СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по проектной деятельности "Знайки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа направлена на соблюдение преемсвенности проектной деятельности в школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа по проектной деятельности "Знайки"»

Образовательная программа по проектной деятельности «Знайки»

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

I.Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной деятельности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Становится важным воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.



Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы самоопределения.

Программа предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся в рамках кружковой работы.

Основные направления программы:

  • формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение,

  • формирование креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогнозтичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:

  1. приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  2. овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  3. освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  4. выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

  5. разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

  6. разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

  7. создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

  8. создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  9. подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;

Принципы:

  • интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

  • непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

  • межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.



II. Общая характеристика проектной деятельности

Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:

формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений,

становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако, учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности.

обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.



Проектная деятельность несет в себе следующие функции:

1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;

2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;

3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;

4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;

5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;

6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;

7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

научиться применять полученные знания,

организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.



Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.



Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.

Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит 
для развития разных сторон личности ребенка.

В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:

намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;

действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;

корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.



Программа позволяет:

формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;

формировать у детей учебную мотивацию;

диагностировать интеллектуальное развитие детей.



Направления деятельности:

совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;

повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;

организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающие приоритетные задачи воспитания и обучения;

вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;

сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;

глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;

формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;

приобретение коммуникативных умений;

выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;

программа каникулярного оздоровления детей через учебный лагерь, учебные и научно-исследовательские экспедиции, профильные смены.



Место проектной деятельности в учебном плане.

В учебном плане по 1часу в 1-2 классе и по 2 часа в неделю в 3-4 классах.



Ценностные ориентиры содержания проектной деятельности.

Формирование ценностных ориентаций должно охватывать все сферы личности младшего школьника:

когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира;

эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру (среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;

деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.








III. Планируемые результаты проектной деятельности. Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.



Метапредметные

а) Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.



б) Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.



в) Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Предметные

Учащиеся будут:

Уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.



IV. Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования



4.1. Классификация проектов:

а) По видам конечного результата:

изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),

мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),

решения проблем: результат – решённая проблема,

исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.

б) По предметно-образовательным областям:

монопредметные (в рамках одной предметной области)

межпредметные (в рамках нескольких предметов)

надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)

в) По количеству участников:

индивидуальные;

парные;

коллективные;

групповые.

г) По продолжительности:

краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).

долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).



4.2. Типы проектов:

Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).

Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.

Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.

Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).



4.3. Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:

справочник,

газета,

журнал,

альбом,

гербарий,

карта,

экскурсия,

сценарий праздника,

игра,

макет,

модель,

сувенир,

мультимедийный продукт,

учебное пособие и другое.

Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время, на родительском собрании.



V. Организация работы над проектами.



5.1. Участники проектной деятельности: учителя и учащиеся.

Учитель:

консультирует;

мотивирует;

фасилитирует;

наблюдает.

Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль учителя. Он является:

организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).

руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);

консультантом и т.п.



Ученик имеет право:

участвовать в разных проектах и в различных ролях;

выйти в любой момент из любого проекта;

в любой момент начать новый проект;

предложить свою тему проекта.



Особенность подхода к работе над проектами в начальной школе.

Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.

Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.



5.2. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.

Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.

Проектирование – способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан какой-либо продукт.

Метод проекта – способ построения образовательного процесса, описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.

Главная идея метода проекта:

• активизация процесса познания;

• развитие креативности мышления;

• умение ориентироваться в информационном пространстве;

• возможность исследований человеческой деятельности в социокультурной среде.



Использование данной технологии развивает умения ребенка, а именно:

• исследовательские;

• информационные;

• коммуникативные;

• оценочные;

• презентационные;

• рефлексивные;

• менеджерские.



Проектная деятельность:

формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно,

способствует интеллектуальному росту ребенка,

учит мыслить от абстрактного к конкретному,

открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром,

актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.



Метод проекта используется всеми учащимися с 1-4 класс по любому предмету, у любого учителя, который освоил данный метод проектирования. Учебный проект может разрабатываться в рамках одного урока, предметной темы или раздела образовательной программы, одного предмета или нескольких предметов.

В течение учебного года каждый ученик должен выполнить 1-2 проекта.

В школе должны быть созданы все условия для оформления результатов проектной деятельности и публичных презентаций, для защиты проектов.



5.3. Структура работы и этапы работы над проектом:

1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.

2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.

3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.

6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.



5.4. Перечень критериев оценивания проектов (демонстрационный материал)

1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.

2. Постановка и обоснование проблемы проекта.

3. Глубина раскрытия темы проекта.

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

8. Соответствие требованиям оформления письменной части.

9. Качество проведения презентации.

10. Качество проектного продукта.

Рекомендуется организовать рейтинговую систему оценивания проектов, когда оценка за проект как среднее арифметическое от самооценки самого ученика, коллегиальной оценки коллектива класса и оценка жюри (в жюри приглашаются представители администрации, учителя, родители и ученики).



VI. Материально-техническое обеспечение.

Сканер

Принтер

Ксерокс

Медиапроектор

Ноутбук

Телевизор

Видеомагнитофон

Магнитофон

Музыкальный центр

Информационное обеспечение.

наличие Интернета,

наличие библиотеки, медиатеки, аудиотеки, видеотек, компьютерных программ по предметам,

обеспеченность научно-методической литературой,

банк данных на участников программы.



VII. Ожидаемые результаты программы:

Повышение качества обучения.

Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.

Повышение квалификации педагогов.

Нормативное и методическое обеспечение проектной деятельностью обучающихся.

Создание и постоянное пополнение банка данных по направлению «Одаренные дети».

Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.

Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.

Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы обучающихся.

Укрепление материально-технической базы.



Содержание занятий для 1 класса

 

Тема 1. Что такое исследование? - 1ч

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

 

Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч

Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

 

Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

 

Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку). – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

 

Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

 

Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

 

Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

 

Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

 

Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 2ч.

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

 

Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

 

Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей.- 1ч.

Заочная экскурсия в прошлое.

 

Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

 

Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

 

Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 31-32. Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы.













Учебно-тематическое планирование

Тематическое планирование 1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что такое исследование?

1

2-3

Как задавать вопросы?

2

4-5

Как выбрать тему исследования?

2

6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

1

7-8

 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

2

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

11-12

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2

13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

2

17-18

 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

2

19

 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

1

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

2

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

2

28-30

 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

2

31-32

 Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

33

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого 33 часа

 







Содержание занятий 2 класс

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч

 Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) –  4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17.  Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания:“Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19.  Коллекционирование  - 2ч.

Понятия:коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания:выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия:эксперимент, экспериментирование.

 Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

 Практическая работа.

Знать:- понятия  - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования  - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

 Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных  - 2 ч.

  Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

 Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.

 Сообщение, доклад.

 Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема32.  Подготовка к защите  - 1 ч.

 Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации  - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема34.  Подведение итогов работы  - 1 ч.

Анализ своей проектной деятельности.








Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)

 

 

Тема

 Кол-во часов

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2

6-7

Цели и задачи исследования.

2

8-9

Учимся выделять гипотезы.

2

10-13

Организация исследования. (практическое занятие.)

4

 

14-17

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

4

 

18-19

Коллекционирование.

2

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

21-22

Сообщение о своих коллекциях.

2

23

 Что такое эксперимент.

1

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

25-27

Сбор материала для исследования.

3

28-29

Обобщение полученных данных.

2

30

Как подготовить результат исследования.

1

31

Как подготовить сообщение.

1

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

 

33

Индивидуальная консультация.

1

34

Подведение итогов. Защита.

1

Итого  34 часа







Содержание занятий 3 класс

 

Тема 1-2. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -2ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 3-6. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 4ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 7. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 8-11. Какими могут быть  проекты? – 4ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 12-15. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 4ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 16-19. Планирование работы – 4ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 20-25. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 6ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 26-29. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 4ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 30-33. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 4ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 34-39.  Анализ прочитанной литературы – 6ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 40-43. Исследование объектов – 4ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 44-47. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 4ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 48-51. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 4ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 52-55. Как сделать сообщение о результатах исследования – 4ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 56-59. Оформление работы – 4ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 60-63. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 4ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 64-66. Мини конференция по итогам собственных исследований – 3ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 67-68. Анализ исследовательской деятельности – 2ч.

Анализ своей проектной деятельности.




Тематическое планирование 3 класс (68 часов)

 

Тема

теория

1-2

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

2

3-6

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

4

7

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

8-11

Какими могут быть  проекты?

4

12-15

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

4

16-19

Планирование работы.

4

20-25

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

6

26-29

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

4

30-33

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

4

34-39

Анализ прочитанной литературы.

6

40-43

Исследование объектов.

4

44-47

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

4

48-51

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

4

52-55

Как сделать сообщение о результатах исследования

 

4

56-59

Оформление работы.

4

60-63

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

4

64-66

Мини конференция по итогам собственных исследований

 

3

67-68

Анализ исследовательской деятельности.

2

Итого 68 часов

 




Содержание занятий 4 класс

Тема1-2.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». -2ч.

Тема3-6.  Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».-4ч.

Тема 7-10. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.-4ч.

Тема 11-14.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.-4ч.

Тема 15-18. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.-4ч.

Тема 19-22. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.-4ч.

Тема 23-26. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 4ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 27-30. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -4ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема 31-34.  Наблюдение и экспериментирование -4ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 35-38.  Техника экспериментирования -4ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема39-42.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 4ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема43-46.  Правильное мышление и логика – 4ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 47-50.   Обработка и анализ всех полученных данных - 4ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема51-56.  Что такое парадоксы -6ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема57-62.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 6ч.

Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 63-64.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -2ч.

Составление плана выступления.

 Тема65-66.   Защита исследования перед одноклассниками – 2ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема67.   Выступление на школьной НПК – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема68.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

 




Тематическое планирование 4 класс (68часов)

 

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

2

3-6

Культура мышления.

4

7-10

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

4

11-14

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

4

15-18

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

4

19-22

Предмет и объект исследования.

4

23-26

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

4

27-30

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

4

31-34

Наблюдение и экспериментирование.

4

35-38

Техника экспериментирования

4

39-42

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

4

43-46

Правильное мышление и логика.

4

47-50

Что такое парадоксы

4

51-56

Обработка и анализ всех полученных данных.

6

57-62

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

6

63-64

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

2

65-66

Защита исследования перед одноклассниками.

2

67

Выступление на школьной НПК.

1

68

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

Ит




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!