СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Волшебная нить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительго образования "Волшебная нить". Коллажи. Вышивка лентами. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Волшебная нить"»









Программа дополнительного
образования детей
«Волшебная нить»



Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст детей 12-17 лет










2016 – 2017 уч. г.

Пояснительная записка


Предлагаемая программа дополнительного образования детей ориентирована на программу основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко/, а именно её раздела – «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и темы – «Декоративно-прикладное творчество».

Актуальность разработки программы кружка для школы заключается в привлечении учащихся среднего и старшего возраста к возможностям реализации своего творческого потенциала.

Причины ведения кружка заключаются в существующих противоречиях по недостаточности количества времени, отводимого на практические творческие работы учащихся по разным направлениям и видам деятельности на уроках.

Данная рабочая программа предоставляет возможности для по­строения работы кружка с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, материальной базы образовательного учреждения и местных социально-экономических условий.

Новизна программы заключается в применении метода проектов, в деятельности учащихся по индивидуальным и коллективным проектам.

Цель представленной программы – формирование общей культуры личности, т.е. культуры труда, общения, поведения, стиля и т.д.; развитие эстетического вкуса, т.е. воспитание культуры эстетического восприятия и чувства, воспитание экологической культуры учащихся; формирование самостоятельной легко адаптирующейся творческой личности, создание условий для проявления инициативы; подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, расширению их кругозора.

В процессе реализации программы обучения должны быть решены следующие задачи:

  1. Формирование прочных знаний, умений и навыков в рукоделии, соблюдая безопасные приёмы труда;

  2. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  3. Воспитание трудолюбия, предприимчивости;

  4. Развитие художественной инициативы ребенка;

  5. Привитие навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения качественно, в срок выполнять работу, экономного расходования материалов и утилизации отходов, умения просчитывать экономическую выгоду от выполняемой работы;

  6. Воспитание чувства критической самооценки и самоконтроля.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля и самоконтроля.

Особенности программного материала: программа рассчитана на занятия с учащимися 5 – 11 классов и построена на соблюдении следующих принципов:

  1. Систематичность и последовательность: все элементы учебного материала логически связаны между собой, и обучение проходит по принципу: от простого к сложному, с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся.

  2. Принцип наглядности: наглядность в обучении предполагает не только зрительное, но и слуховое, и осязательное восприятие: объяснение учителя, работа с литературой, раздаточным материалом, в котором отражена последовательность технологического изготовления изделий.

  3. Дифференцированный по возрастным данным, по уровню развития и способностям, интересам личностно-ориентированный подход к учащимся.

  4. Осуществление межпредметных связей: с искусством (цвет, эстетичность), химией (крашение пряжи, свойства и получение волокон), математикой (раппорт, раскладка, развитие абстрактного мышления и пространственного воображения), историей и др. предметами.

Основные участники: Свободный набор учащихся с 5 по 11 класс, желающих заниматься декоративно-прикладным творчеством.

Обучение идёт в четырёх направлениях: объёмное вязание крючком (изготовление мягкой игрушки), лоскутная пластика, вышивка ленточками и техника коллажа. Все направления предполагают изучение основ дизайна, начальных знаний по материаловедению, основам композиции.


Дети научатся:

  • изготавливать с помощью ручных инструментов, швейной машины и оборудования для декоративно-прикладных работ творческие изделия по различным технологиям обработки текстильных материалов;

  • выполнять влажно-тепловую обработку изделий;

  • работать с разнофактурным текстильным и швейным материалом.

Дети получат возможность научиться:

  • выполнять художественную отделку швейных изделий;

  • изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;

  • могут участвовать в конкурсах и смотрах;

  • могут представлять свои работы на выставках и мастер-классах.

Учебно-тематическое планирование

Содержание занятий

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с ручными инструментами. Краткие сведения из истории различных видов рукоделия.

2

2

Вязание крючком. Ассортимент ниток и пряжи. Основные приёмы работы.

2

3

Вязание крючком. Условные обозначения петель. Умение читать простейшие схемы. Понятие раппорта узора.

2

4

Выбор идеи. Проработка эскиза. Подбор материала и крючка.

2

5

Основной узор вязания. Вывязывание основы.

2

6

Вывязывание основных деталей.

2

7

Вывязывание основных деталей.

2

8

Вязание деталей игрушки.

2

9

Вязание дополнительных деталей.

2

10

Сборка деталей. Соединение деталей.

2

11

Пришивание фурнитуры. Оформление, отделка игрушки.

2

12

Вышивка ленточками. Ассортимент лент.

2

13

Основы композиции декоративного панно. Пробные образцы, отработка навыков работы с лентой.

2

14

Основные вышивальные стежки. Пробные образцы. Просмотр литературы.

2

15

Способы закрепления и укладки ленты. Прикрепы.

2

16

Французский узелок. Ленточный стежок.

2

17

Проработка эскиза панно. Подбор цветовой гаммы.

2

18

Выполнение изделия.

2

19

Выполнение панно, закрепление элементов по эскизу. Работа над изделием.

2

20

Работа над изделием по эскизу. Вышивка стеблей стебельчатым швом. Добавление листьев, подбивки.

2

21

ВТО изделия. Отделка. Закрепление панно в рамке.

2

22

Лоскутная пластика. Материаловедение. Свойства тканей.

2

23

Сочетание цветов, фактуры тканей. Основные виды и приёмы стачивания лоскутов.

2

24

Приёмы настрачивания деталей. Варианты сборки деталей.

2

25

Чистая обработка края. Дублирование материалов.

2

26

Упражнения по стачиванию.

2

27

Проработка эскиза. Подбор материалов по цвету и фактуре. Заготовка лекал.

2

28

Раскрой и подгонка деталей.

2

29

Сборка элементов в блоки.

2

30

Работа над изделием. Обработка края.

2

31

Сборка элементов. Окончательная ВТО.

2

32

Технология «Коллаж». Сочетания разных фактурных материалов. Композиция коллажа.

2

33

Способы крепления деталей. Эскиз. Подбор материалов по цвету и фактуре.

2

34

Выполнение коллажа. Декоративная отделка отдельных элементов коллажа.

2

Итого:

68

Резервное время:

2



Режим занятий – 2 часа в неделю.

Кадровое обеспечение: учитель технологии.

Содержание программы:


Тема 1. Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Ручные инструменты. Правила техники безопасности, безопасные приёмы труда. Организация рабочего места.

Даются краткие сведения из истории различных видов рукоделия, о творчестве умельцев родного края. Возможности использования рукоделия для украшения предметов домашнего обихода.


Тема 2. Вязание крючком. Изготовление игрушки.

Теория: Ассортимент вязальных нитей и пряжи. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком в спец.литературе. Умение читать простейшие схемы. Понятие раппорта узора.

Практика: Отработка правильного положения рук, основных приёмов работы крючком. Основные способы вывязывания петель. Вязание рядами, вязание по кругу, прибавление, убавление петель (упражнение, выполнение образцов). Проработка эскиза игрушки: форма, размер, цветовая гамма, основной узор для вязания, вид отделки. Подбор материала и крючка по номеру. Практическое изготовление изделия, сборка и соединение деталей. Декоративная отделка.


Тема 3. Вышивка ленточками. Панно.

Теория: Ассортимент ленточек для вышивания. Даются основы композиции декоративного панно. Просмотр специальной литературы.

Практика: Изучаются и на пробных образцах отрабатываются навыки и приёмы выполнения вышивальных стежков. Проработка эскиза панно. Подбор цветовой гаммы. Выполнение изделия. Отделка и закрепление в рамке.


Тема 4. Лоскутная пластика.

Теория: Материаловедение, свойства тканей. Сочетание цветов. Машиноведение, основные виды и приемы настрачивания лоскута. Чистая обработка края.

Практика: Упражнения. Проработка эскиза изделия. Подбор ткани по цвету и фактуре. Выполнение изделия. Отделка и декоративные детали.


Тема 5. Коллаж.

Теория: Знакомство с техникой коллажа. Сочетание различных фактурных материалов. Композиция коллажа. Способы крепления деталей.

Практика: Проработка эскиза изделия. Подбор материала по цвету и фактуре. Выполнение изделия. Отделка и декоративные детали.

Требования к уровню подготовки учащихся

При обучении выбранным направлениям по декоративно-прикладному творчеству обучающиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, технологическим оборудованием и приборами; специальными, общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки текстильных, природных и декоративных материалов.

По окончании обучения ученики должны знать:

- правила безопасной работы с ручными инструментами;

- правила безопасной работы на швейной машине;

- сведения из истории различных видов рукоделия;

- о творчестве умельцев родного края;

- возможности использования рукоделия для украшения предметов домашнего
обихода;

- понятие раппорта узора;

- ассортимент вязальных нитей и пряжи;

- условные обозначения, применяемые при вязании крючком в литературе;

- основные способы вывязывания петель;

- ассортимент ленточек для вышивания;

- основные виды вышивальных стежков и швов;

- основные виды машинных швов;

По окончании обучения ученики должны уметь:

- определять нити основы и утка, лицевую и изнаноч­ную сторону ткани;

- определять волокнистый состав тканей (натуральные и химические);

- читать простейшие схемы и узоры;

- вязание рядами, вязание по кругу, прибавление, убавление петель;

- навыки и приёмы выполнения вышивальных стежков;

- приемы настрачивания лоскута.


Программа кружка включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. На занятиях комбинированного типа, где изучение материала связано с практической деятельностью, применяется примерное соотношение теории и практики 30%:70% соответственно.




Методическое обеспечение программы

Формы контроля:

  1. По признаку последовательности: текущий, промежуточный, итоговый;

  2. По периодичности: эпизодический, периодический;

  3. По объекту контроля: обобщающий, фронтальный, тематический, персональный, обзорный.

В качестве метода контроля знаний, умений и навыков учащихся применяются: наблюдение, собеседование, задания, карточки-задания, практические работы, упражнения, творческие проектные работы.

Оценивание практических работ производится по сле­дующим параметрам:

  1. Качество и аккуратность выполнения задания.

  2. Соблюдение нормы времени.

  3. Соблюдение технологии.

  4. Организация рабочего места.

  5. Соблюдение правил техники безопасности.


Материально - методическое обеспечение занятий в кружке

Для проведения занятий по программе кружка используются:

• Швейные машины:

  • с ручным приводом – 2 шт
    - с электроприводом – 4 шт


  • Ручные трикотажные иглы -15 шт

  • Утюг – 1 шт

  • Ножницы – 15 шт

  • Булавки для скалывания – 30 шт

  • Масштабные и чертежные линейки – 15 шт

  • Комплект плакатов по материаловедению - 2 шт

  • Крючки в ассортименте – 15 шт

  • Спицы вязальные – 15 шт

  • Медиатека (презентации):


  • «История моды»

  • «Из чего мы вяжем»


Литература для учителя:


- Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2010 г.

- Учебники для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология» 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс: (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко
М.: Издательство «Вентана-Граф».

- Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2008.



Литература для учащихся:

  • М.В. Максимова, М.А. Кузьмина - Девичьи хлопоты», серия «Заботы
    маленькой хозяйки», М., издательство «ЭКСМО - Пресс:», 2000г.

  • Н.З. Данкеквич «И снова фенечки» работа с бисером. СПб, изд. Дом
    «Кристалл», 2001г.

  • И.А. Андреева, А.Л. Грекулова, А.А. Загребаева «Рукоделие»,
    популярная энциклопедия, М., науч. Издательство «Большая Российская
    энциклопедия», 1992г.

  • М.В. Максимова. М.А. Кузьмина «Вышивка. Первые шаги», М.„
    издательство «ЭКСМО - Пресс». 1996г.

  • М.В. Максимова. М.А. Кузьмина «Послушные узелки», М..
    издательство «ЭКСМО - Пресс». 1997г.

  • Мелинда Косе «Искусство вышивки» М., ТОО «Внешсигма». 1997г.

  • «Шелковая лента», серия «Школа изящных рукоделий», пер, с англ.
    Н. Рейн. М., издательство «ЭКСМО - Пресс». 2006г.






11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!