СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для занятий в 10 классе общеобразовательной школы с естественно - математическим направлением. Программа поможет учащимся углубить свои знания, взглянуть по новому на уже известные темы, расширить кругозор, повысить интерес к изучению предмета биология.

Просмотр содержимого документа
«Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс»

ПРОГРАММА

ПРИКЛАДНОГО КУРСА «ЦИТОЛОГИЯ»
10 класс


Автор – составитель:


Иванова Ольга Фёдоровна

Учитель биологии первой категории СШ № 1 г. Тайынша


Данная программа предназначена для занятий в 10 классе общеобразовательной школы с естественно – математическим направлением. Программа поможет учащимся углубить свои знания , взглянуть с разных точек зрения на уже известные темы, расширить кругозор, повысить интерес к изучению предмета «Биология».


Пояснительная записка к прикладному курсу
« Цитология».


Прикладной курс « Цитология» предназначен для профильных естественно-научных классов для поддержания и углубления базовых знаний по биологии. Он предназначен для учащихся 10 класса, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профессиональной деятельности будущего выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам.


Прикладной курс рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем.

Цель программы:


Создание благоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многогранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса:

  • Формировать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции, умение работать с микроскопом, лабораторным оборудованием.

  • Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, мыслительные операции и речь;

  • Продолжить формирование у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях; нравственное и гигиеническое воспитание по профилактике вредных привычек (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон).

Основная концепция курса:

  • Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;

  • Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;

  • Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток;

  • Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы, слайды) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Устройство светового микроскопа;

  • Положения клеточной теории;

  • Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  • Сходство и различие растительной и животной клеток;

  • Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

  • Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;

  • Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

  • Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

  • Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

  • Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

  • Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь:

  • Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);

  • Работать со световым микроскопом и препаратами;

  • Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;

  • Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

  • Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;

  • Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Календарно – тематическое планирование

Прикладного курса «Цитология»

Общее количество часов – 34


п/п

урока


Тема

Кол- во часов


сроки



Тема 1. Введение в биологию клетки

(2 ч)



1

1

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов.


1


2

2

Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Биохимия клетки.


1




Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (6 ч)



3

1

Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия.


1


4

2

Животная и растительная эукариотическая клетка.


1


5

3

Теории происхождения эукариотической клетки.


1


6

4

Углеводы

1


7

5

Липиды

1


8

6

Белки

1




Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (3 ч)



9

1

Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.


1


10

2

Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток.


1


11

3

Мембранные органоиды клеток.

1




Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (11 ч).



12

1

Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке.


1


13

2

Пластический обмен.

1


14

3

Энергетический обмен.

1


15

4

Митохондрии и хлоропласты

1


16

5

Гетеротрофы и автотрофы.

1


17

6

Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ.


1


18

7

Хлоропласты.

1


19

8

Фотосинтез — световые реакции

1


20

9

Фотосинтез — темновые реакции

1


21

10

Рибосомы. Типы и структуры рибосом про - и эукариот.

1


22

11

Синтез белка. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.

1




Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 ч).



23

1

Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Ядрышко – его строение и функции.



1


24

2

Понятие о хроматине. Структура хромосом.

1


25

3

Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды.


1


26

4

Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток.


1


27

5

Митоз – его биологическое значение.

1


28

6

Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.


1


29

7

Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза.



1


30

8

Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.


1




Тема 6. Эволюция клетки (2ч).



31

1

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток.


1


32

2

Происхождение многоклеточных организмов.


1




Обобщение (2 ч)



33

1

Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.


1


34

2

Итоговый урок

1




Список литературы:


  1. Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб: Лань, 1999.


  2. Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки.-М.: МИРОС, 1998.


  3. Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982.


  4. Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987.


  5. Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!