ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Давайте, познакомимся…» для учащихся 5 г класса
Пояснительная записка
ВВЕДЕНИЕ
Направления деятельности:
компетентностный подход в воспитании;
личностно-ориентированный подход;
использование различных форм, методов и приемов, способствующих определению места школьника в окружающей его действительности;
оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в учебе, в отношении с учителями;
содействие в деятельности по самовоспитанию, самосовершенствованию и самопознанию учеников;
формирование культуры здоровья, физического воспитания и здорового образа жизни;
обеспечение участия родителей в жизнедеятельности школы, класса, индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учеников.
Творческие периоды:
«Ты и люди вокруг тебя»
« Я - свободный человек»
«Планета - наш общий дом»
Я - любознательный человек»
«Гражданином быть обязан»
«Я - ответственный человек»
Мир вокруг нас
Я добрый человек
В человеке все должно быть прекрасно
Я — культурный человек
Мир планете Земля
Я - гордый человек
Огонь родного очага
Я -чуткий человек
Славится талантами Земля русская
Я — творческий человек
Бессмертие подвига
Я внимательный человек
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
Воспитание выступает не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием.
Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.. Воспитание происходит и на прошлом, и на устремлённом в будущее.
МИССИЯ ПРОГРАММЫ
формирование и осмысление школьниками своего «Я», общества, культуры,
определение места школьника в окружающей действительности и собственной роли,
содействовать процессам самопознания, самосовершенствования личности обучающихся, их нравственной самореализации;
обеспечить развитие ключевых образовательных компетенций.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
-Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 Пр. № 150 – ФЗ;
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание максимально благоприятных условий для формирования ключевых образовательных компетенций, развития способностей каждой отдельной личности, с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Задачи:
Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
Воспитывать желание и стремление у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Формировать самостоятельность обучающихся, развивать правильное отношение к своему здоровью, образу жизни, обучать основам безопасности жизнедеятельности.
Воспитывать ответственное отношение к учебе, ответственность за свои поступки и действия, патриотизм, культуру поведения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип взаимодействия личности и коллектива.
Планируя воспитательную деятельность, я всегда думаю о том, чтобы каждый ребенок жил в коллективе и для коллектива, а не где-то за ним. Коллектив - частица ребенка, формировать его должны сами дети, а не взрослые. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип мотивированности.
Готовность ученика к восприятию информации, которую ему стараются донести, сопереживание, самостоятельное принятие решения.
Принцип творчества и успеха.
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершенствованию.
Принцип индивидуальности.
Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип доверия и поддержки.
Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению приходят на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация дает успех обучения и воспитания ребенка.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Воспитательная программа «Давайте, познакомимся!» рассчитана на 3 учебных года (период 2013- 2016 годы). В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Программа разработана для обучающихся 5 – 7 классов и рассчитана на три года. Обучающиеся перешли из начальной школы в среднюю, что совпадает с окончанием детства, наступает подростковый возраст. В этот период наблюдаются физиологические и психологические изменения в организме и поведении учеников. Пятиклассник постепенно начинает сам контролировать свою учебную работу, проявлять самоконтроль. Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.
Для реализации программы необходимо взаимодействие классного руководителя с родителями, родителей с учителями-предметниками.
5 класс
Задачи этапа | Средства и формы деятельности | Результаты деятельности |
1.Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. | спортивные игры и соревнования, конкурсы, экскурсии, викторины, акции, развлекательные мероприятия, познание, предметно-практическая деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры, встречи с интересными людьми. | устойчивые положительные результаты обучения; приобщение к истории своей семьи, школы, города; повышение уровня социальной комфортности. |
6 класс
Задачи этапа | Средства и формы деятельности | Результаты деятельности |
1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. | урочная, внеурочная, внешкольная формы; спортивные игры и соревнования, викторины, конкурсы, экскурсии, акции, развлекательные мероприятия, познание, предметно-практическая деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры, встречи с интересными людьми. | проявление уважительного отношения к старшим; воспитание чувства гордости, любви к родному городу, формирование негативного отношения к вредным привычкам; расширение кругозора; активное участие родителей в жизни класса, школы. |
7 класс
Задачи этапа | Средства и формы деятельности | Результаты деятельности |
1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 3.Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 4.Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. | урочная, внеурочная, внешкольная; спортивные игры и соревнования, акции, викторины, конкурсы, экскурсии, развлекательные мероприятия познание, предметно-практическая деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры, встречи с интересными людьми. | • Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. владение методами самовоспитания, самоконтроля; повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности; |
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы планируется через внедрение компетентностного подхода.
5 класс.
Основные направления | Формы работы |
Патриотическое воспитание. Формирование ценностно смысловой компетенции - готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь ставить цели для своих действий и поступков, принимать решения. | Урок мира. Единый классный час, посвященный дню школы. Участие в выборах президента «Государство доброты» Акция «Звезда по имени «Школа»» Праздник « Мама – слово дорогое» Конкурс сочинений «Право-это...» Беседа о Г.К. Жукове «Свято помним и чтим» Классный час: «Быть жуковцем очень почетно» Урок мужества «Защитникам Отечества посвящается» Конкурс поздравительных газет «Сыны Отечества» конкурс «Милым дамам посвящается» Классный час «Что такое сила воли?» Классный час «А мы с тобой войны не знали» Флеш моб «Звезда памяти» |
Нравственное воспитание. Формирование общекультурной компетенции осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций. | Беседа: «Правила поведения в школе» День знаний Акция «Планету нашу мы любим очень» Участие в мероприятиях, посвящённых юбилею школы. Участие 05.10.2011г. В Дне Учителя. Участие в городской акции «Милосердие» Участие в акции «Я-гражданин России» Классный час «Толерантность – дорога к миру» Классный час к Всемирному Дню толерантности. «Я среди людей» Участие в акции «Поздравляю» Урок культуры «Я уважаю разнообразие культуры народов России» Фестиваль национальных культур « Дорогою добра». Ролевая игра «Как играли наши прабабушки и прадедушки» Уроки культуры «О воспитании внимательности к окружающим» Классный час «Мир моих увлечений» Классный час: «Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча»(о добре, милосердии) Беседа: Культура питания. Посещение музея «Быт русского народа» по теме «Мой дом и вещи в нем» Классный час «Есть такое слово Ответственность» |
Учебно-познавательная деятельность. Формирование учебно познавательной компетенции готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, анализу, рефлексии. | Участие в школьных и городских олимпиадах Классный час «Моя любимая школа» Деловая игра «Правила поведения в классе» Деловая игра «Путеводитель по школе» Библиотечный урок «Хрупкий мир северной природы» Беседа «Государственные символы России» Ролевая игра «Королевство кривых Зеркал (о добре и зле)» ко Дню толерантности Литературный праздник «Старик Хоттабыч возвращается» Беседа: «Человек и природа» Классный час «Как достичь успеха в жизни?» Классное собрание: «Наши успехи в учебе, спорте, в делах школы, класса, трудовых достижениях» |
Информационная деятельность. Формирование информационной компетенции готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией: искать, обрабатывать, сохранять и передавать её. | Книжная выставка «Мы граждане своей страны». Музейный урок «История школы в истории Моего города» ( посещение музея «История школы») Книжно-журнальная выставка « В человеке всё должно быть прекрасно…» Беседа «Как пользоваться электронными источниками в школьной библиотеке» Подготовка к Всемирному Дню матери Книжная выставка «Моя мама – моя радость» Подготовка к Всемирному Дню приветствий Классный час: «Новый год и Рождество у разных народов мира». Классный час: «Мой дом - наведу порядок в нем» Экскурсия в музей «Фронтовые подруги» Книжная выставка«Памяти отцов верны» (К Дню Победы) Участие в конкурсе газет и плакатов «Сыны Отечества» Принять участие в конкурсе рисунков и плакатов «Поступь Победы» Игра-викторина по правам «Звездный час» Конкурс детских проектов « Мое право на ...» Книжная выставка «Человек. Вселенная Космос». |
Коммуникативная деятельность. Формирование коммуникативной компетенции знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими событиями, владение социальными ролями в коллективе | Выборы классного актива; Выборы членов министерств «Государства доброты» Школьный слет Жуковских отрядов Диагностическая беседа «Наш дружный класс» Классный час: «Я ребенок- я гражданин» перед выборами президента «Государства доброты» Классный час: «Охрана и использование живого мира» Познавательно-игровая программа «Здравствуйте! Или день приветствий» Кл. час: « Я не курю, и это мне нравится!» Классный час «Мы вежливы во всем» Классный час: «С чего начинается здоровье?» Классный час: « Он первый. К дню космонавтики» Классный час: «Охрана и использование живого мира». |
Социально – трудовая деятельность. Работа с родителями. Формирование социально трудовой компетенции - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально трудовой сфере, в области семейных отношений, в профессиональном самоопределении. | Оформление классного уголка. Дежурство по классу Оформление классного кабинета к новогодним праздникам. Участие в конкурсе новогодних игрушек Классный час «Горжусь собой, своей семьей, своей страной». Волонтерская акция «Весенняя неделя добра» «Отношение к школе и её имуществу». беседа «Мой дом – наведу порядок в нём» классный час Работа с родителями Информирование родителей о результатах обучения Индивидуальные беседы с родителями Педагогические консультации Консультации родителей обучающихся, имеющих льготы для постановки на бесплатное питание по оформлению документов. Родительское собрание: «Экологическая культура семьи» Родительское собрание: «О значении домашнего задания в учебной деятельности» Родительское собрание: «Как сохранить здоровье ребенка?» Родительское собрание: «Возрастные особенности подростков» |
Личностное самосовершенствование готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержки. | УУчастие в заседаниях министерств и правительства детской школьной ассоциации «Государство доброты» Рейд министерства внутренних дел «Будь в форме» Вступление в детское общественное объединение «Юные Жуковцы» Практические занятия для обучающихся «Приемы саморегуляции» «Тренинг уверенного поведения» |
Здоровый образ жизни. Физическое воспитание личности. Формирование здоровье сберегающей компетенции владение знаниями и опытом, позволяющим сохранять и укреплять здоровье, готовность организовать свою жизнедеятельность на основе принципов здорового образа жизни. | Участие в соревнованиях по волейболу, баскетболу, пионерболу, лыжным гонкам. Кросс «Золотая осень» Праздник «Как мы видим здоровье» Классный час « Движение – жизнь» Спартианские игры «Красота действий и поступков» Президентские состязания Классный час « СПИД – смертельная угроза человечеству. Что должен знать школьник о СПИДе?» Классный час «Вода и здоровье человека» Классный час: «Я со спортом дружен» Всемирный день отказа от курения. Флэш-моб « Не кури! Я задыхаюсь». Час практики «Химические опыты с сигаретами» Соревнования по спортивной гимнастике Конкурс семейных проектов «Культура здорового питания» Неделя безопасности дорожного движения. Конкурс «Знаток ПДД» Участие в олимпиаде по физической культуре |
Обеспечение безопасной жизнедеятельности обучающихся. | Конкурс «Знаток ПДД» Классный час «Терроризм – угроза обществу» Беседы по правилам поведения в школе, столовой, на перемене. Инструктажи согласно плана. Классный час по теме: «Пожарная безопасность на Новый год». Практическое занятие « Памятка для детей, оказавшихся в заложниках» Час вопросов и ответов с инспектором ГИБДД «Кто отвечает на дороге за твою безопасность» Участие в школьном смотре «Строя и песни» |
Аналитико -диагностическая деятельность | Принять участие в мониторингах: питание» Мониторинг «Вредные привычки и подросток» Мониторинг «Жуковское движение в школе». Экспресс - опрос состава родительского коллектива «Сотрудничество семьи и школы» «Определение уровня воспитанности» Анкетирование «Показатели самочуствия до и после уроков» Мониторинг «Ценность здоровья» Мониторинг здоровья по данным комплексной оценки состояния здоровья. |
Традиции школы, класса. | Участие в мероприятиях, посвящённых Дню школы Участие в поздравлениях с праздниками (день Учителя, Новый год, день защитника Отечества, 8 марта) Предвыборная компания и выборы президента «Государство доброты» Акция благотворительности «Осенняя неделя добра» Декада вежливости Фестиваль национальных культур Слет Жуковских отрядов Операция «Поздравляю», «Ветеран живет рядом» |
Примерная тематика классных часов с целью формирования ключевых компетенций (6-7 класс)
Патриотическое воспитание.
6 класс
1 Классный час: "Ради жизни на земле"
2. «Этих дней не смолкнет слава!» беседа
3.«Символика России» классный час
4. «Я и мой класс» диагностический тест
5. Защитник Отечества — каков он?" открытый урок: ролевая игра
6. "День защитников Отечества". Праздник
7. "Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане). классный час 7 класс
1 "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". классный час
2 Игра "Счастливый случай". классный час, посвященный 23 февраля
3 "Горжусь тобой, моя Россия". классный час
4 «Поговорим об ответственности». правовая беседа
5 «Всему начало - отчий дом». классный час
6 «Закон, по которому мы живём». классный час
Нравственное воспитание.
6 класс
1 «Мои духовные ценности». "Уроки нравственности”. Диагностика духовных ценностей учащихся.
2 "Нет уз святее товарищества”. "Уроки нравственности”. Практикум
3 "Человек среди людей”. "Уроки нравственности”.
4 «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа
5 «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». беседа
6 «Дом без одиночества». классный час
7 «Весенний калейдоскоп». праздник, посвящённый 8 марта
8 «Мои права и обязанности». классный час
9 «В защиту матери-земли». классный час
10 «Береги лес от пожаров». классный час
11 «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». К Всемирному дню птиц.
7 класс
1 "Что такое культурный человек?” "Уроки нравственности”
2 "Что такое интеллигентность?” "Уроки нравственности”
3 "Сам себя воспитать должен”. "Уроки нравственности”
4 "Сладкая жизнь." КВН, посвящённый 8 марта
5 «Как научиться управлять собой». классный час
6 «Я и учитель», диспут
7 «Мы составляем наш автопортрет», беседа
8 День памяти воинской славы, классный час
9 «И я – природа» беседа
10 «Экологическая тропа». заочное путешествие по заповедникам
11 «Глобальный экологический кризис». классный час с презентацией
12 «Цветы в жизни человека». классный час
Здоровый образ жизни. Физическое воспитание личности.
6 класс
1 «Я выбираю здоровье». беседа
2 «Вино вину творит». классный час
3 "Урок здоровья". ролевая игра
4 «Формула здоровья». Дискуссия
5 «Суд над сигаретой». ролевая игра
6 «Не сломай судьбу свою» классный час
7 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед
7 класс
1 "Берегите жизнь". Классный час
2 «Причины суицида среди подростков» беседа
3 «Человек и наркотики». классный час
4 «Вместе мы сильнее наркомании». Диспут
5 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед
6 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника
7 «Биологические добавки». классный час с презентацией
Социально – трудовая деятельность. Работа с родителями.
6 класс
1 Беседы о профессиях родителей, классный час
2 "Об аккуратности” беседа
3 "В поисках будущей профессий» классный час
4 "Дежурный по школе» классный час
5 Родительское собрание: «Первые проблемы подросткового возраста»
6 Родительское собрание: «Роль домашнего задания в самообразовании»
7 Родительское собрание: «Компьютер в жизни школьника»
8 Родительское собрание: «Физическое развитие школьников»
7 класс
1 Беседы о профессиях. Строительные специальности. Классный час
2 "Труд в нашей жизни” беседа
3 "Кулинарный поединок" классный час
4 «Его величество – Хлеб» классный час
5 "Подарок для мамы» мастерская
6 "Я в мире профессий" классный час
7 «Подари книге вторую жизнь» акция
8 Родительское собрание: «О родительском авторитете»
9 Родительское собрание: «Нравственные уроки моей семьи»
10 Родительское собрание: «Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе»
Для исследования эффективности программы воспитания целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
• Активная гражданская позиция.
Результативность определяется следующими показателями:
Количеством учащихся, принявших участие в школьных и городских олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, акциях;
количеством акций, конкурсов и мероприятий, в которых участвовали школьники;
повышением уровня воспитанности, духовности, гуманности, активности;
количеством родителей вовлеченных в УВП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. М.: «Вако», 2005год, стр.244-253.
Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2/Под ред. Н.А. Алексеевой. - М.: ТЦ «Сфера», 2005 год, стр. 132-136.
Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000г
Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: ТЦ Сфера, 2004 год
Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под редакцией Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2000 год
Щуркова Н.Е. Классный час: Поговорим о жизни…: Материалы для воспитателей и классных руководителей. - М.: АРКТИ, 2005год.
Www. festival. 1September.ru
www. pedsovet.su