Программа дополнительного
образования детей
«Волшебная нить»
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей 12-17 лет
2016 – 2017 уч. г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа дополнительного образования детей ориентирована на программу основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко/, а именно её раздела – «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и темы – «Декоративно-прикладное творчество».
Актуальность разработки программы кружка для школы заключается в привлечении учащихся среднего и старшего возраста к возможностям реализации своего творческого потенциала.
Причины ведения кружка заключаются в существующих противоречиях по недостаточности количества времени, отводимого на практические творческие работы учащихся по разным направлениям и видам деятельности на уроках.
Данная рабочая программа предоставляет возможности для построения работы кружка с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, материальной базы образовательного учреждения и местных социально-экономических условий.
Новизна программы заключается в применении метода проектов, в деятельности учащихся по индивидуальным и коллективным проектам.
Цель представленной программы – формирование общей культуры личности, т.е. культуры труда, общения, поведения, стиля и т.д.; развитие эстетического вкуса, т.е. воспитание культуры эстетического восприятия и чувства, воспитание экологической культуры учащихся; формирование самостоятельной легко адаптирующейся творческой личности, создание условий для проявления инициативы; подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, расширению их кругозора.
В процессе реализации программы обучения должны быть решены следующие задачи:
Формирование прочных знаний, умений и навыков в рукоделии, соблюдая безопасные приёмы труда;
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
Воспитание трудолюбия, предприимчивости;
Развитие художественной инициативы ребенка;
Привитие навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения качественно, в срок выполнять работу, экономного расходования материалов и утилизации отходов, умения просчитывать экономическую выгоду от выполняемой работы;
Воспитание чувства критической самооценки и самоконтроля.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля и самоконтроля.
Особенности программного материала: программа рассчитана на занятия с учащимися 5 – 11 классов и построена на соблюдении следующих принципов:
Систематичность и последовательность: все элементы учебного материала логически связаны между собой, и обучение проходит по принципу: от простого к сложному, с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся.
Принцип наглядности: наглядность в обучении предполагает не только зрительное, но и слуховое, и осязательное восприятие: объяснение учителя, работа с литературой, раздаточным материалом, в котором отражена последовательность технологического изготовления изделий.
Дифференцированный по возрастным данным, по уровню развития и способностям, интересам личностно-ориентированный подход к учащимся.
Осуществление межпредметных связей: с искусством (цвет, эстетичность), химией (крашение пряжи, свойства и получение волокон), математикой (раппорт, раскладка, развитие абстрактного мышления и пространственного воображения), историей и др. предметами.
Основные участники: Свободный набор учащихся с 5 по 11 класс, желающих заниматься декоративно-прикладным творчеством.
Обучение идёт в четырёх направлениях: объёмное вязание крючком (изготовление мягкой игрушки), лоскутная пластика, вышивка ленточками и техника коллажа. Все направления предполагают изучение основ дизайна, начальных знаний по материаловедению, основам композиции.
Дети научатся:
изготавливать с помощью ручных инструментов, швейной машины и оборудования для декоративно-прикладных работ творческие изделия по различным технологиям обработки текстильных материалов;
выполнять влажно-тепловую обработку изделий;
работать с разнофактурным текстильным и швейным материалом.
Дети получат возможность научиться:
выполнять художественную отделку швейных изделий;
изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
могут участвовать в конкурсах и смотрах;
могут представлять свои работы на выставках и мастер-классах.
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание занятий | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с ручными инструментами. Краткие сведения из истории различных видов рукоделия. | 2 |
2 | Вязание крючком. Ассортимент ниток и пряжи. Основные приёмы работы. | 2 |
3 | Вязание крючком. Условные обозначения петель. Умение читать простейшие схемы. Понятие раппорта узора. | 2 |
4 | Выбор идеи. Проработка эскиза. Подбор материала и крючка. | 2 |
5 | Основной узор вязания. Вывязывание основы. | 2 |
6 | Вывязывание основных деталей. | 2 |
7 | Вывязывание основных деталей. | 2 |
8 | Вязание деталей игрушки. | 2 |
9 | Вязание дополнительных деталей. | 2 |
10 | Сборка деталей. Соединение деталей. | 2 |
11 | Пришивание фурнитуры. Оформление, отделка игрушки. | 2 |
12 | Вышивка ленточками. Ассортимент лент. | 2 |
13 | Основы композиции декоративного панно. Пробные образцы, отработка навыков работы с лентой. | 2 |
14 | Основные вышивальные стежки. Пробные образцы. Просмотр литературы. | 2 |
15 | Способы закрепления и укладки ленты. Прикрепы. | 2 |
16 | Французский узелок. Ленточный стежок. | 2 |
17 | Проработка эскиза панно. Подбор цветовой гаммы. | 2 |
18 | Выполнение изделия. | 2 |
19 | Выполнение панно, закрепление элементов по эскизу. Работа над изделием. | 2 |
20 | Работа над изделием по эскизу. Вышивка стеблей стебельчатым швом. Добавление листьев, подбивки. | 2 |
21 | ВТО изделия. Отделка. Закрепление панно в рамке. | 2 |
22 | Лоскутная пластика. Материаловедение. Свойства тканей. | 2 |
23 | Сочетание цветов, фактуры тканей. Основные виды и приёмы стачивания лоскутов. | 2 |
24 | Приёмы настрачивания деталей. Варианты сборки деталей. | 2 |
25 | Чистая обработка края. Дублирование материалов. | 2 |
26 | Упражнения по стачиванию. | 2 |
27 | Проработка эскиза. Подбор материалов по цвету и фактуре. Заготовка лекал. | 2 |
28 | Раскрой и подгонка деталей. | 2 |
29 | Сборка элементов в блоки. | 2 |
30 | Работа над изделием. Обработка края. | 2 |
31 | Сборка элементов. Окончательная ВТО. | 2 |
32 | Технология «Коллаж». Сочетания разных фактурных материалов. Композиция коллажа. | 2 |
33 | Способы крепления деталей. Эскиз. Подбор материалов по цвету и фактуре. | 2 |
34 | Выполнение коллажа. Декоративная отделка отдельных элементов коллажа. | 2 |
Итого: | 68 |
Резервное время: | 2 |
Режим занятий – 2 часа в неделю.
Кадровое обеспечение: учитель технологии.
Содержание программы:
Тема 1. Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Ручные инструменты. Правила техники безопасности, безопасные приёмы труда. Организация рабочего места.
Даются краткие сведения из истории различных видов рукоделия, о творчестве умельцев родного края. Возможности использования рукоделия для украшения предметов домашнего обихода.
Тема 2. Вязание крючком. Изготовление игрушки.
Теория: Ассортимент вязальных нитей и пряжи. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком в спец.литературе. Умение читать простейшие схемы. Понятие раппорта узора.
Практика: Отработка правильного положения рук, основных приёмов работы крючком. Основные способы вывязывания петель. Вязание рядами, вязание по кругу, прибавление, убавление петель (упражнение, выполнение образцов). Проработка эскиза игрушки: форма, размер, цветовая гамма, основной узор для вязания, вид отделки. Подбор материала и крючка по номеру. Практическое изготовление изделия, сборка и соединение деталей. Декоративная отделка.
Тема 3. Вышивка ленточками. Панно.
Теория: Ассортимент ленточек для вышивания. Даются основы композиции декоративного панно. Просмотр специальной литературы.
Практика: Изучаются и на пробных образцах отрабатываются навыки и приёмы выполнения вышивальных стежков. Проработка эскиза панно. Подбор цветовой гаммы. Выполнение изделия. Отделка и закрепление в рамке.
Тема 4. Лоскутная пластика.
Теория: Материаловедение, свойства тканей. Сочетание цветов. Машиноведение, основные виды и приемы настрачивания лоскута. Чистая обработка края.
Практика: Упражнения. Проработка эскиза изделия. Подбор ткани по цвету и фактуре. Выполнение изделия. Отделка и декоративные детали.
Тема 5. Коллаж.
Теория: Знакомство с техникой коллажа. Сочетание различных фактурных материалов. Композиция коллажа. Способы крепления деталей.
Практика: Проработка эскиза изделия. Подбор материала по цвету и фактуре. Выполнение изделия. Отделка и декоративные детали.
Требования к уровню подготовки учащихся
При обучении выбранным направлениям по декоративно-прикладному творчеству обучающиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, технологическим оборудованием и приборами; специальными, общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки текстильных, природных и декоративных материалов.
По окончании обучения ученики должны знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами;
- правила безопасной работы на швейной машине;
- сведения из истории различных видов рукоделия;
- о творчестве умельцев родного края;
- возможности использования рукоделия для украшения предметов домашнего
обихода;
- понятие раппорта узора;
- ассортимент вязальных нитей и пряжи;
- условные обозначения, применяемые при вязании крючком в литературе;
- основные способы вывязывания петель;
- ассортимент ленточек для вышивания;
- основные виды вышивальных стежков и швов;
- основные виды машинных швов;
По окончании обучения ученики должны уметь:
- определять нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;
- определять волокнистый состав тканей (натуральные и химические);
- читать простейшие схемы и узоры;
- вязание рядами, вязание по кругу, прибавление, убавление петель;
- навыки и приёмы выполнения вышивальных стежков;
- приемы настрачивания лоскута.
Программа кружка включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. На занятиях комбинированного типа, где изучение материала связано с практической деятельностью, применяется примерное соотношение теории и практики 30%:70% соответственно.
Методическое обеспечение программы
Формы контроля:
По признаку последовательности: текущий, промежуточный, итоговый;
По периодичности: эпизодический, периодический;
По объекту контроля: обобщающий, фронтальный, тематический, персональный, обзорный.
В качестве метода контроля знаний, умений и навыков учащихся применяются: наблюдение, собеседование, задания, карточки-задания, практические работы, упражнения, творческие проектные работы.
Оценивание практических работ производится по следующим параметрам:
Качество и аккуратность выполнения задания.
Соблюдение нормы времени.
Соблюдение технологии.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил техники безопасности.
Материально - методическое обеспечение занятий в кружке
Для проведения занятий по программе кружка используются:
• Швейные машины:
Ручные трикотажные иглы -15 шт
Утюг – 1 шт
Ножницы – 15 шт
Булавки для скалывания – 30 шт
Масштабные и чертежные линейки – 15 шт
Комплект плакатов по материаловедению - 2 шт
Крючки в ассортименте – 15 шт
Спицы вязальные – 15 шт
Медиатека (презентации):
«История моды»
«Из чего мы вяжем»
Литература для учителя:
- Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2010 г.
- Учебники для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология» 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс: (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко
М.: Издательство «Вентана-Граф».
- Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2008.
Литература для учащихся:
М.В. Максимова, М.А. Кузьмина - Девичьи хлопоты», серия «Заботы
маленькой хозяйки», М., издательство «ЭКСМО - Пресс:», 2000г.
Н.З. Данкеквич «И снова фенечки» работа с бисером. СПб, изд. Дом
«Кристалл», 2001г.
И.А. Андреева, А.Л. Грекулова, А.А. Загребаева «Рукоделие»,
популярная энциклопедия, М., науч. Издательство «Большая Российская
энциклопедия», 1992г.
М.В. Максимова. М.А. Кузьмина «Вышивка. Первые шаги», М.„
издательство «ЭКСМО - Пресс». 1996г.
М.В. Максимова. М.А. Кузьмина «Послушные узелки», М..
издательство «ЭКСМО - Пресс». 1997г.
Мелинда Косе «Искусство вышивки» М., ТОО «Внешсигма». 1997г.
«Шелковая лента», серия «Школа изящных рукоделий», пер, с англ.
Н. Рейн. М., издательство «ЭКСМО - Пресс». 2006г.
11