Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению « В одном счастливом детстве» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по литературному чтению, обеспечена УМК:
1.Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева Литературное чтение (В одном счастливом детстве) .Учебник в 2-х частях ,М. ,Баласс , 2012.
2. Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева Тетрадь по литературному чтению к учебнику « В одном счастливом детстве»,2015
3. Е.В.Бунеева ,О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева Методические рекомендации для учителя, М.,Баласс, 2012
Учебники по литературному чтению соответствуют ФГОС, являются составляющей частью комплекта Образовательной систем «Школа-2100»,основной образовательной программ начального общего образования МБО «СОШ№87»,с учетом индивидуальных способностей учащихся, особенностей класса.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе — формирование читательской компетенции младшего школьника на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приемов понимания текста;
приобщение детей к литературе (на основе интереса к чтению),как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями
развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
формирование потребности в систематическом чтении
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
определение и объяснение своего эмоционально –оценочного к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В 3 классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связана с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Прощание с летом (6 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (18ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (10ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (12 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...» (8 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот учёный свои мне сказки говорил...» (16 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.X. Андерсена, А. Волкова, пьеса сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поёт зима, аукает...» (13 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (9 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (12 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» (10ч.). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (4 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...» (8 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (5 ч). Стихи размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций
Осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам
Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений. аргументации, иной информации);
Осознанно воспринимать ( при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно- популярный, учебный, справочный) определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно- популярному и художественному тексту;
Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма ( повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность),целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющую осознавать ( понимать) смысл прочитанного;
Читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Ориентироваться в специфике научного- популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора) определяющие отношение автора к герою, событию;
Использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержание в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять)их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и жанр, структуру, язык;
Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно- популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа ( полного или выборочного);
Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
Ориентироваться в книге в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема, книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающийся получит возможность научиться:
Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
Осмыслять эстетические и нравственные ценности художественно текста и высказывать собственное суждение;
Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное. Поисковое) в зависимости от цели чтения;
Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
Доказывать и подтверждать фактами 9 из текста) собственное суждение;
На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героя)
Писать отзыв о прочитанной книге;
Работать с тематическим каталогом;
Работать с детской периодикой.
Раздел « Творческая деятельность»
Обучающийся научится:
Читать по ролям литературное произведение;
Использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно- следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
Создать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
Творчески пересказывать текст от лица героя, от автора, дополнять текст;
Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
Способам писать изложению
Раздел Литературоведческая пропедевтика»
Обучающийся научится:
Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
Отличать прозаический текст от поэтического;
Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Обучающийся получит возможность научиться:
Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий: фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафору);
Определять позиции героев и автора художественного текста
Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)
Личностные результаты:
Формирование внутренней позиции школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируясь на моральные нормы и их выполнение.
Развитие самостоятельности в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные:
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Календарные сроки | № урока | Тема (раздел) | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля | Возможные виды творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся | Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения |
Освоение предметных знаний(базовые понятия) | Универсальные учебные действия(личностные и метапредметные результаты) |
Раздел 1. Прощание с летом (6 часов) |
1чет сен | 1 | Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день» | 1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций 2.Осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам. | Личностные: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия); чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Чтение наизусть | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 2-3 | Чем можно гордиться? Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля» | Пересказ. | |
| 4-5 | Взрослая жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. Главы из повести Э. Успенского | Чтение по ролям. | | |
| 6 | Лето волшебное и разное. К. Бальмонт «Капля», Б. Заходер «Что красивей всего?» | Чтение наизусть по выбору. | Сочинение- миниатюра | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
Раздел 2. летние приключения и путешествия (18 часов) |
| 7 | Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник» | 3.Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев | Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; | Сам. чтение | | |
| 8-9 | Приключения изыскателей. Главы 1 и 3 С. Голицына «Сорок изыскателей». | | исследование | |
| 10-11 | Какие они настоящие изыскатели? Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». | Составление цитатного плана. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 12-13 | Повесть о летних путешествиях. Главы из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы». | Выр. Чтение. | |
| 14 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. | 4.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий 5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Выр. Чтение. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 15 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. Чтение 1–6-й частей главы восьмой | | |
| 16 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение 1–4-й частей главы тринадцатой | Сост. плана | | |
| 17 | ЭКО№1 «Национальные игры народов России» Б. Емельянов «Игра» | Подробный пересказ. | | |
окт | 18-19 | К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями образ– персонаж, автор | Устный рассказ о коте. | Рисов. портрета | |
| 20 | К. Паустовский «Жильцы старого дома» | Рассказ о характерах колокольчика и барометра. | | |
| 21 | К. Паустовский «Жильцы старого дома». Завершение работы над рассказом | | Нап.. фантазию-подражание К.Г.Паустовскому | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 22 | Обобщение по разделу .Проверочная работа № 1. | ПР № 1. | | |
| 23 | Обучающее сочинение «Как я путешествовал этим летом». | | Сочинение. | |
| 24 | Вн. Чтение. Игра становится жизнью. А Гайдар «Тимур и его команда». | | | |
Раздел 3. природа летом (10 часов) |
| 25 | Введение в новый раздел. С. Есенин «С добрым утром» Б. Пастернак «За поворотом». | | Познавательные УУД: | Выр чтение.. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 26-27 | Краски и звуки лета. А. Чехов «Степь», М.Пришвин «Золотой луг». | | пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | Выр. чтение | | |
| 28-29 | А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне», «Стрелка барометра» | Выр. чтение | Рисование иллюстрации. | |
| 30-31 | И. С. Тургенев «Голуби». И. А. Бунин «Розы» | Чтение наизусть. | | |
| 32 | Урок- практикум по развитию читательских умений. В. В. Бианки «Неслышимка» | Выделять в тексте логические части. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 33 | Вн. чтение. Разноцветное лето. Стихи поэтов-классиков XIX–XX веков | | | |
| 34 | ЭКО№2 «Сказки-раскраски удмуртского писателя Алнашева А.» Проверочная работа № 2. | ПР № 2. | | |
Раздел 4. уроки и переменки (12 часов) |
| 35 | Необычная школа.Э. Успенский «Школа клоунов». | Раздел «Виды речевой и читательской деятельности Обучающийся научится: Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений. аргументации, иной информации); | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | | проект | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 36 | Э. Успенский «Школа клоунов». | Сочинение «Школа моей мечты» | |
2чет нояб | 37 | Урок- практикум по развитию читательских умений . Б. Заходер «Перемена» | . | | |
| 38 | Легко ли быть Песталоцци? Г. Куликов «Как я влиял на Севку» | Сам. чтение | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 39 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку» | | | |
| 40 | Б. Заходер «Вредный кот». Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма ( повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; | высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение задавать вопросы. | Сам. чтение | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 41 | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | Составление плана. | |
| 42 | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | | Рисунок Страны невыученных уроков. | |
| 43-44 | Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста. | | | |
| 45 | ЭКО №3« Стихи для детей удмуртской поэтессы -А. Конюховой» Обобщение по разделу 4. Проверочная работа № 4 | ПР № 4. | Сочинение. | |
| 46 | Вн. чтение. Книги о сверстниках и школе. | | | |
Раздел 5 .Глухая пора листопада…» (7 часов) |
| 47-48 | Такая разная осень… А. Пушкин «Осень»,К. Бальмонт «Осень», Ф Тютчев « Есть в осени первоначальной…» | Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность),целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющую осознавать ( понимать) смысл прочитанного; | | Вести диалог с автором по ходу чтения текста. Чтение наизусть по выбору. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
дек | 49 | Что заслуживает описание? К. Паустовский «Мой дом». | Видеть прямые и скрытые авторские вопросы. | | |
| 50 | Стихи о « близости снега» Г.Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом». | Проверять себя по тексту. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 51 | Как приходит зима. К.Паустовский «Прощание с летом», С Есенин «Нивы сжаты…» | | Сочинение «разная осень». |
| 52 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 5. | ПР № 5. | | |
| 53 | ЭКО№4 Урок-экскурсия в национальную библиотеку. Вн. чтение. Знакомство с современным детским журналом. | | | | | |
Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (17 часов) | |
| 54-55 | Введение в раздел. Г. Сапгир «Леса- чудеса». «Сказка- ложь, да в ней намек…» Русская сказка «Кот и лиса» | | | | | |
| 56-57 | Какие еще бывают сказки? Сказки «Никита Кожемяка» и «как мужик гусей делил». | | | |
| 58 | .Дж. Р.Р. Толкин «Еще не выстыл сонный дым» Арабская сказка «Синдбад-мореход» | Читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора) определяющие отношение автора к герою, событию; | | | |
Пересказ фрагмента | | |
| 59-60 | Авторские сказки Ш. Перро «Ослиная шкура» | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 61-62 | Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | | Исследование «памятники по героям сказок Андерсена» | |
| 63-64 | А. Волков «Волшебник Изумрудного города» | Пересказ по плану. | | |
3чет янв | 65-66 | С. Маршак «Сказка про козла» | Составление плана из пословиц. | Инсценирование сказки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 67 | В. Высоцкий «Песня Кэрролла». | | | |
| 68 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 6. | ПР № 6. | | |
| 69 | Внеклассное чтение. В Губарев «Королевство кривых зеркал» | | | |
| 70 | Обучающее сочинение. | | Сочинение. | |
Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (13 часов) |
| 71 | Введение в раздел. Звуки и краски зимы. С. Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша». | | | Чтение наизусть. | Рисование портрета Зимы. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 72 | «Подарки» зимы. К. Бальмонт «Снежинка», И. Бродский «Вечером». | Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; Ориентироваться в книге в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; | | | Подбор музыки для стих. «Снежинка» | |
| 73-74 | В ожидании новогоднего чуда. Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза» | | Сочинение стих. Или загадки про Деда Мороза. | |
| 75-76 | В. Драгунский «Кот в сапогах» | | Рисование себя в новогоднем костюме. | |
фев | 77-78 | Зимние впечатления. Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлов «Город зимний» | . | Иллюстрирование стих. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
02.-03.02. | 79-80 | Суровые законы жизни зимнего леса. В. Бианки «По следам» | | | |
04.02. | 81 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7. | ПР № 7. | | |
05.02. | 82 | ЭКО№5 «Зима В моём краю» Обучающее сочинение. | | Сочинение. | |
| 83 | Вн. Чтение. Рассказы Бианки о зиме. | | | |
Раздел 8. животные в нашем доме (9 часов) | |
| 84 | Введение в раздел. В. Берестов «Прощание с другом», Г. Сапгир «Морская собака». | Обучающийся получит возможность научиться: Воспринимать художественную литературу как вид искусства; Осмыслять эстетические и нравственные ценности художественно текста и высказывать собственное суждение; | | Чтение наизусть. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 85-86 | У каждого- свое место в природе. Д. Мамин-Сибиряк «Медведко» | Пересказ. | | |
| 87-88 | Замечательные собаки. Ю. Коринец «Там, вдали, за рекой», В Драгунский « Дымка и Антон». | Рассказ о собаках- героях. | | |
18.02.-19.02. | 89-90 | Каждый ли клест может стать капитаном. Ю. Коваль «Капитан Клюквин» | Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное. Поисковое) в зависимости от цели чтения; Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; Доказывать и подтверждать фактами( из текста) собственное суждение; | | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 91 | Удивительные пони Ю. Мориц. Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони». | . | | |
| 92 | ЭКО №6 «Животные в ижевском зоопарке» Обобщение по разделу. Проверочная работа № 8. | ПР № 8 | | |
Раздел 9. мы с мамой и папой (12 часов) |
| 93 | Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». | На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героя) Раздел « Творческая деятельность» Обучающийся научится: Читать по ролям литературное произведение; Использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно- следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана); | | | | |
март | 94 | Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…бы» | Пересказ. | | |
| 95 | Подарки – это серьезное дело. Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед снегом» | | Рисунок «Что бы ты хотел найти под подушкой» | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 96-97 | Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки». | | Сочинение- миниатюра. | |
| 98 | Что такое взаимопонимание. В. Драгунский «Девочка на шаре» | Пересказ. | | |
| 99 | В. Драгунский «Девочка на шаре». «Счастье – это когда тебя понимают…» | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 100-101 | Когда мама сердится. В. Драгунский «Тайное всегда становится явным». | Пересказ по плану. | |
| 102 | Хорошо, когда рядом- папа! С. Маршак «Хороший день» | Чтение наизусть. | |
| 103 | Обобщающий урок. Проверочная работа № 9. | Создать собственный текст на основе художественного произведения, | | ПР № 9. | | |
| 104 | Внеклассное чтение. От чистого сердца. | | | |
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (10 часов) |
4чет | 105 | Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль». | Обучающийся получит возможность научиться: Творчески пересказывать текст( от лица героя, от автора) дополнять текст; Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; Раздел Литературоведческая пропедевтика» Обучающийся научится: Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; | | | Сочинение-миниатюра. | |
апр | 106 | Как рождается музыка. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Пересказ. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 107-108 | Волшебная сила бессмертной музыки. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Озаглавить части рассказа. | | |
| 109 | Сказка о маленьком Моцарте. Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка». | | | |
| 110 | ЭКО№7 «Беседа о П.И.Чайковском» Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка». | | | |
| 111 | И. Тургенев «Певцы» (отрывок) | Пересказ. | | |
08.04.- | 112 | Какими бывают встречи с писателями В. Драгунский «Независимый Горбушка» | | Сочинение. | |
| 113 | Какими бывают встречи с писателями В. Драгунский «Независимый Горбушка» | | | |
| 114 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10. | ПР № 10. | | |
Раздел 11. день смеха (4 часа) |
| 115 | Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот» | Отличать прозаический текст от поэтического; Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы) | | Чтение наизусть. | | |
18.04. | 116-117 | Легко ли смеяться над собой? В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». | Пересказ по плану. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 118 | Ю. Мориц «Малиновая кошка» | | | | Сочинить двустишие. | |
Раздел 12. О весна, без конца и без краю… (8 часов) |
21.04. | 119 | Проверка техники чтения. Введение в раздел. Как приходит весна. Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича, | Обучающийся получит возможность научиться: Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий(фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафору); | | Чтение наизусть. | Подбор музыкального оформления к стих. | |
| 120 | Введение в раздел. Как приходит весна. Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича, | | | |
| 121-122 | Озорные стихи о весне В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Чёрного. | Чтение наизусть. | | |
| 123 | ЭКО №8 П.И.Чайковскийй «Времена года» Картины весны. Б. Окуджава «Весна». | | Рисунок. | |
май | 124 | Проверка уровня развития читательских умений. А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна» | ПУРЧУ | | |
| 125-126 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 11 и 12. | ПР № 11 и 12 | | |
Раздел 13. день Победы (5 часа) |
06.05. | 127 | Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга». | Определять позиции героев и автора художественного текста Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста) | | Чтение наизусть. | | |
| 128-129 | Трудная тема – война .В. Драгунский «Арбузный переулок». | Пересказ. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 130 | Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского | | Проект «Пусть всегда будет мир» | |
| 131 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» | | | |
Раздел 14. Родная земля (5 часов) |
| 132 | Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие». | | | Чтение наизусть 3 абзац. | Рисунок. | |
| 133 | Что такое Родина? В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубенка», М. Цветаева «Домики старой Москвы». | | | Пересказ. | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 134 | С. Козлов «Где живет солнце?» | | | |
| 135 | Заключительный урок. Что нам читать летом. | | | |
| 136 | Любимые книги. Любимые писатели | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература, рекомендованная для учителя.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «В одном счастливом детстве», 3 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2014, (Образовательная система «Школа 2100»)
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 3 классе.- Москва:Баласс, 2012.-320с. (Образовательная система «Школа 2100» Методические рекомендации для учителя.)
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению.3 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2015. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100») Пособие для учителя
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов].- М.: Просвещение, 2011.
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%203%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%20%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5.&lr=44
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7364884d-354c-479e-9ccc-f6c83ac726e9/?interface=catalog&class[]=44
Литература, рекомендованная для для учащихся
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «В одном счастливом детстве»,3 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2014, (Образовательная система «Школа 2100»)
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению.3 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2015. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А.Летняя тетрадь будущего тртьеклассника. — 64 с.,
Наглядные пособия: Портреты писателей для начальной школы.
Технические средства обучения: ИД Сlassik Salusion. Проектор VIVITEK, Магнитофон SONI