СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Азбука экономики"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Азбука экономики" расчитана для учащихся 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Азбука экономики"»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕМУ ПЛАНУ

КРУЖКА «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ»


Программа кружка разработана на основе примерной программы основного общего образования по экономике для 6-7классов.

В соответствии с Учебным планом МОБУ «СОШ №1 им. А.П.Гайдара» по внеурочной деятельности данный курс изучается в 5 классах 1 час в неделю 35 часа в год и относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Программа разработана на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной образовательной программы по экономике 5 класса

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

- основной образовательной программы школы;

- учебного плана МОБУ «СОШ №1 им. А.П. Гайдара»;

- годового учебного календарного графика на текущий учебный год.


Программа знакомит учащихся с основами современного рынка, его составляющими; рассматриваются проблемы рыночной экономики.

Учащиеся знакомятся с «тремя китами» современного рынка: спросом и предложением, маркетингом и менеджментом.

Занятия (учитывая возраст учащихся) предполагают простое и доступное объяснение сложных вопросов экономики и рынка. Итогом обучения станут ролевые игры, в которых учащиеся продемонстрируют усвоение знаний и навыков участия в рыночной экономике.

Главная цель программы:

  • формирование основных понятий рыночной экономики, как сферы экономической деятельности общества;

  • приобщение учащихся к современному рынку для дальнейшего самостоятельного адаптирования в рыночном обществе;

  • помочь учащимся встать на путь саморазвития экономического мышления.

Задачи:

  1. обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей;

  2. повысить интерес учащихся к экономике как к учебному предмету;

  3. выявить наиболее способных к экономике учащихся и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам;

  4. сформировать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с научно – популярной экономической литературой.

Программа реализуется в общеобразовательных классах.

Сроки реализации программы 2017-2018 учебный год.


Программа рассматривается как ступень предпрофильного образования, которая поможет учащимся найти своё «дело» и стать непросто экономически грамотными людьми, а предпринимателями современного типа.

В результате изучения учащиеся должны познакомиться/знать:

  • основные понятия рыночной экономики;

  • составляющие рынка и его участников;

  • как действует рыночный механизм;

  • главные законы рынка;

  • инструменты рыночной экономики;

  • роль государства в рыночной экономике;

  • составляющие современного рынка;

уметь:

  • анализировать некоторые экономические ситуации на рынке;

  • решать несложные задачи и проблемные вопросы;

  • анализировать рекламу потребительских товаров;

  • читать, расшифровывать упаковки товаров;

  • формировать потребительскую корзину.


Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.

Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и экономики, а так же повышению общего уровня экономической культуры пополнять экономической знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.


Результаты освоения программы

Учащиеся должны иметь представление о экономике как форме описания и методе познания действительности.

Учащиеся приобретают опыт решения задач


У учащихся сформированы компетентности:

  • готовность к самообразованию;

  • готовность к использованию информационных ресурсов;

  • готовность к социальному взаимодействию;

  • коммуникативная компетентность;

  • исследовательская компетентность;

  • технологическая компетентность.


Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Огромное значение имеет принцип наглядности. Вот эти технологии и принципы обеспечивают реализацию данного курса

Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы, презентации   и др. формы.


Способы определения результативности:

Тестирование, работа на семинарских занятиях, самостоятельная и практическая работы.















Календарно-тематическое планирование кружка «Азбука экономики»


№ урока


Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Виды контроля

план

факт

Тема 1. Будем знакомы: рынок (3 ч)

1

2



Что такое рынок? Какую экономику называют рыночной?



3



Когда и как возник рынок



Тема 2. Анатомия рынка.

4



Потребности человека – начало дороги на рынок.



5

6



Частная собственность – условие свободного рынка.



7

8



Товар как клеточка «богатства».

Стоимость и цена товара.



9



Экономические цели и функции рынка.



10



Рыночный механизм.



Тема 3.Рыночный инструментарий.

11

12



Действующие лица в рыночной экономике.



13



Деньги.



14

15



Что кладут в потребительскую корзину?



16



Банки и кредит.



17



Биржа и ее тайны.



18

19



Потребитель и его права.



20



Государство и рынок – кто выигрывает?



Тема 4. Современный рынок.

21

22



Спрос и предложение.



23



Маркетинг – основа успеха на рынке.



24



Покупатель и продавец.



25

26



Реклама и упаковка. Особенности маркировки товара.



27

28



Секреты выбора товара.



29



Менеджмент – управление фирмой в условиях рыночной экономики.



30

31

32

33

34

35



Практическое подведение итогов.



Содержание курса «Азбука экономики»



Наименование темы

Номер и тема занятия

Элементы содержания

Задания

1.

2.

3.

4.

Тема 1. Будем знакомы: рынок.

№ 1-2. Что такое рынок? Какую экономику называют рыночной?

Понятие рынка. Содержание основных экономических вопросов. Основные формы рынка. Виды экономических систем.


Задание 1

Составить схему экономических систем.



№ 3. Когда и как возник рынок

Ознакомить учащихся с историей возникновения и развития рынка. Рассмотреть примеры рынка.



Тема 2. Анатомия рынка.

№ 4. Потребности человека – начало дороги на рынок.

Какие потребности заставляют человека идти на рынок. Алгоритм рыночных потребностей.

Задание 1. Составить схему рыночных потребностей человека


№ 5-6. Частная собственность – условие свободного рынка.

Выяснить, может ли рынок существовать без частной собственности. Виды частной собственности.

Определить положительные и отрицательные качества частной собственности.


Задание 1.

Подобрать примеры положительных и отрицательных качеств ч.с.


№ 7-8. Товар как клеточка «богатства».

Стоимость и цена товара.

Понятие товара. Потребительская стоимость товара. Меновая стоимость товара. Условия обмена товаров.

Задание 1

Нарисовать или подобрать картинки, изображающие условия обмена товаров.


№ 9. Экономические цели и функции рынка.

Познакомить учащихся с основными функциями и целями рынка. Преимущества рынка.



№10. Рыночный механизм.

Познакомить учащихся с составляющими и действием рыночного механизма. Купля-продажа – центральное место в рыночном механизме.


Задание 1.

Что приводит в движение рыночный механизм - эссе

Тема 3.Рыночный инструментарий.

№ 11-12

Действующие лица в рыночной экономике.

Физические и юридические лица. Брокер. Дилер. Менеджер.


Практическое занятие«Участники рынка»

Задание 1.

Нарисовать или подобрать картинки, изображающие участников рынка


№ 13. Деньги.

Понятие денег и их роль в рынке. Функции денег. Виды денег. Инфляция.




№ 14-15. Что кладут в потребительскую корзину?

Ознакомить учащихся с понятием и составляющими прожиточного минимума, потребительской корзины. Дотации, пособие.


Практическое занятие

«Составление потребительской корзины»


Задание 1

Написать эссе «Зачем людям нужны деньги, можно ли прожить без них»


№ 16. Банки и кредит.

История возникновения банков. Какие банки бывают. Что такое кредит и как его оформить.




№ 17. Биржа и ее тайны.

История возникновения биржи. Роль биржи в рыночной экономике. Какие биржи бывают.

Задание 1

Нарисовать или подобрать картинки, изображающиеработу биржи.


№ 18-19.

Потребитель и его права.

Кто является потребителем на рынке. Как и кем защищаются права потребителя.


Практическое занятие

«Мои потребительские права».




№ 20. 

Государство и рынок – кто выигрывает?

Нужно ли регулировать или контролировать рынок. Что такое ВНП. Экономические функции государства.

Задание 1

Что нужно сделать государству для нормального функционирования рынка.

Тема 4. Современный рынок.

№ 21-22. Спрос и предложение.

Что такое спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Что влияет на спрос и предложение на современном рынке.

Рыночное равновесие.

Задание 1

Придумать примеры ситуаций на рынке по спросу и предложению.


№ 23. Маркетинг – основа успеха на рынке.


Что такое маркетинг, его основные функции и принципы.



№ 24. Покупатель и продавец.

Что такое торговля, как экономическая деятельность. Виды торговых предприятий. Действия покупателя и продавца с экономической точки зрения.

Задание 1

Правила поведения покупателя в супермаркет.

Задание 2

Правила поведения продавца в супермаркет.


№ 25-26. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товара.

Представление о спросе и товарном предложении, о роли маркировки товара в современной торговле. Функции рекламы и упаковки. Понятия: маркетинг, маркетолог, штриховой код.


Практическое занятие

«Я — рекламный агент». Чтение маркировок.

Задание 1

Подготовить несколько различных упаковок товара.


№ 27-28. Секреты выбора товара.

Понятие необходимых, обязательных, желательных, престижных товаров. Понятие цены и стоимости товара. Как правильно выбрать товар.


Практическое занятие

Игра «Сделай свой выбор»


Задание 1

Подготовить список необходимых, обязательных и престижных товаров.


№29. Менеджмент – управление фирмой в условиях рыночной экономики.

Что такое менеджмент, история его возникновения. Как организовать управление фирмой. Функции менеджера.

Задание 1.

Разработать план действий менеджера фирмы.


Практическое подведение итогов.

№ 30-34.

Проведение ролевой игры «Интеллектуальный бизнес» или игры-аукциона «Мир рыночной экономики».

Учащиеся через игру демонстрируют усвоение знаний и навыков участия в рыночной экономике.












Используемые материалы и литература

  1. И.В. Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.: Вита-Пресс, 2008 г.

  2. И.В. Ермакова. Начала экономики. - М.: Вита-Пресс, 2009 г.

  3. И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич. Начала экономики. Учебное пособие. 5-6 классы. - М.: Вита-Пресс, 2008 г.

  4. А.П. Казаков. Школьнику о рыночной экономике. Пособие. М.: Общество «Знание», 1993.

  5. А.С. Прутченков, Б.А. Райзберг, Б.М. Шемякин. Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач и кроссвордов – М: Новая школа, 1994.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!