СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по краеведению.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение  –  благодатная  почва,  позволяющая  воспитывать  у  детей  любовь  к  родному городу,  краю,  Отечеству.  Краеведение  помогает  формированию  у      школьников  целостного представления  о  своём  крае,  сохранения  и  развития  социально-  экономических  и  культурных достижений  и  традиций  края  за  счёт  становления  ключевых  компетенций.  Это  способствует развитию  креативных  способностей  учащихся,  становлению  гражданской  позиции  по отношению  к  окружающему миру и общественным явлениям,  формированию  толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не  только  учащимися,  но и  родителями;  наличие богатых  возможностей  для большого количества  учащихся;  изучение  истории  города   через  семейные  архивы,  рассказы  родителей, бабушек  и  дедушек,  других  родственников;  изучение  жизни  края  в  семье  через  беседы, совместное  чтение  краеведческой  литературы,  книг  местных  писателей,  семейные  экскурсии; формированию  экологической  культуры,  способности  самостоятельно  оценивать  уровень безопасности окружающей  среды  как  среды  жизнедеятельности,  развитию  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно  больше  о  родном  крае,  интереса  учащихся  к  краеведению  через  тематические  акции, конкурсы,  ориентация  при  решении  вопросов  дальнейшего  образования,  выбора  профессии  и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня из тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по краеведению.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 г. Павлово.













Программа краеведческого кружка «Истоки» (6-7 класс)




















Программу составила: Яшурина М.В.

учитель географии МБОУСШ № 1 г. Павлово






















2016г. г. Павлово


Пояснительная записка.

Д.С.Лихачев

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня из тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает меж предметные связи. Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (6 класс- 1 час , 7 класс -1 час в неделю), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные использовать их в реальной ситуации. Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, групповая работа, исследовательская работа. Основные направления курса – краеведение, изучение родного края., истории своей семьи.

Задачи программы:


Повышение интереса к своему родному краю:

образовательные:

 формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного повышать интерес к своему родному краю;

 приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях

развивающие:

 развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;

 сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края,

его истории, культуре, природе;

 развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

 воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;

 воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.



Методы работы:


 словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению

Теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

 наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,

иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования

объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

 практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,

способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса

краеведческого кружка « Истоки» необходимо использовать такие формы проведения

занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы,

встречи с интересными людьми, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их

причастность к культурному наследию народа, его ценностям.


Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

формирование у детей мотивации к обучению, самоорганизация и саморазвитие.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

групповой работы

Метапредметные  результаты



регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;     планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.   Формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ работать с архивными документами;

■ брать интервью;

■ наблюдать;

■ создавать презентации;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов и экскурсий;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:

  • альбом;

  • газета;

  • плакат;

  • серия иллюстраций;

  • справочник;

  • стенгазета;

  • презентация;

  • фотоальбом;



Тематический план (6 класс)



№ занятия

Тема

Количество часов

Форма проведения.Содержание.

1

История в нас, история вокруг нас

1

Беседа о зарождении г. Павлово

2

Павлово – моя малая Родина

1

Виртуальная экскурсия по городу Павлово

3

Символика Павлова

1

Просмотр презентаций о Павлове, изучение символа города.

4

Создай свой символ города

1

Практическое занятие (создание рисунков предполагаемых символов города).

5

Создай свой символ города

1

Создание альбома из рисунков школьников.

6

Поход в краеведческий музей.


1

Экскурсия. Изучение истории своего города по историческим фактам ,изделиям и находкам

7-8

Мой город, мой район

2

Практическое занятие. Фотографии своего района.

Создание презентации на основе фотоснимков.

9-10

История моей семьи. Старые фотографии в семейном фотоальбоме.

2

Создание генеалогического дерева семьи .

Рассказ об истории семьи

11-12

Создание рисунков, фото на тему: «Моя улица»,

«Интересный человек рядом».


2

Создание рисунка или фото.

Рассказ по рисунку и фото.

13-15

История моей улицы.

3

Виртуальное путешествие по улицам города. Создание собственных презентаций ( групповая или парная работа)

16

Встреча с интересными людьми на тему «Я живу с ними рядом».


1

Беседа.

17

Творчество художника Маврычева.

1

Виртуальное изучение его картин

18

Современные художники.

1

Виртуальное изучение картин

19

Посещение выставки Павловских художников

1

Экскурсия в выставочный зал.

20

Павловские охоты.

1

Виртуальное путешествие по городу.

21

Гусиные и петушиные бои

1

Просмотр презентации.

22

История появления лимонов в Павлове

1

Виртуальное путешествие в прошлое

23

История появления канарейки в городе Павлово

1

Просмотр презентации.

24

История павловских замков

1

Просмотр презентации.

25

История кузнечного дела в городе Павлово

1

Экскурсия в краеведческий музей.

26

Кузнечное дело сегодня.

2

Экскурсия в кузницу.

27

Кузнечное дело сегодня.

Создание презентаций о современных кузнецах (групповая работа).

28

Декоративно-прикладное творчество павловчан.

1

Посещение клуба «Любава»

29

Изучение художественных промыслов района

1

Беседа с презентациями.

30

Современные кустари

1

Беседа.

31-33

Разработка собственной экскурсии по городу.

3

Создание презентаций, фотоальбомом, маршрутов экскурсий.( работа в группе)

34-35

Защита своих разработок.

2

Выставка работ. Проведение экскурсий.



Тематическое планирование кружка «Истоки» 7 класс.

№ п/п

Тема

Содержание.

1

Положение Павловского района на карте области

Изучение карты Нижегородской области. Обсуждение местоположения города Павлово.

2.

Климатические особенности.

Изучение климатических карт и диаграмм « Климат г. Павлово за 5 лет»

3.

Анализ дневников наблюдения за погодой за несколько лет. Температура воздуха в разные времена года, осадки,

Практическая работа .Анализ и вывод об изменениях составляющих погоды за несколько лет

4.

Природные ресурсы города .Гипсовое месторождение в Гомзово.

Беседа с экологом г. Павлово Тарабакиным.

5.

Растительный мир павловских лесов.

Просмотр презентаций о растительном мире.

6

Работа с Красной книгой Нижегородской области.

Выявление растений, которые находятся под охраной.

7

Конкурс рисунков « Лекарственные растения района».

Составление календаря лекарственных растений района.

8

Изучение животных Павловского района.

Просмотр презентаций о животном мире Павловского района.

9

Работа с Красной книгой Нижегородской области.

Определение животных, находящихся в Красной книге.

10

Конкурс презентаций «Животные наших лесов»

Показ и защита презентаций.

11.

Конкурс Фотографий « Прекрасное рядом»

Просмотр и оценка фотографий.

12.

Реки Павловского района.

Работа с картой Нижегородской области. Изучение рек.

13

Река Ока и легенды , связанные с ней.

Подготовка сообщений о реке Оке.

14

Малые реки района.

Изучение состояния реки Тарка. Экскурсия к реке.

15

Озёра Павловского района.

Просмотр презентаций об озёрах района.

16-17

Подготовка презентаций» Озёра - памятники природы»

Поиск информации в разных источниках и составление презентаций.

18-21

Создание проекта « Уникальность озёр Павловского района»

Работа с разными источниками информации. Работа в группах. Создание проекта (буклет, презентация, экскурсия на озеро». Защита проекта.

22-

23

Памятники природы города и района.

Просмотр презентаций, видеороликов.

22-26

Создание проекта» Мой любимый парк»

Изучение экологического состояния парков города. Изучение истории создания парков. Работа в группах. Создание проекта «Мой любимый парк». Защита проектов.

27-28

Топография на карте города и района

Работа с различными источниками информации. Создание презентаций

29

Изучение населения города. Механическое и естественное движение населения.

Просмотр презентации о демографии нашего города.

30

Долгожители города.

Поиск долгожителей ,их интервьюирование. Составление рассказа о них.

31

Павловский левша Куликов

Посещение музея , знакомство с работами мастера.

32-

33


Городская культура.

Создание презентаций на тему: « Праздники нашего города».

Создание презентаций: «Культура и молодёжь»

34-35.

Создание проекта «Мой любимый город»

Групповая работа. Подготовка экскурсии по интересным природным местам города и района ( создание презентаций, буклетов, видеороликов ). Подготовка лекторской группы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!