Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева и обеспечена учебно-методическим комплектом:
Программа обеспечена УМК для 2 класса:
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012.
Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс.- М.: Баласс, 2012.
Вахрушев А.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс. – М.: Баласс, 2012.
Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя 2 класс. – М.: Баласс, 2012.
Учебники соответствуют ФГОС НОО, являются составной частью комплекта Образовательной системы «Школа 2100».
Общая характеристика учебного предмета
Новизна данной программы заключается в том, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связан с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания предмета «Окружающий мир» является:
- интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний
- расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников (особое внимание)
- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности
- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад
в формирование информационной культуры младших школьников.
Цели обучения:
Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
Воспитание позитивного эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру, патриотических чувств.
Задачи обучения:
Развивать познавательный интерес, наблюдательность;
Формировать представления о понятиях, об окружающем нас мире с
точки зрения историков, географов, экологов;
Ознакомить с новыми терминами;
Формировать потребность участвовать в творческой деятельности в
природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Содержание учебного предмета «Наша планета Земля» (68 ч)
Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (17 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (8 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом (12 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (11 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (4 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Уроки по курсу «Окружающий мир» проводятся 2 раза в неделю. Всего 68 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
Тематическое планирование.
Календарные сроки | № урока | Тема (раздел) | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля | | |
Возможные виды творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся | Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения |
Универсальные учебные действия(личностные и метапредметные результаты) | Освоение предметных знаний: (Н) – на необход. уровне, (П) – на прогр. уровне |
НАША ПЛАНЕТА |
1 чет сен | 1 | Введение. Как мы будем учиться. ПДД Мой безопасный путь в школу. | Личностными результатами является формирование следующих умений: -оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей6 в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие и плохие. -Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). -В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: -Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. -Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). -Учиться планировать учебную деятельность на уроке. -Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). -Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н). | | | |
| 2 | Общие слова - понятия | Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия, выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты жив. или нежив. природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краевед. материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). | | | ТСО |
| 3 | Из чего состоят все предметы. ОБЖ Правила поведения в школе. | Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П). | | наблюдение | ТСО |
| 4 | Повторение и проверочная работа № 1. | П. р. №1 | | |
| 5-6 | Природные часы, календарь, компас. ОБЖ Взаимодействие человека с окружающим миром. | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). | | | |
| 7 | Земля имеет форму шара | | Исслед. | |
| 8 | Глобус – модель Земли. ПДД Дорожная разметка. | | | |
окт | 9 | Повторение и проверочная работа № 2. | П. р. №2 | | |
| 10 | Контрольная работа №1 по теме «Наша планета» | К. р. №1 | | |
| 11 | Земля в космосе. ОБЖ Ядовитые растения. | | | ТСО |
| 12 | Притяжение Земли. ПДД Дорожные знаки. | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). | | Исследов. | |
| 13 1 1 | Смена дня и ночи. ОБЖ Безопасность на водоемах. | Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). | | наблюдение | |
| 14 | Повторение и проверочная работа № 3. | П. р.№3 | | |
| 15-16 | Смена времён года | | | |
| 17 | Где на Земле теплее. ПДД Как обходить стоящий транспорт. | | | |
2 ч. ноя | 18-19 | Погода и климат. ОБЖ Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н). | | | |
| 20 | Повторение и проверочная работа № 4. ОБЖ Чем может быть опасна вода. | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | П. р. №4 | | |
| 21 | Контроль. работа №2 по теме «Наша планета» | К. р.№2 | | |
| 22-23 | План и карта. ОБЖ Как одеваться по погоде. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П). | | Исслед. | |
| 24 2 | Глобус и карта. ОБЖ Опасные растения. | | | |
дек | 25-26 | Что изображают на карте. ПДД Правила катания на санках, коньках, лыжах. | | | |
| 27 | Повторение и проверочная работа № 5. | П.р. №5 | | |
| 28 | Материки и океаны | | | ТСО |
| 29 | Повторение и проверочная работа № 6. | П. р. №6 | | |
| 30-31 | Реки и озера. ОБЖ Чем опасен термометр. | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П). | | | |
3 ч. янв | 32-33 | Равнины и горы. ОБЖ Беда на льду. | | | ТСО |
| 34 | Повторение и проверочная работа № 7. | П. р. №7 | | |
| 35 | Моря и острова. ПДД Общественный транспорт. Посадка и высадка пассажиров. | | | |
| 36 | Повторение и проверочная работа № 8. | П. р.№8 | | |
| 37 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №3 по теме «Наша планета» | К.р. №3 | | |
| | | | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | | | |
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ |
фев | 38-39 | Экологические системы. ОБЖ Экстремальная ситуация в природной среде. Что это? | Познавательные УУД: -Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. -Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. -Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»). -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: -Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Слушать и понимать речь других. -Выразительно читать и пересказывать текст. -Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П). | | | |
| 40 | Природная зональность | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). | | | |
| 41 42 | Природные зоны холодного пояса. ПДД Переход дороги группами. | | проект | |
| 43-44 | Леса умеренного пояса | | | |
| 45- 46 | Засушливые зоны умеренного пояса. ОБЖ Как вести себя при пожаре. | | | |
март | 47 | Путешествие в дальние земли. | | | |
| 48-49 | Горные экосистемы. ПДД Поведение в транспорте. | | | |
| 50 | Повторение и проверочная работа № 9. | П. р. №9 | | |
| 51 | Люди, города и страны. ОБЖ Вредные продукты. | | | |
| 52 | Повторение и проверочная работа № 10. | П. р. №10 | | |
4 ч. апр | 53 | Контрольная работа №4 по теме «Земля – наш общий дом» | К. р. №4 | | |
| 54 | Путешествие тучки по Европе. ОБЖ Как нужно купаться. | | | |
| 55 | Азия.. ОБЖ Способы самоспасения. | | | |
| 56 | Африка. ОБЖ Чем опасны животные. | | | |
| 57 58 | Америка. ОБЖ Как действовать при порезах. | | | |
| 59 | Австралия, Антарктида. ОБЖ Как правильно пользоваться электроприборами. | | | |
| 660 | Комплексная контрольная работа | Комплексная контрольная работа | | |
| 61 | Россия – наша родина. ОБЖ Бытовая химия. Польза и вред. | | | |
май | 62 | Повторение и проверочная работа № 11. ПДД Обязанности пассажиров. | Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н). | П.р. №11 | | |
| 63 | Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы». ОБЖ Опасности подстерегающие человека в доме. | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П). | | Заочное путешествие. | |
| 64 | Экскурсия «Природная зона родного края». ОБЖ Телефоны службы спасения. | | Экскурсия | |
| 65 | Наша маленькая планета Земля. ПДД Перекресток. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | | Проект | |
| 66 | Повторение и проверочная работа № 12.ПДД Водная переправа. | П. р. №12 | | |
| 67 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 5. ОБЖ Повторение изученного материала. | К.р. №5 | | |
| 68 | Обобщение по теме «Наша планета Земля». ОБЖ Какие опасности подстерегают летом. | | | | |
Описание материально- технического обеспечения.
Физическая карта России, политическая карта мира, природные зоны России.
Глобус.
Литература для учителя:
1 Вахрушев А. А, Барышева Ю.А.. - Москва: Баласс, 2008. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета земля». Пособие для учителя( Образовательная система «Школа 2100»)
2 Вахрушев А. А, Наша планета земля : учебник для 2класса 2 ч.- М.: Баласс, 2013.
3 Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2013., Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Рабочая тетрадь по окружающему миру
4 Вахрушев А. А..М.:Баласс.2013 Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
9. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») Пособие для учителя.
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/
Литература для учащихся:
1. Вахрушев А. А, Наша планета земля : учебник для 2класса 2 ч.- М.: Баласс, 2013.
2. Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2013., Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Рабочая тетрадь по окружающему миру
3. Вахрушев А. А..М.:Баласс.2013 Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»
Электронные таблицы: http://www.proshkolu.ru/user/lukoschko/file/1682146/
Растительный мир
1.Растительная клетка.
2.Строение гриба.
3.Съедобные грибы.
4.Несъедобные грибы.
5.Строение растения.
6.Развитие растений из семени.
7.Размножение растений.
8.Простые и сложные листья.
9.Дыхание и питание растений.
10.Витамины.
Животный мир
11.Строение насекомых.
12.Строение рыбы.
13.Строение зверя.
14.Строение птицы.
15.Зимующие и перелётные птицы.
Планета Земля
16.Солнечная система.
17.Смена времен года.
18.Смена дня и ночи.
19.Арабская и Римская нумерация.
20.Круговорот воды в природе.
21.Состав почвы.
22.Живая и неживая природа.
23.Влияние температуры на осадки.
24.Ярусы леса.
Коллекции и гербарии
1.Коллекция «Шерсть» 3 шт
2.Коллекция «Лён» 3 шт
3.Коллекция «Хлопок» 3 шт
Карты по окружающему миру
4.Карта Удмуртской Республики1 шт
5.Физическая карта России 1 шт
Технические средства обучения: Компьютер. Интерактивная доска «СМАRТ». Проектор VIVITEK.Магнитофон «SONI»