СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Туризм. Краеведение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

элективный курс "Туризм. Краеведение" расчитан на 8-10 классы.

Просмотр содержимого документа
«программа элективного курса "Туризм. Краеведение"»

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачинского муниципального района Омской области

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»












Элективный курс

«Туризм. Краеведение»





















Бутенко Людмила Алексеевна

учитель географии

высшая категория







Ивановка, 2016 г.



Пояснительная записка.

Программа рассчитана: 34 часов В неделю – 1 часа

Программа по элективному курсу «Туризм. Краеведение» предназначена для подготовки школьников старшей школы по физическому развитию, воспитанию высоких нравственных качеств личности, познанию Родины, своего края, а также действиям в экспериментальных ситуациях – выживанию в трудных условиях.

ЦЕЛЬ: Научить учащихся ВЫЖИВАНИЮ!

Выясни и оцени ситуацию.

Излишне поспешишь – себе навредишь.

Жить захочешь – вспомнишь, где находишься.

Избавляйся от страха и паники.

Выдумывай, пробуй, импровизируй.

Аборигенам уподобляйся в своих действиях.

Никогда не теряй веры в свои силы.

Изучай и овладевай искусством умения и ловкости.

Если сам оплошаешь, то и Бог не спасет!



На первое место в своем плане я ставлю раздел «Техника и тактика туризма» для того, чтобы проявить заинтересованность детей. Затем на второе место ставлю «Топографическую подготовку» так как дети уже будут заинтересованы и убеждены в необходимости изучения топографии. Раздел «Краеведение» изучается самостоятельным блоком в течение года.

ЗАДАЧИ:

  • сообщение обучающимся специальных знаний по теоретическим, организационным аспектам туризма;

  • развитие познавательного интереса у школьников к приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для жизни;

  • развитие познавательного интереса к профессиям: учителя географии, картографа, метеоролога, тренера по туризму, спасателя;

  • формирование умения действовать в экстремальной ситуации, пользуясь самыми простыми знаниями с основами выживания:

а) предвидеть опасность;

б) по возможности избегать ее;

в) при необходимости – точно действовать



За основу взята программа по туризму Министерства Просвещения РФ за 1994, 1995, 2002 г.

Основные знания и умения:

  • правильное ориентирование на различной местности;

  • преодоление естественных и искусственных препятствий;

  • оказание своевременной само- и взаимовыручки;

  • добывание и употребление пищи с использованием пищевых свойств различных растений;

  • обеспечение питьевой водой, в том числе добываемой на месте обеззараживание воды;

  • оказание первой медицинской помощи при ушибах, травмах, ранениях и других повреждениях мягких и твердых тканей человеческого тела;

  • знать сигналы бедствия и уметь правильно их подавать.

  • уметь работать с первоисточниками;

  • умение вести научно-исследовательскую работу.



Содержание программы.

I. Введение – 1 час.

Что такое туризм. Виды туризма. Что такое краеведение.

II. Техника и тактика туризма – 10 часов.

Страховка и самостраховка: Узлы: проводник, булинь, прямой, ткацкий, схватывающий, грудная обвязка, стремя, удавка, беседка, контрольный. Их назначение и применение. Снаряжение, обеспечивающие страховку (основная и вспомогательная веревка, карабины). Виды страховок: самостраховка, взаимная страховка, страховка спутника,). Обязанности туристов во время страховки. Приемы страховки в зависимости от характера маршрута (через плечо, сидя, через поясницу).

Понятия о рывке и срыве и способы его погашения. Трения веревки (куртка, рукавицы, выступ, карабины). Порядок передвижения в связках (сигнализация, движение вдоль перил).

Практика: Узлы. Отработка страховки. Движение по перилам и навесной переправе.

Практика: Знакомство со снаряжением. Сборка палатки. Подготовка снаряжения к работе.

Техника передвижения: Движение по равнинной, пересеченной местности. Движение в лесу через кустарники, завалы. Сложность движения в густом лесу, по склонам. Заболоченная местность. Водные преграды. Техника преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности. Главные причины возникновения опасности с дисциплиной, плохой подготовкой, климатическими условиями. Меры их предупреждения. Правила поведения туристов на воде, в лесу, при преодолении естественных препятствий, во время грозы. Сигналы бедствия. Привалы.

Практика: Движение цепочкой, правила и режим движения. Преодоление естественных препятствий, подъем и спуск по склонам, движение по пересеченной местности. Страховка. Самостраховка. Привалы.

Бивуак: Планировка лагеря. Противопожарные меры. Костры. Костровое имущество. Топливо.

Практика: Разбивка бивуака с учетом требований ТБ. Костры. Очаги.

Питание: Калорийность пищи. Примерные набор продуктов. Транспортировка продуктов. Составление меню для похода. Учет расхода продуктов. Водно-солевой режим. Выбор и обеззараживание воды.

Практика: Расчет продуктов питания для 3-х дневных соревнований. Составление меню.



III. Топографическая подготовка – 10 часов

Основные элементы топографии. Формы рельефа. Топографические знаки. Простейшие измерения на местности. Устройство компаса. Компас Азимута. Ориентирование по компасу. Масштаб. Стороны горизонта. Ориентирование по компасу и карте. Маршрутная съемка. Глазомерная съемка. Ориентирование по местным признакам.

Практика: Изучение топознаков. Чтение карты. Расчет расстояний по масштабу. Маршрутная и глазомерная съемка. Ориентирование по компасу и карте.



IV. Доврачебная помощь (подготовка) – 5 часов

Профилактика травм и заболеваний. Гигиена туриста. Медицинское обеспечение похода. Состав аптечки. Ранения. Травмы. Обработка ран. Виды повязок. Переломы. Кровотечения. Ожоги. Солнечный и тепловой удар. Поражение электроном. Искусственное дыхание. Ушибы. Растяжения. Укусы насекомых и животных. Отравление. Шок. Обморок. Помощь утопающему. Транспортировка пострадавшего. Лекарственные травы.

Практика: Виды повязок. Искусственное дыхание. Транспортировка пострадавшего. Остановка кровотечения. Шины.



V. Краеведение – 5 часов.

Географическое положение, природные особенности края, рельеф, климат. Административное деление области. Сведения о прошлом края. История основания Ивановки. Ивановка в истории страны. Переселение вольные и невольные.

Практика: экскурсия в музей, работа с музейным фондом. Участие в работе НОУ. Работа по подготовке и участию в областной, научно-практической конференции в г. Омске.



VI. Человек в экстремальных ситуациях – 3часа.

Поведение человека в зоне природных бедствий. Буря. Гроза. Пожар. Ядовитые змеи. Жажда. Питание. Добывание огня. Гололед. Если заблудился в лесу. Злая собака. Наводнение. Тонкий лед. Утопающий. Экзамен.

Практикум: Рассмотрение и разбор ситуаций. Проигрывание ситуаций в походе.











Учебно-тематическое планирование

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Введение

1

1


II


Техника и тактика туризма

10



страховка и самостраховка

2

1

1

снаряжение

1


1

техника передвижения

4

1

3

бивуак

1

1


питание

2

1

1

III

Топографическая подготовка

10



Основные элементы топографии. Формы рельефа.

1

1


Топографические знаки.

1


1

Простейшие измерения на местности

2


2

Масштаб.

2


2

Маршрутная съемка.

2


2

Глазомерная съемка.

2


2

IV

Доврачебная подготовка

5



Профилактика травм и заболеваний. Гигиена туриста

1

1


Медицинское обеспечение похода.

1

1


Ранения. Травмы. Обработка ран.

1


1

Транспортировка пострадавшего

1


1

Лекарственные травы

1

1


V

Краеведение

5



Географическое положение края

1

1


Природные особенности края

1

1


Административное деление области

1

1


Сведения о прошлом края

1


1

. Ивановка в истории страны

1


1

VI

Человек в экстремальных ситуациях

3

1

2


Всего

34

13

21















Учебно-методический комплекс:

Снаряжение:

  • палатки

  • рюкзаки

  • страховочная система

  • компасы

  • топографические карты

  • аптечка

  • ремнабор

  • костровое имущество

  • кухонное имущество





Библиография:



  1. Баленко С.В. «Школа выживания», часть 2. – Москва, 1994 г., 160 с., илл.

  2. Выживание в экстремальных ситуациях. Москва ИПЦ «Русский раритет» - 1993 г.

  3. Гостюшин А.В. Шубина С.И. Азбука выживания. Москва, изд. «Знания» - 1995 г.

  4. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций, изд. «Зеркало» - 1995 г.

  5. «Мир путешествий» № 6, 1994 г. (журнал).

  6. Подготовка спорстменов-разрядников по туризму (учебный план, программы). Москва, 1990 г.

  7. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва. Просвещение, 1995 г.

  8. Терещук В.А. Спутник туристов, Алма-Ата, Кайнар – 1987 г.

  9. Цвилюк Г.Э. Азы безопасности. Москва. Просвещение – 1995 г.

  10. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Москва, изд. Физкультуры и спорт – 1983 г.







Темы


Часы

Дата

Кор-ка

1

Введение

1




Техника и тактика туризма

10



2

Страховка и самостраховка

1



3

Страховка и самостраховка

1



4

Снаряжение

1



5

Техника передвижения

1



6

Техника передвижения

1



7

Техника передвижения

1



8

Техника передвижения

1



9

Бивуак

1



10

Питание

1



11

Питание

1




Топографическая подготовка

10



12

Основные элементы топографии. Формы рельефа.

1



13

Топографические знаки.

1



14

Простейшие измерения на местности

1



15

Простейшие измерения на местности

1



16

Масштаб

1



17

Масштаб.

1



18

Маршрутная съемка.

1



19

Маршрутная съемка.

1



20

Глазомерная съемка.

1



21

Глазомерная съемка.

1




Доврачебная подготовка

5



22

Профилактика травм и заболеваний. Гигиена туриста

1



23

Медицинское обеспечение похода.

1



24

Ранения. Травмы. Обработка ран.

1



25

Транспортировка пострадавшего

1



26

Лекарственные травы

1




Краеведение

5



27

Географическое положение края

1



28

Природные особенности края

1



29

Административное деление области

1



30

Сведения о прошлом края

1



31

Ивановка в истории страны

1




Человек в экстремальных ситуациях

3



32

Поведение человека в зоне природных бедствий.

1



33

Если заблудился в лесу. Злая собака. Наводнение.

1



34

Тонкий лёд. Утопающий. Экзамен

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!