СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Мир логики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Мир логики"

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Мир логики"»

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного курса

  3. Описание места учебного курса в учебном плане

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

  6. Содержание учебного курса

  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  8. Диагностика результативности

  9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  10. Приложение:

- Тетради для индивидуальной работы




1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность

«Мир логики»

Умственное развитие, развитие мышления являются важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности, ее познавательной сферы. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных, условных), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.

Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения.

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельного мышления, очень трудно обеспечить на уроках в начальной школе, насыщенных учебным материалом. Этому послужит организация регулярных занятий по внеклассной работе кружка «Мир логики».

Специфическое значение для развития мышления детей на внеклассных занятиях кружка заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления индивидуального подхода к каждому ученику, для выявления самобытности его мышления, для обстоятельного обсуждения разных вариантов решения заданий, для исправления ошибок и понимания их причин. Все дети смогут раскрыть свои творческие способности. Это связано с тем, что, постоянно обсуждая разные варианты поиска путей решения заданий, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и опровергают иные планы. При этом у них возникает желание узнать, почему оказывается успешными и верными одни пути и неуспешными, ошибочными – другие.

Возникновение познавательных интересов, их формирование в условиях внеклассной работы при решении нестандартных задач очень ценно для развития личности младших школьников. Устойчивость этих интересов – залог положительного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний, умений и навыков.

При планировании работы брала за основу программу С.И.Гин «Мир логики». Данный курс прошел апробацию в школах России, Украины, Белоруссии.

2. Общая характеристика учебного курса

Задачи:

- Обучить детей навыкам основных мыслительных операций.

- Учить применению полученных знаний в учебной деятельности, в жизни.

Цели:

  • Создать условия для развития интеллектуальных способностей.

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

  • Работать над развитием творческих способностей учащихся.

Формы работы:

- Фронтальная.

- Групповая.

- Индивидуальная.

Данный курс оказывает положительное влияние на развитее младшего школьника:

  • повышает мотивацию к учению;

  • поможет развивать мыслительную деятельность каждого ребенка индивидуально;

  • развивает речь, делает ее более грамотной, логичной, научной;

  • дети учатся слушать друг друга;

  • учатся быть самостоятельными;

  • воплощается в жизнь принцип «учусь учиться»;

  • благодаря данному курсу освоения знаний на других уроках идет гораздо прочнее, интереснее, полезнее, результативнее.

3. Описание места учебного курса в учебном плане

33 учебные недели, 1 час в неделю.


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса


Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Логика»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика»

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы;

  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.




6. Содержание программы

1 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов (8 часов)

Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

  1. Элементы логики (5 часов)

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

  1. Сравнение (3 часа)

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

  1. Комбинаторика (2 часа)

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

  1. Развитие творческого воображения (4 часа)

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Практический материал (4 часа)

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.



















  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Дата по плану

Дата факич.

Тема занятия

Колич

часов

1



Выделение признаков.

1

2



Упражнение в выделении признаков.

1

3



Сходство и различие.

1

4



Характерные признаки.

1

5



Существенные признаки.

1

6



Упорядочивание признаков.

1

7



Узнавание предметов по заданным признакам.

1

8



Упражнение на узнавание предметов по заданным признакам.

1

9



Счастливый случай.

1

10



Существенные и характерные признаки.

1

11



Правила сравнения.

1

12



Упражнение в сравнении.

1

13



Значение сравнения.

1

14



Понятие о классах.

1

15



Правила классификации.

1

16



Определение основания классификации.

1

17



Упражнение в определении основания классификации.

1

18



Классификация по разным основаниям.

1

19



Классификация по разным основаниям.

1

20



Классификация по самостоятельно выбранному основанию.

1

21



Вопросы.

1

22



Корректные и некорректные вопросы.

1

23



Алгоритм.

1

24



Упражнение в составлении алгоритмов.

1

25



Закономерности в числах.

1

26



Закономерности в числах и фигурах.

1

27



Олимпиада.

1

28



Закономерности словах.

1

29



Закономерности в буквах и словах.

1

30



Логические задачи.

1

31



Причина и следствие.

1

32



Упражнения в установлении причины и следствия.

1

33



Причинно-следственные цепочки.

1




  1. Диагностика результативности


Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;

  • 60-80% - уровень выше среднего;

  • 50-60% - средний уровень;

  • 30-50% - уровень ниже среднего;

  • меньше 30% - низкий уровень.



  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса



№ п/п



Автор, название


Год издания

издательство

1

Беленькая Т.Б. Логика в начальной школе. Умный тренажер

«Феникс» 2013 г.

2

Гаврилина С.Е., Кутявина А.Н., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Внимание и память

«РОСМЭН» 2012 г.

3

Гаврилина С.Е., Кутявина А.Н., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Мышление

«РОСМЭН» 2012 г.

4

Гордиенко Н., гордиенко С. Развиваем мышление. В мире логики. Занимательная книга для умников и умничек

«Феникс» 2014 г.

5

Никольская И.Л., тигранова Л.И. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов

«Экзамен» 2013 г.

6

Решаем и оформляем логические задачи

«ЮниверсПресс» 2011 г.

7

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет

«Учебная литература» 2014 г.

8

Савенков А.И. Развитие логического мышления.7- 8 лет

«Учебная литература» 2014 г.

9

Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки

«Омега» 1994 г.

10

Чурсина Л.В. Конструирование по клеточкам

«ВАКО» 2014 г.





  1. Приложение

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

1 класс

Входной тест

  1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.

Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4

П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8

  1. Реши задачу.

Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?

  1. Нарисуй недостающую фигуру.




?







  1. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.

НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД

  1. Продолжи ряд.

1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...

  1. Реши задачу.

Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня? _____________

1 класс

Промежуточный тест

  1. Допиши слова, подходящие по смыслу.

Холод – зима, тепло - … .

Помидор – красный, огурец - … .

Человек – ребенок, собака - … .

Морковь – огород, яблоня - … .

  1. Реши задачу.

Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?

_______________

  1. Зачеркни «лишнее» слово:

  • Окунь, щука, кит, карась;

  • Ель, липа, сирень, береза;

  • Сын, друг, бабушка, папа.

  1. Разгадай закономерность и дорисуй.

+ =

+=++=

=+=++

++===+++








  1. Учись рассуждать.

На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?

________________

  1. Назови обобщающим словом.

  • Пчела, бабочка - … .

  • Пила, отвертка - … .

  • Франция, Россия - … .

  • Дождь, снег - … .


1 класс

Итоговый тест

  1. Реши задачи.

В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________

Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________

Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________

  1. Зачеркни «лишнее» слово:

  • Окно, волк, коза, бежать, берег;

  • Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.

  1. Составь по три слова из букв каждой строки.

  • Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________

  • О, С, А, К _____________, _________________, _______________

  1. Напиши по аналогии.

  • Птица – крылья, рыба - … .

  • Трактор – гусеницы, автомобиль - … .

  • Завод – цех, школа - … .

  • Альпинист – горы, пловец - … .












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!