ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕМУ ПЛАНУ
КРУЖКА «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ»
Программа кружка разработана на основе примерной программы основного общего образования по экономике для 6-7классов.
В соответствии с Учебным планом МОБУ «СОШ №1 им. А.П.Гайдара» по внеурочной деятельности данный курс изучается в 5 классах 1 час в неделю 35 часа в год и относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Программа разработана на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной образовательной программы по экономике 5 класса
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- основной образовательной программы школы;
- учебного плана МОБУ «СОШ №1 им. А.П. Гайдара»;
- годового учебного календарного графика на текущий учебный год.
Программа знакомит учащихся с основами современного рынка, его составляющими; рассматриваются проблемы рыночной экономики.
Учащиеся знакомятся с «тремя китами» современного рынка: спросом и предложением, маркетингом и менеджментом.
Занятия (учитывая возраст учащихся) предполагают простое и доступное объяснение сложных вопросов экономики и рынка. Итогом обучения станут ролевые игры, в которых учащиеся продемонстрируют усвоение знаний и навыков участия в рыночной экономике.
Главная цель программы:
формирование основных понятий рыночной экономики, как сферы экономической деятельности общества;
приобщение учащихся к современному рынку для дальнейшего самостоятельного адаптирования в рыночном обществе;
помочь учащимся встать на путь саморазвития экономического мышления.
Задачи:
обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей;
повысить интерес учащихся к экономике как к учебному предмету;
выявить наиболее способных к экономике учащихся и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам;
сформировать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с научно – популярной экономической литературой.
Программа реализуется в общеобразовательных классах.
Сроки реализации программы 2017-2018 учебный год.
Программа рассматривается как ступень предпрофильного образования, которая поможет учащимся найти своё «дело» и стать непросто экономически грамотными людьми, а предпринимателями современного типа.
В результате изучения учащиеся должны познакомиться/знать:
основные понятия рыночной экономики;
составляющие рынка и его участников;
как действует рыночный механизм;
главные законы рынка;
инструменты рыночной экономики;
роль государства в рыночной экономике;
составляющие современного рынка;
уметь:
анализировать некоторые экономические ситуации на рынке;
решать несложные задачи и проблемные вопросы;
анализировать рекламу потребительских товаров;
читать, расшифровывать упаковки товаров;
формировать потребительскую корзину.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и экономики, а так же повышению общего уровня экономической культуры пополнять экономической знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.
Результаты освоения программы
Учащиеся должны иметь представление о экономике как форме описания и методе познания действительности.
Учащиеся приобретают опыт решения задач
У учащихся сформированы компетентности:
готовность к самообразованию;
готовность к использованию информационных ресурсов;
готовность к социальному взаимодействию;
коммуникативная компетентность;
исследовательская компетентность;
технологическая компетентность.
Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Огромное значение имеет принцип наглядности. Вот эти технологии и принципы обеспечивают реализацию данного курса
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы, презентации и др. формы.
Способы определения результативности:
Тестирование, работа на семинарских занятиях, самостоятельная и практическая работы.
Календарно-тематическое планирование кружка «Азбука экономики»
№ урока | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Виды контроля |
план | факт |
Тема 1. Будем знакомы: рынок (3 ч) |
1 2 | | | Что такое рынок? Какую экономику называют рыночной? | | |
3 | | | Когда и как возник рынок | | |
Тема 2. Анатомия рынка. |
4 | | | Потребности человека – начало дороги на рынок. | | |
5 6 | | | Частная собственность – условие свободного рынка. | | |
7 8 | | | Товар как клеточка «богатства». Стоимость и цена товара. | | |
9 | | | Экономические цели и функции рынка. | | |
10 | | | Рыночный механизм. | | |
Тема 3.Рыночный инструментарий. |
11 12 | | | Действующие лица в рыночной экономике. | | |
13 | | | Деньги. | | |
14 15 | | | Что кладут в потребительскую корзину? | | |
16 | | | Банки и кредит. | | |
17 | | | Биржа и ее тайны. | | |
18 19 | | | Потребитель и его права. | | |
20 | | | Государство и рынок – кто выигрывает? | | |
Тема 4. Современный рынок. |
21 22 | | | Спрос и предложение. | | |
23 | | | Маркетинг – основа успеха на рынке. | | |
24 | | | Покупатель и продавец. | | |
25 26 | | | Реклама и упаковка. Особенности маркировки товара. | | |
27 28 | | | Секреты выбора товара. | | |
29 | | | Менеджмент – управление фирмой в условиях рыночной экономики. | | |
30 31 32 33 34 35 | | | Практическое подведение итогов. | | |
Содержание курса «Азбука экономики»
Наименование темы | Номер и тема занятия | Элементы содержания | Задания |
1. | 2. | 3. | 4. |
Тема 1. Будем знакомы: рынок. | № 1-2. Что такое рынок? Какую экономику называют рыночной? | Понятие рынка. Содержание основных экономических вопросов. Основные формы рынка. Виды экономических систем. | Задание 1 Составить схему экономических систем. |
| № 3. Когда и как возник рынок | Ознакомить учащихся с историей возникновения и развития рынка. Рассмотреть примеры рынка. | |
Тема 2. Анатомия рынка. | № 4. Потребности человека – начало дороги на рынок. | Какие потребности заставляют человека идти на рынок. Алгоритм рыночных потребностей. | Задание 1. Составить схему рыночных потребностей человека |
| № 5-6. Частная собственность – условие свободного рынка. | Выяснить, может ли рынок существовать без частной собственности. Виды частной собственности. Определить положительные и отрицательные качества частной собственности. | Задание 1. Подобрать примеры положительных и отрицательных качеств ч.с. |
| № 7-8. Товар как клеточка «богатства». Стоимость и цена товара. | Понятие товара. Потребительская стоимость товара. Меновая стоимость товара. Условия обмена товаров. | Задание 1 Нарисовать или подобрать картинки, изображающие условия обмена товаров. |
| № 9. Экономические цели и функции рынка. | Познакомить учащихся с основными функциями и целями рынка. Преимущества рынка. | |
| №10. Рыночный механизм. | Познакомить учащихся с составляющими и действием рыночного механизма. Купля-продажа – центральное место в рыночном механизме. | Задание 1. Что приводит в движение рыночный механизм - эссе |
Тема 3.Рыночный инструментарий. | № 11-12 Действующие лица в рыночной экономике. | Физические и юридические лица. Брокер. Дилер. Менеджер. Практическое занятие«Участники рынка» | Задание 1. Нарисовать или подобрать картинки, изображающие участников рынка |
| № 13. Деньги. | Понятие денег и их роль в рынке. Функции денег. Виды денег. Инфляция. | |
| № 14-15. Что кладут в потребительскую корзину? | Ознакомить учащихся с понятием и составляющими прожиточного минимума, потребительской корзины. Дотации, пособие. Практическое занятие «Составление потребительской корзины» | Задание 1 Написать эссе «Зачем людям нужны деньги, можно ли прожить без них» |
| № 16. Банки и кредит. | История возникновения банков. Какие банки бывают. Что такое кредит и как его оформить. | |
| № 17. Биржа и ее тайны. | История возникновения биржи. Роль биржи в рыночной экономике. Какие биржи бывают. | Задание 1 Нарисовать или подобрать картинки, изображающиеработу биржи. |
| № 18-19. Потребитель и его права. | Кто является потребителем на рынке. Как и кем защищаются права потребителя. Практическое занятие «Мои потребительские права». | |
| № 20. Государство и рынок – кто выигрывает? | Нужно ли регулировать или контролировать рынок. Что такое ВНП. Экономические функции государства. | Задание 1 Что нужно сделать государству для нормального функционирования рынка. |
Тема 4. Современный рынок. | № 21-22. Спрос и предложение. | Что такое спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Что влияет на спрос и предложение на современном рынке. Рыночное равновесие. | Задание 1 Придумать примеры ситуаций на рынке по спросу и предложению. |
| № 23. Маркетинг – основа успеха на рынке. | Что такое маркетинг, его основные функции и принципы. | |
| № 24. Покупатель и продавец. | Что такое торговля, как экономическая деятельность. Виды торговых предприятий. Действия покупателя и продавца с экономической точки зрения. | Задание 1 Правила поведения покупателя в супермаркет. Задание 2 Правила поведения продавца в супермаркет. |
| № 25-26. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товара. | Представление о спросе и товарном предложении, о роли маркировки товара в современной торговле. Функции рекламы и упаковки. Понятия: маркетинг, маркетолог, штриховой код. Практическое занятие «Я — рекламный агент». Чтение маркировок. | Задание 1 Подготовить несколько различных упаковок товара. |
| № 27-28. Секреты выбора товара. | Понятие необходимых, обязательных, желательных, престижных товаров. Понятие цены и стоимости товара. Как правильно выбрать товар. Практическое занятие Игра «Сделай свой выбор» | Задание 1 Подготовить список необходимых, обязательных и престижных товаров. |
| №29. Менеджмент – управление фирмой в условиях рыночной экономики. | Что такое менеджмент, история его возникновения. Как организовать управление фирмой. Функции менеджера. | Задание 1. Разработать план действий менеджера фирмы. |
Практическое подведение итогов. | № 30-34. Проведение ролевой игры «Интеллектуальный бизнес» или игры-аукциона «Мир рыночной экономики». | Учащиеся через игру демонстрируют усвоение знаний и навыков участия в рыночной экономике. | |
Используемые материалы и литература
И.В. Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.: Вита-Пресс, 2008 г.
И.В. Ермакова. Начала экономики. - М.: Вита-Пресс, 2009 г.
И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич. Начала экономики. Учебное пособие. 5-6 классы. - М.: Вита-Пресс, 2008 г.
А.П. Казаков. Школьнику о рыночной экономике. Пособие. М.: Общество «Знание», 1993.
А.С. Прутченков, Б.А. Райзберг, Б.М. Шемякин. Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач и кроссвордов – М: Новая школа, 1994.