Наименование темы | Номер и тема занятия | Количество часов | Элементы содержания | Задания |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Тема 1. Будем знакомы: рынок. | № 1-2. Что такое рынок? Какую экономику называют рыночной? | 2 ч. | Понятие рынка. Содержание основных экономических вопросов. Основные формы рынка. Виды экономических систем. | Задание 1 Составить схему экономических систем. |
| № 3. Когда и как возник рынок | 1 ч. | Ознакомить учащихся с историей возникновения и развития рынка. Рассмотреть примеры рынка. | |
Тема 2. Анатомия рынка. | № 4. Потребности человека – начало дороги на рынок. | 1 ч. | Какие потребности заставляют человека идти на рынок. Алгоритм рыночных потребностей. | Задание 1. Составить схему рыночных потребностей человека |
| № 5-6. Частная собственность – условие свободного рынка. | 2 ч. | Выяснить, может ли рынок существовать без частной собственности. Виды частной собственности. Определить положительные и отрицательные качества частной собственности. | Задание 1. Подобрать примеры положительных и отрицательных качеств ч.с. |
| № 7-8. Товар как клеточка «богатства». Стоимость и цена товара. | 2 ч. | Понятие товара. Потребительская стоимость товара. Меновая стоимость товара. Условия обмена товаров. | Задание 1 Нарисовать или подобрать картинки, изображающие условия обмена товаров. |
| № 9. Экономические цели и функции рынка. | 1 ч. | Познакомить учащихся с основными функциями и целями рынка. Преимущества рынка. | |
| №10. Рыночный механизм. | 1 ч. | Познакомить учащихся с составляющими и действием рыночного механизма. Купля-продажа – центральное место в рыночном механизме. | Задание 1. Что приводит в движение рыночный механизм - эссе |
Тема 3.Рыночный инструментарий. | № 11-12 Действующие лица в рыночной экономике. | 2 ч. | Физические и юридические лица. Брокер. Дилер. Менеджер. Практическое занятие «Участники рынка» | Задание 1. Нарисовать или подобрать картинки, изображающие участников рынка |
| № 13. Деньги. | 1 ч. | Понятие денег и их роль в рынке. Функции денег. Виды денег. Инфляция. | |
| № 14-15. Что кладут в потребительскую корзину? | 2 ч. | Ознакомить учащихся с понятием и составляющими прожиточного минимума, потребительской корзины. Дотации, пособие. Практическое занятие «Составление потребительской корзины» | Задание 1 Написать эссе «Зачем людям нужны деньги, можно ли прожить без них» |
| № 16. Банки и кредит. | 1 ч. | История возникновения банков. Какие банки бывают. Что такое кредит и как его оформить. | |
| № 17. Биржа и ее тайны. | 1 ч. | История возникновения биржи. Роль биржи в рыночной экономике. Какие биржи бывают. | Задание 1 Нарисовать или подобрать картинки, изображающиеработу биржи. |
| № 18-19. Потребитель и его права. | 2 ч. | Кто является потребителем на рынке. Как и кем защищаются права потребителя. Практическое занятие «Мои потребительские права». | |
| № 20. Государство и рынок – кто выигрывает? | 1 ч. | Нужно ли регулировать или контролировать рынок. Что такое ВНП. Экономические функции государства. | Задание 1 Что нужно сделать государству для нормального функционирования рынка. |
Тема 4. Современный рынок. | № 21-22. Спрос и предложение. | 2 ч. | Что такое спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Что влияет на спрос и предложение на современном рынке. Рыночное равновесие. | Задание 1 Придумать примеры ситуаций на рынке по спросу и предложению. |
| № 23. Маркетинг – основа успеха на рынке. | 1 ч. | Что такое маркетинг, его основные функции и принципы. | |
| № 24. Покупатель и продавец. | 1 ч. | Что такое торговля, как экономическая деятельность. Виды торговых предприятий. Действия покупателя и продавца с экономической точки зрения. | Задание 1 Правила поведения покупателя в супермаркет. Задание 2 Правила поведения продавца в супермаркет. |
| № 25-26. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товара. | 2 ч. | Представление о спросе и товарном предложении, о роли маркировки товара в современной торговле. Функции рекламы и упаковки. Понятия: маркетинг, маркетолог, штриховой код. Практическое занятие «Я — рекламный агент». Чтение маркировок. | Задание 1 Подготовить несколько различных упаковок товара. |
| № 27-28. Секреты выбора товара. | 2 ч. | Понятие необходимых, обязательных, желательных, престижных товаров. Понятие цены и стоимости товара. Как правильно выбрать товар. Практическое занятие Игра «Сделай свой выбор» | Задание 1 Подготовить список необходимых, обязательных и престижных товаров. |
| №29. Менеджмент – управление фирмой в условиях рыночной экономики. | 1 ч. | Что такое менеджмент, история его возникновения. Как организовать управление фирмой. Функции менеджера. | Задание 1. Разработать план действий менеджера фирмы. |
Практическое подведение итогов. | № 30-34. Проведение ролевой игры «Интеллектуальный бизнес» или игры-аукциона «Мир рыночной экономики». | 5 ч. | Учащиеся через игру демонстрируют усвоение знаний и навыков участия в рыночной экономике. | |
Программа факультативного курса разработана на основе примерной программы основного общего образования по экономике для 5-6 классов и является продолжением факультативного курса, проводимого в 5 классе.
Программа знакомит учащихся с основами современного рынка, его составляющими; рассматриваются проблемы рыночной экономики.
Учащиеся знакомятся с «тремя китами» современного рынка: спросом и предложением, маркетингом и менеджментом.
Занятия (учитывая возраст учащихся) предполагают простое и доступное объяснение сложных вопросов экономики и рынка. Итогом обучения станут ролевые игры, в которых учащиеся продемонстрируют усвоение знаний и навыков участия в рыночной экономике.
Программа рассматривается как ступень предпрофильного образования, которая поможет учащимся найти своё «дело» и стать непросто экономически грамотными людьми, а предпринимателями современного типа.