Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и программы «Начальная школа XXI века» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №1 г. Черняховска им. В.У.Пана, с учебным планом МАОУ СОШ №1 г.Черняховска им. В.У.Пана , рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета 16.06.2017г. (протокол № 11 от 16.06.2017 г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа «Начальная школа XXI века» (Программа четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»/Руководитель проекта проф. Н.Ф.Виноградова) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2011.)
Учебники – Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях – М.: Вентана-Граф, 2013
Методические пособия для педагогов - Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2013
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Личностные результаты обучения:
— школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
— определять характер взаимоотношений человека с природой;
— формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
— воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
— понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:
В области познавательных УУД:
— школьник научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
— использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
— проводить сравнение, сериацию, классификации;
— строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
— использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
— использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
— школьник научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
— школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
Содержание учебного предмета
Введение Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Грибы Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Тематическое планирование
№ урока | Тема, раздел (количество часов) | Тема урока |
1 | Введение (1 ч) | Введение |
2 | Земля – наш общий дом (8 ч) | Где и когда ты живёшь. |
3 | | Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы. |
4 | | Земля – планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи. |
5 | | Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника. |
6 | | Вода – условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений. |
7 | | Воздух – условие жизни на Земле. Опыт. Горение |
8 | | Изображение Земли. |
9 | | План и карта. Практическая работа. |
10 | Царства природы (21ч) | Бактерии |
11 | | Грибы |
12 | | Растения встречаются повсюду. Экскурсия в природные сообщества |
13 | | Разнообразие растений на Земле |
14 | | Входящая административная контрольная работа |
15 | | Растение – живой организм. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. |
16 | | Размножение растений. Распространение плодов и семян. |
17 | | Проверь себя |
18 | | Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. |
19 | | Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова. |
20 | | Красная книга России. |
21 | | Животные – часть природы. Роль животных в природе |
22 | | Разнообразие животных. |
23 | | Животное – живой организм. |
24 | | Животное – живой организм. |
25 | | Животное – живой организм. |
26 | | Поведение животных. |
27 | | Беспозвоночные животные. |
28 | | Позвоночные животные. |
29 | | Позвоночные животные. |
30 | | Административная контрольная работа за I полугодие |
31 | | Природное сообщество. |
32 | | Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. |
33 | | Заповедники. |
34 | | Проверь себя |
35 | Наша Родина: от Руси до России (8 ч) | Древняя Русь. Восточнославянские племена. |
36 | | Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси |
37 | | Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси |
38 | | Как Москва стала столицей. Иван Грозный. |
39 | | Пётр I Великий – император России. |
40 | | Екатерина II Великая. |
41 | | Император Николай II. |
42 | | Советская Россия. |
43 | Как люди жили в старину (9 ч) | Из истории имён |
44 | | Как выглядели наши предки. |
45 | | Как в старину трудились наши предки. |
46 | | Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки. |
47 | | Какие предметы окружали русских людей. |
48 | | Какие предметы окружали русских людей. |
49 | | Русская трапеза. |
50 | | Во что верили наши предки. |
51 | | Принятие христианства на Руси |
52 | | Проверь себя. |
53 | Как трудились в старину (14 ч) | Что создавалось трудом крестьянина. |
54 | | Труд крепостных крестьян. |
55 | | Что такое ремесло. |
56 | | Игрушечных дел мастера. |
57 | | Маленькие мастера |
58 | | О гончарном ремесле. |
59 | | О труде ткачей. |
60 | | Русские оружейники. |
61 | | Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры. |
62 | | Железные дороги в России. |
63 | | Первые пароходы и пароходство в России. |
64 | | Автомобилестроение в России. |
65 | | Самолётостроение в России. |
66 | | Время космических полётов. |
67 | | Проверь себя |
68 | | Итоговая административная контрольная работа |
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Из них модуль «Обществознание » | Из них контрольных работ |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Земля – наш общий дом | 8 | | |
3 | Царство природы | 21 | | |
4 | Наша Родина: от Руси до России | 8 | | |
5 | Как люди жили в старину | 9 | | |
6 | Как трудились в старину | 14 | 14 | |
7 | Проверочные уроки | 4 | | |
8 | Резерв (административные контрольные работы) | 3 | | 3 |
Итого: | 68 | 14 | 3 |