СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру "Школа 2100", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру  «Обитатели Земли» , «Мое Отечество» интегрированный курс   ОБЖ и ПДД  3 класс  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  , авторской программы по  окружающему миру А.А.Вахрушева  ,обеспечена УМК  :                                                                                                                                            

1.Вахрушев А.А. ,Д.Д.Данилов учебник в 2 частях  «Обитатели Земли», «Мое Отечество» 3 класс М.,Баласс,2012.

2. Вахрушев А.А Рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели Земли» 3класс М.,Баласс,2015.

3.Данилов Д.Д Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество» 3 класс М.,Баласс,2015.

4.Данилов Д.Д. Методические рекомендации для учителя 3класс  к учебнику « Мое Отечество» М.,Баласс,2013.

5.Вахрушев А.А  Методические рекомендации для учителя 3класс  к учебнику «Обитатели Земли» М.,Баласс,2013

6.Сизова Е.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику « Мое Отечество» М,Баласс 2015.

7.Вахрушев А.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Обитатели Земли» М.,Баласс ,2015. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру "Школа 2100", 3 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру «Обитатели Земли» , «Мое Отечество» интегрированный курс ОБЖ и ПДД 3 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , авторской программы по окружающему миру А.А.Вахрушева ,обеспечена УМК :

1.Вахрушев А.А. ,Д.Д.Данилов учебник в 2 частях «Обитатели Земли», «Мое Отечество» 3 класс М.,Баласс,2012.

2. Вахрушев А.А Рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели Земли» 3класс М.,Баласс,2015.

3.Данилов Д.Д Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество» 3 класс М.,Баласс,2015.

4.Данилов Д.Д. Методические рекомендации для учителя 3класс к учебнику « Мое Отечество» М.,Баласс,2013.

5.Вахрушев А.А Методические рекомендации для учителя 3класс к учебнику «Обитатели Земли» М.,Баласс,2013

6.Сизова Е.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику « Мое Отечество» М,Баласс 2015.

7.Вахрушев А.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Обитатели Земли» М.,Баласс ,2015.

Учебники соответствуют ФГОС, являются составляющей частью комплекта Образовательной системы «Школа-2100», основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№87», с учетом индивидуальных способностей учащихся, особенностей класса.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Предмет «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Изучение окружающего мира наступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

-развитие умений наблюдать ,характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Цели и задачи учебника

Ученики в 3 классе изучают естествознание и обществознание в разных частях учебника.

Главная цель первой части «Обитатели Земли»-познакомить младших школьников с ролью и значением жизни на Земле.

Цель второй части «Мое Отечество»-помочь ученику объяснить явления окружающего мира с позиции истории и других общественных наук,помочь сформировать личное эмоциональное отношение к миру , без которого невозможно построить взаимоотношение с природой и людьми.

Основная задача заключается не в сообщении ученику информации, а в его обучении свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность ученика осознанно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы, понимать их связи с жизнью.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.

Содержание учебного предмета

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (10 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».



Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства -Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица -Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 -м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.




Календарные

сроки


№ урока

Тема (раздел)

Планируемые результаты



Возможные виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля

Возможные виды творческой,

исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения

Освоение предметных знаний(базовые понятия)

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

1 чет

сент

1

Введение. Как мы будем учиться. ПДД Мой безопасный путь в школу.





ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (4 часа)


2

Тела и вещества


Уметь объяснять мир.

-приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

Познавательные

  • Ориентируется в своей системе знаний: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирает необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.




Уроки Кирилла и

Мефодия


3

Из чего состоит вещество. Проверочная работа № 1.

ОБЖ Отравление средствами бытовой химии.


ПР № 1.




4

Что такое энергия. ОБЖ Что такое ЧС? Город как источник опасности.






5

Превращение энергии. ОБЖ ЧС на городском транспорте. Проверочная работа № 2.

ПР № 2.


Уроки Кирилла и

Мефодия

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (6 часов)


6

Где обитают живые организмы. ОБЖ Отравление медикаментами.

-приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;


  • Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и группирует факты и явления; определяет причины явлений, событий.

  • Перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывает информацию из одной формы в другую: составляет простой план учебно-научного текста.



Исследова

ние

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


7

Большой круговорот веществ

ОБЖ Ситуация аварийного характера в жилище. Пожары.





8

Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа № 3.

ПР № 3.


Уроки Кирилла и

Мефодия


9

Обмен веществ в организме. ОБЖ Первая медицинская помощь при ожогах.




октябрь

10

Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа № 4.

ПР № 4.


Уроки Кирилла и

Мефодия


11

Контрольная работа №1по теме « Вещество и энергия»

КР № 1.



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9 часов)


12

Работа над ошибками.Жизнь экосистемы ПДД Повторение изученного материала во 2 классе

-объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;


  • Преобразовывает информацию из одной формы в другую: представляет информацию в виде текста, таблицы, схемы.





13

Почва – важнейшая часть экосистемы. Проверочная работа №5.



Уроки Кирилла и

Мефодия


14

ЭКО№1 «Водоёмы Удмуртии»

Экосистема озера.

ОБЖ Безопасное поведение на водоемах.

-примеры живых организмов разных «профессий»;

-перечислять особенности хвойных и цветковых растений;


Регулятивные:

  • Самостоятельно формулирует цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживает и формулирует учебную проблему.

  • Составляет план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки с помощью учителя.

-В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

ПР № 5.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


15

Экосистема болота ОБЖ Сигнал оповещение при ЧС






16

Экосистема луга. Проверочная работа № 6.

ПР № 6.




17

Лесные производители .

ПДД Пешеходы на загородных дорогах


Исследова

ние



18

Потребители и разрушители экосистемы леса. Проверочная работа №7

ПР № 7.


Уроки Кирилла и

Мефодия

2 чет

ноябрь

19

Экосистема поля. ОБЖ Ситуация аварийного характера





20

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Проверочная работа № 8.

ПР № 8.



ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (15 часов)


21

Растения  производители. Проверочная работа № 9.

-животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.



Уметь определять своё отношение к миру:

-доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.


Коммуникативные

  • Доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносит свою позицию до других: высказывает свою точку зрения и пытаться её обосновывает, приводя аргументы.

  • Слушает других, пытается принимать другую точку зрения, готов изменить свою точку зрения.

  • Читает вслух и про себя тексты учебников и при этом: ведет «диалог с автором» (прогнозирует будущее чтение; ставит вопросы к тексту и ищет ответы; проверяет себя); отделяет новое от известного; выделяет главное; составляет план.

  • Договаривается с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи).

-Учится уважительно относиться к позиции другого, пытается договариваться

ПР № 9.


Уроки Кирилла и

Мефодия


22

Животные маленькие и большие ОБЖ ЧС криминального характера в жилище.




Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


23

Маленькие рыцари. Проверочная работа № 10

ПР № 10




24

Первый шаг из моря на сушу. ОБЖ Первая медицинская помощь при кровотечении.


исследование

Уроки Кирилла и

Мефодия

декабрь

25

На суше – как дома. ОБЖ ЧС на железной дороге.

Проверочная работа № 11.

ПР № 11.




26

Пернатые изобретатели ОБЖ ЧС на городском транспорте





27

Наши братья. Проверочная работа № 12.

ПР № 12.


Уроки Кирилла и

Мефодия


28

Осторожно: животные. Проверочная работа № 13.

ПР № 13.




29

Прирождённые разрушители. Проверочная работа № 14.

ПР № 14.




30

ЭКО№2. Экскурсия в краеведческий музей.

ПДД Дорожные разметки , дорожные знаки


Экскурсия



31

Контрольная работа № 2 по теме «Живые участники круговорота веществ»

КР № 2.

Экскурсия



32

Экскурсия в лес, луг, озеро. . ПДД Переходы улиц и дорог





Уроки Кирилла и

Мефодия

3 чет

январь


33

Как нам жить в дружбе с природой. ОБЖ Как разумное поведение позволит предупредить беду





34

Проект « Сохраним красоту природы».



Проект

Уроки Кирилла и

Мефодия


35

Введение. Отправляемся в путешествие ПДД Разбор ДТП района, их причины.




Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (4 часа)

20/01/

36

Живая связь времён

Уметь объяснять мир:

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;




Уроки Кирилла и

Мефодия

21.01.

37

Как считать время





38

ЭКО№3 «Государственные символы Удмуртии»

С чего начинается Родина ПДД Одностороннее и двустороннее движение на дороге. Переход дороги


Исследова

ние


февраль

39

Память о прошлом. Проверочная работа № 1.

ПР № 1.



ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (21 час)

03.02.-

40

Как на Руси появилось государство ПДД Обязанности пассажиров во всех видах транспорта.

-отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

-объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

-по году определять век, место события в Уроки Кирилла и

Мефодия прошлом;

-отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.





04.02.

41

«Золотые ворота» в Древнюю Русь



Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


42

За землю Русскую!





43

«Слово о погибели Русской земли»



Уроки Кирилла и

Мефодия


44

От Древней Руси к единой России. Проверочная работа № 2.


ПР № 2.




45

Земля и люди Московского государства




24.02.

46

Москва златоглавая ПДД Урок-тест «знаки дорожные и правила движения»




Март 25.02.

47

«Хуже грозного царя только междуцарствие»



Уроки Кирилла и

Мефодия


48

Повторение изученного.





49

Контрольная работа №1

КР № 1.




50

Пётр Великий



Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


51

Власть и народ в Российской империи





52

Как Россия у Европы «училась» ПДД Урок -практикум



Уроки Кирилла и

Мефодия


53

«Гроза двенадцатого года»

Уметь определять своё отношение к миру:

-учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.





Исследова

ние


апрель

54

Император-освободитель





55

Россия в огне. Проверочная работа № 3.

ПР № 3.


Уроки Кирилла и

Мефодия

06.04.

56

«К светлому будущему»





57

«Вставай, страна огромная»


Исследова

ние

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


58

«Через тернии к звездам» ПДД Правила перехода при высадке из общественного транспорта.




СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 часов)


59

Я – гражданин России. Проверочная работа № 4.



ПР № 4.


Уроки Кирилла и

Мефодия


60

Власть народа ПДД Тормозной путь.




май

61

Кто в государстве самый главный



Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


62

Народы России ПДД Сигналы светофора и регулировщика.



Уроки Кирилла и

Мефодия


63

Наш общий дом ПДД Дорога , ее составные части.





64

Повторение изученного. ПДД Перекрестки и их виды




05.05.

65

Контрольная работа № 2

КР № 2.




66

Как нам жить?

ПДД Нерегулируемый перекресток Правила перехода на нем.





67-68

Проект «Сохраним историю родного края».


Проект





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.



1.Карта физическая, природных зон, карта полушарий.

2. Таблицы по окружающему миру

3Компьютер

4. Проектор с экраном

Список литературы для учителя:

Федеральный государственный стандарт. 2011

  1. .Образовательная система «Школа 2100»Сборник программ ( под науч. ред Фельдштейн Д .И .,М., Баласс, 2011

  2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ№87», Ижевск 2011г.

  3. Бунеева Е.В.,Вахрушев А.А., Козлова С.А.,Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.

  4. Кузнецова И.В. Рабочая программа. М,Баласс,2012

  5. Вахрушев А.А. ,Д.Д.Данилов учебник в 2 частях «Обитатели Земли», «Мое Отечество» 3 класс М.,Баласс,2012.

  6. Вахрушев А.А Рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели Земли» 3класс М.,Баласс,2015.

  7. Данилов Д.Д Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество» 3 класс М.,Баласс,2015


  1. Данилов Д.Д. Методические рекомендации для учителя 3класс к учебнику « Мое Отечество» М.,Баласс,2013.

  2. Вахрушев А.А Методические рекомендации для учителя 3класс к учебнику «Обитатели Земли» М.,Баласс,2013

  3. Сизова Е.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику « Мое Отечество» М,Баласс 2012.

  4. Вахрушев А.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Обитатели Земли» М.,Баласс ,2012


Для учащихся:

1. Вахрушев А.А. ,Д.Д.Данилов учебник в 2 частях «Обитатели Земли», «Мое Отечество» 3 класс М.,Баласс,2012.

2. Вахрушев А.А Рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели Земли» 3класс М.,Баласс,2015.

3.Данилов Д.Д Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество» 3 класс М.,Баласс,2015.

4.Бунеева Е.В.,Вахрушев А.А., Козлова С.А.,Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.

5.Детская энциклопедия «Я познаю мир»

Багрова Л.А. Растения М.,АСТ. 2001

Косенкин А.А. «Загадки истории» АСТ, 2001

Ляхов П.Р. Животные АСТ, 1998.

Черныш И.В. Чудеса природы М., АСТ,2000г.

Эйдельман Т.Н. Государство М.,АСТ 2003г






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!