МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Средняя общеобразовательная школа №1" |
142900, Московская область, г.о. Кашира, ул. М. Астахова, д.1 | тел. 31540 |
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №1» __________________ (Шустрова Т.Е.) «___» _________________ 2016 г. |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_________________ (Леонова Е.Ю.)
«___» _____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Школа юного филолога»
Класс________5 «А»______________
Составитель:_Ширяева Н.В.________
г/о Кашира
2016 год
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности «Школа юного филолога» в форме клуба является закономерным продолжением уроков русского языка и литературы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Нормативно-правовой базой для составления программы явились:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Программа лингвистического клуба позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы.
Широкое привлечение занимательных игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
воспитывать любви к родному языку.
Развивающие:
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
развивать мотивацию к изучению русского языка;
развивать творческие способности;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умения пользоваться справочной литературой;
развивать коммуникативные способности обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юного филолога» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Формы проведения занятий:
лекции, беседы;
экскурсии в библиотеку;
игры-конкурсы; КВН;
театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
поисково-исследовательская деятельность.
-
Виды деятельности:
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
художественное и театральное творчество;
краеведческая деятельность.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.
Основные методы и технологии
Связь содержания программы с учебными предметами
Предмет | Темы учебных предметов | Темы программы «Школа юного филолога» |
Русский язык | Звуки речи и буквы | Звуки не буквы |
Гласные и согласные звуки | На сцене гласные |
Приставка и суффикс | Поговорим обо всех приставках сразу |
Словари русского языка | Где же хранятся слова? |
Антонимы | Слова-антонимы |
Чередования в корне слова | Кто командует корнями? |
Самостоятельные и служебные части речи | Что рассказали о себе части речи? |
Литература | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» |
Сказка как особая форма фольклора | Королевство ошибок |
Пушкинская сказка – прямая наследница народной | В стране сочинителей |
Планируемые результаты
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
1. Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
Обучающиеся научатся:
ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
осознать свое место в мире;
оптимистически воспринимать мир.
2 – Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
Обучающиеся научатся:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
3 – Приобретение опыта самостоятельного социального действия:
Обучающиеся научатся:
овладеть следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).
пользоваться разнообразными языковыми средствами;
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)
составлять простой и сложный план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты-рассуждения;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные.
Содержание | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся | Формы организации занятий |
Сказочное царство слов. | Конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок. | Игра. |
Звуки не буквы | Транскрибирование слов и текстов. | Беседа с элементами игры. |
Банты и шарфы | Разыгрывание ситуаций с отдельными словами. | Игра. Сценка. |
На сцене гласные | Игра «Проставь ударение». | Беседа с элементами игры. |
Как возникла наша письменность? | Творческое задание «Придумай свой алфавит». | Беседа с элементами игры. |
Память и грамотность | Зарядка для развития памяти. | Тренировка памяти на отрывках литературных произведений. |
Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения на правописания приставок. | Беседа с элементами игры. |
Зачем нужны суффиксы? | Тренировочные упражнения на правописание суффиксов. | Беседа с элементами игры. |
Где же хранятся слова? | Работа со словарём. | Беседа с элементами игры. |
Нахождение слова в разных видах словарей | Знакомство с разными видами словарей. | Экскурсия в библиотеку. |
Добрые слова | Работа с текстами на данную тему. | Игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему. |
На карнавале слов. | Прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. | Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка») |
Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | Создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов. | Беседа с элементами игры. |
Слова-антонимы | Головоломка «Все слова на А». | Игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А». |
Экскурсия в прошлое | В «музее» древних слов – выбор из текста древних слов. | Беседа с элементами игры. |
Полёт в будущее | Работа с текстами. | Игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте. |
Кто командует корнями? | Работа с текстами. | Тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». |
Куда убегают гласные? | Работа с текстами. | Беседа с элементами игры. |
Откуда появляются новые слова? | Работа с текстами. | Беседа с элементами игры. |
Что рассказали части речи о себе? | Работа с текстами. | Игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи. |
Королевство ошибок | Сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок | Театрализованная постановка ситуаций. |
Крылатые слова | Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера» | Беседа с элементами игры. |
В Стране Сочинителей | Сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. | Конкурс загадок в рисунках. |
В стране Излагателей. | Работа с текстами. | Нарисуем изложение. |
Анаграммы и метаграммы | Работа с примерами. | Беседа с элементами игры. |
Самое длинное слово. | Работа с текстами. | Научимся составлять длинные слова, конкурс. |
Шарады и логографы | Составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов. | Творческое задание. |
Расшифруй меня. | Работа с текстами | Конкурс на разгадывание ребусов и шарад. |
Откуда пришли наши имена? | Работа с текстами. | Творческая работа «Нарисуй своё имя». |
Откуда пришли наши фамилии? | Работа с текстами. | Творческая работа «Нарисуй происхождение фамилии». |
Весенний Пушкин… | Чтения стихотворений А.С.Пушкина на открытом воздухе, обсуждения. | Экскурсия в Каширский парк им. А.С.Пушкина |
Подготовка к игре и Игра «Умники и умницы» | Работа с текстами. | Соревнование на лучшие знания по русскому языку |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | | | План | Факт | 1 | 1 | Сказочное царство слов | | | 1 | 2 | Звуки не буквы | | | 1 | 3 | Банты и шарфы | | | 1 | 4 | На сцене гласные | | | 1 | 5 | Как возникла наша письменность? | | | 1 | 6 | Память и грамотность | | | 1 | 7 | Поговорим обо всех приставках сразу | | | 1 | 8 | Зачем нужны суффиксы? | | | 1 | 9 | Где же хранятся слова? | | | 1 | 10 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | | | 1 | 11 | Добрые слова | | | 1 | 12 | На карнавале слов | | | 1 | 13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | | | 1 | 14 | Слова-антонимы | | | 1 | 15 | Экскурсия в прошлое | | | 1 | 16 | Полёт в будущее | | | 1 | 17 | Кто командует корнями? | | | 1 | 18 | Куда убегают гласные | | | 1 | 19 | Откуда появляются новые слова | | | 1 | 20 | Что рассказали части речи о себе | | | 2 | 21 | Что рассказали части речи о себе | | | 22 | Королевство ошибок | | | 2 | 23 | Королевство ошибок | | | 24 | Крылатые слова | | | 1 | 25 | В Стране Сочинителей | | | 1 | 26 | В Стране Излагателей | | | 1 | 27 | Анаграммы и метаграммы | | | 1 | 28 | Самое длинное слово | | | 1 | 29 | Шарады и логогрифы | | | 1 | 30 | Расшифруй меня | | | 1 | 31 32 | Откуда пришли наши имена, фамилии | | | 2 | Откуда пришли наши имена, фамилии | 33 | Экскурсия в Каширский парк им А.С.Пушкина | | | 1 | 34 | «Умники и умницы»(подготовка) | | | 1 +1 | 35 | Викторина «Умники и умницы» | | | Итого | 35 | | 35 | Список литературы для учителя Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007. Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996. Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991. Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997. Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г. Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996. |
.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Тема 1.Сказочное царство слов.
Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Фонетика (1ч.)
Тема 2. Звуки не буквы.
Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.
Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.
Орфоэпия (2ч.)
Тема 3.Банты и шарфы
Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.
Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.
Тема 4. На сцене гласные
Роль ударения. Произносительные нормы.
Практическая часть: игра «Проставь ударение»
Графика (2ч.)
Тема 5. Как возникла наша письменность?
Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 6. Память и грамотность
Виды памяти.
Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.
Морфемика (2ч.)
Тема 7. Поговорим обо всех приставках сразу.
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С- Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.
Лексикология (8 ч.)
Тема 8.Зачем нужны суффиксы? Как можно уменьшить лексическое значение при помощи суффиксов –оньк, -еньк?
Тема 9. Где же хранятся слова?
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.
Практическая часть: работа со словарём.
Тема 10. Экскурсия в библиотеку.
Знакомство с разными видами словарей.
Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей
Тема 11. Добрые слова
Богатство русской лексики «добрыми словами».
Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.
Тема 12.На карнавале слов.
Омонимы.
Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)
Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»
Разновидности омонимов
Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов
Тема 14. Слова-антонимы
Антонимы.
Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».
Тема 15. Экскурсия в прошлое
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.
Тема 16.Полёт в будущее
Неологизмы.
Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.
Орфография (3ч.)
Тема 17. Кто командует корнями?
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.
Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами.
Морфология (2ч.)
Тема18.Куда убегают гласные? Поговорим о беглых гласных.
Тема 19. Откуда появляются новые слова. Разберемся что из себя представляют неологизмы.
Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе?
Самостоятельные и служебные части речи
Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.
Культура речи (12ч)
Тема 22-23. Королевство ошибок
Виды ошибок
Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.
Тема 24. Крылатые слова
Значения крылатых слов.
Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»
Тема 25. В Стране Сочинителей
Рифмы.
Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.
Тема 26. В стране излагателей. Нарисуем изложение.
Тема 27. Анаграммы и метаграммы
История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.
Тема 28. Самое длинное слово. Научимся составлять длинные слова, конкурс.
Тема 29. Шарады и логографы
Происхождением шарад и логогрифов.
Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.
Тема 30. Расшифруй меня. Ребусы и шифры.
Тема 31. Откуда пришли наши имена?
История появления имён, отчеств в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».
Тема 32.Откуда пришли наши фамилии?
История появления фамилий. Продолжить знакомство с наукой антропонимикой.
Практическая часть: творческая работа «Нарисуй происхождение фамилии».
Тема 33. Экскурсия в Каширский парк им. А.С.Пушкина
Практическая часть: Чтения стихотворений А.С.Пушкина на открытом воздухе, обсуждения.
Подведение итогов (2ч.)
Тема 34-35. Подготовка к игре и Игра «Умники и умницы»
Соревнование на проверку знаний по русскому языку.
14