СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка в ДОУ "Волшебные нити"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Работая в кружке «Волшебные нити», воспитатель помогает детям отражать свою неповторимость, реализовывать свой творческий потенциал и развить свои творческие способности, возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка в ДОУ "Волшебные нити"»









ПРОГРАММА

РАБОТЫ КРУЖКА

«Волшебные нити»













Разработано Голубевой А.С.



Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Нормативно-правовые документы

  3. Организационный раздел

  4. Цель и задачи

  5. Перспективы реализации программы

  6. Содержательный раздел

    1. Вариативные методы и формы реализации программы

    2. Возрастные особенности детей

  7. Система работы кружка

    1. Учебно-методический план программы

  8. Список источников и используемая литература



























































Современному обществу необходим человек с широким спектром способностей, развитыми индивидуальными качествами личности. Это же отражено в ФГОС ДО. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, к которому стремиться общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ступени развития» - школе.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Работая в кружке «Волшебные нити», воспитатель помогает детям отражать свою неповторимость, реализовывать свой творческий потенциал и развить свои творческие способности, возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Один из способов развития творческих способностей – занятия с нитью (пряжей).





Пояснительная записка



Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках дополнительного образования, появилась необходимость создания в ДОУ кружка, где могут использоваться нетрадиционные способы работы с пряжей. Занятия, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. У детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки творчества. Развивается речь ребенка. Процесс обучения работе с пряжей способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речь. На занятиях кружка совместное обсуждение побуждает ребенка к осмысливанию объекта его творчества, выявляет критерии, по которым он оценивает результат труда.

Занятия проводятся в творческой атмосфере, что способствует развитию воображения.

Важным условием реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Главную роль в приобретении материалов для работы, конечно же, отводится родителям и спонсорам.



Нормативно-правовые документы



Программа работы кружка разработана в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) и следующими нормативно-правовыми документами:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013

Уставом Учреждения МК ДОУ д/с №346 г. Новосибирска





Организационный раздел



Программа учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Занятия в кружке посещают дети по собственному желанию и по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май. Для успешного усвоения программы на занятиях численность детей в группе должна составлять не более 15 человек.

Перспективно-тематическое планирование работы кружка (в части определения содержательного компонента образовательного процесса) составлен с учетом перспектив в обновлении содержания.





Цели и задачи программы



Цель программы – создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем личного опыта.

Творческие задачи – это задачи, которые требуют самостоятельного решения найденного в результате экспериментирования с материалами.

Основная цель – формирование творческих способностей детей.

Задачи:

- Развивать речь.

- Знакомить с произведениями художественного творчества, произведениями художественной литературы.

- Развивать мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие.

- Воспитывать художественные способности и эстетический вкус.





Перспективы реализации программы



В процессе обучения дети приобретают практические навыки владения ножницами, фигурными трафаретами. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпается» творческие способности.

В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. Выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы:

- умение воспитанников составлять описательные рассказы по определенной педагогом тематике;

- участие детей в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах;

- организация выставки детских работ в детском саду;

- составление альбома лучших конкурсных работ;

- оформление материала «Опыт работы кружка»;

- показ мастер-классов для взрослой аудитории (родители, педагоги).





Содержательный раздел



Вариативные методы и формы реализации программы

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие:

- занятие-беседа;

- практические подгрупповые занятия;

- практические приемы;

- дидактические игры и задания;

- игровые упражнения.

Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:

- исследовательский;

- проблемно-поисковый;

- экспериментальный;

- творческий.



Возрастные особенности детей

Средняя группа (4-5 лет)

К 4 годам у детей преобладает наглядно-образное мышление. Это означает, что действия детей носят практический, опытный характер. Повышается произвольность и устойчивость внимания; развиваются волевые качества. Начиная с этого возраста, дети с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Яркая фантазия и богатое воображение позволяет создавать целые вселенные в голове, где ребенок может выбрать для себя любую роль. Ребенок в этом возрасте способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, ответить на вопросы взрослого. Именно в этом возрасте необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду.

Старшая группа (5-6 лет)

К 5 годам дети обладают большим запасом представлений об окружающем мире. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и оттенки, может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание становится более устойчивым и произвольным. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой воображение).

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине и качестве предметов. Ребенок уже целенаправленно и последовательно обследует особенности предметов, при этом он ориентируется на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Воображение детей становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. В этом возрасте продолжается развитие образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети способны конструировать по заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного материала, дополняя детали; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.



Система работы кружка

Реализация поставленных задач осуществляется в соответствии с учебным планом ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю. Всего 36 занятий в год.



Учебно-методический план работы

Для систематической организации работы кружка разработано перспективно-тематическое планирование на учебный год (Приложение №1, №2, №3).





Список источников и используемая литература

  1. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет. Л.В. Куцакова, - М.: Мозаика-Синтез, 2010

  2. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова, - М.: Синтез, 2005

  3. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология. М.В. Крулехт, - СПб.: Детство-Пресс,2003

  4. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И.А. Лыкова, - М.: Карапуз

  5. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л.В. Куцакова, - М.: Совершенство, 1999

  6. Детский дизайн. Пластилинография. Г.Н. Давыдова

  7. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей. Л.В. Куцакова, - М.: Просвещение, 1990

  8. Объемная аппликация Петрова И.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2007

  9. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. О.В. Дыбина, - М.: Сфера, 2001

Перспективно-тематическое планирование на учебный год в средней группе (4-5 лет)

тема

цель

материал

Сентябрь

Беседа о народном прикладном творчестве


Познакомить детей с видами прикладного творчества. Вызвать интерес к созидательному творчеству. Расширить кругозор детей. Активизировать словарный запас.


Изображения различного вида прикладного творчества в виде видеопрезентации. Игрушки, картины и другие экспонаты декоративно-прикладного творчества.

Аппликация из вязанных цепочек «Круг»

Учить самостоятельно наклеивать цепочку по заданному контуру. Закрепить знания о геометрических фигурах. Учить аккуратно выполнять аппликацию.


Картон с изображением круга, клей ПВА, вязанная цепочка, салфетки для удаления лишнего клея.

Октябрь

Аппликация из вязанных цепочек «Квадрат и треугольник»

Закрепить знания о геометрических фигурах (их основные отличия и что у них общее). Формировать умение наклеивать строго по линии; поворачивать цепочку, формируя углы. Развивать воображение (какие предметы можно изобразить, применяя данные фигуры). Развивать связную речь.


Картон, клей, салфетки, вязанная цепочка.

Аппликация вязанными фигурами «Звездное небо»

Познакомить с различными элементами. Учить составлять композицию из элементов. Способствовать аккуратности при наклеивании. Побуждать к творчеству.

Картон, клей, салфетки, вязанные звездочки.

Ноябрь

Аппликация «Карнавал осени»

Продолжать знакомить с вязанными элементами. Способствовать развитию воображения при составлении композиции. Развивать связную речь посредством составления рассказа по картине.

Картон, клей, салфетки, вязанные листики разного цвета и размера.

Аппликация помпонами «Фантазия»

Познакомить с помпоном (показать как и из чего его делают). Развивать воображение. Способствовать аккуратности в работе. Активизировать словарный запас.

Картон, клей, помпоны различных цветов.

Декабрь

Аппликация из нарезанной пряжи «Вьюга»

Учить составлять композицию. Познакомить с различными видами пряжи (шерсть, хлопок, лён). Формировать навык аккуратности в работе с клеем. Расширять словарный запас. Развивать связную речь.

Картон, клей, салфетки, кусочки пряжи разного состава и фактуры.

Аппликация цепочками «Елочка»

Учить аккуратно наклеивать цепочку по контуру. Способствовать аккуратности. Учить разукрашивать фигуру.

Картон с изображением елки, клей, салфетки, вязанная цепочка зеленого цвета, цветные карандаши.

Аппликация цепочками «Елочные шары»

Учить самостоятельно обводить фигуру по трафарету. Закреплять умение наклеивать по контуру. Развивать воображение. Учить украшать шары новогодними узорами.

Картон, клей, салфетки, трафарет новогодних игрушек (шара), вязанные цепочки разных цветов, цветные карандаши.

Январь

Аппликация помпонами «Январские сугробы»

Развивать воображение. Учить составлять композицию. Учить соблюдать аккуратность в работе.

Картон, клей, помпоны белого и голубого цветов.

Февраль

Аппликация помпонами «23 февраля»

Учить составлять композицию по трафарету. Способствовать творческому подходу. Воспитывать патриотические чувства.

Картон с цифрами 23, клей, помпоны.

Март

Аппликация вязанными фигурами «8 марта»

Познакомить с праздником «8 марта». Учить наклеивать по трафарету. Развивать связную речь. Формировать творческое мышление и воображение.

Картон, клей, салфетки, помпоны, вязанные листики, цветные карандаши.

Аппликация вязанными фигурами «Весенние цветы»

Закрепить знания о временах года, их характерных особенностях. Учить составлять композицию. Закреплять умение аккуратно наклеивать.

Картон, вязанные цветочки и цепочки, клей, салфетки.

Апрель

Аппликация помпонами «Весенний букет»

Учить составлять композицию из разных деталей. Развивать творческое воображение. Воспитывать эстетический вкус. Учить составлять рассказ о своем произведении творчества.

Картон, клей, салфетки, помпоны разных цветов, цепочки зеленого цвета, ваза из цветной бумаги.

Аппликация из вязанных цепочек «Цветочек»

Учить аккуратно наклеивать по контуру. Развивать воображение и творческое мышление. Учить составлять композицию. Закрепить знания о строении цветка. Расширить словарный запас.

Картон, клей, салфетки, вязанные цепочки, цветные карандаши.

Май

Аппликация помпонами «Одуванчик»

Закрепить знания о временах года. Расширить словарный запас. Познакомить с оттенками желтого цвета.

Картон, помпоны желтого цвета, цветные карандаши.

Коллективная работа «Летний танец бабочки»

Учить совместно создавать композицию. Учить коллективному творчеству. Развивать коммуникативные навыки, взаимодействовать друг с другом. Закреплять умение наклеивать по трафарету.

Картон формата А3, клей, вязанные цепочки разного цвета, вязанные фигурки бабочек, салфетки.

Перспективно-тематическое планирование на учебный год в старшей группе (5-6 лет)

тема

цель

материал

Сентябрь

Беседа о видах декоративно-прикладного творчества

Расширить знания о прикладном творчестве. Развивать связную речь.


Аппликация вязанными цепочками «Цветочек»

Напомнить о технике создания аппликации. Закрепить умение наклеивать по трафарету. Воспитывать аккуратное отношение к результатам своего труда и труду других. Развивать мелкую моторику рук.

Картон, клей, салфетки, вязанные цепочки.

Октябрь

Аппликация из нарезанной пряжи «Осеннее поле»

Учить создавать композицию. Развивать воображение. Закрепить знание о видах и структуре пряжи.

Картон, клей, кусочки пряжи различных оттенков коричневого цвета разных фактур и состава.

Аппликация вязанными фигурами «Звездопад»

Учить создавать композицию. Учить следовать первоначальному замыслу. Учить аккуратно наклеивать.

Картон, клей, салфетки, вязанные звездочки.

Ноябрь

Аппликация помпонами «Мишка»

Закреплять умение создавать композицию. Учить обводить трафарет. Развивать речь. Способствовать развитию творческого мышления.

Картон, трафарет «мишки», простой карандаш, клей, помпоны.

Аппликация «Елочка»

Закрепить знания о временах года. Учить аккуратно наклеивать по контуру. Способствовать развитию связной речи.

Картон, клей, вязанные цепочки зеленого цвета.

Декабрь

Аппликация «Новогодние игрушки»

Закрепить знания об игрушках: виды, материал изготовления. Развивать связную речь. Развивать творческое мышление и воображение.

Предыдущие работы «Елочка», клей, вязанные крючком кружочки.

Аппликация «Фейерверк»

Развивать воображение. Учить составлять композицию из разных фигур. Развивать мелкую моторику рук.

Картон, клей, помпоны, вязанные цепочки и звездочки.

Январь

Аппликация цепочками «Грузовичок»

Продолжать учить наклеивать по трафарету. Учить заполнять пространство фигуры. Развивать творческий подход.


Картон, трафарет грузовика, карандаши, клей, вязанные цепочки разного цвета.

Аппликация из нарезанной пряжи «Вьюга»

Развивать творческое мышление и воображение. Напомнить о погодных явлениях зимой: метель, снегопад, мороз и др. Расширять словарный запас.


Картон, клей, кусочки пряжи.

Февраль

Аппликация из вязанных цепочек «С праздником, папа!»

Учить составлять композицию. Учить следовать творческому замыслу. Развивать воображение. Формировать чувство патриотизма. Учить обводить трафарет. Учить использовать различный материал для целостности композиции.


Картон, клей, вязанные цепочки, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы.

Март

Аппликация «С 8 марта, мама!»

Учить обводить трафарет. Учить построению композиции. Развивать мелкую моторику рук. Учить дополнять картину различными деталями.

Картон, клей, вязанные цепочки, бусины, пайетки, вязанные цветочки, карандаши, трафареты.

Апрель

Аппликация «Весенняя фантазия»

Развивать творческое мышление и воображение. Закреплять знания о временах года. Развивать связную речь.

Картон, клей, вязанные цепочки, кружочки, цветочки.

Аппликация из нарезанной пряжи «Летний дождь»

Закреплять знания об оттенках синего цвета. Закреплять знания о фактуре пряжи. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук.

Картон, клей, кусочки пряжи разной фактуры и состава в синих тонах.

Май

Аппликация «День Победы»

Формировать патриотические чувства. Развивать связную речь. Учить составлять композицию.

Картон, клей, ножницы, цветная бумага, вязанные фигуры.

Коллективное творчество «На морском дне»

Учить совместной работе. Учить договариваться между собой, распределять обязанности. Расширять кругозор. Расширять словарный запас.

Картон формата А3, клей, вязанные цепочки разных цветов, вязанные фигурки, цветная бумага, ножницы.



Перспективно-тематическое планирование на учебный год в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Сентябрь

Беседа о видах искусства

Расширить кругозор. Обогатить словарный запас. Развивать связную речь. Формировать эстетический и художественный вкус.


Аппликация помпонами «Моя любимая игрушка»

Закрепить умение работы с помпонами. Учить самостоятельно подбирать сюжет картины. Развивать связную речь. Развивать воображение.

Картон, клей ПВА, помпоны, цветные карандаши.

Октябрь

Аппликация «Осенний лес»

Закреплять знания о временах года. Учить самостоятельно воплощать замысел. Воспитывать аккуратность и старательность в работе.

Картон, клей, карандаши, вязанные крючком цепочки.

Мастер-класс «Как появляются цветы»

Познакомить с рукоделием – вязанием крючком. Приобщить к рукоделию, вызвать интерес. Рассказать о других видах рукоделия. Воспитывать уважительное отношение к ручному труду. Формировать эстетический вкус. Расширить кругозор. Активизировать словарный запас.


Ноябрь

Аппликация «Дымковская игрушка» (лошадка)

Познакомить с дымковской игрушкой, особенностях орнамента. Учить выполнять фрагменты орнаментов. Воспитывать эстетический вкус. Расширять кругозор.

Картон, клей, салфетки для удаления излишков клея, вязанные крючком цепочки красного и зеленого цветов.

Аппликация из вязанных цепочек «Самолеты»

Учить самостоятельно составлять композицию. Учить заполнять весь контур. Способствовать развитию образного мышления. Развивать память, внимание. Активизировать развернутую связную речь.


Картон, клей, карандаши, салфетки, вязанные цепочки.

Декабрь

Аппликация вязанными фигурами «Новогодние огни»

Способствовать самостоятельному составлению композиции. Развивать воображение. Учить фантазировать для воплощения творческого замысла. Способствовать аккуратности в работе с клеем.

Картон, клей, салфетки, различные вязанные фигуры (снежинки, шарики, звездочки).

Коллективное творчество «Новогодняя елка»

Закреплять умение работать в творческой группе. Учить распределению обязанностей. Развивать творческое мышление и воображение. Формировать правильную устную речь.

Картон формата А3, клей, различные вязанные фигуры, цепочки, блестки, бусины, ленточки, пайетки, мишура, дождик.

Январь

Аппликация «Филимоновская игрушка» (петушок)

Познакомить с разновидностями глиняных игрушек. Обогатить знания о способах росписи игрушек. Учить самостоятельно выполнять элементы орнамента при помощи клея и вязанной цепочки. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение из частей составлять композицию. Обогащать словарный запас новыми терминами и названиями.

Картон, клей, салфетки, цветные карандаши, вязанные цепочки и кружочки.

Февраль

Аппликация «23 февраля»

Закрепить знания о празднике «23 февраля». Способствовать самостоятельности при выборе темы своего творчества (дать возможность самостоятельно выбрать, что будет изображено на открытке). Учить творчески подходить к идее замысла. Развивать образное мышление и воображение.

Картон, клей, карандаши, помпоны, вязанные цепочки и звезды.

Март

Аппликация «Открытка для мамы»

Способствовать творческому подходу при составлении композиции. Учить подбирать цветовую гамму. Развивать воображение. Развивать связную речь.


Картон, клей, карандаши, ленточки, вязанные цепочки и цветочки.

Апрель

Аппликация «Первый цветок»

Закрепить знания о временах года. Закреплять умения составлять композицию. Учить самостоятельно выбирать цвета для картины. Воспитывать эстетический вкус.


Картон, клей, цветные карандаши, ленточки, кусочки пряжи, вязанные цепочки и листики.

Май

Аппликация «9 мая – День Победы»

Способствовать патриотическому воспитанию. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое мышление. Способствовать аккуратности в работе с клеем и ножницами.

Картон, клей, ножницы, цветная бумага, ленточки, вязанные цепочки и звезды.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!