Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и обеспечена учебно-методическим комплектом:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение 2 класс.- М.: Баласс; Школьный дом, 2012.
Бунеев Р.Н. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс.- М.: Баласс, 2012.
Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения во 2 классе. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2012.
Учебники соответствуют ФГОС НОО, являются составной частью комплекта Образовательной системы «Школа 2100».
Общая характеристика курса литературного чтения в начальной школе
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
3. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
4. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Нами взят за основу традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем:
Во 2 классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы обнаруживают себя в «едином духовном пространстве» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для подтверждения этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать в отношении ребенка принцип идейно-художественной значимости того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
Во 2 классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2 классе – это игра-путешествие в сказки.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Ключевая особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.
В авторскую программу изменения не внесены.
Уроки литературного чтения проводятся 4 часа в неделю. Всего 136 часов.
Содержание программы
1. Тематика чтения
«Там, на неведомых дорожках...». (30 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки. (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.-Р.-Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри. (13ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата...». (19 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка – ложь, да в ней намек...». (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо». (23 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
2. Техника чтения.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1. способ чтения – чтение целыми словами;
2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Во 2 классе должен осуществляться переход к осознанному правильному чтению целыми словами, формирование осознанного чтения про себя, а также осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
6. Развитие устной и письменной речи.
Обучение:
- подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
- выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
- устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
- составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературного чтения.
Личностными результатами являются следующие явления:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
- эмоционально «переживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения, выбирать наиболее подходящее заглавие из данных, самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героев;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка,; различать народную и летературную сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп( положительные, отрицательные, герои- помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Тематическое планирование.
Календарные сроки | № урока | Тема, раздел | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля | Возможные виды творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся | Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения |
Освоение предметных знаний(базовые понятия) | Универсальные учебные действия(личностные и метапредметные результаты) |
Раздел 1. «Там на неведомых дорожках…» ( 30 ч ) |
1четверть сентябрь | 1 | Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. Б. Заходер «Сказочка» Т | -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся; -осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; -понимать смысл заглавия произведения -выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; - самостоятельно озаглавливать текст; - делить текст на части, озаглавливать части; -выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; -подробно и выборочно пересказывать текст; -составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; - размышлять о характере и поступках героев; | Личностными результатами являются следующие явления: -оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие; - эмоционально «переживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, и их поступкам. | Аудирование. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушивания художественного произведения( определять жанр- рассказ, стих, сказка народная, авторская; загадка. Пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета, описания героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и Результат выполнения. | Уч. стих, рис. | |
| 2 | Вн. Ч. Книги ,прочитанные летом. | | |
| 3-4 | Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Русские народные сказки. «Сказка Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Т | | |
| 5 | Народная сказка. «Иван- крестьянский сын и чудо- юдо». «Законы» волшебной сказки. Т | | |
| 6 | Как сказки сказываются. Т | | |
| 7 | «Народная» сказка П.Ершов « Конек- горбунок». Т | Сочинение сказки | ТСО |
| 8 | Сказочный мир П.Ершова. « Конек- горбунок». Т | | ТСО |
| 9 | Приметы волшебной сказки в сказке П.Ершова «Конек- Горбунок». Т | Рис, уч. отрывок. | |
| 10 | «Добрым молодцам урок» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). Т | Рисунок. | ТСО |
| 11 | Герои «Сказки о рыбаке и рыбке». Т | | ТСО |
| 12 | Авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Рисунок. Уч. отрывок. | ТСО |
| 13 | Авторская сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Т | | ТСО |
| 14 | «Какова работа такова и награда» В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». | Рисунок. | ТСО |
| 15 | От сказки народной к сказке авторской. В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». | - относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; - различать народную и литературную (авторскую) сказку; -находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; - относить сказочных героев из групп (положительные, отрицательные, | Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: - определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение на | Чтение. Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декларировать стихи, небольшие отрывки прозы. | Рисунок. | |
| 16 | Как сказы сказываются. П.Бажов «Серебряное Копытце». Т | | ТСО |
| 17 | Чему учат сказы и сказки. П.Бажов «Серебряное Копытце». Т | | |
октябрь | 18 | Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». | | |
| 19 | Добро побеждает зло. «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». Т | Рисунок. | |
| 20 | «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» - это сказка. | Сочинение. | |
| 21 | Всех скороговорок не перескороговоришь. Т | Рисунок. | |
| 22 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т | | |
| 23 | Вн. Ч. Мир волшебных сказок. | | |
Раздел 2. «Сказочные человечки» (29 ч) |
| 24 | Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка») | герои- помощники, нейтральные персонажи); -соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | Основе работы с иллюстрацией учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике. В словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. | | |
| 25 | Знакомство с Муми- семейством. Т.Янсон «Шляпа Волшебника». Вступление 1 часть. Т | Рисунок. | ТСО |
| 26 | Тайны шляпы Волшебника. Т.Янсон «Шляпа Волшебника» 2 часть. | Рисунок. | ТСО |
| 27 | Сказочная повесть Т.Янсон «Шляпа Волшебника» (3-4 части). | | ТСО ТСО |
| 28 | Герои сказки Т.Янсон «Шляпа Волшебника». Т | Рисунок. | ТСО |
| 29 | Опасное путешествие Бильбо. Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит» Глава «Пауки и мухи». Часть 1 и 2. Т | | ТСО |
| 30 | Путешествие продолжается. Глава Пауки и мухи». (Часть 3 и 4). Т | Характеризовать текст: предполагать содержание по заголовку, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов; определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств героев. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. | | ТСО |
| 31 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэтгинс. Глава Пауки и мухи». (Часть 5 и 6). Т | | - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - договаривать с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. | | ТСО |
| 32-33 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэтгинс. Глава Пауки и мухи». (Часть 7 и 8). Т | | ТСО |
| 34 | Смешная история. А.Милн «Винни- Пух». Глава 3. | | ТСО |
| 35 | Характеры героев сказки А.Милна «Винни- Пух». Т | | ТСО |
| 36 | Главный герой повести А. Милна «Винни Пух» | | ТСО |
2 четверть ноябрь | 37 | Песенки сказочных человечков. | Выуч. Песенку. | ТСО |
| 38 | Уроки Мальвины. А.Н.Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» | Инсценирование сказки. | ТСО |
| 39 | Друзья и враги Буратино. Глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно». Т | | ТСО |
| 40 | Два мира в сказке А.Толстого «Приключения Буратино». Т | Рисунок. | ТСО |
| 41 | Повесть – сказка А. Толстого «Приключения Буратино». Т | | ТСО |
| 42 | Сказочный герой Чиполлино и его семья. Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Т | | ТСО |
| 43 | Чиполлино приходит на помощь. Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Т | | ТСО |
| 44 | Чиполлино – настоящий герой. Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Т | Составлять план; делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. | | ТСО |
| 45 | Фантазии Астрид Линдгрен « Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Части 1 и 2 . | | | | ТСО |
| 46 | Кто же такой Карлсон? Астрид Линдгрен « Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Часть 3. | | ТСО |
| 47 | Карлсон- воплощение детской мечты. Астрид Линдгрен « Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Часть 4. Т | Рисунок. | ТСО |
| 48 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 2. Т | | |
декабрь | 49 | Сочинение- рассказ о сказочном человечке. Т | Сочинение. Рисунок. | |
| 50 | Вн.ч. Любимые герои- сказочные человечки. | | |
Раздел 3. «Сказочные богатыри» (14 ч) |
| 51 | Введение в раздел. Отрывки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». | | | Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения. Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. | | ТСО |
| 52 | Былины как фольклорный жанр. | | ТСО |
| 53 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Т | | ТСО |
| 54 | Илья Муромец - богатырь земли русской. Т | | ТСО |
| 55 | Илья Муромец- любимый народный богатырь. Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор». | | ТСО |
| 56 | Сравнение богатырской сказки и былины. Т | Рисунок. | |
| 57 | Чем силен человек? Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв». Т | | |
| 58 | Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв». Т | | |
| 59 | Кому счастье помогает? Дагестанская сказка «Богатырь Назнай». Т | Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание; составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. | | |
| 60 | «Богатырь» Назнай. | | | | |
| 61 | Повторение по теме «Былины и богатырские сказки» | | |
| 62 | Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н.Матвеевой «Пираты». Проверочная работа № 3. Т | Рисунок. | ТСО |
| 63 | Вн. Ч. Преданье старины глубокой. | | |
Раздел 4. «Сказка мудростью богата» (19 ч) |
| 64 | Введение в раздел. Стих Л.Эрадзе «Что мне всего дороже?» | | | Творческая деятельность. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку. | | |
3 четверть январь | 65 | Как мудрость в жизни помогает. Татарская сказка «Мудрый старик». Т | | |
| 66 | Чему учит бытовая сказка. Татарская сказка «Мудрый старик». Т | | |
| 67 | Киргизская сказка о мудрых людях. «Мудрая девушка» | | |
| 68 | Герои киргизской сказки «Мудрая девушка». Т | Рисунок. | |
| 69 | Русская сказка о мудрых людях. «Мудрая дева». | | |
| 70 | Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева». Т | | |
| 71 | К чему приводит жадность. Долганская сказка «Как появились разные народы». Т | | |
| 72 | Где правда, там и счастье. Корейская сказка «Честный мальчик». Т | | |
| 73 | Что высмеивают сказки? Японская сказка «Добрый крестьянин». | Чтение по ролям. | |
| 74 | Что высмеивают сказки? Сатиричкская японская сказка «Ивовый росток». | | |
| 75 | Сказка о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка». | | | |
| 76 | «Сказка о глупости» И. Франко. | | | | | |
февраль | 77 | «Сказка- ложь, да в ней намек…» И. Франко «Сказка о глупости». | Учить наиз. | ТСО |
| 78 | Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки. Т | Рисунок. | |
| 79 | Мудростью богаты. Русские народные загадки. Т | | |
| 80 | Как придумать загадку? Литературные загадки. | Сочинение. | |
| 81 | Обобщающий урок по разделу 4. Проверочная работа № 4. Т | | |
| 82 | Зачем поют колыбельные песни. Т | Уч. наиз. | ТСО |
| 83 | Вн. Чтение. Какие вопросы задают сказки? | | |
Раздел 5. «Сказка- ложь, да в ней намек» ( 21ч ) |
| 84 | Введение в раздел. Ю Мориц «Слониха, слоненок и слон…» | | | | | ТСО |
| 85 | Мудрые сказки о животных. Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Еж и заяц». | Уч. наиз. | |
| 86 | Кто сильнее? Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки». | | | | | |
| 87 | Как ум и хитрость силу побеждают. Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» Т | | |
| 88 | Чего стоит ум? Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы». | | |
| 89 | Чем силен Симба? Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы». Т | Рисунок. | |
| 90 | Какие бывают развлечения? Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». | | |
| 91 | Сказки дядюшки Римуса. Сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». Т | | |
| 92 | Братец Кролик- главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». | | |
март | 93 | Любимые герои сказок. | Рисунок. | |
| 94 | Какие задают вопросы сказки? Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул» . Т | | ТСО |
| 95 | Современные сказки о животных. А. Курляндская «Ну, погоди!» | Рисунок. | |
| 96 | Как создаются мультфильмы. Сказка- сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!» | | ТСО |
| 97 | Разные стихи о животных. Г.Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи». | | | | Уч. наиз. | |
| 98 | Разные стихи о животных. Л, Квитко «Веселый жук», Ю. Мориц «Резиновый ежик». | Уч. наиз. | ТСО |
| 99 | Авторские считалки. | Рисунок. | |
| 100 | О чем говорят считалки? Б. Заходер «Считалия». | Рисунок. | |
| 101 | Сочиняем считалку. | Уч. наиз. | |
| 102 | Обобщение по разделу . Колыбельные русских поэтов. Т | | ТСО |
| 103 | Проверочная работа №5. Т | | |
| 104 | Вн. Чтение. Литературные стихи- сказки. | | |
Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо» ( 23 ч ) |
4 четверть | 105 | Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон» | | | | Рисунок. | ТСО |
апрель | 106 | Чего не могут взрослые? А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» ( 1ч). Т | Рисунок. | ТСО |
| 107 | Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» ( 2 ч). Т | | ТСО |
| 108 | Лекарство от одиночества. А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» ( 3-4 ч). | Уч. наиз. | ТСО |
| 109 | Секрет Лиса. А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» ( 5-6 ч). | Сочинение. | ТСО |
| 110 | Секрет счастья. Дж. Родари «Солнце и туча». Т | | |
| 111 | Мечты о чудесах. Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море». Т | Рисунок. | ТСО |
| 112 | Чудеса вокруг нас. В.Берестов «Честное гусеничное». Т | | | | | |
| 113 | Необычное в обычном мире. В. Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка». Т | Уч. наиз. | |
| 114 | «Другие» сказки. В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка». Т | | |
| 115 | Музыкальные сказки. Г. Цыферова «Град», «Про чудака лягушонка». Т | | |
| 116 | Очеловеченный мир сказки Б. Сергуненкова. Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик». Т | | |
| 117 | Б. Сергуненков «Кот белый- кот черный». | Рисунок. | |
| 118 | Комплексная контрольная работа Вн. Чтение. Сказки- миниатюры. | Комплексная контрольная работа | ТСО |
| 119 | Сказки – игры Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки». | | |
| 120 | Уроки творчества Дж. Родари. | Рисунок. | |
| 121 | Веселые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева. | | |
| 122 | Веселые стихи М.Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю.Мориц «Это- да! Это- нет!» | | |
| 123 | Какая душа у поэта? Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце». | | |
май | 124 | Обобщение по разделу 6. Проверочная работа № 6. | | |
| 125-126 | Урок – отчет «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир». | | |
| 127 | Проверка техники чтения. | | |
| 128 | Урок- отчет по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки». | | |
| 129- | Резервные уроки | | | | | |
| 130 | Русские народные сказки | | | | | |
| 131 | Сказки народов России | | | | | |
| 132 | Итоговая КР по чтению | | | | | |
| 133 | Сказки народов мира | | | | | |
| 134 | Сказки А.С.Пушкина | | | | | |
| 135 | Стихи А.С. Пушкина Викторина по сказкам | | | | | |
| 136 | Отчёт «Мы –читатели» Летнее чтение. | | | | | |
| | | | | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература, рекомендованная для учителя.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2013, (Образовательная система «Школа 2100»)
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Пронина О.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения во 2 классе.- Москва:Баласс, 2012.-320с. (Образовательная система «Школа 2100» Методические рекомендации для учителя.)
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению.2 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов ,под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)Пособие для учителя
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100») Пособие для учителя
Литература, рекомендованная для для учащихся
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2013, (Образовательная система «Школа 2100»)
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению.2 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А.Летняя тетрадь будущего тртьеклассника. — 64 с.,
Наглядные пособия: Портреты писателей для начальной школы.
Технические средства обучения: ИД Сlassik Salusion. Проектор VIVITEK, Магнитофон SONI