СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики» 4класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Мир логики" 4класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики» 4класс»

Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Мир логики» представляет собой авторскую программу С. Гин и предназначена для учащихся 4 класса, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» по таким направлениям, как социальное и общеинтеллектуальное.

В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.

К метапредметным результатам обучения на ступени начального общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения существенных связей и др.

Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности.

В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям, понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.

Программой курса «Мир логики» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.

Цель курса «Мир логики»:

обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения; формирования информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.



Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

  • ценностно-смысловые:

-способность воспринимать окружающий мир как динамично развивающуюся среду;

-осознание своей роли в окружающем мире;

-готовность к построению индивидуальной образовательной траектории;

  • общекультурные:

-понимание роли науки и образования в жизни человека и общества;

-овладение эффективными способами организации познавательной деятельности;

-интерес к развитию информационно-коммуникационных технологий;

  • учебно-познавательные:

-формирования навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебно-познавательной деятельности;

-овладение умениями функциональной грамотности;

-освоение способов продуктивной деятельности;

  • информационные:

-способность ориентироваться в информационном пространстве;

-умение осуществлять поиск, анализ, хранение, передачу, преобразование информации;

  • коммуникативные:

-формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;

-овладение эффективными способами устной и письменной коммуникации;

  • социально-трудовые:

-владение этикой социальных и трудовых взаимоотношений;

-формирование профессиональной направленности;

-уважительное отношение к результатам труда и творчества;

  • личностные:

-способность к эффективному использованию собственных ресурсов;

-формирование рефлексивных умений;

-приобретение опыта социальной активности;

-развитие навыков самоуправления и самоорганизации.

Место и сроки курса в учебном плане:

Программа рассчитана на 1год обучения.

Всего часов: 34 часа.

Количество часов в неделю: 1 час

Участники программы: учащиеся 4 класса.

Основные виды деятельности:

- поисковая

- исследовательская

- игровая

- проектная

- познавательная

Контроль:

К концу 4 класса учащиеся:

будут знать правила сравнения объектов, правила классификации объектов, правила построения определения; о существовании различных видов отношений между понятиями; правила построения умозаключений;

будут уметь сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»; заполнять сравнительную таблицу; находить ошибки при классификации объектов, в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности, сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.

Формы представления результативности занятий:

-участие в общеинтеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, играх;

-организация выставок

-выступления на классных часах

-коллективные, групповые и индивидуальные проекты





























Учебный план курса «Мир логики» (34 ч, 1 ч в неделю)

п/п

Тема

Всего часов на тему, ч

Форма

контроля

1

Учимся выделять признаки

7

Обсуждение, самопроверка, проблемная ситуация

2

Учимся сравнивать

2

Обсуждение,

самопроверка

3

Учимся классифицировать

3

Проблемная ситуация, самопроверка, игра

4

Учимся находить закономерности

4

Задание на смекалку, игра, обсуждение

5

Учимся выделять вид отношения между понятиями

6

Задание на смекалку, обсуждение, игра, самопроверка

6

Учимся давать определения

2

Обсуждение


7

Учимся делать умозаключения

3

Рефлексия,

обсуждение

8

Учимся использовать аналогии

3

Обсуждение, задание

на смекалку,

рефлексия

9

Учимся рассуждать

3

Рефлексия,

обсуждение

10

Подведение итогов обучения

1

Рефлексия

Итого

34


















Учебно-тематический план курса

п/п

Тема

занятия

Тип занятия

Фомы деятельности

Формы

контроля

Кол-во

часов


1.Учимся выделять признаки 7


1.1

Знакомство с курсом «Мир логики»


Комбинированное

Игра, упражнение, беседа, контрольная работа

Обсуждение

1

1.2

Признаки объекта


Комбинированное

Игра, беседа, упражнение, задание на смекалку

Обсуждение

1

1.3

Различия


Комбинированное

Игра, беседа, упражнение, дискуссия

Обсуждение

1

1.4

Сходство


Комбинированное

Игра, беседа, упражнение

Самопроверка

1

1.5

Существенные признаки

Изучение нового материала

Игра, беседа, демонстрация, упражнение

Проблемная ситуация

1

1.6

Характерные признаки


Изучение нового материала

Игра, беседа, упражнение, задача

Обсуждение

1

1.7

Упорядочение признаков

Комбинированное

Игра, беседа, упражнение, тест

Проблемная ситуация

1


2. Учимся сравнивать 2


2.1

Правила сравнения

Комбинированное

Игра, беседа, упражнение

Обсуждение

1

2.2

Значение сравнения

Закрепление знаний и умений

Игра, беседа, упражнение

Самопроверка

1


3. Учимся классифицировать 3


3.1

Понятие о классах

Изучение нового материала

Игра, беседа, упражнение

Проблемная ситуация

1

3.2

Правила классификации

Изучение нового материала

Игра, беседа, упражнение,задание на смекалку

Самопроверка

1

3.3

Вопросы

Комбинированное

Игра, обсуждение, беседа, упражнение

Игра

1


4. Учимся находить закономерности 4


4.1

Алгоритм

Комбинированное

Игра, беседа, упражнение, практическая работа

Задание на смекалку

1

4.2

Закономерности в числах и фигурах

Комбинированное

Игра, упражнение, практическая работа

Задание на смекалку

1

4.3

Закономерности в буквах и словах

Комбинированное

Игра, беседа, упражнение

Игра

1

4.4

Логические задачи

Изучение нового материала

Игра, упражнение, практическая работа

Обсуждение

1


5. Учимся выделять вид отношения между понятиями 6


5.1

Причина и следствие

Изучение нового материала

Игра, беседа, упражнение, практическая работа

Задание на смекалку

1

5.2

Причинно- следственные цепочки

Комбинированное

Игра, упражнение, фантазирование

Обсуждение

1

5.3

Противоположные отношения

Комбинированное

Игра, упражнение, практическая работа

Задание на смекалку

1

5.4

Отношения «род-вид» между понятиями

Изучение нового материала

Игра, беседа, упражнение

Игра

1

5.5

Упорядочение по родовидовым отношениям

Комбинированное

Игра, беседа, упражнение, практическая работа

Задание на смекалку

1

5.6

Виды отношений между понятиями

Обобщающее

Игра, беседа, упражнение, практическая работа

Самопроверка

1


6. Учимся давать определения 2


6.1

Определения

Изучение нового материала

Игра, дискуссия, беседа, упражнение

Обсуждение

1

6.2

Анализ ошибок в построении определений

Комбинированное

Игра, беседа, упражнение, практическая работа

Обсуждение

1


7. Учимся делать умозаключения 3


7.1

Умозаключения

Изучение нового материала

Игра, упражнение, практическая работа

Рефлексия

1

7.2

Анализ ошибок в построении умозаключений

Комбинированное

Игра, упражнение, практическая работа, анализ

Обсуждение

1

7.3

Язык и логика

Комбинированное

Игра, беседа, упражнение

Обсуждение

1


8. Учимся использовать аналогии 3


8.1

Придумывание по аналогии

Комбинированное

Игра, упражнение, практическая работа

Обсуждение

1

8.2

Использование аналогии в обучении

Изучение нового материала

Игра, упражнение, беседа

Задание на смекалку

1

8.3

Продолженная аналогия

Комбинированное

Игра, упражнение, практическая работа

Рефлексия

1


9. Учимся рассуждать 3


9.1

Рассуждения

Комбинированное

Игра, практическая работа, анализ

Обсуждение

1

9.2

Анализ ошибок в построении рассуждений

Комбинированное

Игра, упражнение, практическая работа

Обсуждение

1

9.3

Юмор и логика

Комбинированное

Игра, беседа, упражнение, контпрольная работа

Рефлексия

1


10. Подведение итогов обучения 1


10.1

Обобщающее занятие

Контроль, закрепление знаний и умений

Презентация, контрольная работа, анкетирование, беседа

Рефлексия

1



















Содержание программы

1.Учимся выделять признаки ( 7 ч)

1.1. Знакомство с курсом «Мир логики»

Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового учебного предмета, контрольная работа.

1.2.Признаки объекта

Игра на внимание «Запрещенное движение», анализ контрольной работы, беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.

1.3.Различия

Игра на внимание «Повтори-отличись», беседа о различиях, работа в группе «Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека», упражнение «Что изменилось?».

1.4.Сходство

Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».

1.5.Существенные признаки

Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение «Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?»

1.6.Характерные признаки

Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о «неизмеряемых» признаках, задача-шутка.

1.7.Упорядочение признаков

Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении, работа в группах «Как упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.





2.Учимся сравнивать (2 ч)

2.1. Правила сравнения

Игра на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов».

2.2.Значение сравнения

Игра на внимание «Хор», «Разминка», беседа о значении сравнения, упражнение на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем по правилам», упражнение «Проверь себя».



3.Учимся классифицировать (3ч)

3.1.Понятие о классах

Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвертый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.

3.2.Правила классификации

Игра на внимание «Руки вверх - руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на смекалку.

3.3.Вопросы

Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нетка».



4.Учимся находить закономерности (4 ч )

4.1.Алгоритм

Игра на внимание «Плавает – летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.

4.2.Закономерности в числах и фигурах

Игра на внимание «Посчитай - не ошибись», упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа вгруппах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку.

4.3.Закономерности в буквах и словах

Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нетка».

4. 4.Логические задачи

Игра на внимание «Отвечай – не торопись», решение логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственные отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов.



5.Учимся выделять вид отношения между понятиями (6ч)

5.1.Причина и следствие

Игра на внимание «День – ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?»,

Упражнение «Как найти причину?», задачи-шутки.

5.2.Причинно-следственные цепочки

Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».

5.3.Противоположные отношения между понятиями

Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точки зрения», упражнение «Подбери антоним», задание на смекалку.

5.4.Отношения «род-вид» между понятиями

Игра на внимание «Реки, города», беседа о значение слов «род», «вид», «элемент», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка».

5.5.Упорядочение по родовидовым отношениям

«Игра на внимание «Род-вид», беседа об объемах понятия, упражнение «Проверь себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачи-шутки.

5.6.Виды отношений между понятиями

Игра на внимание «Понятно-непонятно», беседа о видах отношений между понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение «Проверь себя».



6.Учимся давать определения (2 ч)

6.1.Определения

Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснение значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения определений».

6.2.Анализ ошибок в построении определений

Игра на внимание «Правильно-неправильно», беседа об ошибках в построении определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?».



7.Учимся делать умозаключения (3 ч)

7.1.Умозаключения

Игра на внимание «Съедобное-несъедобное», беседа о суждениях и умозаключениях, упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы?»

7.2.Анализ ошибок в построении умозаключений

Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение «Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа «Умозаключения», упражнение «Доказательство».

7.3.Язык и логика

Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя».



8.Учимся использовать аналогии (3 ч)

8.1.Придумывание по аналогии

Игра на внимание «Сказочный герой», упражнение «Сказка-калька», упражнение «Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку.

8.2.Использование аналогии в обучении

Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение «От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение «Аналогии», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточныелогиконы».

8.3.Продолжненная аналогия

Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение задач, упражнение «Секретный язык», беседа о суевериях.



9.Учимся рассуждать (2 ч)

9.1.Рассуждения

Игра на внимание «Перестановка», работа в группах «Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач.

9.2.Анализ ошибок в построении рассуждений

Игра на внимание «Повтори - не ошибись», решение логических задач, ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».

9.3.Юмор и логика

Игра «Несмеяна», итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, упражнение «Придумай окончание».



10.Подведение итогов обучения (1 ч)

10.1.Обобщающее занятие

Презентация творческих работ. Анализ итоговой контрольной работы. Анкетирование.












































Календарно-тематическое планирование курса«Мир логики»

4 класс (34 ч.)


п/п

Дата

Тема занятия

Результат занятия

Способы орга­низации дея­тельности учащихся

1 четверть 9 ч.

1


Знакомство с курсом «Мир логики»

Знакомство с организацией курса

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

2


Признаки объекта

Понимание функции сравнения как выделения у предметов признаков. Умение определять способы сравнения (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Игра «Запрещённое движение», беседа, работа в группах.

3


Различие

Умение находить и аргументировать различия

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

4


Сходство

Умение находить и аргументировать сходство предметов.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

5


Существенные признаки

Умение выделять существенные и несущественные признаки

Беседа, упражнения, работа в группах.

6


Характерные признаки

Умение выделять характерные признаки как различение объектов внутри класса

Беседа, упражнения, работа в группах.

7


Упорядочивание признаков

Умение упорядочивать объекты по характерным признакам

Беседа, упражнения, работа в группах, игра.

8


Правила сравнения

Понимание сущности сравнения, выведение алгоритма сравнения.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

9


Значение сравнения

Умение находить в своей жизни ситуации . в которых необходимо производить сравнение, от которого зависит результат деятельности.

Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа.

2 четверть 7ч.

10


Понятие о классах

Знакомство с понятием «класс» как совокупностью объектов, объединённых по существенному признаку

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

11


Правила классификации

Определение правил классификации

Беседа, упражнения, работа в группах, игра.

12


Вопросы

Умение составлять «правильные» вопросы

Беседа, упражнения, работа в группах, игра.

13


Алгоритм

Умение составлять инструкции и алгоритмы

Беседа, упражнения, работа в группах.

14


Закономерности в числах и фигурах

Выстраивание закономерностей

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

15


Закономерности в буквах и словах

Выстраивание закономерностей

Беседа, упражнения, работа в группах.

16


Логические задачи

Умение решать логические задачи на упорядочивание

Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа.

3 четверть 11 ч.

17


Причина и следствие

Умения определять условия при которых осуществляется причинно-следственная связь

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

18


Причинно-следственные цепочки

Умение составлять причинно-следственные цепочки

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

19


Противоположные отношения между понятиями

Умение определять противоположные признаки предметов

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

20


Отношения «род-вид» между понятиями

Умение обобщать понятия в отношениях «вид-род»

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

21


Упорядочивание по родовым отношениям

Умение определять родовые и видовые отношения объекта

Беседа, упражнения, работа в группе.

22


Виды отношений между понятиями

Выявление различных видов отношений между понятиями (противоположные, функциональные, последовательные, часть-целое, причина-следствие и т.д.)

Беседа, упражнения, работа в группе.

23


Определения

Представление о способах объяснения значения слова.

Беседа, упражнения, работа в группе.

24


Анализ ошибок в построении определений


Беседа, упражнения, работа в группе.

25


Умозаключения

Умение находить и исправлять умозаключения с «ловушкой».

Беседа, упражнения, работа в группе.

26


Анализ ошибок в построении умозаключений


Беседа, упражнения, работа в группе.

4 четверть 8 ч.

27


Язык и логика

Умение редактировать предложения, устраняя «двойной смысл».

Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа.

28


Придумывание по аналогии

Умение придумывать стихи по аналогии.

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

29


Использование аналогии в обучении

Умение находить аналогии в окружающем мире.

Беседа, упражнения, работа в группах.

30


Продолженная аналогия

Умение рассуждать по аналогии, сначала устанавливая некоторую закономерность, а затем продолжать её.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

31


Рассуждения

Умение выстраивать последовательность рассуждения.

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

32


Анализ ошибок в построении рассуждений

Умение находить ошибки в рассуждениях, исправлять их.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

33


Юмор и логика

Знание важных критериев для написания статьи или сочинения.

Беседа, упражнения, работа в группах.

34


Подведение итогов обучения

Систематизация изученного.

Беседа, тест, самостоятельная работа.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!