Данная программа предназначена для занятий в 10 классе общеобразовательной школы с естественно - математическим направлением. Программа поможет учащимся углубить свои знания, взглянуть по новому на уже известные темы, расширить кругозор, повысить интерес к изучению предмета биология.
Просмотр содержимого документа
«Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс»
ПРОГРАММА
ПРИКЛАДНОГО КУРСА «ЦИТОЛОГИЯ»
10 класс
Автор – составитель:
Иванова Ольга Фёдоровна
Учитель биологии первой категории СШ № 1 г. Тайынша
Данная программа предназначена для занятий в 10 классе общеобразовательной школы с естественно – математическим направлением. Программа поможет учащимся углубить свои знания , взглянуть с разных точек зрения на уже известные темы, расширить кругозор, повысить интерес к изучению предмета «Биология».
Пояснительная записка к прикладному курсу
« Цитология».
Прикладной курс « Цитология» предназначен для профильных естественно-научных классов для поддержания и углубления базовых знаний по биологии. Он предназначен для учащихся 10 класса, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профессиональной деятельности будущего выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам.
Прикладной курс рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многогранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса:
Формировать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции, умение работать с микроскопом, лабораторным оборудованием.
Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, мыслительные операции и речь;
Продолжить формирование у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях; нравственное и гигиеническое воспитание по профилактике вредных привычек (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон).
Основная концепция курса:
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток;
Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы, слайды) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Устройство светового микроскопа;
Положения клеточной теории;
Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
Сходство и различие растительной и животной клеток;
Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
Работать со световым микроскопом и препаратами;
Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Календарно – тематическое планирование
Прикладного курса «Цитология»
Общее количество часов – 34
№ п/п | № урока | Тема | Кол- во часов | сроки |
| | Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч) | | |
1 | 1 | Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. | 1 | |
2 | 2 | Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Биохимия клетки. | 1 | |
| | Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (6 ч) | | |
3 | 1 | Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. | 1 | |
4 | 2 | Животная и растительная эукариотическая клетка. | 1 | |
5 | 3 | Теории происхождения эукариотической клетки. | 1 | |
6 | 4 | Углеводы | 1 | |
7 | 5 | Липиды | 1 | |
8 | 6 | Белки | 1 | |
| | Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (3 ч)
| | |
9 | 1 | Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. | 1 | |
10 | 2 | Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. | 1 | |
11 | 3 | Мембранные органоиды клеток. | 1 | |
| | Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (11 ч). | | |
12 | 1 | Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. | 1 | |
13 | 2 | Пластический обмен. | 1 | |
14 | 3 | Энергетический обмен. | 1 | |
15 | 4 | Митохондрии и хлоропласты | 1 | |
16 | 5 | Гетеротрофы и автотрофы. | 1 | |
17 | 6 | Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. | 1 | |
18 | 7 | Хлоропласты. | 1 | |
19 | 8 | Фотосинтез — световые реакции | 1 | |
20 | 9 | Фотосинтез — темновые реакции | 1 | |
21 | 10 | Рибосомы. Типы и структуры рибосом про - и эукариот. | 1 | |
22 | 11 | Синтез белка. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке. | 1 | |
| | Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 ч). | | |
23 | 1 | Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Ядрышко – его строение и функции. | 1 | |
24 | 2 | Понятие о хроматине. Структура хромосом. | 1 | |
25 | 3 | Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. | 1 | |
26 | 4 | Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. | 1 | |
27 | 5 | Митоз – его биологическое значение. | 1 | |
28 | 6 | Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине. | 1 | |
29 | 7 | Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. | 1 | |
30 | 8 | Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ. | 1 | |
| | Тема 6. Эволюция клетки (2ч). | | |
31 | 1 | Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. | 1 | |
32 | 2 | Происхождение многоклеточных организмов. | 1 | |
| | Обобщение (2 ч) | | |
33 | 1 | Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого. | 1 | |
34 | 2 | Итоговый урок | 1 | |
Список литературы:
Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб: Лань, 1999.
Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки.-М.: МИРОС, 1998.
Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982.
Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987.
Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.