ПРОГРАММА
РАБОТЫ КРУЖКА
«Волшебные нити»
Разработано Голубевой А.С.
Содержание:
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Организационный раздел
Цель и задачи
Перспективы реализации программы
Содержательный раздел
Вариативные методы и формы реализации программы
Возрастные особенности детей
Система работы кружка
Учебно-методический план программы
Список источников и используемая литература
Современному обществу необходим человек с широким спектром способностей, развитыми индивидуальными качествами личности. Это же отражено в ФГОС ДО. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, к которому стремиться общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ступени развития» - школе.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Работая в кружке «Волшебные нити», воспитатель помогает детям отражать свою неповторимость, реализовывать свой творческий потенциал и развить свои творческие способности, возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Один из способов развития творческих способностей – занятия с нитью (пряжей).
Пояснительная записка
Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках дополнительного образования, появилась необходимость создания в ДОУ кружка, где могут использоваться нетрадиционные способы работы с пряжей. Занятия, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. У детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки творчества. Развивается речь ребенка. Процесс обучения работе с пряжей способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речь. На занятиях кружка совместное обсуждение побуждает ребенка к осмысливанию объекта его творчества, выявляет критерии, по которым он оценивает результат труда.
Занятия проводятся в творческой атмосфере, что способствует развитию воображения.
Важным условием реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Главную роль в приобретении материалов для работы, конечно же, отводится родителям и спонсорам.
Нормативно-правовые документы
Программа работы кружка разработана в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) и следующими нормативно-правовыми документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013
Уставом Учреждения МК ДОУ д/с №346 г. Новосибирска
Организационный раздел
Программа учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Занятия в кружке посещают дети по собственному желанию и по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май. Для успешного усвоения программы на занятиях численность детей в группе должна составлять не более 15 человек.
Перспективно-тематическое планирование работы кружка (в части определения содержательного компонента образовательного процесса) составлен с учетом перспектив в обновлении содержания.
Цели и задачи программы
Цель программы – создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем личного опыта.
Творческие задачи – это задачи, которые требуют самостоятельного решения найденного в результате экспериментирования с материалами.
Основная цель – формирование творческих способностей детей.
Задачи:
- Развивать речь.
- Знакомить с произведениями художественного творчества, произведениями художественной литературы.
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие.
- Воспитывать художественные способности и эстетический вкус.
Перспективы реализации программы
В процессе обучения дети приобретают практические навыки владения ножницами, фигурными трафаретами. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпается» творческие способности.
В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. Выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации программы:
- умение воспитанников составлять описательные рассказы по определенной педагогом тематике;
- участие детей в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах;
- организация выставки детских работ в детском саду;
- составление альбома лучших конкурсных работ;
- оформление материала «Опыт работы кружка»;
- показ мастер-классов для взрослой аудитории (родители, педагоги).
Содержательный раздел
Вариативные методы и формы реализации программы
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие:
- занятие-беседа;
- практические подгрупповые занятия;
- практические приемы;
- дидактические игры и задания;
- игровые упражнения.
Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:
- исследовательский;
- проблемно-поисковый;
- экспериментальный;
- творческий.
Возрастные особенности детей
Средняя группа (4-5 лет)
К 4 годам у детей преобладает наглядно-образное мышление. Это означает, что действия детей носят практический, опытный характер. Повышается произвольность и устойчивость внимания; развиваются волевые качества. Начиная с этого возраста, дети с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Яркая фантазия и богатое воображение позволяет создавать целые вселенные в голове, где ребенок может выбрать для себя любую роль. Ребенок в этом возрасте способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, ответить на вопросы взрослого. Именно в этом возрасте необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду.
Старшая группа (5-6 лет)
К 5 годам дети обладают большим запасом представлений об окружающем мире. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и оттенки, может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание становится более устойчивым и произвольным. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой воображение).
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине и качестве предметов. Ребенок уже целенаправленно и последовательно обследует особенности предметов, при этом он ориентируется на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Воображение детей становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. В этом возрасте продолжается развитие образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети способны конструировать по заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного материала, дополняя детали; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Система работы кружка
Реализация поставленных задач осуществляется в соответствии с учебным планом ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю. Всего 36 занятий в год.
Учебно-методический план работы
Для систематической организации работы кружка разработано перспективно-тематическое планирование на учебный год (Приложение №1, №2, №3).
Список источников и используемая литература
Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет. Л.В. Куцакова, - М.: Мозаика-Синтез, 2010
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова, - М.: Синтез, 2005
Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология. М.В. Крулехт, - СПб.: Детство-Пресс,2003
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И.А. Лыкова, - М.: Карапуз
Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л.В. Куцакова, - М.: Совершенство, 1999
Детский дизайн. Пластилинография. Г.Н. Давыдова
Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей. Л.В. Куцакова, - М.: Просвещение, 1990
Объемная аппликация Петрова И.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. О.В. Дыбина, - М.: Сфера, 2001
Перспективно-тематическое планирование на учебный год в средней группе (4-5 лет)
тема | цель | материал |
Сентябрь |
Беседа о народном прикладном творчестве | Познакомить детей с видами прикладного творчества. Вызвать интерес к созидательному творчеству. Расширить кругозор детей. Активизировать словарный запас. | Изображения различного вида прикладного творчества в виде видеопрезентации. Игрушки, картины и другие экспонаты декоративно-прикладного творчества. |
Аппликация из вязанных цепочек «Круг» | Учить самостоятельно наклеивать цепочку по заданному контуру. Закрепить знания о геометрических фигурах. Учить аккуратно выполнять аппликацию. | Картон с изображением круга, клей ПВА, вязанная цепочка, салфетки для удаления лишнего клея. |
Октябрь |
Аппликация из вязанных цепочек «Квадрат и треугольник» | Закрепить знания о геометрических фигурах (их основные отличия и что у них общее). Формировать умение наклеивать строго по линии; поворачивать цепочку, формируя углы. Развивать воображение (какие предметы можно изобразить, применяя данные фигуры). Развивать связную речь. | Картон, клей, салфетки, вязанная цепочка. |
Аппликация вязанными фигурами «Звездное небо» | Познакомить с различными элементами. Учить составлять композицию из элементов. Способствовать аккуратности при наклеивании. Побуждать к творчеству. | Картон, клей, салфетки, вязанные звездочки. |
Ноябрь |
Аппликация «Карнавал осени» | Продолжать знакомить с вязанными элементами. Способствовать развитию воображения при составлении композиции. Развивать связную речь посредством составления рассказа по картине. | Картон, клей, салфетки, вязанные листики разного цвета и размера. |
Аппликация помпонами «Фантазия» | Познакомить с помпоном (показать как и из чего его делают). Развивать воображение. Способствовать аккуратности в работе. Активизировать словарный запас. | Картон, клей, помпоны различных цветов. |
Декабрь |
Аппликация из нарезанной пряжи «Вьюга» | Учить составлять композицию. Познакомить с различными видами пряжи (шерсть, хлопок, лён). Формировать навык аккуратности в работе с клеем. Расширять словарный запас. Развивать связную речь. | Картон, клей, салфетки, кусочки пряжи разного состава и фактуры. |
Аппликация цепочками «Елочка» | Учить аккуратно наклеивать цепочку по контуру. Способствовать аккуратности. Учить разукрашивать фигуру. | Картон с изображением елки, клей, салфетки, вязанная цепочка зеленого цвета, цветные карандаши. |
Аппликация цепочками «Елочные шары» | Учить самостоятельно обводить фигуру по трафарету. Закреплять умение наклеивать по контуру. Развивать воображение. Учить украшать шары новогодними узорами. | Картон, клей, салфетки, трафарет новогодних игрушек (шара), вязанные цепочки разных цветов, цветные карандаши. |
Январь |
Аппликация помпонами «Январские сугробы» | Развивать воображение. Учить составлять композицию. Учить соблюдать аккуратность в работе. | Картон, клей, помпоны белого и голубого цветов. |
Февраль |
Аппликация помпонами «23 февраля» | Учить составлять композицию по трафарету. Способствовать творческому подходу. Воспитывать патриотические чувства. | Картон с цифрами 23, клей, помпоны. |
Март |
Аппликация вязанными фигурами «8 марта» | Познакомить с праздником «8 марта». Учить наклеивать по трафарету. Развивать связную речь. Формировать творческое мышление и воображение. | Картон, клей, салфетки, помпоны, вязанные листики, цветные карандаши. |
Аппликация вязанными фигурами «Весенние цветы» | Закрепить знания о временах года, их характерных особенностях. Учить составлять композицию. Закреплять умение аккуратно наклеивать. | Картон, вязанные цветочки и цепочки, клей, салфетки. |
Апрель |
Аппликация помпонами «Весенний букет» | Учить составлять композицию из разных деталей. Развивать творческое воображение. Воспитывать эстетический вкус. Учить составлять рассказ о своем произведении творчества. | Картон, клей, салфетки, помпоны разных цветов, цепочки зеленого цвета, ваза из цветной бумаги. |
Аппликация из вязанных цепочек «Цветочек» | Учить аккуратно наклеивать по контуру. Развивать воображение и творческое мышление. Учить составлять композицию. Закрепить знания о строении цветка. Расширить словарный запас. | Картон, клей, салфетки, вязанные цепочки, цветные карандаши. |
Май |
Аппликация помпонами «Одуванчик» | Закрепить знания о временах года. Расширить словарный запас. Познакомить с оттенками желтого цвета. | Картон, помпоны желтого цвета, цветные карандаши. |
Коллективная работа «Летний танец бабочки» | Учить совместно создавать композицию. Учить коллективному творчеству. Развивать коммуникативные навыки, взаимодействовать друг с другом. Закреплять умение наклеивать по трафарету. | Картон формата А3, клей, вязанные цепочки разного цвета, вязанные фигурки бабочек, салфетки. |
Перспективно-тематическое планирование на учебный год в старшей группе (5-6 лет)
тема | цель | материал |
Сентябрь |
Беседа о видах декоративно-прикладного творчества | Расширить знания о прикладном творчестве. Развивать связную речь. | |
Аппликация вязанными цепочками «Цветочек» | Напомнить о технике создания аппликации. Закрепить умение наклеивать по трафарету. Воспитывать аккуратное отношение к результатам своего труда и труду других. Развивать мелкую моторику рук. | Картон, клей, салфетки, вязанные цепочки. |
Октябрь |
Аппликация из нарезанной пряжи «Осеннее поле» | Учить создавать композицию. Развивать воображение. Закрепить знание о видах и структуре пряжи. | Картон, клей, кусочки пряжи различных оттенков коричневого цвета разных фактур и состава. |
Аппликация вязанными фигурами «Звездопад» | Учить создавать композицию. Учить следовать первоначальному замыслу. Учить аккуратно наклеивать. | Картон, клей, салфетки, вязанные звездочки. |
Ноябрь |
Аппликация помпонами «Мишка» | Закреплять умение создавать композицию. Учить обводить трафарет. Развивать речь. Способствовать развитию творческого мышления. | Картон, трафарет «мишки», простой карандаш, клей, помпоны. |
Аппликация «Елочка» | Закрепить знания о временах года. Учить аккуратно наклеивать по контуру. Способствовать развитию связной речи. | Картон, клей, вязанные цепочки зеленого цвета. |
Декабрь |
Аппликация «Новогодние игрушки» | Закрепить знания об игрушках: виды, материал изготовления. Развивать связную речь. Развивать творческое мышление и воображение. | Предыдущие работы «Елочка», клей, вязанные крючком кружочки. |
Аппликация «Фейерверк» | Развивать воображение. Учить составлять композицию из разных фигур. Развивать мелкую моторику рук. | Картон, клей, помпоны, вязанные цепочки и звездочки. |
Январь |
Аппликация цепочками «Грузовичок» | Продолжать учить наклеивать по трафарету. Учить заполнять пространство фигуры. Развивать творческий подход. | Картон, трафарет грузовика, карандаши, клей, вязанные цепочки разного цвета. |
Аппликация из нарезанной пряжи «Вьюга» | Развивать творческое мышление и воображение. Напомнить о погодных явлениях зимой: метель, снегопад, мороз и др. Расширять словарный запас. | Картон, клей, кусочки пряжи. |
Февраль |
Аппликация из вязанных цепочек «С праздником, папа!» | Учить составлять композицию. Учить следовать творческому замыслу. Развивать воображение. Формировать чувство патриотизма. Учить обводить трафарет. Учить использовать различный материал для целостности композиции. | Картон, клей, вязанные цепочки, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы. |
Март |
Аппликация «С 8 марта, мама!» | Учить обводить трафарет. Учить построению композиции. Развивать мелкую моторику рук. Учить дополнять картину различными деталями. | Картон, клей, вязанные цепочки, бусины, пайетки, вязанные цветочки, карандаши, трафареты. |
Апрель |
Аппликация «Весенняя фантазия» | Развивать творческое мышление и воображение. Закреплять знания о временах года. Развивать связную речь. | Картон, клей, вязанные цепочки, кружочки, цветочки. |
Аппликация из нарезанной пряжи «Летний дождь» | Закреплять знания об оттенках синего цвета. Закреплять знания о фактуре пряжи. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук. | Картон, клей, кусочки пряжи разной фактуры и состава в синих тонах. |
Май |
Аппликация «День Победы» | Формировать патриотические чувства. Развивать связную речь. Учить составлять композицию. | Картон, клей, ножницы, цветная бумага, вязанные фигуры. |
Коллективное творчество «На морском дне» | Учить совместной работе. Учить договариваться между собой, распределять обязанности. Расширять кругозор. Расширять словарный запас. | Картон формата А3, клей, вязанные цепочки разных цветов, вязанные фигурки, цветная бумага, ножницы. |
Перспективно-тематическое планирование на учебный год в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Сентябрь |
Беседа о видах искусства | Расширить кругозор. Обогатить словарный запас. Развивать связную речь. Формировать эстетический и художественный вкус. | |
Аппликация помпонами «Моя любимая игрушка» | Закрепить умение работы с помпонами. Учить самостоятельно подбирать сюжет картины. Развивать связную речь. Развивать воображение. | Картон, клей ПВА, помпоны, цветные карандаши. |
Октябрь |
Аппликация «Осенний лес» | Закреплять знания о временах года. Учить самостоятельно воплощать замысел. Воспитывать аккуратность и старательность в работе. | Картон, клей, карандаши, вязанные крючком цепочки. |
Мастер-класс «Как появляются цветы» | Познакомить с рукоделием – вязанием крючком. Приобщить к рукоделию, вызвать интерес. Рассказать о других видах рукоделия. Воспитывать уважительное отношение к ручному труду. Формировать эстетический вкус. Расширить кругозор. Активизировать словарный запас. | |
Ноябрь |
Аппликация «Дымковская игрушка» (лошадка) | Познакомить с дымковской игрушкой, особенностях орнамента. Учить выполнять фрагменты орнаментов. Воспитывать эстетический вкус. Расширять кругозор. | Картон, клей, салфетки для удаления излишков клея, вязанные крючком цепочки красного и зеленого цветов. |
Аппликация из вязанных цепочек «Самолеты» | Учить самостоятельно составлять композицию. Учить заполнять весь контур. Способствовать развитию образного мышления. Развивать память, внимание. Активизировать развернутую связную речь. | Картон, клей, карандаши, салфетки, вязанные цепочки. |
Декабрь |
Аппликация вязанными фигурами «Новогодние огни» | Способствовать самостоятельному составлению композиции. Развивать воображение. Учить фантазировать для воплощения творческого замысла. Способствовать аккуратности в работе с клеем. | Картон, клей, салфетки, различные вязанные фигуры (снежинки, шарики, звездочки). |
Коллективное творчество «Новогодняя елка» | Закреплять умение работать в творческой группе. Учить распределению обязанностей. Развивать творческое мышление и воображение. Формировать правильную устную речь. | Картон формата А3, клей, различные вязанные фигуры, цепочки, блестки, бусины, ленточки, пайетки, мишура, дождик. |
Январь |
Аппликация «Филимоновская игрушка» (петушок) | Познакомить с разновидностями глиняных игрушек. Обогатить знания о способах росписи игрушек. Учить самостоятельно выполнять элементы орнамента при помощи клея и вязанной цепочки. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение из частей составлять композицию. Обогащать словарный запас новыми терминами и названиями. | Картон, клей, салфетки, цветные карандаши, вязанные цепочки и кружочки. |
Февраль |
Аппликация «23 февраля» | Закрепить знания о празднике «23 февраля». Способствовать самостоятельности при выборе темы своего творчества (дать возможность самостоятельно выбрать, что будет изображено на открытке). Учить творчески подходить к идее замысла. Развивать образное мышление и воображение. | Картон, клей, карандаши, помпоны, вязанные цепочки и звезды. |
Март |
Аппликация «Открытка для мамы» | Способствовать творческому подходу при составлении композиции. Учить подбирать цветовую гамму. Развивать воображение. Развивать связную речь. | Картон, клей, карандаши, ленточки, вязанные цепочки и цветочки. |
Апрель |
Аппликация «Первый цветок» | Закрепить знания о временах года. Закреплять умения составлять композицию. Учить самостоятельно выбирать цвета для картины. Воспитывать эстетический вкус. | Картон, клей, цветные карандаши, ленточки, кусочки пряжи, вязанные цепочки и листики. |
Май |
Аппликация «9 мая – День Победы» | Способствовать патриотическому воспитанию. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое мышление. Способствовать аккуратности в работе с клеем и ножницами. | Картон, клей, ножницы, цветная бумага, ленточки, вязанные цепочки и звезды. |