СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка " Юный художник"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка " Юный художник для обучающихся 10-13 лет.Где каждый сможет себя реализовать в сфере искусства.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " Юный художник"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом Детского творчества

Карасукского района Новосибирской области




Рассмотрено и одобрено

на педагогическом совете

Протокол № _______

от «____»__________2018_ г.

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД

дома детского творчества

Карасукского района

Новосибирской области

_____________ Л.Д. Зайцева

Приказ № _______

от «____»______2018____ г.





Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный художник»

Возраст детей от 10 до 13 лет

Срок реализации программы 3 года.









Составитель:

Мергель Людмила Андреевна

педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория

Карасук ,2017


Пояснительная записка


В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного, образования детей способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Изобразительное искусство на кружке «Юный художник» является целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности.

Программа кружка «Юный художник» построена так, чтобы дать ребятам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое применение искусства в жизни человека Стремление к изучению окружающей действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков обучающихся. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное обучение обучающихся на кружке «Юный художник» увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Обоснование актуальности программы


Актуальность моей программы обусловлена тем, что полученные на занятиях знания становятся для обучающихся необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев навыками творчества сегодня, они в дальнейшем сумеют применить их в своих трудовых делах, что поможет раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его возможности, осознать свою личность в окружающем мире.

Цель и задачи программы


Основная цель моего предмета «Юный художник» —развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической деятельности с применением.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

1. Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития и стимулирования творческих способностей, обучающихся;

2. Развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

3. Формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры, уважения к истории культуры своего Отечества в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды;

4. Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к практической работе с различными ху­дожественными материалами и инструментами.


В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2.Концепция развития дополнительного образования детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Появившиеся УМК по «Искусству» в полной мере реализуют принципы компетентного подхода, что полностью соответствует целям общеобразовательных учреждений и образовательным запросам обучающихся.

Учебный план по «Изобразительному искусству» имеет интегративный характер и включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Учебный материал представлен по блокам, отражающим коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — дает инструментарий для его практической реализации, а четвертый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт.

Формы и методы работы


Программа кружка «Юный художник» построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса изобразительного искусства. Выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный:

«Искусство и ты»;

«Искусство вокруг нас»;

«Искусство родного края».

Концепцией развития дополнительного образования детей, учитывает требования ФГОС во внеурочной деятельности, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который пронизывает самые разнообразные образовательные области.

По ней могут заниматься дети с разным уровнем художественных способностей и образовательных потребностей.

Занятия позволяют обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично», выступить в роли «новатора» в любом виде искусств и деятельности.

Художественная деятельность на занятиях кружка «Юный художник» находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; изучение художественного наследия; поисковая и творческая работа школьников.

Формирование у ребят опыт творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10–13 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается компетентного подхода, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 10-11 лет;

  • развивающий – 2 года обучения для обучающихся 11-12 лет;

  • исследовательский – 3 год обучения для обучающихся 12-13 лет.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Режим занятий

Занятия в первый год обучения проводятся 3 раз в неделю, (216) часа в год.

Второй и третий год обучения проводятся 3 раз в неделю (216часа).

Итоги работы кружка отслеживаются в течение учебного года в виде художественных выставок. В завершении учебного процесса – открытый урок.

Я считаю, что каждый человек рождается художником. Нужно только сильно захотеть разбудить в себе творческие способности, открыть сердце к добру и красоте, найти свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Принципы занятий:

1.Системность – дома на кружке обучаться разнообразие методов и приёмов во всех видах искусства, и на протяжении всего периода обучения;

2.Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

цикличность построения занятием рисования – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

3.Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

4.Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.



Прогнозируемые результаты

Личностные компетенции:

*Развитие мотивов образовательной деятельности;

*Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии;

Метапредметные компетеннгции:

*Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

*Формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

*Формирование умения понимать причины успеха/неудачи своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

*Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

*Умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы.

Предметные компетенции:

*Знание и понимание специфики образного языка прикладного искусства;

*Освоение в практических формах работы образного язы­ка произведений прикладного искусства, его специфики;

* Приобретение опыта выполнения услов­ного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.

Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита творческого проекта, участие в выставках различного уровня (школьных, районных, областных).

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются: тестирование, реферат, презентация, проект.

Система стимулирования обучающихся предполагает:

- благодарственные письма родителям и подросткам,

- награждение дипломами за успехи.

Заключение.

В процессе работы для обучающегося стало – задачей к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Теория

Практика


Введение

1


1

Чем и как работает художник?

Гуашь. Как работать кистью.

Цветовой спектр.

Графические материалы.

Фабрика пятен.

Аппликация и коллаж.





2

2

5

10

6

10

6

10


Итоговое занятие. Выставка.


4

2

Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

Узоры и украшения в природе.

Что такое орнамент.

Символы славян.

Изображения животных и растений в росписях народных мастеров.

Мастер изображения всматривается в природу.

Мастер постройки.









2

10

6

5

6

10

6

10


Итоговое занятие. Мини-выставка.


4

3

О чем говорит искусство?

Природа и её творец.

Пространство жизни.

Времена года.

Образ человека в искусстве.







2



8

10

10

10

10


Итоговое занятие. Выставка.                     


4

4

Как говорит искусство?

Композиция и её законы.

Колорит.

Свободное творчество.

Итоговое занятие. Выставка.                             

2



2


4

8

8

10

15


Итого:

11

216


Программное содержание первого года обучения  «Искусство и ты»

Цель: Развивать важнейшее для художественного творчества умение изображать и видеть мир глазами творца - художника. 

Основные задачи:

*Научить пониманию образности самих художественных материалов;

*Помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, тушью; конструирования из бумаги;

*Донести до понимания детей, о чем говорит искусство;

*Учить детей цветом и линией передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с красками.

Предполагаемый результат первого учебного года:

*Узнают, чем и как работает художник;

*Научатся изображать, украшать, конструировать;

*Смогут понимать, о чем говорит искусство;

*Научатся говорить посредством художественного языка.

Введение     

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей друг с другом и с учителем. Беседа с детьми о содержании, целях и задачах первого года обучения. Определение начального уровня знаний, умений и навыков детей.

1. Чем и как работает художник?

Художник работает красками. С какими ещё материалами работает художник? Гуашь. Как работать кистью? Цветовой спектр. Что такое цветовой круг. Волшебная белая. Волшебная чёрная. Волшебные серые. А серые могут быть цветными! Графические материалы. Художник рисует мелками и тушью. Пастель. Восковые мелки. Что может линия? Что такое скульптура? Лепим из теста. Бумага, ножницы, клей. Что такое аппликация? Аппликация и коллаж. Неожиданные материалы. Фабрика пятен.

Что ты знаешь и умеешь?

2.Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

 Мастер Изображения всматривается в природу. Линия горизонта.  Узоры и украшения в природе. Мастер украшения фантазирует. Растительные формы в росписи народных мастеров. Что такое орнамент. Символы славян. Солярные знаки в изображении народных мастеров. Изображения животных и растений в росписях народных мастеров. Приёмы изображения птиц и рыб. Приёмы обобщённых форм изображения человека на древних образах. Мастер постройки. Постройки в природе. Конструируем природные формы. Образ здания.  Что ты знаешь и умеешь?

3.О чем говорит искусство?

 Природа и её творец. Пространство жизни. Художник изображает природу весёлой, таинственной, нежной, грустной. Времена года. Художник изображает настроение. Художник выражает характер и настроение животных. Образ человека и его характер в живописи и графике. Образ человека и его характер в скульптуре. Человек и его украшения. Как могут говорить украшения?

Что ты знаешь и умеешь?

4. Как говорит искусство?

Композиция и её законы.Что такое ритм пятен? Ритм и движение пятен. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен, линий и форм — средство выразительности любой композиции. Колорит. Тёплые цвета. Холодные цвета. Что выражают тёплые и холодные цвета? Тихие цвета.

Свободное творчество. Что ты знаешь и умеешь?

Защита проекта. Просмотр и обсуждение по блоку «Искусство, и ты».

Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Теория

Практика


Введение

1


1

Искусство в твоем доме.

Работа дизайнера

Создание книги.

Украшаем росписью предметы.

Фабрика пятен.




2

10

12

10

12

10


Итоговое занятие. Выставка.


4

2

Искусство на улицах твоего города.

Памятники архитектуры.

Удивительный транспорт.

Городской пейзаж.




4


10

10

10

10



Итоговое занятие. Мини-выставка


4

3

Художник творит для людей.

Духовное в искусстве.

Иконопись.

Художник в театре и цирке.


2


6

10

10

10


Итоговое занятие. Выставка.


4

4

Художник и музей.

Виды и жанры.

Шедевры русского искусства.

Превращение образов.

Свободное творчество.


4


10

10

10

10

10


Итоговое занятие. Выставка.


4


   Итого:                                                                             

13

216

Программное содержание второго года обучения

«Искусство родного края»

Цель: Изучение азбуки народного декоративно-прикладного искусства и родной культуры.

Основные задачи:

*Познакомить детей с истоками русского народного искусства;

*Развить художественное воображение и восприимчивость к культурному наследию предков;

*Научить работать с разнообразными художественными и природными материалами;

*Расширить и закрепить знания по традиционному народному декоративно-прикладному искусству.

Предполагаемый результат третьего учебного года:

*Узнают больше о русском народном искусстве и культурном наследии своей Родины;

*Обретут и разовьют художественное чутьё и вкус;

*Научатся работать с новыми художественными и природными материалами;

*Научатся использовать знания по традиционному народному и декоративно-прикладному искусству в своей художественной деятельности.

Введение

    Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа с детьми о содержании, целях и задачах третьего года обучения. Искусство родного края. Какой он мой край? Декоративная рамка для рисунка в народном стиле. Художественные материалы.

1. Истоки родного искусства.

Деревня — деревянный мир. Пейзаж родной земли. Царицын – город на Волге. Мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта.  Древние соборы и храмы. Древние города Русской земли. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах. Лубочные картинки. Защитники земли русской.

Итоговое занятие.

2.Русские народные промысла.

Русский изразец. Русская народная живопись. Мезенская роспись. Пермогорская роспись. Городецкая роспись. Узоры Полхов-Майдана. Филимоновская игрушка. Тульская игрушка. Искусство гжели. Традиционный русский костюм. Орнаменты старинных вышивок. Русское кружево. Русская набойка. Платок для мамы и бабушкина шаль.

Итоговое занятие. Мини-выставка.

3.Народные праздники.

Народные праздники. Покров. Рождество. Копирование иконописных сюжетов рождества. Подарки и открытки. Масленница. Дымковская игрушка на ярмарке-свистунье. Жаворонки. Светлое Христово воскресение. Традиционные писанки. Пасхальный натюрморт.

Итоговое занятие. Мини-выставка.

4.Красота славянской культуры.

Духовное в искусстве. Красота славянской культуры. Письменность славян. Искусство создания книги. Язык древних орнаментов. Календарь предков.  Берегиня и обереги. Лето красное пришло. Русская берёзка. Свободное творчество.

 Итоговое занятие. Выставки.

Защита проекта. Просмотр и обсуждение по блоку «Искусство родного края»

Учебно-тематический план третьего года обучения.

тема

теория

практика


Введение

1


1

Истоки родного искусства.

Деревня деревянный мир.

Мир русской избы.

 Древние города Руси.

Древние соборы и храмы.

Защитники земли русской.


2



2

10

10

10

14

10

10


Итоговое занятие. Выставка.


4

2

Русские народные промыслы.

Русский изразец.

Русская народная живопись.

Искусство гжели.

Традиционный русский костюм.

Итоговое занятие. Выставка.


4


10

10

14

10

10

4

3

Народные праздники.

Рождество.

Масленница.

Жаворонки.

Итоговое занятие. Мини-выставка.


3


10

10

10

10

4

4

Светлое Христово воскресение Красота славянской культуры.

Духовное в искусстве.

Свободное творчество.

Итоговое занятие. Мини-выставка


3

10

10

10



4


  Итого:                                         

15

216

Программное содержание третьего год обучения

«Искусство вокруг нас».

Цель: Научить детей понимать язык искусства и его высокое предназначение.

Основные задачи:

*Помочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни и, как достояние всего народа;

*Развить воображение и образное мышление, формировать наблюдательность и внимательность;

*Совершенствовать владение различными художественными материалами;

*Познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства.

Предполагаемый результат второго учебного года

*Откроют для себя и полюбят всё богатство и разнообразие проявлений труда художника в окружающей жизни;

*Обретут опыт художественного мышления (изобразительного, декоративного, конструктивного);

*Включатся в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изображение, украшение и конструирование;

*Познакомятся с различными видами и жанрами изобразительного искусства, узнают о его духовном предназначении.

Введение

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа с детьми и содержании, целях и задачах второго года обучения. Нам помогают Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Дом, в котором будем жить.  Художественные материалы.

1.Искусство в твоем доме.

 Работа дизайнера. Твои игрушки. Игрушки старины. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Самый лучший дом. Мамин платок. Создание книги. Иллюстрируем сказку. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома. Украшаем росписью предметы. Фабрика пятен. Свободное творчество.

 Что ты знаешь и умеешь?

2. Искусство на улицах твоего города.

  Памятники архитектуры. Какой он, наш город? Парки, скверы, бульвары. Ажурная каменная кладка. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт.  Труд художника на улицах твоего города. Городской пейзаж. Город твоей мечты.

Что ты знаешь и умеешь?

3.Художник творит для людей.

Духовное в искусстве. Храмовое действо как содружество искусств. Росписи храмов. Образы и сюжеты христианской живописи. Иконопись. Образы Спасителя. Образы Богородицы. Образы христианских праздников. Открытки своими руками. Художник в цирке и содружество искусств. Художник в театре и содружество искусств. Что ты знаешь и умеешь?

4. Художник и музей.

Музей в жизни города. Виды и жанры искусства. Картина — особый мир. Музеи искусства. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура   в музее и на улице. Шедевры русского искусства. Художественная выставка. Каждый человек — художник! Превращение образов. Свободное творчество. Что ты знаешь и умеешь?

Защита проекта. Просмотр и обсуждение по блоку «Искусство вокруг нас»

Методическое обеспечение:

1.Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки видов и жанров по изобразительному искусству, лекции, беседы, экскурсий, викторины, конкурсы, конференций и т.д.).

2.Рекомендации по проведению практических работ.

3.Дидактический материалы, методики по исследовательской работе и.т.д.

4.Мультимедийные пособия и разработки.

Литература:

  1. Программа с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством народного художника России академика РАО Б. М. Неменского.

  2. Учебный комплект:

  1. Учебник Е. И. Коротеевой «Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского , авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.;

  2. Учебник «Искусство вокруг нас», под редакцией Б. М. Неменского и

  1. Учебник Л. А. Неменской «Каждый народ — художник.»

  1. Учебник Н. А. Горяевой, О. В. Островской «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», под редакцией Б. М. Неменского .

5.Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

6 Барская Н. А. «Сюжеты и образы древнерусской живописи». М., 1993

7.Миловский А. «Народные промыслы» , М., 1994

8.Семёнова М. «Мы – славяне», Санкт-Петербург, 1997

9.Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент».

  1. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно.», М., 1969

10.Жегалова С.К. «Русская народная живопись».

11.Паррамон Х.М. «Как копировать шедевры живописи».

12.«Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.», М., 1991

13.Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!