СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка ""ФАНТАЗИЯ" для учеников с 1 по 4 класс.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«…ребенок  по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,

 ярких и трепетных звуках,

в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать

 добро людям.

Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка».

                                                                       В.А.Сухомлинский

 

Представленная программа составлена на основе авторских программ педагога высшей категории г. Верхнеуральска  Кудриной Ольги Петровны «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС» и Бугаенко Инны Петровны, педагога г. Приозерска «ИСКУССТВО В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ».

    

 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка ""ФАНТАЗИЯ" для учеников с 1 по 4 класс.»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа» №1 г. Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области



Принята на заседании педагогического совета Утверждена приказом от 01.09.14 №399

Протокол от 29.08.2014 №1 Директор___________И.Н.Михайлова



Согласовано:

Зам. директора по воспитательной работе

______________В.А. Шафикова



Рассмотрена на заседании ШМО

Протокол от 02.09.2014 №1

Руководитель ШМО ___________Вавилова И.В.



Дополнительная образовательная программа

«Фантазия»



Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год



Возраст воспитанников 11-14 лет









Программу реализует: инструктор по труду

Долинина Ольга Владимировна






г. Бакал,

2014 г.



СОДЕРЖАНИЕ



1.

2

Пояснительная записка_____________________________

Содержание программы____________________________

3

5

3

4

5

Содержание программы по предмету_________________

Содержание изучаемого курса­­­­_______________________

Учебно-тематический план__________________________

8

10

17

6

Календарно-тематическое планирование______________

18

7

Методическое обеспечение программы________________

22

8

9

10

Способы отслеживания результатов___________________

Список используемой литературы_____________________

Приложения_________________________________________

26

28

31






  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«…ребенок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуках,

в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать

добро людям.

Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка».

В.А.Сухомлинский



Представленная программа составлена на основе авторских программ педагога высшей категории г. Верхнеуральска Кудриной Ольги Петровны «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС» и Бугаенко Инны Петровны, педагога г. Приозерска «ИСКУССТВО В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ».

Целью художественного образования является формирование художественной культуры учащихся. Это предполагает: умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда людей, совершенствование обучающимися своей личности путем художественного общения и собственного художественного творчества в разных видах искусства.

В данной программе изобразительное искусство интегрирует с декоративно-прикладным творчеством.

Без знаний изобразительного искусства невозможно нарисовать и создать живописную картину, так же как без декоративно-прикладного искусства невозможно придумать и составить панно, выполнить декоративную композицию, вылепить скульптуру и т.д.

Главная идея программы заключается в интеграции ведущих видов деятельности: изобразительной и декоративно-прикладной.

Интеграция - это высшая форма проявления и развития межпредметных связей, которая дает восприятие мира, как единого целостного пространства.



Актуальность. Актуальность заключается в том, что комплексное изучение изобразительного и декоративно-прикладного направлений дает возможность последовательно получать знания растущему интеллекту, последовательно развивать индивидуальные способности детей. В младшем возрасте интересна изобразительная деятельность, в среднем школьном возрасте ребенок легко справляется с разными видами декоративно-прикладной работы, а старший школьный возраст мотивирован на выбор профессии.

Интегрированный подход обучения дает возможность дать детям картину целостности мира, дать толчок для творческого развития, так как только наличие знаний и умений позволяет воодушевленно творить.

Важно, что программа изостудии «Фантазия» направлена на повышение образовательного уровня обучающихся, на создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуального и духовного развития, овладение навыками и приемами декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Цель программы:

Организация досуговой деятельности детей и раскрытие индивидуальных способностей обучающихся в условиях творческого объединения посредством интеграции различных видов деятельности.

Задачи программы :

  • развивающая: раскрытие и развитие индивидуальности ребенка, его «Я», воспитание личности, которая способна ценить и воспринимать себя и других такими, какие они есть;

  • обучающая: формирование комплекса знаний, умений, навыков, соответствующих составу программы;

  • эстетическая: воспитание у детей интереса к искусству, как средству выражения чувств, мыслей, отношений;

  • развитие аккуратности и опрятности при выполнении работ;

  • социально-педагогическая: помочь адаптироваться подростку в современных условиях через трудовое обучение, эстетическое воспитание и творческое общение детей;

  • формирование единого коллектива и умения работать сообща.

Программа рассчитана на 1 учебный год, предусматривает изучение

основных видов искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, а также их влияние друг на друга и взаимосвязь между собой.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 учебный год и подразделяется на 3 блока. И предусматривает изучение основных видов искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, а также их влияние друг на друга и взаимосвязь между собой.

  • 1 год обучения (72 часа) - знакомство с технологиями, развитие трудовых качеств и расширение кругозора;

  • 2 и 3 года обучения (144 часа) – совершенствование полученных умений и навыков.

В процессе обучения используются различные формы занятий:

  • занятие-образ — расширяет образное и творческое мышление воспитанников;

  • занятия на развитие коммуникативной культуры учащихся;

  • экскурсия учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;

  • выставки помогают ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других;

  • творческий конкурс - учит ребенка ситуации соперничества, позволяя адекватно оценивать свои возможности.

Формы организации познавательной деятельности воспитанников:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально – групповые.

Особенностью организации занятий является сочетание индивидуальных и групповых занятий, которые можно проводить одновременно с воспитанниками во всём возрастном диапазоне от 11 до 14 лет.

Занятия в основном носят групповой характер. Индивидуальные занятия проводятся при подготовке индивидуальных выставочных проектов. Наравне с индивидуальной формой работы большое значение имеют коллективные формы занятий. Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает атмосферу совместного игрового действия. Но главное – это переживание совместного творческого дела и радость от общего успеха. Результатом коллективной работы могут быть выставочные или итоговые панно, коллажи, объемные композиции.

Для усвоения обучающимися материала используются методы обучения:

  • Иллюстративный метод (обучающиеся приобретают знания через наглядное пособие в «готовом» (законченном) виде).

  • Репродуктивный метод (он включает применение освоенного на основе образца или примера).

  • Словесный (рассказ, беседа).

  • Наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение произведений искусств, демонстрация).

  • Интегрированный (сочетание различных видов деятельности).

  • Практический (показ приемов работы учителем, индивидуальная и коллективная работа).

  • Творческий (исследования, поиск материала, творческая работа).

  • Непосредственный контроль восприятия (анализ и сравнение).

Программа включает разные виды заданий: теоретические,

практические и творческие.

Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, целостного отношения к основам изобразительного, декоративно-прикладного и театрального искусства.

Практический материал формирует у детей умения и навыки по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в результате теоретического обучения.

Творческие задания раскрывают художественные способности учащихся, формируют их эстетический вкус, такие занятия свойственны третьему году.

В результате обучения воспитанники:

  • приобретают знания, умения, навыки, соответствующие различным видам художественной деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной);

  • раскрывают свои индивидуальные способности;

  • получают профессиональное самоопределение.

Организация образовательного процесса

Обучение детей проходит в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.

Занятия не только формируют эстетический вкус у ребят. Знакомят их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, но и дают им необходимые знания, развивают трудовые умения и навыки. Занятия в кружке психологически и практически подготавливают воспитанников к труду, дают представление о взаимодействии искусства с жизнью. На занятиях по лепке дети получают и определенную физическую нагрузку во время подготовки пластилина или соленого теста к занятию и в процессе работы, наведения порядка на рабочем месте и в мастерской.

Созданию непринужденной, творческой атмосферы на занятиях способствует эмоциональная настроенность учащихся, которую можно достигнуть перед практической работой с помощью демонстрации произведений изобразительного искусства, использования игровых ситуаций, групповых форм работы, экскурсий и прогулок.

Но для сплочения коллектива мало хорошо проведенных занятий, поэтому уже стали традицией мероприятия, в которых принимают участие дети кружка: «День учителя», «Праздник осени», «День бабушек», «День матери», «Новогодний переполох», «День Защитников Отечества», «Праздник 8 марта», «Звёздный дождь».



Материально- техническое обеспечение программы.

      • Наличие класса со столами и стульями, рассчитанного на 12 человек, имеется мебельная стенка со шкафами и демонстрационным стендом

      • Помещение, отведенное для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, тёплое, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией. Для проветривания помещений предусмотрен режим проветривания. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями.

      • Общее освещение кабинета обеспечивается электрическим освещением в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему предусмотрено дополнительное освещение. Стены кабинета оклеены обоями в светлые тона. Столы расположены таким образом, чтобы свет падал с левой и правой стороны рисующего ученика.

      • наличие необходимых материалов и инструментов для осуществления полноценного педагогического процесса: мольберты, ножницы, канцелярские ножи, инструменты для лепки, кисти для рисования, доска гладильная, утюг, ковер, выжигатель по дереву, альбомы, цветная бумага, картон, пластилин, фанера, ткань, соленое тесто, фольга, клей.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

(Для первого года обучения)

Программа первого года обучения начинает знакомить детей с различными материалами и техниками художественной деятельности, которые дают представление о связи искусства c жизнью.

Основная задача: познакомить с основными видами программной деятельности, пробудить интерес к творчеству, научить видеть и анализировать окружающий мир.

Занятия начинаются именно с изобразительной деятельности, где идет знакомство с разнообразием материалов для рисования (гуашь, акварель, акриловые краски, мелки, цветные карандаши) и освоение различных техник (набрызг, техника «по сырому» и т.д.). Дети узнают, как работать с цветом, какие кисти и бумагу лучше использовать для того или иного рисунка. Многие темы затрагивают использование новых материалов для художественного изображения. Знакомство с разными видами изобразительного искусства и красотой окружающего мира помогают ребенку почувствовать выразительный характер природного материала, увидеть богатство его форм, фактур, красок, чтобы на основе этого создавать художественные образы.

Параллельно идет знакомство с декоративно-прикладной работой. Дети знакомятся с азами обработки бумаги, знакомятся с объемом. На первом этапе обучения декоративно-прикладная деятельность учащихся направлена на освоение «Школы лепки», что позволяет осознано овладеть навыками работы с пластичными материалами, необходимыми в дальнейшем при работе с холодным фарфором. Дети знакомятся с приемами лепки из пластилина, фольги, теста.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа доставляет удовольствие и радость. Искусство выпечки фигурного теста уходит своими корнями далеко вглубь веков. Приблизительно 5 тыс. лет назад древние инки начали лепить из теста фигурки людей и животных, а затем приносить их в жертву богам. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста. Именно с этим народным промыслом и его историей знакомятся учащиеся в результате обучения лепки из соленого теста. Кроме этого на основе росписи пряников учащиеся отрабатывают навык работы с контурной пастой.

В результате обучения учащиеся должны:

  • познакомиться с видами художественной деятельности – изобразительной, декоративной;

  • познакомиться с различными материалами для рисования (акварель, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаши, мелки);

  • познакомиться с различными видами бумаги (акварельная, картон, гофрированная, оберточная);

  • получить первоначальные навыки работы кистью, красками;

  • получить представление об основных, составных, дополнительных, о холодных и теплых цветах;

  • научиться пользоваться базовыми техниками: «равномерный слой», «тоновая градация», «цветовая градация», «по сырому», «по сухому», набрызг;

  • уметь готовить рабочее место в соответствии с рабочим материалом;

  • знать основные приемы обработки и подготовки различных материалов (пластилина, теста);

  • освоить основные приемы лепки (пользоваться кистью, стекой, скалкой, оттисками);

  • уметь выполнять базовые элементы (шар, валик, конус, лепешка);

  • знать последовательность выполнения рисунка пластилином (плоскостное и объемное рисование);

  • уметь создавать каркас для работ из фольги.



  1. Содержание изучаемого курса

(1 год обучения)

1. Вводное занятие (1ч.)

Цели и задачи на учебный год. Правила внутреннего распорядка. Составление графика дежурства. Основное оборудование, приспособления и инструменты. Техника безопасности труда и личная гигиена. Организация рабочего места.

Дидактический материал и тсо: Инструкции по охране труда, план работы кружка.



  1. Экскурсии, сбор природного материала (6 ч.)

Цель: Сбор, сортировка и хранение различных материалов для работы в течение учебного года.

Теория: Удивительное рядом – беседа о природе, как неизменном источнике вдохновения и удовлетворения потребностей человека.

Практическая работа: Заготовка природного материала (коряги, речной песок, мелкие камушки, опилки) для работы в течение года. Напомнить, что в процессе работы будут неизбежные расходы, поэтому запасаясь, нужно помнить, что с наступлением зимы будет трудно найти нужный материал.

Дидактический материал: Знакомство с книгой «Природные материалы».



3. Изобразительное искусство (30 ч.)



Цветовая палитра (2 ч.)

Цель: Знакомство с цветовой палитрой закрепить полученные знания.

Теория: Цветовая палитра как средство передачи информации. Освоить отличие теплых и холодных тонов.

Практическая работа: Фантазия с цветовым спектром.



Прозрачная акварель (2 ч.)

Цель: Знакомство с прозрачной акварелью, закрепить полученные знания.

Теория: Презентация по теме. Прозрачнная акварель как средство передачи информации.

Практическая работа: Роспись акварелью по сырому ватману.



Радужная палитра (2 ч.)

Цель: Знакомство с радужной палитрой, закрепить полученные знания.

Теория: Презентация по теме. Радужная палитра как средство передачи информации.

Практическая работа: Роспись гуашью.



Волшебный акрил (2 ч.)

Цель: Знакомство с акриловыми красками и работами, расписанными акрилом, закрепить полученные знания.

Теория: Презентация по теме. Радужная палитра как средство передачи информации.

Практическая работа: Роспись акрилом.



«Краски природы» (2 ч.)

Цель: Знакомство с работами художников, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Времена года – лучшее средство передачи природной красоты в пейзажах.

Практическая работа: Роспись акварельными красками.



«Сказочные следы на белоснежной бумаге» (2 ч.)

Цель: Знакомство с видами следов на снегу, закрепление и применение полученных знаний в работе.

Теория: Презентация по теме. Следы на снегу, как книга, только прочесть ее могут не все.

Практическая работа: Роспись белого листа следами.



«Равномерный слой» (2 ч.)

Цель: Знакомство с работами художников, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Правила и материал для нанесения равномерного слоя.

Практическая работа: Нанесение равномерного слоя в пейзаже.



«Тоновая градация» (6 ч.)

Цель: Знакомство с новым термином и работами художников, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Тоновая градация, как средство передачи природной красоты в натюрмортах.

Практическая работа: Натюрморт.



«Цветовая градация» (2 ч.)

Цель: Знакомство с новым термином и работами художников, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Цветовая градация, как средство передачи красоты в натюрмортах.

Практическая работа: Натюрморт .



«Сырым по сырому» (2 ч.)

Цель: Знакомство с новым термином и работами художников, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Новое применение акварели, как средство передачи природной красоты в пейзажах.

Практическая работа: Пейзаж.



«Сухим по сухому» (2 ч.)

Цель: Знакомство с новым термином и работами художников, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Графика, как средство передачи природной красоты в натюрмортах.

Практическая работа: Рисование натюрморта .



Роспись по дереву (2 ч.)

Цель: Знакомство с народными промыслами. Закрепить полученные знания о технике росписи по дереву.

Теория: Использование сложных народных мотивов в росписи.

Практическая работа: Композиции «Хохлома», «Гжель», «Сказка».



Работа в технике «набрызг» (2 ч.)

Цель: Знакомство с техникой набрызга и инструментами. Закрепить полученные знания о технике набрызга в пейзаже.

Теория: Использование инструментов и приспособлений в пейзаже.

Практическая работа: Композиции «Золотая осень», «Море».



Пирография (4 ч.)

Цель: Знакомство с техникой выжигания по дереву. Закрепить полученные знания в работе.

Теория: Презентация по теме. Использование народных мотивов в пирографии.

Практическая работа: Композиции «Хохлома».



  1. Декоративно – прикладное искусство (35 ч.)



Работа с природным материалом (Картины, панно-2 ч.; сувениры-2 ч.)

Цель: Расширить знания в данном виде искусства.

Теория: Подготовка материалов. Работа с клеем и природным материалом. Технология окрашивания готовой композиции.

Практическая работа: Составление сложных композиций в работе над поставленной и свободной темой.

Бумагопластика – оригами (2 ч.)

Квиллинг (2 ч.)

Цель: Формировать умение использовать различные виды изобразительного материала.

Теория: История возникновения. Техника и последовательность изготовления фигур из бумаги. Изготовление фигур.

Дать определение слову «бумагопластика».

Практическая работа: композиции «Снегурочка и Дед мороз», «Хозяйка медной горы».



Новогодние хлопоты (5 ч.)

Цель: Научить детей, используя пройденный материал, изготовлению креативных сувениров и игрушек к новому году.

Теория: Напомнить об используемых способах и направить деятельность на реализацию проектов. Предложить новогоднее декорирование.

Практическая работа: Выполнение новогодних сувениров и игрушек.



«Панно и картины из фольги» (4 ч.)

Цель: Показать разнообразие работы с фольгой.

Теория: Познакомить с новым видом работы с фольгой.

Дать определение словам: «Объемная работа».

Практическая работа: Изготовление объемных картин из фольги.



Бумагопластика - лепка из бумаги (2 ч.)

Цель: Формировать умение использовать различные виды изобразительного материала.

Теория: История возникновения. Техника и последовательность изготовления фигур из бумаги. Изготовление фигур.

Дать определение слову «бумагопластика».

Практическая работа: композиции «Снегурочка и Дед мороз», «Хозяйка медной горы».



Сувениры из фольги - лепка (2 ч.)

Цель: Показать разнообразие работы с фольгой.

Теория: Познакомить с новым видом работы с фольгой.

Дать определение словам: «Объемная работа».

Практическая работа: Изготовление сувениров из фольги.



Картины из пластилина (2 ч.)

Цель: Знакомство с новым термином и работами художников, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Новое применение пластилина, как средство создания картин.

Практическая работа: Герои мультфильмов.



Сувениры украшенные пластилином (2 ч.)

Цель: Знакомство с новой техникой и работами. Закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Новое применение пластилина, как средство украшения интерьера.

Практическая работа: Изумрудная ваза.



Работа с соленым тестом - панно и картины (2 ч.)

- сувениры, обереги (3 ч.)

Цель: Научить составлять объемные композиции.

Теория: Знакомство с технологией объемной лепки на плоскости. Напомнить об используемых материалах и инструментах, способах окрашивания теста. Обработка и декорирование.

Практическая работа: Выполнение объемных композиций на плоскости.

Лепка из холодного фарфора - цветы (2 ч.)

- сувениры и обереги (3 ч.)

Цель: Закрепление полученных навыков на первоначальном этапе обучения лепке.

Теория: Научить самостоятельной работе с холодным фарфором. Показать особенности работы с объемными композициями. Окрашивание, сушка, итоговая обработкаи украшение фурнитурой.

Дать определение словам: «холодный фарфор».

Практическая работа: Композиции «Розарий», «Пасхальные фантазии», «Домовенок», «Подкова - счастья».



5. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие по охране труда,

1

1


1

Экскурсии, сбор материала

6




Экскурсия в лес, сбор материала

1


1


Экскурсия в музей БРУ

1

1



Благоустройство школьного двора

4


4

2

Изобразительное искусство:

30

14

16


Цветовая палитра

2

1

1


Прозрачная акварель

2

1

1


Радужная палитра (работа с гуашью)

2

1

1


Волшебный акрил

2

1

1


Краски природы

2

1

1


Сказочные следы на белоснежной бумаге

2

1

1


Равномерный слой

2

1

1


Тоновая градация

2

1

1


Цветовая градация

2

1

1


«Сырым по сырому»

2

1

1


«Сухим по сухому»

2

1

1


Роспись по дереву

2

1

1


Работаем в технике «набрызг»

2

1

1


Пирография

4

1

3

3

Декоративно-прикладное искусство:

35

14

21


Работа с природным материалом (картины, панно)

2

1

1


Работа с природным материалом (сувениры)

2

1

1


Бумагопластика (оригами)

2

1

1


Бумагопластика (квиллинг)

2

1

1


«Новогодние хлопоты»

5

1

4


Панно и картины из фольги

4

1

3


Бумагопластика (лепка из бумаги)

2

1

1


Сувениры из фольги -лепка

2

1

1


Пластилин (картины)

2

1

1


Пластилин (сувениры)

2

1

1


Соленое тесто (панно, картины)

2

1

1


Соленое тесто (сувениры, обереги)

5

1

4


Холодный фарфор (цветы)

2

1

1


Холодный фарфор (сувениры, обереги)

3

1

2


Итого:

72

30

42

6.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ФАНТАЗИЯ»

Часы

дата

Коррекция

даты



Тема


Кол-во часов

общие

теория

практика

1

03.09.


Вводное занятие

1

1

-

1 модуль - Экскурсии




2

05.09.


Экскурсии, сбор материала в лесу

1

1


3

12.03.


Экскурсия в музей БРУ

1

1


4

06.05.


Благоустройство школьного двора

1


1

5

08.05.


Благоустройство школьного двора

1


1

6

13.05.


Благоустройство школьного двора

1


1

7

15.05.


Благоустройство школьного двора

1


1

2 модуль - Изобразительное искусство:

30

11

119

8

10.09.


Цветная палитра

2

1

1

1

1


9

12.09.


Цветная палитра

1


1

10

17.09.


Прозрачная акварель

4

1

0.5

0.5

3.5

0.5

11

19.09


Прозрачная акварель

1


1

12

24.09.


Радужная палитра

4

1

0.5

0.5

0.5

0.5

13

26.09.


Радужная палитра

1


1

14

01.10.


Волшебный акрил

4

1

0.5

0.5

0.5

0.5

15

03.10.


Волшебный акрил

1


1

16

08.10.


Краски природы


1

1


17

10.10.


Краски природы

1

1


18

15.10.


Сказочные следы на белоснежной бумаге

1

0.5

0.5

19

17.10.


Сказочные следы на белоснежной бумаге

1


1

20

22.10.


Равномерный слой

1

0.5

0.5

21

24.10.


Равномерный слой

1


1

22

29.10.


Тоновая градация

1

1


23

31.10.


Тоновая градация

1


1

24

05.11.


Цветовая градация

1

0.5

0.5

25

07.11.


Цветовая градация

1


1

26

19.11.


Роспись «Сухим по сухому»

2

1

0.5

0.5

1.5

0.5

27

21.11.


Роспись «Сухим по сухому»

1


1

28

26.11.


Роспись «Сырым по сырому»

4

1

0.5

0.5

0.5

0.5

29

28.11.


Роспись «Сырым по сырому»

1


1

30

03.12.


Роспись в технике «набрызг»

4

1

0.5

0.5

3.5

31

05.12.


Роспись в технике «набрызг»

1


1

32

17.12.


Роспись по дереву

2

1


1


33

19.12.


Роспись по дереву

1

1


34

24.12.


Пирография

4

1



35

31.12.


Пирография

1



36

23.10.


Пирография

1


1

37

23.10.


Пирография

1


1

3 модуль - Декоративно-прикладное искусство

35

17

113

38

01.11.


Живопись с применением природного материала (панно, картины)

2

1

2

1

6

39

01.11.


Живопись с применением природного материала (панно, картины)

1

1


40

05.11.


Живопись с применением природного материала (сувениры)

2

1


1

41

05.11.


Живопись с применением природного материала (сувениры)

1


1

42

10.11.


Бумагопластика (оригами)

2

1


1


43

10.11.


Бумагопластика (оригами)

1

1


44

11.11.


Бумагопластика (квиллинг)

2


1

45

11.11.


Бумагопластика (квиллинг)

1


1

46

10.12.


Новогодние хлопоты

5

1


1


47

10.12.


Новогодние хлопоты

1

1


48

04.03.


Новогодние хлопоты

1


1

49

06.02.


Новогодние хлопоты

1


1

50

1.02.


Новогодние хлопоты

1


1

51

20.02.


Сувениры из фольги

4

1


1


52

25.02.


Сувениры из фольги

1

1


53

04.03.


Сувениры из фольги

1

1


54

06.03.


Сувениры из фольги

1


1

55

11.03.


Бумагопластика – лепка из бумаги

2

1



56

12.03.


Бумагопластика – лепка из бумаги

1



57

13.03.


Сувениры из фольги - лепка

2

1



58

18.03.


Сувениры из фольги - лепка

1



59

20.03.


Пластилин - картины

2

1



60

01.04.


Пластилин - картины

1



61

03.04.



соленое тесто (панно, картины)

2

1



62

08..04.


соленое тесто (панно, картины)

1



63

10.04.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

5

1



64

15.04.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

1


1

65

17.04.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

1


1

66

22.04.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

1


1

67

24.04.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

1


1

68

29.04.


Лепка из «холодного фарфора (цветы)

2

1



69

20.05.


Лепка из «холодного фарфора (цветы)

1



70

22.05.


Лепка из «холодного фарфора» (сувениры, обереги)

3


1

71

27.05.


Лепка из «холодного фарфора» (сувениры, обереги)

1


1

72

29.05.


Лепка из «холодного фарфора» (сувениры, обереги)

1


1



7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п

Тема занятий

Форма занятий

Методы

Дидактический материал

и ТСО

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие «Что интересного ожидает нас»

Занятие

Планы и задачи студии, просмотр выполненных ребятами работ. Правила поведения на уроке, оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила охраны труда при работе с ручным инструментом. «Что интересного нас ожидает»

Инструкции по охране труда, план работы изостудии

Интервью

2

Экскурсии сбор материала

Рассказ, беседа, показ пользованием инструментом

Знакомство с видами природного материала и фурнитуры, применяемых при изготовлении поделок

Ознакомление с книгой «Природные материалы».

Просмотр заготовок и подведение итогов экскурсии

3. «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

3.1

«Цветовая палитра»

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом презентации и

иллюстраций)


Презентация «Основы цветоведения»; работы обучающихся;

цветные карандаши, фломастеры

Мини-опрос

3.2

«Прозрачная акварель»

Занятие-

игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом основных выразительных средств)

Практический (выполнение прозрачной акварели)

Учебные издания по изобразительному искусству, www.livemaster.ru

Акварель, кисти

Игра-опрос

3.3

«Радужная палитра»

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом иллюстраций),

Практический (выполнение работы)

Репродукции: И.Левитан

«Золотая осень», «Берёзовая роща»,С.Жуковский «Под вечер»,

www.livemaster.ru, .Гуашь, кисти.

Мини-выставка

3.4

«Волшебный акрил»

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом осенних листьев, иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

Репродукции: http://artdosug.ru/

В. Поленов «Золотая осень»,

И.Шишкин «Осень». Музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Гуашь, поролоновые губки, трафареты

Мини-выставка

3.5

«Краски природы»

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом иллюстраций),

Практический (выполнение работы)

http://artdosug.ru/ и книги по теме Природный материал, цветные карандаши, фломастеры,

рисунки –схемы листьев.

Стихи об осени А.Пушкина, И.Бунина.

Мини-выставка

3.6

«Сказочные следы на белоснежной бумаге»

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом осенних листьев, репродукций).

Практический (выполнение работы)

Репродукция фото-презентация,

А. Пластова «Первый снег»; зимние фотографии; Акварель, кисти.


Мини-выставка

Волшебство изображения изучение базовых техник

3.7

Равномерный слой

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

Репродукции: www.livemaster.ru, Н.Крымов «Жёлтый сарай»,

Музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Цветные карандаши, фломастеры


Мини-выставка

3.8

Тоновая градация

Занятие-

игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом плодов осенних деревьев, иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

Репродукции: www.multitran.ru,

И.Машков «Фрукты на блюде», «Ананасы и бананы».

Гуашь, поролоновые губки, трафареты

Мини-выставка, игра

3.9

Цветовая градация

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом таблицы смешивания основных цветов).

Практический (выполнение работы)

Таблицы смешивания основных цветов. Репродукции: https://4gameforum.ru,

Н.Рерих «Красный всадник», «Небесный бой».

Акварель, беличьи кисти, бумага

Мини-выставка, анализ работ

3.10

«Сырым по сырому»

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ обучающихся старших групп), практический (выполнение работы)

www.livemaster.ru,

Работы обучающихся старших групп. Композиция П.И.Чайковского «Осень» в исполнении детского хора.

Акварель, беличьи кисти, бумага

Мини-выставка

3.11

«Сухим по сухому»

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

www.school101-nn.narod.ru, http://ped-kopilka.ru/ Учебник по изобразительному искусству. Музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Цветные карандаши, краска, кисти

Мини-выставка

3.15

Работа в технике «набрызг»

Занятие-

игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом плодов осенних деревьев, иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

презентации: ped-kopilka.ru

Гуашь, зубная щетка, расческа, кисть

Мини-выставка, игра

3.16

Роспись по дереву

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ народной росписи), практический (выполнение работы)

Презентация мастер-класса: www.livemaster.ru Работы с народными росписями. Композиция П.И.Чайковского «Осень» в исполнении детского хора.

Сухие листья, клей, ножницы, цветной картон

Мини-выставка

3.17

Пирография (выжигание по дереву)

Занятие-

игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом плодов осенних деревьев, иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

Мастер-класс: www.livemaster.ru Презентация собственных работ. Музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Цветные карандаши, бумага

Мини-выставка, игра

  1. « Декоративно-прикладное искусство

4.1

Работа с применением природного материала

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ

Практический (выполнение работы)

ejka.ru/blog/priroda, Презентация работ. Заготовки природного материала, клей ПВА.

Мини-выставка, анализ работ

4.4

Бумагопластика

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ


www.liveinternet.ru, Презентация работ. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА

Мини-выставка, анализ работ

4.5

Поделки из фольги

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом таблицы цветового спектра).

Практический (выполнение работы

www.babyblog.ru, картон, фольга, ножницы, канцелярский нож, клей «титан»

Мини-выставка, анализ работ

4.6

«Декупаж» в поделках

Занятие-игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ).

Практический (выполнение работы)

www.liveinternet.ru, «Детский альбом» П.И.Чайковского – композиция «Сладкая греза» Салфетки, клей ПВА, ножницы, фурнитура, лак.

Мини-выставка,

4.71

Пластилин

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом таблицы смешивания цветов).

Практический (выполнение работы)

http://moivsedoma.ru, Таблица смешивания цветов с белилами;

репродукция А.Рябушкина «Зимнее утро».

Гуашь, беличьи кисти

Мини-выставка

4.8

Соленое тесто

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом репродукций и фотографий).

Практический (выполнение работы)

Презентация работ, все для приготовления и работы, инструмент для лепки

Мини-выставка, анализ работ

4.9

Холодный фарфор

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с поделок и фотографий).

Практический (выполнение работы)

Презентация работ, все для приготовления и работы, инструмент для лепки www.liveinternet.ru,

Мини-выставка


8. СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



В ходе реализации программы применяются следующие способы контроля.

1 способ - первоначальный контроль предназначен для оценки знаний учащихся в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных способностей детей, набранных в группу).

.2 способ - текущий контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения учащихся (полученные по какой-либо большой теме), включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков учащихся. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.

3 способ - итоговый контроль подводит итог всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля (показатели уровневого дополнительного образования обучающихся).

Основными формами подведения итогов реализации образовательной программы являются участие в выставках, организованных в Саткинском районе Челябинской области, где независимое жюри оценивает уровень подготовки обучающихся. Периодическая организация и участие в выставках, организованных Детским домом. Участие в областных мероприятиях - что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои результаты, формирует опыт творческого общения. Результативность участия обучающихся в конкурсах отслеживается в мониторинге участия всего коллектива, что позволяет изучать динамику обучения каждого учащегося и сопоставлять ее с данными по группе, можно проследить динамику качества подготовки учащегося, судить об успешности проведенных занятий и ввести коррективы в преподавательскую работу.



Критерии реализации программы




Критерии оценивания



Способ отслеживания

(инструментарий)



Оценка способностей учащихся в начале обучения



- Учебные занятия

- Тестирование


Сформированность системы знаний, умений и навыков в процессе освоения программы


Результативность выполнения образовательной программы:

-выполнение тематических композиций;

-участие в выставках-конкурсах;

- показатели уровневого дополнительного образования учащихся.


Результативность участия воспитанников в конкурсных мероприятиях



- Мониторинг участия коллектива в выставках-конкурсах


- Дипломы, грамоты



















9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога

  • Полный курс рисования/пер с англ. А. Степановой, А. Сидорова, И. Древаль и др. – Москва: АСТ, 2014.- 143,[1] с.: ил. (Искусство рисования)

  • Л. А. Неменская «Изобразительное искусство 1 класс». Москва: «Просвещение», 2011.- 111 с. ил. (Школа России)

  • Е. И. Коротеева «Изобразительное искусство 2 класс». Москва: «Просвещение», 2011.- 144 с. ил. (Школа России)

  • Школа Неменского «Изобразительное искусство 3 класс». Москва: «Просвещение», 2011.- 144 с. ил. (Школа России)

  • Л. А. Неменская «Изобразительное искусство 4 класс». Москва: «Просвещение», 2011.- 159 с. ил. (Школа России)

  • Технология. 1 класс : учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. Носителе. / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.-128 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)

  • Технология. 2 класс : учебник для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.-96 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)

  • Технология. 3 класс : учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. Носителе. / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013.-143 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)

  • Технология. 4 класс : учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. Носителе. /[ Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова, С. В. Анащенкова] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013.-143 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)

  • Ефремова Е. В. «Роспись по стеклу» - Москва 2011.-79, с.: ил.

  • Свешникова Т. А. «Природные материалы». Москва.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2010.-80 с.: ил.- (Мастер-класс на дому).

  • Петрова О. «Мои первые поделки» - Москва: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2011.-16 с.: ил.- (Веселый мастер-класс)

  • Гарматин А. А. «Оригами для новичков» - Ростов – на – Дону : Владис, 2011.64 с. –

(Школа рукоделия для новичков).

  • Ткаченко Т. Б. «Чудеса из пластиковых бутылок». – Ростов – на – Дону: ООО Феникс, 2013.-51, : ил. – ( Волшебная мастерская. Мои первые шедевры ).

  • Журба Н.Н., Шушарина Г.С., Щербаков А.В. «Программное обеспечение работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования». – Челябинск. 2012.-136с.

  • Беррил Ф. Рисуем акварелью. М.: ООО ТД. «Издательство Мир книги», 2007. – 64 с. (библиотека ДКГ Горняков)

  • К.Голубаева «Аппликация из природных материалов» 2012г. Москва (читальный зал ДКГ Горняков)

  • Корнющенко Д. статья «Теоретико-методическое состояние вопроса педагогической интеграции и педагогического диалога». – М.:2005. (читальный зал ДКГ Горняков)

  • Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации/ Н.Н.Журба, Ю.В.Ребикова, Г.С.Шушарина.- Челябинск: Цицеро, 2014. (диск)

  • Периодические издания: «Дополнительное образование», «Внешкольник». (читальный зал ДКГ Горняков)

ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКИ ПО ТЕМАМ:

Прозрачная акварель - , www.livemaster.ru

Краски природы - http://artdosug.ru/

Равномерный слой - www.livemaster.ru,

Тоновая градация - www.multitran.ru,

Цветовая градация -https://4gameforum.ru

Сырым по сырому - www.livemaster.ru

Сухим по сухому -www.school101-nn.narod.ru, http://ped-kopilka.ru/

Роспись по ткани - www.youtube.com

Роспись по дереву - www.livemaster.ru

Работаем в технике «набрызг» - www.liveinternet.ru

Рисуем точками - www.liveinternet.ru

«Полетели бабочки из сухих листьев» - www.liveinternet.ru

Рисуем цветными карандашами и мелками - www.liveinternet.ru

Работа с гофрированной бумагой - www.liveinternet.ru

Работа с цветной бумагой - www.livemaster.ru

Оригами - www.livemaster.ru

Квиллинг - www.livemaster.ru

Поделки из фольги - www.babyblog.ru

Игрушки из помпонов - www.livemaster.ru

Пластилин – http://moivsedoma.ru

Соленое тесто – www.liveinternet.ru

Холодный фарфор - www.liveinternet.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  • Л. А. Неменская «Изобразительное искусство 1 класс». Москва: «Просвещение», 2011.- 111 с. ил. (Школа России)

  • Е. И. Коротеева «Изобразительное искусство 2 класс». Москва: «Просвещение», 2011.- 144 с. ил. (Школа России)

  • Школа Неменского «Изобразительное искусство 3 класс». Москва: «Просвещение», 2011.- 144 с. ил. (Школа России)

  • Л. А. Неменская «Изобразительное искусство 4 класс». Москва: «Просвещение», 2011.- 159 с. ил. (Школа России)

  • Технология. 1 класс : учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. Носителе. / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг ; Рос. акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.-128 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)

  • Технология. 2 класс : учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.-96 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)

  • Технология. 3 класс : учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. Носителе. / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова; Рос. акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013.-143 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)

  • Технология. 4 класс : учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. Носителе. /[ Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова, С. В. Анащенкова] ; Рос. акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013.-143 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)

  • Свешникова Т. А. «Природные материалы». Москва.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2010.-80 с.: ил.- (Мастер-класс на дому).

  • Петрова О. «Мои первые поделки» - Москва: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2011.-16 с.: ил.- (Веселый мастер-класс)

  • Гарматин А. А. «Оригами для новичков» - Ростов - на - Дону : Владис, 2011.64 с. – (Школа рукоделия для новичков).

  • Ткаченко Т. Б. «Чудеса из пластиковых бутылок». - Ростов - на - Дону : ООО Феникс, 2013.-51, : ил. - (Волшебная мастерская. Мои первые шедевры)



Приложение №1

СЛОВАРЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕРМИНОВ

Акварель - краски на растительном клее, которые растворяются водой, а также рисунки, сделанные такими красками.

А-ля прима - способ выполнения работы сразу, за один приём.

Ахроматические цвета - чёрный, белый, а также серый, образуемый их смешиванием.

Блик - самое светлое место на блестящих предметах, отражение источника света.

Восковые мелки - мягкие карандаши, изготовленные на основе воска.

Глубокое пространство - пространство, в котором изображаемые предметы находятся на большом расстоянии друг от друга (чаще всего используется в пейзаже).

Графика - искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.

Гуашь - непрозрачная (кроющая, корпусная) краска, которую разводят водой, а также работы, выполненные этими красками, производится из пигментов с добавлением белил.

Динамика - изображение предмета в движении.

Живопись - изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.

Закрепление пастели - процесс фиксации изображения с помощью фиксатива.

Интерьер - жанр изобразительного искусства, изображение внутреннего пространства какого-либо помещения.

Карандаш - один из основных материалов художника. Представляет собой тонкий стержень из красящего (графитного) вещества в деревянной, пластиковой или металлической оправе.

Кисть - инструмент художника для работы красками. Различают волосяные и щетинистые кисти.

Колер - цвет, в необходимом количестве полученный смешиванием красок на палитре или в отдельной баночке.

Контрастные цвета - цвета, находящиеся друг против друга в цветовом круге, являющиеся полной противоположностью друг друга.

Кроющая способность - способность краски перекрывать нижние слои живописи. Характерна для плотных, корпусных красок, например гуаши.

Лессировка - наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя, используется для уточнения цвета и тона.

Линия горизонта - граница видимого очертания земли, всегда находится на линии глаз наблюдающего.

Локальный цвет - цвет какого-либо предмета без учёта внешних влияний.

Насыщенность цвета - отличие хроматического цвета от равного с ним по тону ахроматического (серого) цвета.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства, изображение мира через предметы.

Неглубокое пространство - пространство, в котором изображаемые предметы находятся на близком расстоянии друг от друга (чаще используется в интерьере).

Нюанс - незначительное изменение цвета или тона.

Оттенок - изменение качества цвета или тона.

Основные цвета - цвета первого ряда: красный, жёлтый, синий.

Палитра - 1) небольшая тонкая доска прямоугольной, овальной или круглой формы для смешивания красок. В качестве палитры можно использовать пластиковую пластинку, кафельную плитку или кусок белой бумаги; 2) ограниченное количество цветов, используемое художником в работе.

Пастель - материал художника, художественная техника. Мягкие цветные мелки, изготовленные из пигментов, мела, связующего вещества.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, изображение природы.

Перо - инструмент художника, применяется при работе тушью.

Пигменты - красящие вещества в виде порошков. Бывают минерального, химического и органического происхождения. Для приготовления красок пигменты смешивают со связующим (маслом, клеем, др.).

Полутон - то место на предмете, по которому скользит свет.

Послойная живопись - последовательное ведение работы в несколько приёмов, когда последующие слои ложатся поверх предыдущих.

Приближающие цвета - тёплые цвета, которые в сравнении с холодными кажутся ближе.

Пуантилизм - художественный приём, живопись раздельными чёткими мазками в расчёте на их оптическое смешение в глазу зрителя.

Растушка - инструмент, используемый для смешивания цветов в технике пастель.

Растяжка тона - постепенное изменение тональной насыщенности.

Растяжка цвета - постепенное изменение цветовой насыщенности.

Рефлекс - свет, отражённый в тень от плоскости или другого предмета, стоящего рядом.

Сближенные цвета - цвета, находящиеся рядом в цветовом круге. Нюансные цвета.

Свет - освещённая часть предмета.

Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Стремление цвета к белому.

Светотень - тональные отношения света и тени на изображаемом предмете.

Смешивание техник - последовательное или одновременное использование двух или более различных техник с учётом их совместимости и индивидуальных свойств.

Составные цвета - цвета 2-го ряда (оранжевый, зелёный, фиолетовый), получаемые попарным смешиванием основных цветов.

Статика - изображение объекта в состоянии покоя.

Тень - неосвещённая часть изображаемого предмета. Различают собственную тень (тень на предмете) и падающую тень (тень от предмета).

Тёплое освещение - электрическое освещение.

Тёплые цвета - красный, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный, а также цвета, получаемые их смешением.

Тональный масштаб - ахроматический ряд цветов от белого до чёрного, в

котором тональность серого последовательно возрастает.

Тональные градации - тональные изменения на освещённом предмете.

Точка схода - точка на линии горизонта и на линии глаз, по отношению к которой происходят изменения в пространстве.

Трёхмерное пространство - пространство, имеющее 3 величины измерения: высоту, ширину и глубину.

Тушь - чёрная краска большой плотности, изготавливается на основе сажи.

Удаляющиеся цвета - холодные цвета, которые в сравнении с тёплыми оптически кажутся дальше.

Фактура - характер поверхности предмета, его обработки. Ощущается зрительно и осязательно.

Фиксатив - жидкость (как правило, в аэрозоли), которой художники закрепляют пастельные рисунки.

Холодное освещение - дневное освещение или освещение лампой дневного света.

Холодные цвета - голубой, синий, фиолетовый, холодный зелёный, а также все цвета, получаемые их смешиванием.

Хроматические цвета - все цвета, кроме чёрного и белого, а также серого, получаемого их смешиванием.

Художественные материалы - все материалы и инструменты, которыми художники пользуются для создания художественных произведений.

Художественные техники - способы работы художественными материалами.

Цветовой круг - система взаимоотношений хроматических цветов, а также цвета, чередуясь в определённой последовательности, образуют непрерывный цветовой ряд. Различают неполный и полный цветовой круг.

Штрих - изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Короткая линия, выполненная одним движением руки.

Эскиз - подготовительный рисунок к картине.

Приложение № 2



Характеристика личности воспитанника коллектива изостудии

«ФАНТАЗИЯ»

Фамилия, имя ребёнка _________________________________

Возраст______________________________________________

Название детского объединения_________________________



Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

1.1. Терпение

Способность переносить (выдержать) известные нагрузки в течение определённого времени

  • Терпения хватает меньше, чем на ½ занятия.

  • Терпения хватает больше, чем на ½ занятия.

  • Терпения хватает на всё занятие.

0 -10


1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

  • Волевые усилия ребёнка побуждаются извне.

  • Иногда – самим ребёнком

  • Всегда – самим ребёнком.

0 -10


1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

  • Ребёнок постоянно находится под воздействием контроля извне.

  • Периодически контролирует себя сам.

  • Постоянно контролирует себя сам.

0 -10


2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

  • Завышенная.

  • Заниженная.

  • Нормальная.

0 -10


2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы

  • Интерес к занятиям продиктован ребёнку извне.

  • Интерес периодически поддерживается самим ребёнком.

  • Интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно.


0 -10


3.1. Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

  • Периодически провоцирует конфликты.

  • Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

  • Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

0 -10


3.2.Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

  • Избегает участия в общих делах.

  • Участвует при побуждении извне.

  • Инициативен в общих делах.

0 -10




Уровни: низкий 5 – 30; средний 31 – 40; высокий 41 – 60.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!