СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по этнокультурному воспитанию обучающихся в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направлений программы является воспитание нравственной личности на высоких достижениях, ценностях и традициях башкирского народа.

Просмотр содержимого документа
«Программа по этнокультурному воспитанию обучающихся в школе»


Введение

В условиях прогрессирующей культурной глобализации в поликультурных районах возникает опасность утраты культурного наследия, а в социально-психологическом аспекте взрослеющая личность оказывается в неустойчивом проблемном состоянии, в котором испытывает затруднения в развитии своей этнокультурной идентичности. Таким образом, определяется необходимость разработки программы развития этнокультурного образования и воспитания. Этнокультурное образование в условиях сельского социума призвано решить двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Одним из направлений программы является воспитание нравственной личности на высоких достижениях, ценностях и традициях башкирского народа.

Цель программы: содействовать формированию и развитию национального самосознания и этнической толерантности детей и подростков в условиях  образования и воспитания.

Задачи программы: 1) научно-исследовательские задачи: выявить и использовать воспитательный потенциал народной педагогики, национальной литературы, национальной музыки, народных обычаев, традиций, праздников, обрядов и национальной культуры как средства формирования и развития национального самосознания и этнической толерантности личности детей и подростков ,разработать и внедрить инновационные проекты, инновационные разработки, дидактические средства, нацеленные на обеспечение образовательно-воспитательного процесса такими субъективно-личностными  образованиями , как общая культура личности, национальное самосознание и гармоничное существование человека в обществе и окружающей природной среде.

2) образовательно-воспитательные задачи: помочь детям и подросткам освоить культурные традиции своего народа , глубинные связи поколений;
способствовать обогащению детей и под­ростков национальным опытом ненасильственного сосущест­вования с природой и социумом;
ориентироваться на понимание детьми и подростками механизмов развития культуры и возникновения  этнокультурного  многообразия, связи их с организацией жизни общества, воспитывать психологическую готовность правильно (без страха, а значит, без агрессии) воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого сообщества, используя механизм формирования культурной толерантности.


Направления  воспитательной деятельности:

- изучение истории, традиций, культуры своего народа;

- изучение государственной символики своего региона;

-изобразительное искусство (живопись, декоративно- прикладное искусство);

- национальные праздники башкир;

- хореография;



- народные песни, игры;

-музыка (национальные музыкальные инструменты);

- дни национальных культур;

- фестивали народных искусств;

- конкурсы;

- выставки.

Ожидаемые результаты:

-Совершенствование деятельности школьных музеев как эффективного средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся;

-Создание нормативно-правовой базы организации школьных музеев;

-Организация поисково-исследовательской работы, способствующей развитию социальной активности школьников и формированию этических норм поведения в данной культурной среде;

-Создание фольклористической библиотеки, фоно-и видеотеки;

-Документирование общественных процессов на основе вещественных памятников;

-Организация экскурсионно-просветительской работы.

Реализация программы.

Приобщение к народным ценностям начинается с первого класса. Рабочие программы по предметам составлены с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан при возможности их включения в содержание урока. С самых первых дней обучения учителя на своих уроках раскрывают этнокультурные особенности республики. Например, при изучении темы «Слова-названия», педагог использует материал о животных и растениях Башкортостана. На уроках внеклассного чтения параллельно с русскими народными сказками изучаются башкирские народные сказки. При изучении предмета «Русский язык» обучающиеся пишут изложения и сочинения, используя местный материал. Тексты диктантов, также могут содержать информацию о родном крае.

Изучая темы, на уроках «Окружающего мира», дети знакомятся с природными и культурными памятниками своего региона. Широкие возможности раскрытия этнокультурных особенностей представляется возможным на предмете «Технология (труд)», где обучающиеся могут получить представление о декоративно-прикладном искусстве народов. Национальные игры и развлечения являются составной частью любой национальной культуры, поэтому целесообразно знакомить детей с национальными видами спорта, играми на уроках физической культуры, а также во время организации динамических пауз в помещении и на свежем воздухе.

Внеурочная деятельность дает широкую возможность познакомиться с играми, традициями, обычаями, праздниками народов, проживающих на территории республики.





Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог должен систематически применять на уроках материал, основанный на этнокультурных особенностях своего региона.

Уроки родного башкирского языка несут в себе огромный потенциал воспитательных задач. На уроках дети общаются на родном языке, знакомятся с известными людьми, национальными праздниками песнями и произведениями башкирских поэтов и писателей. Не однозначна роль внеклассных мероприятий, классных часов, школьных праздников, которые мы проводим на башкирском языке. Дети активно участвуют в конкурсах, викторинах, КВНах на башкирском языке. Участвуя на культурологических и культуроведческих мероприятиях, дети получают призовые места.

В 2012 году в нашей школе создан хор учителей, который выходит на сцену сельского дома культуры для участия на концертах, спектаклях, вечерах. В эту деятельность включаются и дети.

Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют на районных конкурсах патриотической песни и «Звездочка Аургазов», занимают призовые места. Эти мероприятия украшают дети своим выступлением на башкирском языке .

На стенах нашей школы проводится конкурс юных сказителей «Урал батыр», где дети принимают активное участие. На школьном и районном этапах конкурса «Урал батыр» победителем стала ученица 7 класса Юлмухаметова Алсу, которая съездила на республиканский конкурс в г. Давлеканово и стала победителем . А команда учеников из нашей школы была победителем в номинации «Халыҡ традицияларын hаҡлауға индергән өлөш өсон». Руководителем является учитель башкирского языка и литературы Назарова Г.А.

Юные спортсмены под руководством тренера Ильясова Б.М. участвуют в соревнованиях по национальной борьбе «Курэш», где наши ученики занимают призовые места.

Классные руководители ведут поисковые работы в области истории, литературоведения, культуры башкирского народа. Учителя таких предметов как технология, изобразительное искусство, музыка, русская литература, английский язык, история, биология создают и внедряют предметные модули в тематические планы и на своих уроках интегрировано обращаются к истории Башкортостана, музыкальным произведениям, прикладному искусству, природным ценностям края, села.

В этнокультурном направлении работают наши школьные музеи: музей имени Рашита Назарова и историко-краеведческий музей, заведующей которой является учитель истории Ибракова Тансулпан Гильметдиновна. Она с 2005 года заведует музеем школы, где учащиеся ведут поисковую работу.

Цели и задачи историко-краеведческого музея:

  1. Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;

  2. Организация деятельности по сбору краеведческого материала;

  3. Развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);

  4. Воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, ,




бережного отношения к историко-культурному наследию. гордость за свою малую Родину;

5. Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-

практических конференциях;

6. Воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села средствами музейной педагогики.

  1. Овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села, поэтах-земляках.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе.

Методические приемы:

  • Исследовательская деятельность.

  •  Поисковая деятельность.

  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

  • Индивидуальная работа с учащимися.

  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Конференции.

  • Занятия

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность

  • Создание презентаций, выставок.

Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала:  изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию в музее архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий.

В текущем учебном году собирали материалы о ветеранах Великой Отечественной войны и оформили альбомы. В музее были проведены открытые внеклассные мероприятия к 70-летию Великой Победы – уроки мужества , открытые классные часы по теме « Ветераны Великой Отечественной войны ».



В школьном музее было проведено мероприятие к 85-летию Аургазинского района «Аургазинский район – познаем и любим», где учащиеся познакомились с историей Аургазинского района, известными людьми нашего района. В музее познакомились с односельчанами, которые известны в нашей республике. Ибракова Т.Г. регулярно собирает выставки к юбилею писателей и поэтов башкирского народа, готовит материал к проведению тематических вечеров в память о наших односельчанах, проводит уроки мужества, знакомит детей с биографиями знаменитых людей нашего села. В конце учебного года участвовала на республиканской НПК «Шаг в будущее» (г.Стерлитамак), где выступила ученица 6 класса Ибракова Эльмира по теме «Ветераны войны и тыла села Турумбет».

Результатом можно посчитать участие наших учеников не только в школьных, но и в сельских мероприятиях, таких как «Ауыл байрамы” , «Бәпес туйы”, “Һабантуй”, «Һылыуҡай».

Выявлению и развитию молодых талантов способствует тесное сотрудничество с Домом культуры села Турумбет. На сцене сельского дома культуры дети учатся хореографии и танцам под руководством Юлмухаметовой Гафуры Имамутдиновны, участвуют на республиканских мероприятиях вместе с фольклорной группой «Йыйын».

Мы огромное внимание уделяем формированию национального самосознания учащихся, стараемся как можно больше традиционных праздников проводить на родном башкирском языке. Участие в общешкольных мероприятиях помогает выявлять творчески способных детей: красиво поющих, рассказывающих стихотворения, танцующих и ведущих праздничные концерты и вечера.

































Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с.Степановка «Общеобразовательная школа с.Турумбет»муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан










Разработка программы по этнокультурному воспитанию обучающихся в школе








Подготовила: заведующая филиалом

Ильясова Гульназ Акрамовна
















2017 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!