Бюджетное общеобразовательное учреждение
Калачинского муниципального района Омской области
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс
«Туризм. Краеведение»
Бутенко Людмила Алексеевна
учитель географии
высшая категория
Ивановка, 2016 г.
Пояснительная записка.
Программа рассчитана: 34 часов В неделю – 1 часа
Программа по элективному курсу «Туризм. Краеведение» предназначена для подготовки школьников старшей школы по физическому развитию, воспитанию высоких нравственных качеств личности, познанию Родины, своего края, а также действиям в экспериментальных ситуациях – выживанию в трудных условиях.
ЦЕЛЬ: Научить учащихся ВЫЖИВАНИЮ!
Выясни и оцени ситуацию.
Излишне поспешишь – себе навредишь.
Жить захочешь – вспомнишь, где находишься.
Избавляйся от страха и паники.
Выдумывай, пробуй, импровизируй.
Аборигенам уподобляйся в своих действиях.
Никогда не теряй веры в свои силы.
Изучай и овладевай искусством умения и ловкости.
Если сам оплошаешь, то и Бог не спасет!
На первое место в своем плане я ставлю раздел «Техника и тактика туризма» для того, чтобы проявить заинтересованность детей. Затем на второе место ставлю «Топографическую подготовку» так как дети уже будут заинтересованы и убеждены в необходимости изучения топографии. Раздел «Краеведение» изучается самостоятельным блоком в течение года.
ЗАДАЧИ:
сообщение обучающимся специальных знаний по теоретическим, организационным аспектам туризма;
развитие познавательного интереса у школьников к приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для жизни;
развитие познавательного интереса к профессиям: учителя географии, картографа, метеоролога, тренера по туризму, спасателя;
формирование умения действовать в экстремальной ситуации, пользуясь самыми простыми знаниями с основами выживания:
а) предвидеть опасность;
б) по возможности избегать ее;
в) при необходимости – точно действовать
За основу взята программа по туризму Министерства Просвещения РФ за 1994, 1995, 2002 г.
Основные знания и умения:
правильное ориентирование на различной местности;
преодоление естественных и искусственных препятствий;
оказание своевременной само- и взаимовыручки;
добывание и употребление пищи с использованием пищевых свойств различных растений;
обеспечение питьевой водой, в том числе добываемой на месте обеззараживание воды;
оказание первой медицинской помощи при ушибах, травмах, ранениях и других повреждениях мягких и твердых тканей человеческого тела;
знать сигналы бедствия и уметь правильно их подавать.
уметь работать с первоисточниками;
умение вести научно-исследовательскую работу.
Содержание программы.
I. Введение – 1 час.
Что такое туризм. Виды туризма. Что такое краеведение.
II. Техника и тактика туризма – 10 часов.
Страховка и самостраховка: Узлы: проводник, булинь, прямой, ткацкий, схватывающий, грудная обвязка, стремя, удавка, беседка, контрольный. Их назначение и применение. Снаряжение, обеспечивающие страховку (основная и вспомогательная веревка, карабины). Виды страховок: самостраховка, взаимная страховка, страховка спутника,). Обязанности туристов во время страховки. Приемы страховки в зависимости от характера маршрута (через плечо, сидя, через поясницу).
Понятия о рывке и срыве и способы его погашения. Трения веревки (куртка, рукавицы, выступ, карабины). Порядок передвижения в связках (сигнализация, движение вдоль перил).
Практика: Узлы. Отработка страховки. Движение по перилам и навесной переправе.
Практика: Знакомство со снаряжением. Сборка палатки. Подготовка снаряжения к работе.
Техника передвижения: Движение по равнинной, пересеченной местности. Движение в лесу через кустарники, завалы. Сложность движения в густом лесу, по склонам. Заболоченная местность. Водные преграды. Техника преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности. Главные причины возникновения опасности с дисциплиной, плохой подготовкой, климатическими условиями. Меры их предупреждения. Правила поведения туристов на воде, в лесу, при преодолении естественных препятствий, во время грозы. Сигналы бедствия. Привалы.
Практика: Движение цепочкой, правила и режим движения. Преодоление естественных препятствий, подъем и спуск по склонам, движение по пересеченной местности. Страховка. Самостраховка. Привалы.
Бивуак: Планировка лагеря. Противопожарные меры. Костры. Костровое имущество. Топливо.
Практика: Разбивка бивуака с учетом требований ТБ. Костры. Очаги.
Питание: Калорийность пищи. Примерные набор продуктов. Транспортировка продуктов. Составление меню для похода. Учет расхода продуктов. Водно-солевой режим. Выбор и обеззараживание воды.
Практика: Расчет продуктов питания для 3-х дневных соревнований. Составление меню.
III. Топографическая подготовка – 10 часов
Основные элементы топографии. Формы рельефа. Топографические знаки. Простейшие измерения на местности. Устройство компаса. Компас Азимута. Ориентирование по компасу. Масштаб. Стороны горизонта. Ориентирование по компасу и карте. Маршрутная съемка. Глазомерная съемка. Ориентирование по местным признакам.
Практика: Изучение топознаков. Чтение карты. Расчет расстояний по масштабу. Маршрутная и глазомерная съемка. Ориентирование по компасу и карте.
IV. Доврачебная помощь (подготовка) – 5 часов
Профилактика травм и заболеваний. Гигиена туриста. Медицинское обеспечение похода. Состав аптечки. Ранения. Травмы. Обработка ран. Виды повязок. Переломы. Кровотечения. Ожоги. Солнечный и тепловой удар. Поражение электроном. Искусственное дыхание. Ушибы. Растяжения. Укусы насекомых и животных. Отравление. Шок. Обморок. Помощь утопающему. Транспортировка пострадавшего. Лекарственные травы.
Практика: Виды повязок. Искусственное дыхание. Транспортировка пострадавшего. Остановка кровотечения. Шины.
V. Краеведение – 5 часов.
Географическое положение, природные особенности края, рельеф, климат. Административное деление области. Сведения о прошлом края. История основания Ивановки. Ивановка в истории страны. Переселение вольные и невольные.
Практика: экскурсия в музей, работа с музейным фондом. Участие в работе НОУ. Работа по подготовке и участию в областной, научно-практической конференции в г. Омске.
VI. Человек в экстремальных ситуациях – 3часа.
Поведение человека в зоне природных бедствий. Буря. Гроза. Пожар. Ядовитые змеи. Жажда. Питание. Добывание огня. Гололед. Если заблудился в лесу. Злая собака. Наводнение. Тонкий лед. Утопающий. Экзамен.
Практикум: Рассмотрение и разбор ситуаций. Проигрывание ситуаций в походе.
Учебно-тематическое планирование
№ | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
I | Введение | 1 | 1 | |
II | Техника и тактика туризма | 10 | | |
страховка и самостраховка | 2 | 1 | 1 |
снаряжение | 1 | | 1 |
техника передвижения | 4 | 1 | 3 |
бивуак | 1 | 1 | |
питание | 2 | 1 | 1 |
III | Топографическая подготовка | 10 | | |
Основные элементы топографии. Формы рельефа. | 1 | 1 | |
Топографические знаки. | 1 | | 1 |
Простейшие измерения на местности | 2 | | 2 |
Масштаб. | 2 | | 2 |
Маршрутная съемка. | 2 | | 2 |
Глазомерная съемка. | 2 | | 2 |
IV | Доврачебная подготовка | 5 | | |
Профилактика травм и заболеваний. Гигиена туриста | 1 | 1 | |
Медицинское обеспечение похода. | 1 | 1 | |
Ранения. Травмы. Обработка ран. | 1 | | 1 |
Транспортировка пострадавшего | 1 | | 1 |
Лекарственные травы | 1 | 1 | |
V | Краеведение | 5 | | |
Географическое положение края | 1 | 1 | |
Природные особенности края | 1 | 1 | |
Административное деление области | 1 | 1 | |
Сведения о прошлом края | 1 | | 1 |
. Ивановка в истории страны | 1 | | 1 |
VI | Человек в экстремальных ситуациях | 3 | 1 | 2 |
| Всего | 34 | 13 | 21 |
Учебно-методический комплекс:
Снаряжение:
палатки
рюкзаки
страховочная система
компасы
топографические карты
аптечка
ремнабор
костровое имущество
кухонное имущество
Библиография:
Баленко С.В. «Школа выживания», часть 2. – Москва, 1994 г., 160 с., илл.
Выживание в экстремальных ситуациях. Москва ИПЦ «Русский раритет» - 1993 г.
Гостюшин А.В. Шубина С.И. Азбука выживания. Москва, изд. «Знания» - 1995 г.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций, изд. «Зеркало» - 1995 г.
«Мир путешествий» № 6, 1994 г. (журнал).
Подготовка спорстменов-разрядников по туризму (учебный план, программы). Москва, 1990 г.
Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва. Просвещение, 1995 г.
Терещук В.А. Спутник туристов, Алма-Ата, Кайнар – 1987 г.
Цвилюк Г.Э. Азы безопасности. Москва. Просвещение – 1995 г.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Москва, изд. Физкультуры и спорт – 1983 г.
№ | Темы | Часы | Дата | Кор-ка |
1 | Введение | 1 | | |
| Техника и тактика туризма | 10 | | |
2 | Страховка и самостраховка | 1 | | |
3 | Страховка и самостраховка | 1 | | |
4 | Снаряжение | 1 | | |
5 | Техника передвижения | 1 | | |
6 | Техника передвижения | 1 | | |
7 | Техника передвижения | 1 | | |
8 | Техника передвижения | 1 | | |
9 | Бивуак | 1 | | |
10 | Питание | 1 | | |
11 | Питание | 1 | | |
| Топографическая подготовка | 10 | | |
12 | Основные элементы топографии. Формы рельефа. | 1 | | |
13 | Топографические знаки. | 1 | | |
14 | Простейшие измерения на местности | 1 | | |
15 | Простейшие измерения на местности | 1 | | |
16 | Масштаб | 1 | | |
17 | Масштаб. | 1 | | |
18 | Маршрутная съемка. | 1 | | |
19 | Маршрутная съемка. | 1 | | |
20 | Глазомерная съемка. | 1 | | |
21 | Глазомерная съемка. | 1 | | |
| Доврачебная подготовка | 5 | | |
22 | Профилактика травм и заболеваний. Гигиена туриста | 1 | | |
23 | Медицинское обеспечение похода. | 1 | | |
24 | Ранения. Травмы. Обработка ран. | 1 | | |
25 | Транспортировка пострадавшего | 1 | | |
26 | Лекарственные травы | 1 | | |
| Краеведение | 5 | | |
27 | Географическое положение края | 1 | | |
28 | Природные особенности края | 1 | | |
29 | Административное деление области | 1 | | |
30 | Сведения о прошлом края | 1 | | |
31 | Ивановка в истории страны | 1 | | |
| Человек в экстремальных ситуациях | 3 | | |
32 | Поведение человека в зоне природных бедствий. | 1 | | |
33 | Если заблудился в лесу. Злая собака. Наводнение. | 1 | | |
34 | Тонкий лёд. Утопающий. Экзамен | 1 | | |