СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературному чтению "Школа 2100", 3класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению  « В одном счастливом детстве» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по  литературному чтению, обеспечена УМК:

1.Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева Литературное чтение (В одном счастливом детстве) .Учебник в 2-х частях ,М. ,Баласс , 2012.

2. Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева  Тетрадь по литературному чтению к учебнику  « В одном счастливом детстве»,2015

3. Е.В.Бунеева ,О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева Методические рекомендации для учителя, М.,Баласс, 2012

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературному чтению "Школа 2100", 3класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению « В одном счастливом детстве» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по литературному чтению, обеспечена УМК:

1.Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева Литературное чтение (В одном счастливом детстве) .Учебник в 2-х частях ,М. ,Баласс , 2012.

2. Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева Тетрадь по литературному чтению к учебнику « В одном счастливом детстве»,2015

3. Е.В.Бунеева ,О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева Методические рекомендации для учителя, М.,Баласс, 2012

Учебники по литературному чтению соответствуют ФГОС, являются составляющей частью комплекта Образовательной систем «Школа-2100»,основной образовательной программ начального общего образования МБО «СОШ№87»,с учетом индивидуальных способностей учащихся, особенностей класса.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения в начальной школе — формирование читательской компетенции младшего школьника на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приемов понимания текста;

  2. приобщение детей к литературе (на основе интереса к чтению),как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями

  3. развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

  4. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

  5. развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира

  6. формирование потребности в систематическом чтении

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  • определение и объяснение своего эмоционально –оценочного к прочитанному;

  • приобщение к литературе как искусству слова;

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В 3 классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связана с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).

Содержание учебного предмета

Прощание с летом (6 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (18ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (10ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (12 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...» (8 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот учёный свои мне сказки говорил...» (16 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.X. Андерсена, А. Волкова, пьеса сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поёт зима, аукает...» (13 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (12 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...» (10ч.). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (4 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...» (8 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (5 ч). Стихи размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные

  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

  2. Осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам

  3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

  4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий

  5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений. аргументации, иной информации);

  • Осознанно воспринимать ( при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно- популярный, учебный, справочный) определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно- популярному и художественному тексту;

  • Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма ( повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность),целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющую осознавать ( понимать) смысл прочитанного;

  • Читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • Ориентироваться в специфике научного- популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора) определяющие отношение автора к герою, событию;

  • Использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержание в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять)их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и жанр, структуру, язык;

  • Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно- популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа ( полного или выборочного);

  • Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

  • Ориентироваться в книге в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема, книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • Осмыслять эстетические и нравственные ценности художественно текста и высказывать собственное суждение;

  • Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное. Поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

  • Доказывать и подтверждать фактами 9 из текста) собственное суждение;

  • На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героя)

  • Писать отзыв о прочитанной книге;

  • Работать с тематическим каталогом;

  • Работать с детской периодикой.

Раздел « Творческая деятельность»

Обучающийся научится:

  • Читать по ролям литературное произведение;

  • Использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно- следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

  • Создать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Творчески пересказывать текст от лица героя, от автора, дополнять текст;

  • Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • Способам писать изложению

Раздел Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

  • Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • Отличать прозаический текст от поэтического;

  • Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий: фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафору);

  • Определять позиции героев и автора художественного текста

  • Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)


Личностные результаты:

Формирование внутренней позиции школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируясь на моральные нормы и их выполнение.

  • Развитие самостоятельности в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);

  • чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Метапредметные:

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные УУД:

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение задавать вопросы.










Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Календарные сроки

№ урока

Тема (раздел)

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля

Возможные виды творческой,

исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения

Освоение предметных знаний(базовые понятия)

Универсальные учебные действия(личностные и метапредметные результаты)

Раздел 1. Прощание с летом (6 часов)

1чет

сен

1

Знакомство с новым учебником.

Г. Сапгир «Нарисованное солнце».

Ю. Ким «Светлый день»

1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

2.Осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,

нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам.

Личностные:

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);

  • чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.


Чтение наизусть


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


2-3

Чем можно гордиться? Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

Пересказ.



4-5

Взрослая жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. Главы из повести Э. Успенского

Чтение по ролям.




6

Лето волшебное и разное. К. Бальмонт «Капля», Б. Заходер «Что красивей всего?»

Чтение наизусть по выбору.

Сочинение- миниатюра

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

Раздел 2. летние приключения и путешествия (18 часов)


7

Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник»

3.Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев


Метапредметные:

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;


Сам. чтение




8-9

Приключения изыскателей.

Главы 1 и 3 С. Голицына «Сорок изыскателей».


исследование



10-11

Какие они настоящие изыскатели? Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей».

Составление цитатного плана.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


12-13

Повесть о летних путешествиях. Главы из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы».

Выр. Чтение.




14

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия.

4.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий

5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации


  • Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Выр. Чтение.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


15

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. Чтение 1–6-й частей главы восьмой




16

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение 1–4-й частей главы тринадцатой

Сост. плана




17

ЭКО№1 «Национальные игры народов России»

Б. Емельянов «Игра»

Подробный пересказ.



окт

18-19

К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями образ– персонаж, автор

Устный рассказ о коте.

Рисов. портрета



20

К. Паустовский «Жильцы старого дома»


Рассказ о характерах колокольчика и барометра.




21

К. Паустовский «Жильцы старого дома». Завершение работы над рассказом


Нап.. фантазию-подражание К.Г.Паустовскому

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


22

Обобщение по разделу .Проверочная работа № 1.

ПР № 1.




23

Обучающее сочинение «Как я путешествовал этим летом».


Сочинение.



24

Вн. Чтение. Игра становится жизнью. А Гайдар «Тимур и его команда».




Раздел 3. природа летом (10 часов)


25

Введение в новый раздел.

С. Есенин «С добрым утром»

Б. Пастернак «За поворотом».


Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;


Выр чтение..


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


26-27

Краски и звуки лета. А. Чехов «Степь», М.Пришвин «Золотой луг».


  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


Выр. чтение




28-29

А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне», «Стрелка барометра»

Выр. чтение

Рисование иллюстрации.



30-31

И. С. Тургенев «Голуби».

И. А. Бунин «Розы»

Чтение наизусть.




32

Урок- практикум по развитию читательских умений. В. В. Бианки «Неслышимка»

Выделять в тексте логические части.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


33

Вн. чтение. Разноцветное лето.

Стихи поэтов-классиков XIX–XX веков





34

ЭКО№2 «Сказки-раскраски удмуртского писателя Алнашева А.»

Проверочная работа № 2.

ПР № 2.



Раздел 4. уроки и переменки (12 часов)


35

Необычная школа.Э. Успенский «Школа клоунов».

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений. аргументации, иной информации);


Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.



проект

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


36

Э. Успенский «Школа клоунов».

Сочинение «Школа моей мечты»


2чет

нояб

37

Урок- практикум по развитию читательских умений . Б. Заходер «Перемена»


.




38

Легко ли быть Песталоцци? Г. Куликов

«Как я влиял на Севку»

Сам. чтение


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


39

Г. Куликов «Как я влиял на Севку»





40

Б. Заходер «Вредный кот».

Л. Гераскина

«В стране невыученных уроков»

Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма ( повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;


  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение задавать вопросы.



Сам. чтение






Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


41

Л. Гераскина

«В стране невыученных уроков»

Составление плана.



42

Л. Гераскина

«В стране невыученных уроков»


Рисунок Страны невыученных уроков.



43-44

Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста.





45

ЭКО №3« Стихи для детей удмуртской поэтессы -А. Конюховой» Обобщение по разделу 4.

Проверочная работа № 4

ПР № 4.

Сочинение.



46

Вн. чтение. Книги о сверстниках и школе.




Раздел 5 .Глухая пора листопада…» (7 часов)


47-48

Такая разная осень… А. Пушкин «Осень»,К. Бальмонт «Осень», Ф Тютчев « Есть в осени первоначальной…»

Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность),целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющую осознавать ( понимать) смысл прочитанного;



Вести диалог с автором по ходу чтения текста. Чтение наизусть по выбору.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

дек

49

Что заслуживает описание? К. Паустовский «Мой дом».

Видеть прямые и скрытые авторские вопросы.




50

Стихи о « близости снега» Г.Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом».

Проверять себя по тексту.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


51

Как приходит зима. К.Паустовский «Прощание с летом», С Есенин «Нивы сжаты…»


Сочинение «разная осень».


52

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 5.

ПР № 5.




53

ЭКО№4 Урок-экскурсия в национальную библиотеку.

Вн. чтение. Знакомство с современным детским журналом.






Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (17 часов)



54-55


Введение в раздел. Г. Сапгир «Леса- чудеса».

«Сказка- ложь, да в ней намек…» Русская сказка «Кот и лиса»









56-57

Какие еще бывают сказки? Сказки «Никита Кожемяка» и «как мужик гусей делил».





58


.Дж. Р.Р. Толкин «Еще не выстыл сонный дым»

Арабская сказка «Синдбад-мореход»



Читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора) определяющие отношение автора к герою, событию;





Пересказ фрагмента




59-60

Авторские сказки

Ш. Перро «Ослиная шкура»



Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


61-62

Г. Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»


Исследование «памятники по героям сказок Андерсена»



63-64

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

Пересказ по плану.



3чет

янв

65-66

С. Маршак «Сказка про козла»

Составление плана из пословиц.

Инсценирование сказки.

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


67

В. Высоцкий «Песня Кэрролла».





68

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 6.

ПР № 6.




69

Внеклассное чтение. В Губарев «Королевство кривых зеркал»





70

Обучающее сочинение.


Сочинение.


Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (13 часов)


71

Введение в

раздел. Звуки и краски зимы. С. Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша».



Чтение наизусть.

Рисование портрета Зимы.

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


72

«Подарки» зимы. К. Бальмонт «Снежинка»,

И. Бродский «Вечером».

Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

Ориентироваться в книге в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;




Подбор музыки для стих. «Снежинка»



73-74

В ожидании новогоднего чуда. Ю. Мориц «Настоящий секрет»,

А. Барто «В защиту Деда Мороза»


Сочинение стих. Или загадки про Деда Мороза.



75-76

В. Драгунский «Кот в сапогах»


Рисование себя в новогоднем костюме.


фев

77-78

Зимние впечатления. Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачёва

«Рождественская»,

Д. Самойлов «Город зимний»

.

Иллюстрирование стих.

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

02.-03.02.

79-80

Суровые законы жизни зимнего леса. В. Бианки «По следам»




04.02.

81

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7.

ПР № 7.



05.02.

82

ЭКО№5 «Зима В моём краю»

Обучающее сочинение.


Сочинение.



83

Вн. Чтение. Рассказы Бианки о зиме.




Раздел 8. животные в нашем доме (9 часов)



84

Введение в раздел.

В. Берестов «Прощание с другом», Г. Сапгир «Морская собака».

Обучающийся получит возможность научиться:

Воспринимать художественную литературу как вид искусства;

Осмыслять эстетические и нравственные ценности художественно текста и высказывать собственное суждение;



Чтение наизусть.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


85-86

У каждого- свое место в природе. Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»

Пересказ.




87-88

Замечательные собаки. Ю. Коринец

«Там, вдали, за рекой», В Драгунский « Дымка и Антон».

Рассказ о собаках- героях.



18.02.-19.02.

89-90

Каждый ли клест может стать капитаном. Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное. Поисковое) в зависимости от цели чтения;

Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

Доказывать и подтверждать фактами( из текста) собственное суждение;





Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


91

Удивительные пони Ю. Мориц. Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони».

.




92

ЭКО №6 «Животные в ижевском зоопарке»

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 8.

ПР № 8



Раздел 9. мы с мамой и папой (12 часов)


93

Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой».

На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героя)

Раздел « Творческая деятельность»

Обучающийся научится:

Читать по ролям литературное произведение;

Использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно- следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);






март

94

Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…бы»

Пересказ.




95

Подарки – это серьезное дело. Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед снегом»


Рисунок «Что бы ты хотел найти под подушкой»

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


96-97

Во что нельзя «играть»?

И. Дик «Красные

яблоки».


Сочинение- миниатюра.



98

Что такое взаимопонимание. В. Драгунский «Девочка на шаре»

Пересказ.




99

В. Драгунский «Девочка на шаре». «Счастье – это когда тебя понимают…»



Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


100-101

Когда мама сердится. В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

Пересказ по плану.



102

Хорошо, когда рядом- папа!

С. Маршак «Хороший день»

Чтение наизусть.



103

Обобщающий урок. Проверочная работа № 9.

Создать собственный текст на основе художественного произведения,


ПР № 9.




104

Внеклассное чтение. От чистого сердца.




Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (10 часов)

4чет

105

Введение в раздел.

О. Мандельштам «Рояль».

Обучающийся получит возможность научиться:

Творчески пересказывать текст( от лица героя, от автора) дополнять текст;

Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

Раздел Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;




Сочинение-миниатюра.


апр

106

Как рождается музыка. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Пересказ.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


107-108

Волшебная сила бессмертной музыки. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Озаглавить части рассказа.




109

Сказка о маленьком Моцарте. Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».





110

ЭКО№7 «Беседа о П.И.Чайковском» Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».





111

И. Тургенев «Певцы» (отрывок)

Пересказ.



08.04.-

112

Какими бывают встречи с писателями В. Драгунский «Независимый Горбушка»


Сочинение.



113

Какими бывают встречи с писателями В. Драгунский «Независимый Горбушка»





114

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10.

ПР № 10.



Раздел 11. день смеха (4 часа)


115

Введение в раздел.

Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот»

Отличать прозаический текст от поэтического;

Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)



Чтение наизусть.



18.04.

116-117

Легко ли смеяться над собой? В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

Пересказ по плану.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


118

Ю. Мориц «Малиновая кошка»




Сочинить двустишие.


Раздел 12. О весна, без конца и без краю… (8 часов)

21.04.

119

Проверка техники чтения.

Введение в раздел. Как приходит весна. Стихи

Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича,

Обучающийся получит возможность научиться:

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий(фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафору);



Чтение наизусть.

Подбор музыкального оформления к стих.



120

Введение в раздел. Как приходит весна. Стихи

Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича,





121-122

Озорные стихи о весне

В. Маяковского,

О. Мандельштама,

С. Чёрного.

Чтение наизусть.




123

ЭКО №8

П.И.Чайковскийй «Времена года»

Картины весны.

Б. Окуджава «Весна».


Рисунок.


май

124

Проверка уровня развития читательских умений. А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна»

ПУРЧУ




125-126

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 11 и 12.

ПР № 11 и 12



Раздел 13. день Победы (5 часа)

06.05.

127

Введение в раздел.

А. Ахматова «Памяти друга».

Определять позиции героев и автора художественного текста

Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)



Чтение наизусть.




128-129

Трудная тема – война .В. Драгунский «Арбузный переулок».

Пересказ.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


130

Стихи о войне В. Высоцкого,

Б. Окуджавы,

А. Твардовского


Проект «Пусть всегда будет мир»



131

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»




Раздел 14. Родная земля (5 часов)


132

Введение в раздел.

К. Паустовский «Бескорыстие».



Чтение наизусть 3 абзац.

Рисунок.



133

Что такое Родина? В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубенка», М. Цветаева «Домики старой Москвы».



Пересказ.


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


134

С. Козлов «Где живет солнце?»





135

Заключительный урок. Что нам читать летом.





136

Любимые книги. Любимые писатели




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература, рекомендованная для учителя.


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «В одном счастливом детстве», 3 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2014, (Образовательная система «Школа 2100»)

  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 3 классе.- Москва:Баласс, 2012.-320с. (Образовательная система «Школа 2100» Методические рекомендации для учителя.)

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению.3 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2015. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)

  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя

  5. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100») Пособие для учителя

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов].- М.: Просвещение, 2011.



  1. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%203%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%20%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5.&lr=44


  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7364884d-354c-479e-9ccc-f6c83ac726e9/?interface=catalog&class[]=44

Литература, рекомендованная для для учащихся

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «В одном счастливом детстве»,3 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2014, (Образовательная система «Школа 2100»)

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению.3 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2015. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А.Летняя тетрадь будущего тртьеклассника. — 64 с.,


Наглядные пособия: Портреты писателей для начальной школы.

Технические средства обучения: ИД Сlassik Salusion. Проектор VIVITEK, Магнитофон SONI


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!