Введение
В условиях прогрессирующей культурной глобализации в поликультурных районах возникает опасность утраты культурного наследия, а в социально-психологическом аспекте взрослеющая личность оказывается в неустойчивом проблемном состоянии, в котором испытывает затруднения в развитии своей этнокультурной идентичности. Таким образом, определяется необходимость разработки программы развития этнокультурного образования и воспитания. Этнокультурное образование в условиях сельского социума призвано решить двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Одним из направлений программы является воспитание нравственной личности на высоких достижениях, ценностях и традициях башкирского народа.
Цель программы: содействовать формированию и развитию национального самосознания и этнической толерантности детей и подростков в условиях образования и воспитания.
Задачи программы: 1) научно-исследовательские задачи: выявить и использовать воспитательный потенциал народной педагогики, национальной литературы, национальной музыки, народных обычаев, традиций, праздников, обрядов и национальной культуры как средства формирования и развития национального самосознания и этнической толерантности личности детей и подростков ,разработать и внедрить инновационные проекты, инновационные разработки, дидактические средства, нацеленные на обеспечение образовательно-воспитательного процесса такими субъективно-личностными образованиями , как общая культура личности, национальное самосознание и гармоничное существование человека в обществе и окружающей природной среде.
2) образовательно-воспитательные задачи: помочь детям и подросткам освоить культурные традиции своего народа , глубинные связи поколений;
способствовать обогащению детей и подростков национальным опытом ненасильственного сосуществования с природой и социумом;
ориентироваться на понимание детьми и подростками механизмов развития культуры и возникновения этнокультурного многообразия, связи их с организацией жизни общества, воспитывать психологическую готовность правильно (без страха, а значит, без агрессии) воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого сообщества, используя механизм формирования культурной толерантности.
Направления воспитательной деятельности:
- изучение истории, традиций, культуры своего народа;
- изучение государственной символики своего региона;
-изобразительное искусство (живопись, декоративно- прикладное искусство);
- национальные праздники башкир;
- хореография;
- народные песни, игры;
-музыка (национальные музыкальные инструменты);
- дни национальных культур;
- фестивали народных искусств;
- конкурсы;
- выставки.
Ожидаемые результаты:
-Совершенствование деятельности школьных музеев как эффективного средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся;
-Создание нормативно-правовой базы организации школьных музеев;
-Организация поисково-исследовательской работы, способствующей развитию социальной активности школьников и формированию этических норм поведения в данной культурной среде;
-Создание фольклористической библиотеки, фоно-и видеотеки;
-Документирование общественных процессов на основе вещественных памятников;
-Организация экскурсионно-просветительской работы.
Реализация программы.
Приобщение к народным ценностям начинается с первого класса. Рабочие программы по предметам составлены с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан при возможности их включения в содержание урока. С самых первых дней обучения учителя на своих уроках раскрывают этнокультурные особенности республики. Например, при изучении темы «Слова-названия», педагог использует материал о животных и растениях Башкортостана. На уроках внеклассного чтения параллельно с русскими народными сказками изучаются башкирские народные сказки. При изучении предмета «Русский язык» обучающиеся пишут изложения и сочинения, используя местный материал. Тексты диктантов, также могут содержать информацию о родном крае.
Изучая темы, на уроках «Окружающего мира», дети знакомятся с природными и культурными памятниками своего региона. Широкие возможности раскрытия этнокультурных особенностей представляется возможным на предмете «Технология (труд)», где обучающиеся могут получить представление о декоративно-прикладном искусстве народов. Национальные игры и развлечения являются составной частью любой национальной культуры, поэтому целесообразно знакомить детей с национальными видами спорта, играми на уроках физической культуры, а также во время организации динамических пауз в помещении и на свежем воздухе.
Внеурочная деятельность дает широкую возможность познакомиться с играми, традициями, обычаями, праздниками народов, проживающих на территории республики.
Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог должен систематически применять на уроках материал, основанный на этнокультурных особенностях своего региона.
Уроки родного башкирского языка несут в себе огромный потенциал воспитательных задач. На уроках дети общаются на родном языке, знакомятся с известными людьми, национальными праздниками песнями и произведениями башкирских поэтов и писателей. Не однозначна роль внеклассных мероприятий, классных часов, школьных праздников, которые мы проводим на башкирском языке. Дети активно участвуют в конкурсах, викторинах, КВНах на башкирском языке. Участвуя на культурологических и культуроведческих мероприятиях, дети получают призовые места.
В 2012 году в нашей школе создан хор учителей, который выходит на сцену сельского дома культуры для участия на концертах, спектаклях, вечерах. В эту деятельность включаются и дети.
Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют на районных конкурсах патриотической песни и «Звездочка Аургазов», занимают призовые места. Эти мероприятия украшают дети своим выступлением на башкирском языке .
На стенах нашей школы проводится конкурс юных сказителей «Урал батыр», где дети принимают активное участие. На школьном и районном этапах конкурса «Урал батыр» победителем стала ученица 7 класса Юлмухаметова Алсу, которая съездила на республиканский конкурс в г. Давлеканово и стала победителем . А команда учеников из нашей школы была победителем в номинации «Халыҡ традицияларын hаҡлауға индергән өлөш өсон». Руководителем является учитель башкирского языка и литературы Назарова Г.А.
Юные спортсмены под руководством тренера Ильясова Б.М. участвуют в соревнованиях по национальной борьбе «Курэш», где наши ученики занимают призовые места.
Классные руководители ведут поисковые работы в области истории, литературоведения, культуры башкирского народа. Учителя таких предметов как технология, изобразительное искусство, музыка, русская литература, английский язык, история, биология создают и внедряют предметные модули в тематические планы и на своих уроках интегрировано обращаются к истории Башкортостана, музыкальным произведениям, прикладному искусству, природным ценностям края, села.
В этнокультурном направлении работают наши школьные музеи: музей имени Рашита Назарова и историко-краеведческий музей, заведующей которой является учитель истории Ибракова Тансулпан Гильметдиновна. Она с 2005 года заведует музеем школы, где учащиеся ведут поисковую работу.
Цели и задачи историко-краеведческого музея:
Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;
Организация деятельности по сбору краеведческого материала;
Развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);
Воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, ,
бережного отношения к историко-культурному наследию. гордость за свою малую Родину;
5. Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-
практических конференциях;
6. Воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села средствами музейной педагогики.
Овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села, поэтах-земляках.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе.
Методические приемы:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
Индивидуальная работа с учащимися.
Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).
Формы проведения занятий:
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию в музее архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий.
В текущем учебном году собирали материалы о ветеранах Великой Отечественной войны и оформили альбомы. В музее были проведены открытые внеклассные мероприятия к 70-летию Великой Победы – уроки мужества , открытые классные часы по теме « Ветераны Великой Отечественной войны ».
В школьном музее было проведено мероприятие к 85-летию Аургазинского района «Аургазинский район – познаем и любим», где учащиеся познакомились с историей Аургазинского района, известными людьми нашего района. В музее познакомились с односельчанами, которые известны в нашей республике. Ибракова Т.Г. регулярно собирает выставки к юбилею писателей и поэтов башкирского народа, готовит материал к проведению тематических вечеров в память о наших односельчанах, проводит уроки мужества, знакомит детей с биографиями знаменитых людей нашего села. В конце учебного года участвовала на республиканской НПК «Шаг в будущее» (г.Стерлитамак), где выступила ученица 6 класса Ибракова Эльмира по теме «Ветераны войны и тыла села Турумбет».
Результатом можно посчитать участие наших учеников не только в школьных, но и в сельских мероприятиях, таких как «Ауыл байрамы” , «Бәпес туйы”, “Һабантуй”, «Һылыуҡай».
Выявлению и развитию молодых талантов способствует тесное сотрудничество с Домом культуры села Турумбет. На сцене сельского дома культуры дети учатся хореографии и танцам под руководством Юлмухаметовой Гафуры Имамутдиновны, участвуют на республиканских мероприятиях вместе с фольклорной группой «Йыйын».
Мы огромное внимание уделяем формированию национального самосознания учащихся, стараемся как можно больше традиционных праздников проводить на родном башкирском языке. Участие в общешкольных мероприятиях помогает выявлять творчески способных детей: красиво поющих, рассказывающих стихотворения, танцующих и ведущих праздничные концерты и вечера.
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с.Степановка «Общеобразовательная школа с.Турумбет»муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан
Разработка программы по этнокультурному воспитанию обучающихся в школе
Подготовила: заведующая филиалом
Ильясова Гульназ Акрамовна
2017 год