Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Эрудит-10 » составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.и дополнена разделами «Занимательная математика» и «Мир слов».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для возрастной группы учащихся 10-11 лет. Срок реализации программы – 1 год – 144 часа ( 4 часа в неделю). Уровень прохождения материала – стартовый. Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения заданий. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А.
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Практическая значимость объясняется тем, что для успешного обучения учащихся младших классов необходимо развивать устойчивость и концентрацию внимания, работать над увеличением объема внимания, повышать уровень распределения и переключения внимания. Для успешного обучения ребенка в школе и для полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных способностей учащихся. Очень важно с первых дней обучения в школе прививать у учащихся интерес к познанию, который является залогом успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Цель данного курса: ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность ) , помочь сформировать и развить познавательные процессы учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
.развитие мышления учащихся в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
.развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
.развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
.формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
.развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
.формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
.формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Планируемые результаты освоения курса «Эрудит-10»
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
познавательные:
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя/добытую самостоятельно;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты (например, математические, такие как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры);
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
коммуникативные:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
различать слова- омонимы, архаизмы, неологизмы;
пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Содержание курса
«Эрудит-10»
Задачи повышенной сложности
Курс «Эрудит-10» продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Большое внимание уделяется решению задач повышенной сложности. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Нестандартные задачи
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти
Также вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Задачи геометрического содержания. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Проведение математических игр «Математическая рыбалка», «Числовые ребусы», «Заколдованные числа», викторины Всезнаек, олимпиадных тренингов, участие в олимпиадах.
Мир слов.
Фонетика и орфоэпия
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Уточнение понятий «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Правильная постановка ударений в словах
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Составление транскрипций.
Лексикология
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка .
Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты».
Рассматриваются особенности словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Олимпиадные тренинги.
Лингвистические игры: «Крестики-нолики», «От синонимов к антонимам», «Орфография в стихах», «Прямое и переносное значение слов»..
Конкурсы «Грамотеев». Участие в олимпиадах.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов 144 |
Всего 144 | Теория 33 | Практика 111 |
1 | Выявление уровня развития внимания, воображения, восприятия, памяти и мышления. | 1 | | 1 |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 10 | 2 | 8 |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 8 | 2 | 6 |
4 | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. | 9 | 2 | 7 |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 10 | 2 | 8 |
6 | Совершенствование воображения. | 8 | 2 | 6 |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 10 | 3 | 7 |
8 | Развитие наглядно-образного мышления | 4 | 2 | 2 |
9 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 5 | | 5 |
9 | Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 | 1 | 4 |
10 | Обучение поиску закономерностей. | 4 | 1 | 3 |
11 | Решение задач повышенной сложности. | 5 | 1 | 4 |
12 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 4 | 1 | 3 |
13 | Комбинаторика. | 3 | 1 | 2 |
14 | Правила магических квадратов. Числовые ребусы. | 3 | 1 | 2 |
15 | Игра «Математическая рыбалка» | 3 | | 3 |
16 | Игра «Заколдованные числа» | 2 | | 2 |
17 | Викторина Всезнаек | 2 | | 2 |
18 | Олимпиада. Подготовка. Проведение. | 4 | 1 | 3 |
19 | Мир слов. Что такое орфоэпия? | 2 | 1 | 1 |
20 | Орфоэпия и орфография | 2 | | 2 |
21 | Звуки – не буквы! | 2 | 1 | 1 |
22 | Имена вещей. | 2 | 1 | 1 |
23 | Для чего нам словари. | 3 | 1 | 2 |
24 | Экскурсия в прошлое или слова-архаизмы. | 2 | 1 | 1 |
25 | Полет в будущее или слова-неологизмы. | 2 | 1 | 1 |
26 | Родословная слов. | 2 | 1 | 1 |
27 | К словам с крыльями. | 2 | | 2 |
28 | Откуда пришли имена? | 1 | 1 | 1 |
29 | Многозначность слова. Омонимы. | 2 | 1 | 1 |
30 | Слова-пришельцы. | 2 | | 2 |
31 | Об одном и том же разными словами. Слова – антиподы. | 2 | | 2 |
32 | Королевство предложений. | 3 | 1 | 2 |
33 | В гостях у частей речи. Паспорта частей речи. | 2 | | 2 |
34 | Конкурс «Грамотеи» | 3 | | 3 |
35 | Лингвистические игры«Крестики-нолики», «От синонимов к антонимам», «Орфография в стихах», «Прямое и переносное значение слов». | 5 | | 5 |
36 | Олимпиадные тренинги. Участие в олимпиадах. | 4 | 1 | 4 |
37 | Выявления уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | | 1 |
Используемая литература и материально-техническое обеспечение
Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
7. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
8. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк Проекты по русскому языку «Путь к грамотности»Москва, «Вако»,2018г
9. И.Голуб «Моя самая первая книжка о словах», Москва, «Дрофа», 2012г.
10. Г.В.Керова «Нестандартные задачи по математике»Москва, «Вако»,2018г.
11. Компьютер
12. Проектор
13. Интерактивная доска
14.Презентации и интерактивные задания по темам:
CD. Начальная школа. Математика: Творческая мастерская. Внеурочная деятельность.
CD. Начальная школа. Наука без скуки. Сценарии. Предметные праздники.
CD. Начальная школа. Математика. Развивающие задания и упражнения.
CD. Начальная школа. Русский язык. Развивающие задания и упражнения. Коррекция письма.
CD. Начальная школа. Олимпиадные задания.
Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2012 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2012 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
Календарно-тематическое планирование курса «Эрудит»
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
план | факт |
|
1 | .3.09 | | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | Определяют и высказывают правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делают выбор, при поддержке других участников группы, как поступить. Определяют и формулируют цель деятельности. Проговаривают последовательность действий. Учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учатся работать по плану. Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Учатся давать эмоциональную оценку деятельности. Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного. Делают предварительный отбор источников информации. Добывают новые знания. Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы. Перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют объекты. Преобразовывают информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Доносят свою позицию до других. Слушают и понимают речь других. Совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Описывают признаки предметов и узнают предметы по их признакам. Выделяют существенные признаки предметов. Сравнивают между собой предметы, явления. Обобщают, делают несложные выводы. Классифицируют явления, предметы. Определяют последовательность событий. Судят о противоположных явлениях. Дают определения тем или иным понятиям. Определяют отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявляют функциональные отношения между понятиями. Выявляют закономерности и проводят аналогии. |
2 | 7.09 | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 1 |
3 | 8.09 | | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 |
4 | 8.09 | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 1 |
5 | 10.09 | | Комбинаторика. | 1 |
6 7 | 14.09 15.09 | | Мир слов. Что такое орфоэпия? | 2 |
8 9 | 15.09 17.09 | | Орфоэпия и орфография. | 2 |
10 11 | 21.09 22.09 | | Звуки – не буквы! | 2 |
12 13 | 22.09 24.09 | | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 |
14 | 28.09 | | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 |
15 16 | 29.09 29.09 | | Комбинаторика. | 2 |
17 18 | 1.10 5.10 | | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. | 2 |
19 20 | 6.10 6.10 | | Развитие логического мышления | 2 |
21 | 8.10 | | Обучение поиску закономерностей | 1 |
22 | 12.10 | | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 |
23 24 | 13.10 13.10 | | Совершенствование воображения | 2 |
25 | 15.10 | | Развитие наглядно-образного мышления | 1 |
26 27 | 19.10 20.10 | | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 2 |
28 | 20.10 | | Решение задач с геометрическим содержанием. | 1 |
29 30 | 22.10 26.10 | | Имена вещей. | 2 |
31 32 | 27.10 27.10 | | Для чего нам словари? | 2 |
33 34 | | | Экскурсия в прошлое или слова-архаизмы. | 2 |
35 36 | | | Полет в будущее или слова-неологизмы. | 2 |
37 | | | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 |
38 | | | Лингвистическая игра «Крестики-нолики» | 1 |
39 40 | | | Правила магических квадратов. Числовые ребусы. | 2 |
41 | | | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 |
42 43 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 2 |
44 | | | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | Определяют и высказывают правила поведения при сотрудничестве. В ситуациях общения и сотрудничества, делают выбор. Определяют и формулируют цель деятельности. Проговаривают последовательность действий. Высказывают своё предположение. Учатся отличать верно и неверно выполненное задание. Ориентируются в своей системе знаний. Делают предварительный отбор источников информации. Перерабатывают полученную информацию: делают выводы, сравнивают и группируют. Преобразовывают информацию. Доносят свою позицию до других. Слушают и понимают речь других. Выполняют различные роли в группе. Описывают признаки предметов и узнают предметы по их признакам. Сравнивают между собой предметы, явления. Обобщают, делают несложные выводы. Классифицируют явления, предметы. Дают определения понятиям. Определяют отношения между предметами. Выявляют закономерности и проводят аналогии. |
45 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 1 |
46 | | | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 |
47 48 | | | Олимпиада. Подготовка. | 2 |
49 50 | | | Олимпиада. Проведение. | 2 |
51 52 | | | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 |
53 54 | | | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. | 2 |
55 56 | | | Развитие логического мышления | 2 |
57 | | | Обучение поиску закономерностей | 1 |
58 59 | | | Совершенствование воображения | 2 |
60 | | | Правила магических квадратов. Числовые ребусы. | 1 |
61 | | | Викторина Всезнаек. | 1 |
62 | | | Развитие наглядно-образного мышления | 1 |
63 | | | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 |
64 | | | Решение задач с геометрическим содержанием. | 1 |
65 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 1 |
66 67 | | | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 2 |
68 69 | | | Игра «Математическая рыбалка» | 2 | |
|
70 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 1 | Определяют и высказывают правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делают выбор, при поддержке других участников группы, как поступить. Определяют и формулируют цель деятельности. Проговаривают последовательность действий. Учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учатся работать по плану. Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Учатся давать эмоциональную оценку деятельности. Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного. Делают предварительный отбор источников информации. Добывают новые знания. Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы. Перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют объекты. Преобразовывают информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Доносят свою позицию до других. Слушают и понимают речь других. Совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Описывают признаки предметов и узнают предметы по их признакам. Выделяют существенные признаки предметов. Сравнивают между собой предметы, явления. Обобщают, делают несложные выводы. Классифицируют явления, предметы. Определяют последовательность событий. Судят о противоположных явлениях. Дают определения тем или иным понятиям. Определяют отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявляют функциональные отношения между понятиями. Выявляют закономерности и проводят аналогии. |
71 72 | | | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 |
73 | | | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 |
74 | | | Для чего нам словари? | 1 |
75 76 | | | Родословная слов. | 2 |
77 78 | | | К словам с крыльями. | 2 |
79 80 | | | Королевство предложений. | 2 |
81 82 | | | Развитие логического мышления | 2 |
83 | | | Игра «Математическая рыбалка» | 1 |
84 | | | Обучение поиску закономерностей | 1 |
85 86 | | | Совершенствование воображения | 2 |
87 | | | Откуда пришли имена? | 1 |
88 89 | | | Многозначность слова. Омонимы. | 2 |
90 91 | | | Слова-пришельцы. | 2 |
92 | | | Лингвистическая игра «Прямое и переносное значения слов» | 1 |
93 | | | Развитие наглядно-образного мышления | 1 |
94 | | | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 |
95 96 | | | Решение задач повышенной сложности | 2 |
97 98 | | | Тренировка концентрации внимания. Развитие памяти. | 2 |
99 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 1 |
100 | | | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 |
101 102 | | | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. | 2 |
103 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 1 |
104 105 | | | Об одном и том же разными словами. Слова-антиподы. | 2 |
106 | | | Лингвистическая игра «От синонимов – к антонимам» | 1 |
107 | | | Королевство предложений. | 1 |
108 109 | | | В гостях у частей речи. Паспорта частей речи. | 2 |
110 | | | Конкурс «Грамотеи» | 1 |
111 | | | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 |
112 | | | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 |
113 114 | | | Развитие логического мышления | 2 |
115 | | | Обучение поиску закономерностей | 1 |
116 117 | | | Совершенствование воображения | 2 |
118 | | | Развитие наглядно-образного мышления | 1 |
119 | | | Лингвистическая игра «Орфография в стихах» | 1 |
120 | | | Конкурс «Грамотеи» | 1 |
121 | | | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 |
122 | | | Решение задач повышенной сложности | 1 | Определяют и высказывают правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делают выбор, как поступить. Определяют и формулируют цель деятельности. Проговаривают последовательность действий. Высказывают своё предположение Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Ориентируются в своей системе знаний. Делают предварительный отбор источников информации. Перерабатывают полученную информацию: делают выводы, сравнивают и группируют объекты. Преобразовывают информацию из одной формы в другую. Доносят свою позицию до других. Слушают и понимают речь других. Выполняют различные роли в группе. Описывают признаки предметов и узнают предметы по их признакам. Сравнивают между собой предметы, явления. Обобщают, делают несложные выводы. Классифицируют явления, предметы. Дают определения понятиям. Определяют отношения между предметами. Выявляют закономерности и проводят аналогии. |
123 | | | Викторина Всезнаек. | 1 |
124 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 1 |
125 | | | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 |
126 127 | | | Олимпиада. Подготовка. | 2 |
128 129 | | | Олимпиада. Проведение. | 2 |
130 | | | Решение задач с геометрическим содержанием. | 1 |
131 | | | Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие мышления. | 1 |
132 | | | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 |
133 | | | Лингвистическая игра «Орфография в стихах» | 1 |
134 | | | Конкурс «Грамотеи» | 1 |
135 | | | Решение задач с геометрическим содержанием. | 1 |
136 | | | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 |
137 138 | | | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. | 2 |
139 | | | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 |
140 | | | Развитие логического мышления | 1 |
141 | | | Решение задач повышенной сложности | 1 |
142 | | | Игра «Математическая рыбалка» | 1 |
143 | | | Игра «Заколдованные числа» | 1 |
144 | | | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 |