Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 г. Павлово.
Программа краеведческого кружка «Истоки» (6-7 класс)
Программу составила: Яшурина М.В.
учитель географии МБОУСШ № 1 г. Павлово
2016г. г. Павлово
Пояснительная записка.
Д.С.Лихачев
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня из тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает меж предметные связи. Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (6 класс- 1 час , 7 класс -1 час в неделю), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные использовать их в реальной ситуации. Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, групповая работа, исследовательская работа. Основные направления курса – краеведение, изучение родного края., истории своей семьи.
Задачи программы:
Повышение интереса к своему родному краю:
образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного повышать интерес к своему родному краю;
приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях
развивающие:
развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края,
его истории, культуре, природе;
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность
проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
Теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса
краеведческого кружка « Истоки» необходимо использовать такие формы проведения
занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы,
встречи с интересными людьми, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их
причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формирование у детей мотивации к обучению, самоорганизация и саморазвитие. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии групповой работы |
Метапредметные результаты | | |
регулятивные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. Формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ работать с архивными документами; ■ брать интервью; ■ наблюдать; ■ создавать презентации; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов и экскурсий; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
справочник;
стенгазета;
презентация;
фотоальбом;
Тематический план (6 класс)
№ занятия | Тема | Количество часов | Форма проведения.Содержание. |
1 | История в нас, история вокруг нас | 1 | Беседа о зарождении г. Павлово |
2 | Павлово – моя малая Родина | 1 | Виртуальная экскурсия по городу Павлово |
3 | Символика Павлова | 1 | Просмотр презентаций о Павлове, изучение символа города. |
4 | Создай свой символ города | 1 | Практическое занятие (создание рисунков предполагаемых символов города). |
5 | Создай свой символ города | 1 | Создание альбома из рисунков школьников. |
6 | Поход в краеведческий музей. | 1 | Экскурсия. Изучение истории своего города по историческим фактам ,изделиям и находкам |
7-8 | Мой город, мой район | 2 | Практическое занятие. Фотографии своего района. Создание презентации на основе фотоснимков. |
9-10 | История моей семьи. Старые фотографии в семейном фотоальбоме. | 2 | Создание генеалогического дерева семьи . Рассказ об истории семьи |
11-12 | Создание рисунков, фото на тему: «Моя улица», «Интересный человек рядом». | 2 | Создание рисунка или фото. Рассказ по рисунку и фото. |
13-15 | История моей улицы. | 3 | Виртуальное путешествие по улицам города. Создание собственных презентаций ( групповая или парная работа) |
16 | Встреча с интересными людьми на тему «Я живу с ними рядом». | 1 | Беседа. |
17 | Творчество художника Маврычева. | 1 | Виртуальное изучение его картин |
18 | Современные художники. | 1 | Виртуальное изучение картин |
19 | Посещение выставки Павловских художников | 1 | Экскурсия в выставочный зал. |
20 | Павловские охоты. | 1 | Виртуальное путешествие по городу. |
21 | Гусиные и петушиные бои | 1 | Просмотр презентации. |
22 | История появления лимонов в Павлове | 1 | Виртуальное путешествие в прошлое |
23 | История появления канарейки в городе Павлово | 1 | Просмотр презентации. |
24 | История павловских замков | 1 | Просмотр презентации. |
25 | История кузнечного дела в городе Павлово | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. |
26 | Кузнечное дело сегодня. | 2 | Экскурсия в кузницу. |
27 | Кузнечное дело сегодня. | Создание презентаций о современных кузнецах (групповая работа). |
28 | Декоративно-прикладное творчество павловчан. | 1 | Посещение клуба «Любава» |
29 | Изучение художественных промыслов района | 1 | Беседа с презентациями. |
30 | Современные кустари | 1 | Беседа. |
31-33 | Разработка собственной экскурсии по городу. | 3 | Создание презентаций, фотоальбомом, маршрутов экскурсий.( работа в группе) |
34-35 | Защита своих разработок. | 2 | Выставка работ. Проведение экскурсий. |
Тематическое планирование кружка «Истоки» 7 класс.
№ п/п | Тема | Содержание. |
1 | Положение Павловского района на карте области | Изучение карты Нижегородской области. Обсуждение местоположения города Павлово. |
2. | Климатические особенности. | Изучение климатических карт и диаграмм « Климат г. Павлово за 5 лет» |
3. | Анализ дневников наблюдения за погодой за несколько лет. Температура воздуха в разные времена года, осадки, | Практическая работа .Анализ и вывод об изменениях составляющих погоды за несколько лет |
4. | Природные ресурсы города .Гипсовое месторождение в Гомзово. | Беседа с экологом г. Павлово Тарабакиным. |
5. | Растительный мир павловских лесов. | Просмотр презентаций о растительном мире. |
6 | Работа с Красной книгой Нижегородской области. | Выявление растений, которые находятся под охраной. |
7 | Конкурс рисунков « Лекарственные растения района». | Составление календаря лекарственных растений района. |
8 | Изучение животных Павловского района. | Просмотр презентаций о животном мире Павловского района. |
9 | Работа с Красной книгой Нижегородской области. | Определение животных, находящихся в Красной книге. |
10 | Конкурс презентаций «Животные наших лесов» | Показ и защита презентаций. |
11. | Конкурс Фотографий « Прекрасное рядом» | Просмотр и оценка фотографий. |
12. | Реки Павловского района. | Работа с картой Нижегородской области. Изучение рек. |
13 | Река Ока и легенды , связанные с ней. | Подготовка сообщений о реке Оке. |
14 | Малые реки района. | Изучение состояния реки Тарка. Экскурсия к реке. |
15 | Озёра Павловского района. | Просмотр презентаций об озёрах района. |
16-17 | Подготовка презентаций» Озёра - памятники природы» | Поиск информации в разных источниках и составление презентаций. |
18-21 | Создание проекта « Уникальность озёр Павловского района» | Работа с разными источниками информации. Работа в группах. Создание проекта (буклет, презентация, экскурсия на озеро». Защита проекта. |
22- 23 | Памятники природы города и района. | Просмотр презентаций, видеороликов. |
22-26 | Создание проекта» Мой любимый парк» | Изучение экологического состояния парков города. Изучение истории создания парков. Работа в группах. Создание проекта «Мой любимый парк». Защита проектов. |
27-28 | Топография на карте города и района | Работа с различными источниками информации. Создание презентаций |
29 | Изучение населения города. Механическое и естественное движение населения. | Просмотр презентации о демографии нашего города. |
30 | Долгожители города. | Поиск долгожителей ,их интервьюирование. Составление рассказа о них. |
31 | Павловский левша Куликов | Посещение музея , знакомство с работами мастера. |
32- 33 | Городская культура. | Создание презентаций на тему: « Праздники нашего города». |
Создание презентаций: «Культура и молодёжь» |
34-35. | Создание проекта «Мой любимый город» | Групповая работа. Подготовка экскурсии по интересным природным местам города и района ( создание презентаций, буклетов, видеороликов ). Подготовка лекторской группы. |