение к людям;

    • а, в – значимость дружбы,

    • б, г – незначимость дружбы;

    • а, в – значимость ученья,

    • б, г – незначимость ученья;

    • а, в – значимость труда,

    • б, г – незначимость труда;

    • а, в – значимость соблюдения законов,

    • б, г – незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».



Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм

  • Отношение к умственному труду

  • Отношение к физическому труду

  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)

  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом, формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.



Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  • 4 – всегда;

  • 3 – почти всегда;

  • 2 – иногда;

  • 1 – очень редко;

  • 0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

  4. Я умею прощать людей.

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  12. Мне нравится помогать другим.

  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  16. Переживаю неприятности других, как свои.

  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,

  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!