Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ашпанская основная общеобразовательная школа»
"Согласовано" Зам. директора по УВР ___________________ "___"______________20____ г. | | "Утверждаю" директор школы ____________________ приказ №______ "___"_______________20__ г. |
Рабочая программа
по курсу "Эрудит"
Программа дополнительного образования для детей 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Круткова
Светлана
Анатольевна
с. Ашпан
2011
Пояснительная записка
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Организация кружка»Эрудит» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.
Занятия в кружке позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах. Учительская задача состоит в том, чтобы вооружить учеников знаниями, навыками добывать эти знания, умением отзывчато и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком. Детей невозможно научить увлечённости, уверенности, гордости и творчеству. Ещё Сенека сказал, что «свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задания; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение
в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Цель: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.
Задачи:
воспитание коммуникативной культуры школьников;
выявление и поддержка одаренных учащихся;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
развитие устной и письменной связной речи учащихся;
развитие индивидуальных способностей учащихся.
В содержание работы детей входит изготовление подарков, сувениров. Возраст обучающихся – 7 лет. Программа рассчитана на 1 года обучения. 33 часа занятий (1 раз в неделю по 1 часу).
Ожидаемые результаты.
Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
Рост личностных достижений.
Создание атмосферы успеха.
Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
Накопление опыта творческой деятельности.
Участие в будущем турах олимпиад по предметам.
Активное участие в проведении предметных недель .
Активное участие в проведении «книжкиной недели».
Учебно-тематический план.
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час | 1 раз | 1 час | 33 часа |
№ п/п | Тема | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Русский язык | 9 | 4 | 5 |
2 | Литературное чтение | 8 | 4 | 4 |
3 | Математика | 8 | 4 | 4 |
4 | Окружающий мир | 8 | 4 | 4 |
| Всего: | 33 | 16 | 17 |
Содержание программы.
русский язык (9 час)
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.
литературное чтение (8 час)
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
математика . (8 часов)
В результате обучения учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, развить интерес к математике.
окружающий мир (8 часов)
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | дата |
1 | Можно ли писать без букв? | |
2 | Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы, когда-то страшные | |
3 | Сочини сказку. | |
4 | Словесные раскопки | |
5 | «Тезки наоборот» | |
6 | О словах разных, одинаковых, но разных. | |
7 | Прочь с дороги! (Поговорим о сквернословии). | |
8 | История моей фамилии. | |
9 | Давайте поиграем! (Лингвистические игры). | |
10 | Весёлый алфавит | |
11 | Пословицы и поговорки | |
12 | Скороговорки. Считалки. | |
13 | Герои сказок в лепке. Настольный театр. | |
14 | Герои сказок в рисунках. | |
15 | Проба пера. Составление загадок и сказок. | |
16 | Работа по сюжетным картинкам. | |
17 | Викторина «Любимые произведения» | |
18 | Зашифрованное -правило-анаграмма | |
19 | Решение задач со сказочным сюжетом | |
20 | Игра. Задача-шутка. | |
21 | «Логические ряды» | |
22 | Занимательные фигуры. Задачи с числами. | |
23 | Логическая сетка | |
24 | Решение задач со спичками. | |
25 | Ребусы. Задачи-смекалки. | |
26 | Викторина «Птичьи разговоры» | |
27 | Какие птицы нас покидают, а какие остаются зимовать? | |
28 | Как растения и животные приспосабливаются к условиям жизни? | |
29 | Почему природу нужно охранять? (Красная книга Красноярского края) | |
30 | Это интересно. Работа в группе. Обмен информацией. | |
31 | В гостях у природы. Викторина. | |
32 | Писатели, поэты, художники, музыканты нашего края. | |
33 | Знаток природы. Викторина | |
Список используемой литературы:
Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.
Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000
Нач.школа №1–98
(Нач.школа №7-01)
(Нач. школа № 6-04)