МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета школы Протокол от 26.08.2014 г. №9 | Введено в действие приказом директора от 26.08.2014г. №1-123 ________И.А.Барышников |
Программа кружка «Умелые руки»
на 2014-2015 учебный год
Возрастной диапазон: 10-14 лет
Формы и методы работы: групповой и индивидуальный
Продолжительность образовательного процесса: 1 год
Курс обучения: 68 часов в год, 2 часа в неделю
Руководитель: Дунайцева А.В.
Введение
В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены и современные виды рукоделия, такие как лепка из соленого теста, изделия из бросовых материалов, картины из окрашенного зерна.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы «Умелые руки» – развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами.
Задачи программы:
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
Программа «Умелые руки» рассчитана на 1 год обучения (68 часов) и предназначена для детей 10-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
В программу включены следующие разделы:
Работа с природным материалом
Поделки из бросовых материалов
Лепка из соленого теста
Работа с тканью, нитками, мехом
Работа с семенами, зерном
Подготовка к праздникам:
Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
23 февраля (открытка, сувенир, фоторамка для папы, дедушки);
8 марта (сувенир, картина, фоторамка для мамы, бабушки);
День матери (сувенир, картина, фоторамка)
Информативный материал по каждому разделу, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1)эскиз,
2)воплощение в материале,
3)выявление формы с помощью декоративных фактур.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые руки”
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Ожидаемые результаты:
В конце обучения дети должны получить знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
об особенностях лепных игрушек;
о технологии изготовления картин из семян и зерна;
об истории обережных кукол, их символическом значении;
о праздничных традициях.
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
лепить из соленого теста;
создавать оригинальные картины из ткани, из окрашенного зерна;
шить обережных кукол;
мастерить открытки в различных техниках аппликации;
Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.
Дидактический материал:
Книги, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления поделок.
Фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с соленым тестом | 15 | 2 | 13 |
3 | Декупаж | 18 | 2 | 16 |
4 | Работа с тканью | 8 | 1 | 7 |
5 | Работа с природным материалом | 4 | 1 | 3 |
6 | Работа с бросовым материалом | 10 | 1 | 11 |
7 | Работа с зерном, семенами | 8 | 1 | 7 |
8 | Мероприятия, выставки | 4 | - | 4 |
Итого: | 68 | 7 | 61 |
Поурочное планирование:
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Вводное занятие | Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой, клеем | 1 | |
2 | "Мукосолье" (лепка из соленого теста) | Как приготовить тесто. Основные приемы работы. Лепка рыбки, животных | 3 | |
Лепка цветов, фруктов | 2 | |
Лепка домовенка, сказочных героев | 3 | |
Лепка совместной композиции | 3 | |
Мастерская украшений. Оформление панно. | 3 | |
3 | Декупаж | Украшение бутылок. Секреты декупажа. | 8 | |
Украшение вазонов. | 4 | |
Декупаж разделочных досок. | 4 | |
Изготовление карандашниц. | 2 | |
| Выставка детских работ | 1 | |
4 | Работа с тканью | Картина-аппликация | 2 | |
| | Куклы-обереги | 1 | |
Куклы-домовята | 2 | |
Куклы для кухни | 2 | |
Настенные органайзеры | 1 | |
5 | Работа с природным материалом | Открытка для папы (с элементами объемной аппликации) | 2 | |
Изготовление фоторамки | 2 | |
| Выставка детских работ, чаепитие | 1 | |
6 | Работа с бросовым материалом | Знакомство с материалами, процессом изготовления. Техника безопасности | 2 | |
| Изготовление сувениров | 10 | |
7 | Картина из семян, зерна для мамы, бабушки | Знакомство с материалами, процессом изготовления. Техника безопасности | 1 | |
Окрашивание зерна | 1 | |
Выкладывание элементов из семян,зерен | 4 | |
Оформление картины | 2 | |
| Выставка работ за год, награждение детей | 2 | |
| ИТОГО: | 68 | |
Список используемой литературы:
Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.
Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. – М.: Астрель, 2000.
Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007.
Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен 2008г.
Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. – М.: Аст-пресс, 1999.