Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74 )»,
- приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 «Об утверждении регионального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования»,
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253«Об утверждении федеральных перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №18 от 29.12.2010. « Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821.10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациях обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер1993),
- учебного плана МКОУ Копёнкинской СОШ на 2015-2016.
учебный год.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общая характеристика учебного предмета.
Цели и задачи курса.
Предлагаемый курс «Модуль» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 класса, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Навыки решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решить широкий класс заданий, содержащий модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках по математики в 9 класса, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Модуль – это целевой функциональный модуль, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступить как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Цели курса:
-образовательные:
- создать условия для повышения уровня понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:
а) преобразование выражений, содержащих модуль;
б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль;
в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль.
- способствовать пониманию совокупности с основными разделами курса математики базу для развития способностей учащихся;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
-развивающие:
-способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать; умения работать с учебной дополнительной литературой.
-воспитательная:
-воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы, рассуждать.
Курс рассчитан на 34 часа.
Результативность изучения элективного курса:
Учащиеся должны уметь:
- грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные
рассуждения в ходе решения заданий;
- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;
- преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- строить графики элементарных функций, содержащие модуль.
Содержание курса.
Тема 1. Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль (3ч.)
Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Тема 2. Решение уравнений, содержащих модуль. (6часа)
Решение уравнений, содержащих модуль.
Решение уравнений вида:
ƒ |x| = a ; |ƒ(x)| = a ; |ƒ (x)| = φ(x) ; |ƒ (x)| = |φ(x)|.
Тема: 3. Решение неравенств, содержащих модуль. (6ч.)
Решение неравенств вида:
|ƒ(x)| ≤ a ; ƒ |x| a ; |ƒ(x)| ≤ |g(x)| ; |ƒ(x)| ≤ g(x) ; |ƒ(x)| g(x).
Тема: 4. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. (5ч.)
Решение равнений и неравенств, содержащих модуль в модуле. Метод замены переменной. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль. Самостоятельная работа
Тема 5. Графики функций, содержащих модуль. (5часа)
Построение графиков функций, содержащих модуль.
Построение графиков функций вида:
y = |ƒ(x)| ; y = ƒ |x| ; и уравнений |y| = ƒ(x) ; |y| = |ƒ(x)|.
Тема 6. Проверка знаний, умений и навыков.
Проверочная работа (1час)
Тема 7. Модуль в заданиях единого государственного экзамена. ( 8 часов)
Решение заданий ГИА, содержащих модуль.
Используемые сокращения:
ФО-фронтальный опрос; ИЗ-индивидуальные задания; ПР- практическая работа; СР- самостоятельная работа
Учебно – тематический план:
№ | Тема | Тип урока | Основные требования к ЗУН учащихся. | Вид контроля | | Дата |
План | | Факт |
1. | Модуль: общие сведения. | Комбинированный урок | Знать определение модуля, его свойства. Уметь вычислять модуль. | ФО | 7.09 | | |
2. | Преобразование выражений, содержащих модуль. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать определение модуля, его свойства. Уметь преобразовывать выражения, содержащие модуль. | ФО | 14.09 | | |
3. | Преобразование выражений, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать определение модуля, его свойства. Уметь преобразовывать выражения, содержащие модуль. | ПР | 21.09 | | |
4 | Решение уравнений, содержащих модуль. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль. Уметь решать их. | ПР | 28.09 | |
5 | Решение неравенств, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль. Уметь решать их. | ФО | 5.10 | |
6. | Решение уравнений, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль. Уметь решать их. | ФО | 12.10 | |
7 | Решение уравнений, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль. Уметь решать их. | ИЗ | 19.10 | |
8 | Решение уравнений, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль. Уметь решать их. | ПР | 26.10 | |
9. | Решение уравнений, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль. Уметь решать их. | СР | 16.11 | |
10. | Решение неравенств, содержащих модуль | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | ФО | 23.11 | |
11. | Решение неравенств, содержащих модуль | Комбинированный урок | Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | ПР | 30.11 | |
12. | Решение неравенств, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | ПР | 7.12 | |
13. | Решение неравенств, содержащих модуль | Комбинированный урок | Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | ИЗ | 14.12 | |
14 | Решение неравенств, содержащих модуль | Комбинированный урок | Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | ИЗ | 21.12 | |
15 | Решение неравенств, содержащих модуль | Комбинированный урок | Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | СР | 28.12 | |
16. | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | ФО | | |
17 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | Комбинированный урок | Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | ФО | | |
18 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | Комбинированный урок | Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | ПР | | |
19 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | Комбинированный урок | Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | ИЗ | | |
20 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | Комбинированный урок | Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль. Уметь решать их. | СР | | |
21. | Графики функций, содержащих модуль. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль. Уметь строить их. | ФО | | |
22 | Графики функций, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль. Уметь строить их. | ФО | | |
23 | Графики функций, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль. Уметь строить их. | ПР | | |
24 | Графики функций, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль. Уметь строить их. | ИЗ | | |
25 | Графики функций, содержащих модуль. | Комбинированный урок | Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль. Уметь строить их. | СР | | |
26 | Проверочная работа. | Комбинированный урок | Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам | Тест | | |
27 | Модуль в заданиях ГИА | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам | ПР | | |
28. | Модуль в заданиях ГИА | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам | ПР | | |
29. | Модуль в заданиях ГИА | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам | ИЗ | | |
30 | Модуль в заданиях ГИА | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам | ПР | | |
31 | Модуль в заданиях ГИА | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам | ФО | | |
32 | Модуль в заданиях ГИА | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам | ИЗ | | |
33 | Модуль в заданиях ГИА | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам | ПР | | |
34 | Модуль в заданиях ГИА | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам | ИЗ | | |
. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Литература:
1. В.Н.Студенецкая, Л.С. Сагателова Сборник элективных курсов « Математика 8 – 9 классы, профильное образование, издательство «Учитель»
2. С.И.Колесникова «Решение сложных задач ЕГЭ» 300 задач с подробным решением. Издательство Москва Айрис пресс 2005 год.
3. Г.А.Воронина Практическое руководство для учителя «Элективные курсы»
Издательство Москва Айрис пресс 2006 год
4. Ю.Н.Макаров, Н.Г.Миндюк «Дополнительные главы к школьному учебнику»
9 класс, Москва Просвещение, 1997г.
2.Интернет-ресурсы:
Электронные пособия, презентации.
3. Наглядные пособия:
Портреты математиков, демонстрационные таблицы.
4. Технические средства обучения:
DVD-плеер, телевизор, компьютер, интерактивная доска, видеопроектор
Приложение 1.
ТЕМА: Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Цель урока: расширить представление учащихся о модуле числа, дать определение и сформулировать свойства модуля, геометрический смысл модуля.
Учебный элемент | Материал с указанием действий | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-0 | Целеполагание. Сформулировать для себя цель – что бы вы хотели узнать на сегодняшнем занятии | |
УЭ-1 | Операционно-исполнительный этап. Вспомнить что вы знаете о модуле числа. Покажите модуль числа на числовой прямой. | Работайте, ответы на вопросы можете обсуждать с соседом по парте. |
УЭ-2 | Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. Лекция учителя. | Записать в тетрадях определение модуля и его свойства. Геометрический смысл модуля. |
УЭ-3 | Закрепление. 1.Упростить, если а с. √а²(с-а)³/ 81 2.| а(с-а)³ | 3 3. √(64а)/(а+4)², а 4. ( √ 3 + 2√2 + √ 3 - 2√2 )² | Решение зафиксируйте в тетради. |
Домашнее задание | Найти в каком школьном учебнике рассматривается модуль и каким образом. Какая литература по данной теме у вас есть и представляет для вас интерес. | Выбрать любой из вариантов |
ТЕМА: Решение уравнений, содержащих модуль.
Учебный элемент | Материал с указанием действий | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-0 | Целеполагание. Сформулировать для себя цель – что бы вы хотели узнать на сегодняшнем занятии | |
УЭ-1 | Операционно-исполнительный этап. 1. Дать определения модуля и перечислить его свойства. Геометрический смысл модуля | Работайте в группах, ответы на вопросы можете посмотреть в тетрадях |
УЭ-2 | Решение уравнений содержащих модуль. Лекция учителя. Решение уравнений вида: ƒ |x| = a ; |ƒ(x)| = a ; |ƒ (x)| = φ(x) ; |ƒ (x)| = |φ(x)|. | Записать в тетрадях и применить полученные знания при решении задач |
УЭ-3 | Выходной контроль. Выполните работу по вариантам. Заполните бланк ответов и сдайте его учителю. | Тестовые задания и бланк ответов возьмите у учителя. |
Домашнее задание | Просмотрите в сборнике для подготовки к экзаменам задания с модулем. | Непонятные для вас моменты запишите в тетрадь |
Рефлексия | Посмотрите, какую цель вы поставили перед собой вначале занятия, достигли ли вы этой цели (если нет – то почему, если да – то каким способом) | Запишите вывод в тетрадь и желающие озвучьте свой результат учебной деятельности на занятии |
ТЕМА: Решение неравенств, содержащих модуль.
Учебный элемент | Материал с указанием действий | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-0 | Целеполагание. Сформулировать для себя цель – что бы вы хотели узнать на сегодняшнем занятии | |
УЭ-1 | Операционно-исполнительный этап. 1. Дать определения модуля и перечислить его свойства. 2.Геометрический смысл модуля. 3. Какие методы решения уравнений вы знаете? | Работайте в группах, ответы на вопросы можете посмотреть в тетрадях |
УЭ-2 | Решение неравенств, содержащих модуль. Лекция учителя. Решение неравенств вида: ƒ(x)| ≤ a ; ƒ |x| a ; |ƒ(x)| ≤ |g(x)| ; |ƒ(x)| ≤ g(x) ; |ƒ(x)| g(x) | Записать в тетрадях и применить полученные знания при решении задач |
УЭ-3 | Выходной контроль. Выполните работу по вариантам. Заполните бланк ответов и сдайте его учителю. | Тестовые задания и бланк ответов возьмите у учителя. |
Домашнее задание | Просмотрите в сборнике для подготовки к экзаменам задания с модулем. | Непонятные для вас моменты запишите в тетрадь |
Рефлексия | Посмотрите, какую цель вы поставили перед собой вначале занятия, достигли ли вы этой цели (если нет – то почему, если да – то каким способом) | Запишите вывод в тетрадь и желающие озвучьте свой результат учебной деятельности на занятии |
Приложение 2.
Карточки – задания для самостоятельной работы.
Тест – задание.
Карточки – задания для построения графиков функций, содержащих модули.
Графики квадратичных функций, содержащих модули.
Неравенства с двумя переменными, содержащими модуль, на координатной плоскости.
6. Проверочная работа по элективным курсам.
1. Карточки – задания для самостоятельной работы
Вариант – 1.
|5х + 3| = 1
|2х + 5| + |2х – 3| = 8
|х² + 2х| – |2 – х| = |х ²- х|
1 ≤ |3х – 2| ≤ 2
х² - 2|х| – 8 ≥ 0
|(3х + 1)(х – 3)| ≤ 3
Вариант – 2.
|2х - 3| = 1
|х - 5| + |2х –6| = 7
|х² + 3х| – |4 – х| = |х ²- х|
1 ≤ |2х – 1| ≤ 2
х² - 5|х| – 4 ≥ 0
|(2х + 1)(х – 5)| ≤ 3
2. Тест – задание.
Решите уравнения и неравенства
А. 1) |x|² - 4 = 0 Ответ:
2) | x|² - 4
3) |x|² - 4 0 Ответ:
Б. 1) |x|² - 3|x| ≥ 0 Ответ:
2) |x|² - 3|x| 0 Ответ:
3) |x|² - 3|x| ≤ 0 Ответ:
4) |x|² - 3|x|
В. 1) x² - 2x + | x| = 0 Ответ:
2) x² - 2x + | x|
3) x² - 2x + | x| 0 Ответ:
Г. 1) |x² - 2x| + x = 0 Ответ:
2) |x² - 2x| + x Ответ:
3) |x² - 2x| + x 0 Ответ:
3. Карточки – задания на построения графиков, содержащих модуль.
Вариант - 1
Постройте графики функций.
у = - |x| y = - |x + 1| y = ||x + 1| - 1|
у у у
0 х 0 х 0 х
Вариант - 2
Постройте графики функций.
у = - |x - 1| y = 1- |x + 1| y = |x + 1| - 1
у у у
0 х 0 х 0 у
4. Графики квадратичных функций, содержащих модули.
Вариант – 1.
а) у = |x² - 5x + 6| = 0
б) |(x - 2)² - 3| = 0
в) |x² - 3| = 0
Вариант – 2
а) у = |x² - 7x + 10| = 0
б) |(x + 2)² - 4| = 0
в) |x² + 5| = 0
5. Неравенства с двумя переменными, содержащими модуль, на координатной плоскости.
Вариант – 1. Вариант - 2
а) ху ≥ 4 а) ху ≤ - 4
б) |xy| ≤ 4 б) |xy| ≥ 4
в) х |у| ≤ 4 в) у |х| ≤ 4
6.Проверочная работа по элективным курсам.
Решите уравнение:
а) | 2х – 4| = 6;
б) х | 3х + 5| = 3х² + 4х + 3;
в) |х – 2 | = 3 |х + 1|;
г) |х + 1| + |х – 2| = 2х + 4;
д) |2х – 6| - |2х – 3| = 3.
2. Решите неравенство:
а) х – 2 ≥ 1;
х + 1
б) |х² - х | 3 – х | + | х² - 3 |.
3. Постройте график функции:
а) у = х² + | х | - 2;
б) у = | х² - 4х + 3|.
15