СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа прикладного курса "Цитология", 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Цитология" предназначена для учащихся 11 класса, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а так же для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.

Просмотр содержимого документа
«Программа прикладного курса "Цитология", 11 класс»

Солтүстік-Қазақстан облысы

Тайынша ауданы

Тайынша қаласы

№1 орта мектебі


Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ « Средняя школа № 1

г. Тайынша»





ПРОГРАММА

прикладного курса по биологии

«Цитология»

11 класс















2017 ж

Автор-составитель: учитель биологии первой категории СШ № 1 г. Тайынша

Иванова О.Ф.

Программа прикладного курса

по биологии

«Цитология»

Естественно-математическое направление

11 класс





























Келісемін

Согласовано

с районным метод.кабинетом

ЗавРМК Сулейменов Т.К.

« »____________



Бекітемін

Утверждаю

директор СШ № 1 г.Тайынша

Иванова О.Ф.

« »___________

Қаралды

Рассмотрено на заседании МС протокол №

Зам. дир. по УВР

Ищанова Б.М.

_____________

« »_________




Программа курса «Цитология» предназначена для учащихся 11 класса, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Он может быть использован учителем для поддержания и углубления базовых знаний по биологии и поможет проверить целесообразность выбора профессиональной деятельности выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, углубление знаний учащихся по биологии, закрепление навыка, развитие интереса к предмету.















Программа прикладного курса по биологии

«Цитология»

Профильное обучение

Естественно-математическое направление

11 класс


























Пояснительная записка

 (1 час в неделю, всего 34часа)
 

Современная биология – это комплексная наука, изучающая жизнь во всех ее

проявлениях на различных уровнях организации: от молекулярного до биосферного.

В данном курсе рассматриваются основополагающие темы общей биологии. Без знаний особенностей строения и функционирования клеток разных организмов, без четкого и ясного понимания особенностей строения и функционирования тканей организма невозможно полноценное понимание ни одной из биологических наук.

Особую важность данные сведения имеют для понимания особенностей функцио-

нирования растительного, животного организмов, особенностей функционирования организма человека, при изучении обменных процессов в клетке и многого другого.


Данная программа по прикладному курсу " Цитология" предназначена для дополнительного и углубленного базового предметного образования по биологии в общеобразовательной школе,создание основы для подготовки учащихся к ЕНТ и к комплексному тестированию .Составлена на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан по предмету «Биология», а так же, данная программа соответствует целям и задачам биологического образования старшей ступени естественно- математического профиля общеобразовательной школы.
Программа курса опираясь на знания учащихся по биологии полученных в 6-11 классах, включает новые научные знания, вызывая познавательный интерес к предмету и изучение предмета на повышенном уровне. Освоение разделов программы позволяет эффективнее повторять учебный материал, интенсифицировать его усвоение, предлагает сочетание теории и практики, обобщение результатов и выводов.Закрепляет умение наблюдать, анализировать, обобщать, владеть научной терминологией, проводить эксперименты, соблюдая правила техники безопасности, работать со справочной и научной литературой. 









Цель программы:

Создание благоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многогранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления , умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи:


  • охарактеризовать цитологию, гистологию как важную часть биологии;

  • ознакомить учащихся с задачами, методами и значением цитологии, гистологии;

  • способствовать развитию познавательных умений, умений практического характера.

  • развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, мыслительные операции и речь.












Основная концепция курса: 


  • Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности; 


  • Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях; 


  • Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук; 


  • Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно; 


  • Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей. 






Календарно – тематическое планирование прикладного курса

« Цитология»


п/п



уро-ков


тема


Кол- во часов



сроки


I.




Тема 1. Введение в биологию клетки


3






1.


Задачи курса «Цитология». Клеточная теория – основной закон строения живых организмов.




1






2.

2. Значение цитологии для медицины и сельского хозяйства, место ее среди других биологических наук. Методы исследования клеток и тканей.
Биохимия клетки


1




3.

Методы исследования клеток и тканей.


1



II.




Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов 


5






4.


Строение прокариотической и эукариотической клетки.



1




5.

Эубактерии (Настоящие бактерии)

1



6.

Архебактерии

1





7.


Строение растительной и животной клетки



1




8.

Характерные черты сходства и различия в строении клеток растений, грибов, животных и бактерий



1



III.




Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток. Метаболизм. 


9






9.


Цитоплазма. Мембрана. Мембранные органоиды.


1






10.


Законы термодинамики и живые системы.




1




11.

Типы обмена веществ в клетке. Сравнительный анализ процессов (фотосинтеза, хемосинтеза, дыхания)

1






12.

Транскрипция. Регуляция транскрипции у прокариот и эуариот. 


1





13.

Трансляция. Регуляция трансляции

1




14.

Синтез липидов и углеводов

1




15.

Растения – «дети Солнца».

1




16.

Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

1



17.

Функции клеточного дыхания и законы биоэнергетики.

1



IV.




Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток 


9






18.


Ядро эукариотической клетки. Строение и значение ядра.



1






19.


Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз, мейоз, сравнительный анализ, жизненные циклы. 


1






20.


Структура хромосом. Структура гена про- и эукариот.



1



21.

Расшифровка генома человека - крупнейшее достижение биологии 20 в.

1





22.


Теория стволовых клеток. Канцерогенез.


1




23.

Митотический цикл клетки.

1



24.

Разновидности митоза в клетках разных организмов.


1



25.

Старение клеток.

1



26.

Клонирование организмов.

1


V.


Тема 5. Вирусы – неклеточные формы жизни.

3



27.

Строение вирусов. Вирусы и человек.

1



28.

Жизненный цикл вирусов (на примере вируса гепатита).

1



29.

Способы борьбы с вирусными инфекциями

1


VI.


Тема 6. Эволюция клетки 

2



30.

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле.


1



31.

Происхождение многоклеточных организмов


1


VII.



Тема 7.Элементы патологии клетки

2






32.

Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т.д.).


1






33.

Обратимые и необратимые повреждения клеток.


1



VIII.


Обобщение

1




34.


Итоговый урок


1











Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать: 


Устройство светового микроскопа; 
Положения клеточной теории; 
Особенности прокариотической и эукариотической клеток; 
Сходство и различие растительной и животной клеток; 
Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы; 
Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию; 
Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток; 
Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды; 
Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных; 
Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных; 
Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма. 


Учащиеся должны уметь: 


Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного); 
Работать со световым микроскопом и препаратами; 
Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии; 
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования; 
Определять тип ткани по фотографии;

Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур; 
Работать с современной биологической и медицинской литературой; 
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их; 
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни. 






Литература


1. Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994.

2. Введение в молекулярную биологию. М.: Мир, 1988.

4. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М.: Мир, 1987.

5. Заварзин А. А. Сравнительная гистология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, 2000.

6. Заварзин А.А., ХаразоваА.Д. Основы общей цитологии. Л.: Изд-во Ленингр. 1992.

7. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир, 1988.

8. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.

9. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология. СПб.: Па­ритет, 2000.

10. Общая биология. 11 класс.2010 г.

11. Ченцов Ю. С. Общая цитология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

12. Ярыгин В. Н. Биология. Москва «Высшая школа», 2000 г.

13. Дубинин Н. Т. Общая биология. Москва «Просвещение», 1980 г.

14. Биология клетки: Цитология и гистология. – Павлодар : ПГПИ, 2011.

15. Цитология и гистология: учебное пособие. Автор: Ж.М. Базарбаева. 2010г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!