Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой внеурочной деятельности направления «Занимательная география «Галопом по Европе» являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
Основная образовательная программа среднего(полного)общего образования МКОУ Новопогореловская СОШ им. Л.И. Буинцева-
Цели кружка – расширение знаний по географии через создание проекта - экономически обоснованного туристического маршрута по странам Европы. При создании маршрута учащиеся проявляют творческую индивидуальность, развивают аналитические, речевые и эстетические навыки.
Задачи-:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о странах;
Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;
Включитьучащихся в поисково-исследовательскую деятельность.
Развивающие:
Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельных путешествий;
Развивать познавательные возможности пятиклассников;
Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование),навыки систематизации информации.
Развивать логическое и образное мышление;
Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи;
Устанавливать межпредметные связи: с математикой, иностранным языком, историей, биологией и т.д.
Воспитательные:
Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;
Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;
Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.
Внеурочная деятельность организована в соответствии с требованиями ФГОС ООО по общеинтеллектуальному направлению.
Вклад учебного предмета в общее образование:
Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
целостного восприятия мира формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;
умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
В программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии.
Структура программы:
- Пояснительная записка
Общая характеристика кружка
Место кружка в учебном плане
Результаты освоения материала кружка
- Содержание работы кружка «Галопом по Европе»
Календарно-тематическое планирование кружка
- Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка
Планируемые результаты работы кружка
Приложения к программе кружка
II. Общая характеристика кружка
Кружок «Занимательная география(Галопом по Европе)» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целесообразностьобщеинтеллектуальногонаправления заключается в создании условий для саморазвития учащихся, их интеллекта и кругозора, применении ИКТ, реализации проектной деятельности.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.
По итогам работы в данном направлении проводятся защита презентаций, защита проектов.
III. Место кружка в учебном плане
Межпредметный кружок в области географии «Галопом по Европе» рассчитан на 34 часов (1 час в неделю)
IV. Результаты освоения материала кружка
Особенность кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествий по странам Европы. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута (при минимуме затрат - максимум впечатлений).
В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
V. Содержание работы кружка«Галопом по Европе»
Обсуждение темы, целей и задач проекта;
Создание перечня источников получения информации;
Составление перечня Интернет-ресурсов;
Знакомство с картами региона;
Знакомство со странами региона;
Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать»
Знакомство с правилами оформления работы в Word
Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint
Узнать происхождение названия стран
Знакомство с географическим положением страны
Знакомство с площадью, численностью населения стран
Знакомство с рельефом, климатом, водами стран
Выбор маршрута для путешествия
Решение «транспортного вопроса» (сравнительный анализ скорости и ценовой доступности разных видов транспорта)
Особенности отелей, апартаментов, хостелов.
Сравнительный анализ комфортности и цен на проживание.
Подбор материала теме “Достопримечательности стран”.
Составление экскурсионной программы
Составление «Словаря путешественника». Составление вопросно-ответного диалога с использованием «Словаря путешественника»
Знакомство с валютой стран, курсом валют
Обсуждение различий в услугах связи разных операторов.
Возможность доступа к информации Интернет
Встреча с людьми, побывавшими за границей Составление презентации «Отправляясь в путешествие»
Составление сметы путешествий
Меры предосторожности в путешествии
Проведение рекламной акции маршрутов путешествий
Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения.
Составление списка сувениров, которые можно привести из страны Создание слайд-шоу об европейских странах
Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии
Обзор литературы, лучших фильмов о стране
Игра «географическая копилка»
Игра «Поле чудес»
Подведение итогов работы кружка.
.
- Календарно-тематическое планирование кружка
№
| Дата | Тема занятия | Содержание деятельности |
-
| | Вводное занятие | Обсуждение темы, целей и задач проекта |
-
| | Источники информации | Создание перечня источников получения информации |
-
| | Интернет-ресурсы | Составление перечня Интернет-ресурсов |
-
| | Карта рассказывает... | Знакомство с картами региона |
-
| | Игра «Цепочка стран» | Знакомство со странами региона |
-
| | Страна, в которой я хотел бы побывать | Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать» |
-
| | Правила оформления текстового материала проекта | Знакомство с правилами оформления работы в Word |
-
| | Правила создания презентации | Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint |
-
| | Топонимика стран | Узнать происхождение названия стран |
-
| | Положение страны на карте Европы | Знакомство с географическим положением страны |
-
| | «Визитная карточка» стран | Знакомство с площадью, численностью населения стран | |
-
| | Природные особенности стран | Знакомство с рельефом, климатом, водами стран | |
-
| | Маршрут путешествия | Выбор маршрута для путешествия | |
-
| | «Транспортный вопрос» | Решение «транспортного вопроса» (сравнительный анализ скорости и ценовой доступности разных видов транспорта) | |
-
| | Места проживания | Особенности отелей, апартаментов, хостелов. Сравнительный анализ комфортности и цен на проживание | |
-
| | Достопримечательности стран | Подбор материала теме “Достопримечательности стран” | |
-
| | Достопримечательности стран | Подбор материала теме “Достопримечательности стран” | |
-
| | Экскурсионная программа | Составление экскурсионной программы | |
-
| | Языки региона. Игра «Пойми меня» | Составление «Словаря путешественника». Составление вопросно-ответного диалога с использованием «Словаря путешественника» | |
-
| | Финансы. Валюты стран. Курс валют | Знакомство с валютой стран, курсом валют | |
-
| | Связь, Интернет | Обсуждение различий в услугах связи разных операторов. Возможность доступа к информации Интернет | |
-
| | Родственники рассказывают... | Встреча с людьми, побывавшими за границей | |
-
| | «Отправляясь в путешествие» | Составление презентации «Отправляясь в путешествие» | |
-
| | Смета путешествия | Составление сметы путешествий | |
-
| | «Все свое берем с собой» | Меры предосторожности в путешествии | |
-
| | Рекламная акция | Проведение рекламной акции маршрутов путешествий | |
-
| | Риски путешествий | Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения | |
-
| | Сувениры для друзей | Составление списка сувениров, которые можно привести из страны | |
-
| | Фоторепортаж о путешествии | Создание слайд-шоу об европейских странах | |
-
| | Особенности профессии экскурсовода. Конкурс «Лучший экскурсовод» | Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии | |
-
| | Книги, фотоальбомы, фильмы о стране | Обзор литературы, лучших фильмов о стране | |
-
| | Игровое занятие | Игра «географическая копилка» | |
-
| | Игровое занятие | Игра «Поле чудес» | |
-
| | Заключительное занятие | Подведение итогов работы кружка,рецензия на маршруты путешествия других групп | |
VII. Требования к уровню подготовки учащихся
Уметь работать с текстовым редактором
Уметь анализировать и отбирать информацию
Уметь делать устные сообщения
Уметь ориентироваться по карте
Уметь составлять презентацию
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка
.
IX. Планируемые результаты работы кружка:
По итогам работы кружка проводится защита проектов.
X. Приложения к программе кружка
Фразеологизм «Галопом по Европам»
Галопом по Европам - данный фразеологизм возник в качестве насмешки и издевательства над многочисленными туристами, которые в XIX веке огромными толпами осуществляли путешествия по так называемым заграничным местам, причем делали они это настолько быстро, что им даже не удавалось насладиться природной красотой и колоритом. Но в дальнейшем они так расхваливали все «увиденное», что все только диву давались.
В 1928 году великий писатель Максим Горький в одном из своих выступлений также использовал данное выражение, что еще больше закрепило его в простом народе. Ну и сегодня его часто используют в богеме общества, которая также хвалится своими познаниями мира и многочисленными путешествиями по всему миру.
Галопом по Европам. /Иронический/. Не вдаваясь в детали, наспех, поверхностно (делать что-либо). Ср.: на скорую руку; на живую нитку; на живую руку; с противоположным значением: вдоль и поперек.http://frazbook.ru/2010/12/06/galopom-po-evropam/
7