Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Мир логики» представляет собой авторскую программу С. Гин и предназначена для учащихся 4 класса, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» по таким направлениям, как социальное и общеинтеллектуальное.
В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.
К метапредметным результатам обучения на ступени начального общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения существенных связей и др.
Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности.
В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям, понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.
Программой курса «Мир логики» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.
Цель курса «Мир логики»:
обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения; формирования информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
-способность воспринимать окружающий мир как динамично развивающуюся среду;
-осознание своей роли в окружающем мире;
-готовность к построению индивидуальной образовательной траектории;
-понимание роли науки и образования в жизни человека и общества;
-овладение эффективными способами организации познавательной деятельности;
-интерес к развитию информационно-коммуникационных технологий;
-формирования навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебно-познавательной деятельности;
-овладение умениями функциональной грамотности;
-освоение способов продуктивной деятельности;
-способность ориентироваться в информационном пространстве;
-умение осуществлять поиск, анализ, хранение, передачу, преобразование информации;
-формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;
-овладение эффективными способами устной и письменной коммуникации;
-владение этикой социальных и трудовых взаимоотношений;
-формирование профессиональной направленности;
-уважительное отношение к результатам труда и творчества;
-способность к эффективному использованию собственных ресурсов;
-формирование рефлексивных умений;
-приобретение опыта социальной активности;
-развитие навыков самоуправления и самоорганизации.
Место и сроки курса в учебном плане:
Программа рассчитана на 1год обучения.
Всего часов: 34 часа.
Количество часов в неделю: 1 час
Участники программы: учащиеся 4 класса.
Основные виды деятельности:
- поисковая
- исследовательская
- игровая
- проектная
- познавательная
Контроль:
К концу 4 класса учащиеся:
будут знать правила сравнения объектов, правила классификации объектов, правила построения определения; о существовании различных видов отношений между понятиями; правила построения умозаключений;
будут уметь сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»; заполнять сравнительную таблицу; находить ошибки при классификации объектов, в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности, сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.
Формы представления результативности занятий:
-участие в общеинтеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, играх;
-организация выставок
-выступления на классных часах
-коллективные, групповые и индивидуальные проекты
Учебный план курса «Мир логики» (34 ч, 1 ч в неделю)
№ п/п | Тема | Всего часов на тему, ч | Форма контроля |
1 | Учимся выделять признаки | 7 | Обсуждение, самопроверка, проблемная ситуация |
2 | Учимся сравнивать | 2 | Обсуждение, самопроверка |
3 | Учимся классифицировать | 3 | Проблемная ситуация, самопроверка, игра |
4 | Учимся находить закономерности | 4 | Задание на смекалку, игра, обсуждение |
5 | Учимся выделять вид отношения между понятиями | 6 | Задание на смекалку, обсуждение, игра, самопроверка |
6 | Учимся давать определения | 2 | Обсуждение |
7 | Учимся делать умозаключения | 3 | Рефлексия, обсуждение |
8 | Учимся использовать аналогии | 3 | Обсуждение, задание на смекалку, рефлексия |
9 | Учимся рассуждать | 3 | Рефлексия, обсуждение |
10 | Подведение итогов обучения | 1 | Рефлексия |
Итого | 34 | |
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Фомы деятельности | Формы контроля | Кол-во часов |
1.Учимся выделять признаки 7 |
1.1 | Знакомство с курсом «Мир логики» | Комбинированное | Игра, упражнение, беседа, контрольная работа | Обсуждение | 1 |
1.2 | Признаки объекта | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, задание на смекалку | Обсуждение | 1 |
1.3 | Различия | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, дискуссия | Обсуждение | 1 |
1.4 | Сходство | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение | Самопроверка | 1 |
1.5 | Существенные признаки | Изучение нового материала | Игра, беседа, демонстрация, упражнение | Проблемная ситуация | 1 |
1.6 | Характерные признаки | Изучение нового материала | Игра, беседа, упражнение, задача | Обсуждение | 1 |
1.7 | Упорядочение признаков | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, тест | Проблемная ситуация | 1 |
2. Учимся сравнивать 2 |
2.1 | Правила сравнения | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение | Обсуждение | 1 |
2.2 | Значение сравнения | Закрепление знаний и умений | Игра, беседа, упражнение | Самопроверка | 1 |
3. Учимся классифицировать 3 |
3.1 | Понятие о классах | Изучение нового материала | Игра, беседа, упражнение | Проблемная ситуация | 1 |
3.2 | Правила классификации | Изучение нового материала | Игра, беседа, упражнение,задание на смекалку | Самопроверка | 1 |
3.3 | Вопросы | Комбинированное | Игра, обсуждение, беседа, упражнение | Игра | 1 |
4. Учимся находить закономерности 4 |
4.1 | Алгоритм | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, практическая работа | Задание на смекалку | 1 |
4.2 | Закономерности в числах и фигурах | Комбинированное | Игра, упражнение, практическая работа | Задание на смекалку | 1 |
4.3 | Закономерности в буквах и словах | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение | Игра | 1 |
4.4 | Логические задачи | Изучение нового материала | Игра, упражнение, практическая работа | Обсуждение | 1 |
5. Учимся выделять вид отношения между понятиями 6 |
5.1 | Причина и следствие | Изучение нового материала | Игра, беседа, упражнение, практическая работа | Задание на смекалку | 1 |
5.2 | Причинно- следственные цепочки | Комбинированное | Игра, упражнение, фантазирование | Обсуждение | 1 |
5.3 | Противоположные отношения | Комбинированное | Игра, упражнение, практическая работа | Задание на смекалку | 1 |
5.4 | Отношения «род-вид» между понятиями | Изучение нового материала | Игра, беседа, упражнение | Игра | 1 |
5.5 | Упорядочение по родовидовым отношениям | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, практическая работа | Задание на смекалку | 1 |
5.6 | Виды отношений между понятиями | Обобщающее | Игра, беседа, упражнение, практическая работа | Самопроверка | 1 |
6. Учимся давать определения 2 |
6.1 | Определения | Изучение нового материала | Игра, дискуссия, беседа, упражнение | Обсуждение | 1 |
6.2 | Анализ ошибок в построении определений | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, практическая работа | Обсуждение | 1 |
7. Учимся делать умозаключения 3 |
7.1 | Умозаключения | Изучение нового материала | Игра, упражнение, практическая работа | Рефлексия | 1 |
7.2 | Анализ ошибок в построении умозаключений | Комбинированное | Игра, упражнение, практическая работа, анализ | Обсуждение | 1 |
7.3 | Язык и логика | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение | Обсуждение | 1 |
8. Учимся использовать аналогии 3 |
8.1 | Придумывание по аналогии | Комбинированное | Игра, упражнение, практическая работа | Обсуждение | 1 |
8.2 | Использование аналогии в обучении | Изучение нового материала | Игра, упражнение, беседа | Задание на смекалку | 1 |
8.3 | Продолженная аналогия | Комбинированное | Игра, упражнение, практическая работа | Рефлексия | 1 |
9. Учимся рассуждать 3 |
9.1 | Рассуждения | Комбинированное | Игра, практическая работа, анализ | Обсуждение | 1 |
9.2 | Анализ ошибок в построении рассуждений | Комбинированное | Игра, упражнение, практическая работа | Обсуждение | 1 |
9.3 | Юмор и логика | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, контпрольная работа | Рефлексия | 1 |
10. Подведение итогов обучения 1 |
10.1 | Обобщающее занятие | Контроль, закрепление знаний и умений | Презентация, контрольная работа, анкетирование, беседа | Рефлексия | 1 |
Содержание программы
1.Учимся выделять признаки ( 7 ч)
1.1. Знакомство с курсом «Мир логики»
Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового учебного предмета, контрольная работа.
1.2.Признаки объекта
Игра на внимание «Запрещенное движение», анализ контрольной работы, беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.
1.3.Различия
Игра на внимание «Повтори-отличись», беседа о различиях, работа в группе «Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека», упражнение «Что изменилось?».
1.4.Сходство
Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».
1.5.Существенные признаки
Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение «Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?»
1.6.Характерные признаки
Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о «неизмеряемых» признаках, задача-шутка.
1.7.Упорядочение признаков
Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении, работа в группах «Как упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.
2.Учимся сравнивать (2 ч)
2.1. Правила сравнения
Игра на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов».
2.2.Значение сравнения
Игра на внимание «Хор», «Разминка», беседа о значении сравнения, упражнение на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем по правилам», упражнение «Проверь себя».
3.Учимся классифицировать (3ч)
3.1.Понятие о классах
Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвертый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.
3.2.Правила классификации
Игра на внимание «Руки вверх - руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на смекалку.
3.3.Вопросы
Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нетка».
4.Учимся находить закономерности (4 ч )
4.1.Алгоритм
Игра на внимание «Плавает – летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.
4.2.Закономерности в числах и фигурах
Игра на внимание «Посчитай - не ошибись», упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа вгруппах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку.
4.3.Закономерности в буквах и словах
Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нетка».
4. 4.Логические задачи
Игра на внимание «Отвечай – не торопись», решение логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственные отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов.
5.Учимся выделять вид отношения между понятиями (6ч)
5.1.Причина и следствие
Игра на внимание «День – ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?»,
Упражнение «Как найти причину?», задачи-шутки.
5.2.Причинно-следственные цепочки
Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».
5.3.Противоположные отношения между понятиями
Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точки зрения», упражнение «Подбери антоним», задание на смекалку.
5.4.Отношения «род-вид» между понятиями
Игра на внимание «Реки, города», беседа о значение слов «род», «вид», «элемент», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка».
5.5.Упорядочение по родовидовым отношениям
«Игра на внимание «Род-вид», беседа об объемах понятия, упражнение «Проверь себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачи-шутки.
5.6.Виды отношений между понятиями
Игра на внимание «Понятно-непонятно», беседа о видах отношений между понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение «Проверь себя».
6.Учимся давать определения (2 ч)
6.1.Определения
Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснение значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения определений».
6.2.Анализ ошибок в построении определений
Игра на внимание «Правильно-неправильно», беседа об ошибках в построении определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?».
7.Учимся делать умозаключения (3 ч)
7.1.Умозаключения
Игра на внимание «Съедобное-несъедобное», беседа о суждениях и умозаключениях, упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы?»
7.2.Анализ ошибок в построении умозаключений
Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение «Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа «Умозаключения», упражнение «Доказательство».
7.3.Язык и логика
Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя».
8.Учимся использовать аналогии (3 ч)
8.1.Придумывание по аналогии
Игра на внимание «Сказочный герой», упражнение «Сказка-калька», упражнение «Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку.
8.2.Использование аналогии в обучении
Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение «От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение «Аналогии», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточныелогиконы».
8.3.Продолжненная аналогия
Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение задач, упражнение «Секретный язык», беседа о суевериях.
9.Учимся рассуждать (2 ч)
9.1.Рассуждения
Игра на внимание «Перестановка», работа в группах «Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач.
9.2.Анализ ошибок в построении рассуждений
Игра на внимание «Повтори - не ошибись», решение логических задач, ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».
9.3.Юмор и логика
Игра «Несмеяна», итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, упражнение «Придумай окончание».
10.Подведение итогов обучения (1 ч)
10.1.Обобщающее занятие
Презентация творческих работ. Анализ итоговой контрольной работы. Анкетирование.
Календарно-тематическое планирование курса«Мир логики»
4 класс (34 ч.)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Результат занятия | Способы организации деятельности учащихся |
1 четверть 9 ч. |
1 | | Знакомство с курсом «Мир логики» | Знакомство с организацией курса | Беседа, игра, упражнения на развитие внимания. |
2 | | Признаки объекта | Понимание функции сравнения как выделения у предметов признаков. Умение определять способы сравнения (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). | Игра «Запрещённое движение», беседа, работа в группах. |
3 | | Различие | Умение находить и аргументировать различия | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
4 | | Сходство | Умение находить и аргументировать сходство предметов. | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
5 | | Существенные признаки | Умение выделять существенные и несущественные признаки | Беседа, упражнения, работа в группах. |
6 | | Характерные признаки | Умение выделять характерные признаки как различение объектов внутри класса | Беседа, упражнения, работа в группах. |
7 | | Упорядочивание признаков | Умение упорядочивать объекты по характерным признакам | Беседа, упражнения, работа в группах, игра. |
8 | | Правила сравнения | Понимание сущности сравнения, выведение алгоритма сравнения. | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
9 | | Значение сравнения | Умение находить в своей жизни ситуации . в которых необходимо производить сравнение, от которого зависит результат деятельности. | Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа. |
2 четверть 7ч. |
10 | | Понятие о классах | Знакомство с понятием «класс» как совокупностью объектов, объединённых по существенному признаку | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
11 | | Правила классификации | Определение правил классификации | Беседа, упражнения, работа в группах, игра. |
12 | | Вопросы | Умение составлять «правильные» вопросы | Беседа, упражнения, работа в группах, игра. |
13 | | Алгоритм | Умение составлять инструкции и алгоритмы | Беседа, упражнения, работа в группах. |
14 | | Закономерности в числах и фигурах | Выстраивание закономерностей | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
15 | | Закономерности в буквах и словах | Выстраивание закономерностей | Беседа, упражнения, работа в группах. |
16 | | Логические задачи | Умение решать логические задачи на упорядочивание | Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа. |
3 четверть 11 ч. |
17 | | Причина и следствие | Умения определять условия при которых осуществляется причинно-следственная связь | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
18 | | Причинно-следственные цепочки | Умение составлять причинно-следственные цепочки | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
19 | | Противоположные отношения между понятиями | Умение определять противоположные признаки предметов | Беседа, игра, упражнения на развитие внимания. |
20 | | Отношения «род-вид» между понятиями | Умение обобщать понятия в отношениях «вид-род» | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
21 | | Упорядочивание по родовым отношениям | Умение определять родовые и видовые отношения объекта | Беседа, упражнения, работа в группе. |
22 | | Виды отношений между понятиями | Выявление различных видов отношений между понятиями (противоположные, функциональные, последовательные, часть-целое, причина-следствие и т.д.) | Беседа, упражнения, работа в группе. |
23 | | Определения | Представление о способах объяснения значения слова. | Беседа, упражнения, работа в группе. |
24 | | Анализ ошибок в построении определений | | Беседа, упражнения, работа в группе. |
25 | | Умозаключения | Умение находить и исправлять умозаключения с «ловушкой». | Беседа, упражнения, работа в группе. |
26 | | Анализ ошибок в построении умозаключений | | Беседа, упражнения, работа в группе. |
4 четверть 8 ч. |
27 | | Язык и логика | Умение редактировать предложения, устраняя «двойной смысл». | Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа. |
28 | | Придумывание по аналогии | Умение придумывать стихи по аналогии. | Беседа, игра, упражнения на развитие внимания. |
29 | | Использование аналогии в обучении | Умение находить аналогии в окружающем мире. | Беседа, упражнения, работа в группах. |
30 | | Продолженная аналогия | Умение рассуждать по аналогии, сначала устанавливая некоторую закономерность, а затем продолжать её. | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
31 | | Рассуждения | Умение выстраивать последовательность рассуждения. | Беседа, игра, упражнения на развитие внимания. |
32 | | Анализ ошибок в построении рассуждений | Умение находить ошибки в рассуждениях, исправлять их. | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. |
33 | | Юмор и логика | Знание важных критериев для написания статьи или сочинения. | Беседа, упражнения, работа в группах. |
34 | | Подведение итогов обучения | Систематизация изученного. | Беседа, тест, самостоятельная работа. |