Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса
Описание места учебного курса в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Содержание учебного курса
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Диагностика результативности
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Приложение:
- Тетради для индивидуальной работы
1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность
«Мир логики»
Умственное развитие, развитие мышления являются важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности, ее познавательной сферы. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных, условных), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.
Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельного мышления, очень трудно обеспечить на уроках в начальной школе, насыщенных учебным материалом. Этому послужит организация регулярных занятий по внеклассной работе кружка «Мир логики».
Специфическое значение для развития мышления детей на внеклассных занятиях кружка заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления индивидуального подхода к каждому ученику, для выявления самобытности его мышления, для обстоятельного обсуждения разных вариантов решения заданий, для исправления ошибок и понимания их причин. Все дети смогут раскрыть свои творческие способности. Это связано с тем, что, постоянно обсуждая разные варианты поиска путей решения заданий, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и опровергают иные планы. При этом у них возникает желание узнать, почему оказывается успешными и верными одни пути и неуспешными, ошибочными – другие.
Возникновение познавательных интересов, их формирование в условиях внеклассной работы при решении нестандартных задач очень ценно для развития личности младших школьников. Устойчивость этих интересов – залог положительного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний, умений и навыков.
При планировании работы брала за основу программу С.И.Гин «Мир логики». Данный курс прошел апробацию в школах России, Украины, Белоруссии.
2. Общая характеристика учебного курса
Задачи:
- Обучить детей навыкам основных мыслительных операций.
- Учить применению полученных знаний в учебной деятельности, в жизни.
Цели:
Создать условия для развития интеллектуальных способностей.
Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
Работать над развитием творческих способностей учащихся.
Формы работы:
- Фронтальная.
- Групповая.
- Индивидуальная.
Данный курс оказывает положительное влияние на развитее младшего школьника:
повышает мотивацию к учению;
поможет развивать мыслительную деятельность каждого ребенка индивидуально;
развивает речь, делает ее более грамотной, логичной, научной;
дети учатся слушать друг друга;
учатся быть самостоятельными;
воплощается в жизнь принцип «учусь учиться»;
благодаря данному курсу освоения знаний на других уроках идет гораздо прочнее, интереснее, полезнее, результативнее.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
33 учебные недели, 1 час в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Логика»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика»
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
6. Содержание программы
1 класс
Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
Элементы логики (5 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Практический материал (4 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Дата по плану | Дата факич. | Тема занятия | Колич часов |
1 | | | Выделение признаков. | 1 |
2 | | | Упражнение в выделении признаков. | 1 |
3 | | | Сходство и различие. | 1 |
4 | | | Характерные признаки. | 1 |
5 | | | Существенные признаки. | 1 |
6 | | | Упорядочивание признаков. | 1 |
7 | | | Узнавание предметов по заданным признакам. | 1 |
8 | | | Упражнение на узнавание предметов по заданным признакам. | 1 |
9 | | | Счастливый случай. | 1 |
10 | | | Существенные и характерные признаки. | 1 |
11 | | | Правила сравнения. | 1 |
12 | | | Упражнение в сравнении. | 1 |
13 | | | Значение сравнения. | 1 |
14 | | | Понятие о классах. | 1 |
15 | | | Правила классификации. | 1 |
16 | | | Определение основания классификации. | 1 |
17 | | | Упражнение в определении основания классификации. | 1 |
18 | | | Классификация по разным основаниям. | 1 |
19 | | | Классификация по разным основаниям. | 1 |
20 | | | Классификация по самостоятельно выбранному основанию. | 1 |
21 | | | Вопросы. | 1 |
22 | | | Корректные и некорректные вопросы. | 1 |
23 | | | Алгоритм. | 1 |
24 | | | Упражнение в составлении алгоритмов. | 1 |
25 | | | Закономерности в числах. | 1 |
26 | | | Закономерности в числах и фигурах. | 1 |
27 | | | Олимпиада. | 1 |
28 | | | Закономерности словах. | 1 |
29 | | | Закономерности в буквах и словах. | 1 |
30 | | | Логические задачи. | 1 |
31 | | | Причина и следствие. | 1 |
32 | | | Упражнения в установлении причины и следствия. | 1 |
33 | | | Причинно-следственные цепочки. | 1 |
Диагностика результативности
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Автор, название | Год издания издательство |
1 | Беленькая Т.Б. Логика в начальной школе. Умный тренажер | «Феникс» 2013 г. |
2 | Гаврилина С.Е., Кутявина А.Н., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Внимание и память | «РОСМЭН» 2012 г. |
3 | Гаврилина С.Е., Кутявина А.Н., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Мышление | «РОСМЭН» 2012 г. |
4 | Гордиенко Н., гордиенко С. Развиваем мышление. В мире логики. Занимательная книга для умников и умничек | «Феникс» 2014 г. |
5 | Никольская И.Л., тигранова Л.И. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов | «Экзамен» 2013 г. |
6 | Решаем и оформляем логические задачи | «ЮниверсПресс» 2011 г. |
7 | Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет | «Учебная литература» 2014 г. |
8 | Савенков А.И. Развитие логического мышления.7- 8 лет | «Учебная литература» 2014 г. |
9 | Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки | «Омега» 1994 г. |
10 | Чурсина Л.В. Конструирование по клеточкам | «ВАКО» 2014 г. |
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Входной тест
Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
Нарисуй недостающую фигуру.
Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД
Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
Реши задачу.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня? _____________
1 класс
Промежуточный тест
Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод – зима, тепло - … .
Помидор – красный, огурец - … .
Человек – ребенок, собака - … .
Морковь – огород, яблоня - … .
Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
Зачеркни «лишнее» слово:
Окунь, щука, кит, карась;
Ель, липа, сирень, береза;
Сын, друг, бабушка, папа.
Разгадай закономерность и дорисуй.
+ =
+=++=
=+=++
++===+++
Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
Назови обобщающим словом.
Пчела, бабочка - … .
Пила, отвертка - … .
Франция, Россия - … .
Дождь, снег - … .
1 класс
Итоговый тест
Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
Зачеркни «лишнее» слово:
Окно, волк, коза, бежать, берег;
Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
Составь по три слова из букв каждой строки.
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
О, С, А, К _____________, _________________, _______________
Напиши по аналогии.
Птица – крылья, рыба - … .
Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
Завод – цех, школа - … .
Альпинист – горы, пловец - … .