Солтүстік-Қазақстан облысы
Тайынша ауданы
Тайынша қаласы
№1 орта мектебі
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ « Средняя школа № 1
г. Тайынша»
ПРОГРАММА
прикладного курса по биологии
«Цитология»
11 класс
2017 ж
Автор-составитель: учитель биологии первой категории СШ № 1 г. Тайынша
Иванова О.Ф.
Программа прикладного курса
по биологии
«Цитология»
Естественно-математическое направление
11 класс
Келісемін Согласовано с районным метод.кабинетом ЗавРМК Сулейменов Т.К. « »____________ | Бекітемін Утверждаю директор СШ № 1 г.Тайынша Иванова О.Ф. « »___________ | Қаралды Рассмотрено на заседании МС протокол № Зам. дир. по УВР Ищанова Б.М. _____________ « »_________ |
Программа курса «Цитология» предназначена для учащихся 11 класса, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Он может быть использован учителем для поддержания и углубления базовых знаний по биологии и поможет проверить целесообразность выбора профессиональной деятельности выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, углубление знаний учащихся по биологии, закрепление навыка, развитие интереса к предмету.
Программа прикладного курса по биологии
«Цитология»
Профильное обучение
Естественно-математическое направление
11 класс
Пояснительная записка
(1 час в неделю, всего 34часа)
Современная биология – это комплексная наука, изучающая жизнь во всех ее
проявлениях на различных уровнях организации: от молекулярного до биосферного.
В данном курсе рассматриваются основополагающие темы общей биологии. Без знаний особенностей строения и функционирования клеток разных организмов, без четкого и ясного понимания особенностей строения и функционирования тканей организма невозможно полноценное понимание ни одной из биологических наук.
Особую важность данные сведения имеют для понимания особенностей функцио-
нирования растительного, животного организмов, особенностей функционирования организма человека, при изучении обменных процессов в клетке и многого другого.
Данная программа по прикладному курсу " Цитология" предназначена для дополнительного и углубленного базового предметного образования по биологии в общеобразовательной школе,создание основы для подготовки учащихся к ЕНТ и к комплексному тестированию .Составлена на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан по предмету «Биология», а так же, данная программа соответствует целям и задачам биологического образования старшей ступени естественно- математического профиля общеобразовательной школы.
Программа курса опираясь на знания учащихся по биологии полученных в 6-11 классах, включает новые научные знания, вызывая познавательный интерес к предмету и изучение предмета на повышенном уровне. Освоение разделов программы позволяет эффективнее повторять учебный материал, интенсифицировать его усвоение, предлагает сочетание теории и практики, обобщение результатов и выводов.Закрепляет умение наблюдать, анализировать, обобщать, владеть научной терминологией, проводить эксперименты, соблюдая правила техники безопасности, работать со справочной и научной литературой.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многогранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления , умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи:
охарактеризовать цитологию, гистологию как важную часть биологии;
ознакомить учащихся с задачами, методами и значением цитологии, гистологии;
способствовать развитию познавательных умений, умений практического характера.
развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, мыслительные операции и речь.
Основная концепция курса:
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Календарно – тематическое планирование прикладного курса
« Цитология»
№п/п
| № уро-ков | тема | Кол- во часов
| сроки |
I. |
| Тема 1. Введение в биологию клетки | 3 |
|
| 1. | Задачи курса «Цитология». Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. | 1
|
|
| 2. | 2. Значение цитологии для медицины и сельского хозяйства, место ее среди других биологических наук. Методы исследования клеток и тканей. Биохимия клетки | 1 |
|
| 3. | Методы исследования клеток и тканей. | 1 | |
II. |
| Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов | 5 |
|
| 4. | Строение прокариотической и эукариотической клетки. |
1 |
|
| 5. | Эубактерии (Настоящие бактерии) | 1 | |
| 6. | Архебактерии | 1 | |
| 7. | Строение растительной и животной клетки |
1 |
|
| 8. | Характерные черты сходства и различия в строении клеток растений, грибов, животных и бактерий | 1 | |
III. |
| Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток. Метаболизм. | 9 |
|
| 9. | Цитоплазма. Мембрана. Мембранные органоиды. | 1 |
|
| 10. | Законы термодинамики и живые системы. |
1 |
|
| 11. | Типы обмена веществ в клетке. Сравнительный анализ процессов (фотосинтеза, хемосинтеза, дыхания) | 1
|
|
| 12. | Транскрипция. Регуляция транскрипции у прокариот и эуариот.
| 1 |
|
| 13. | Трансляция. Регуляция трансляции
| 1 | |
| 14. | Синтез липидов и углеводов | 1
| |
| 15. | Растения – «дети Солнца». | 1 |
|
| 16. | Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. | 1 | |
| 17. | Функции клеточного дыхания и законы биоэнергетики. | 1 | |
IV. |
| Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток | 9 |
|
| 18. | Ядро эукариотической клетки. Строение и значение ядра. |
1 |
|
| 19. | Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз, мейоз, сравнительный анализ, жизненные циклы. | 1 |
|
| 20. | Структура хромосом. Структура гена про- и эукариот. |
1 | |
| 21. | Расшифровка генома человека - крупнейшее достижение биологии 20 в. | 1 | |
| 22. | Теория стволовых клеток. Канцерогенез. | 1 |
|
| 23. | Митотический цикл клетки. | 1 | |
| 24. | Разновидности митоза в клетках разных организмов. | 1 | |
| 25. | Старение клеток. | 1 | |
| 26. | Клонирование организмов. | 1 | |
V. | | Тема 5. Вирусы – неклеточные формы жизни. | 3 | |
| 27. | Строение вирусов. Вирусы и человек. | 1 | |
| 28. | Жизненный цикл вирусов (на примере вируса гепатита). | 1 | |
| 29. | Способы борьбы с вирусными инфекциями | 1 | |
VI. | | Тема 6. Эволюция клетки | 2 | |
| 30. | Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. | 1 | |
| 31. | Происхождение многоклеточных организмов | 1 | |
VII.
|
| Тема 7.Элементы патологии клетки
| 2
|
|
| 32. | Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т.д.). | 1 |
|
| 33. | Обратимые и необратимые повреждения клеток. | 1 |
|
VIII.
| | Обобщение | 1 | |
| 34. | Итоговый урок | 1 | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Устройство светового микроскопа;
Положения клеточной теории;
Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
Сходство и различие растительной и животной клеток;
Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
Работать со световым микроскопом и препаратами;
Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
Определять тип ткани по фотографии;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Работать с современной биологической и медицинской литературой;
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Литература
1. Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994.
2. Введение в молекулярную биологию. М.: Мир, 1988.
4. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М.: Мир, 1987.
5. Заварзин А. А. Сравнительная гистология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, 2000.
6. Заварзин А.А., ХаразоваА.Д. Основы общей цитологии. Л.: Изд-во Ленингр. 1992.
7. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир, 1988.
8. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.
9. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология. СПб.: Паритет, 2000.
10. Общая биология. 11 класс.2010 г.
11. Ченцов Ю. С. Общая цитология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
12. Ярыгин В. Н. Биология. Москва «Высшая школа», 2000 г.
13. Дубинин Н. Т. Общая биология. Москва «Просвещение», 1980 г.
14. Биология клетки: Цитология и гистология. – Павлодар : ПГПИ, 2011.
15. Цитология и гистология: учебное пособие. Автор: Ж.М. Базарбаева. 2010г.