СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Модуль"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Модуль"

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Модуль"»



Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе:

- приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74 )»,

- приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 «Об утверждении регионального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования»,

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253«Об утверждении федеральных перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №18 от 29.12.2010. « Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821.10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациях обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер1993),

- учебного плана МКОУ Копёнкинской СОШ на 2015-2016.

учебный год.


Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Общая характеристика учебного предмета.

Цели и задачи курса.


Предлагаемый курс «Модуль» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 класса, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Навыки решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решить широкий класс заданий, содержащий модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках по математики в 9 класса, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Модуль – это целевой функциональный модуль, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступить как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.


Цели курса:

-образовательные:

- создать условия для повышения уровня понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:

а) преобразование выражений, содержащих модуль;

б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль;

в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль.

- способствовать пониманию совокупности с основными разделами курса математики базу для развития способностей учащихся;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.


-развивающие:

-способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать; умения работать с учебной дополнительной литературой.


-воспитательная:

-воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы, рассуждать.


Курс рассчитан на 34 часа.


Результативность изучения элективного курса:

Учащиеся должны уметь:

- грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные

рассуждения в ходе решения заданий;

- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;

- преобразовывать выражения, содержащие модуль;

- решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

- строить графики элементарных функций, содержащие модуль.


Содержание курса.


Тема 1. Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль (3ч.)

Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль.

Тема 2. Решение уравнений, содержащих модуль. (6часа)

Решение уравнений, содержащих модуль.

Решение уравнений вида:

ƒ |x| = a ; |ƒ(x)| = a ; |ƒ (x)| = φ(x) ; |ƒ (x)| = |φ(x)|.


Тема: 3. Решение неравенств, содержащих модуль. (6ч.)

Решение неравенств вида:

|ƒ(x)| ≤ a ; ƒ |x| a ; |ƒ(x)| ≤ |g(x)| ; |ƒ(x)| ≤ g(x) ; |ƒ(x)| g(x).


Тема: 4. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. (5ч.)

Решение равнений и неравенств, содержащих модуль в модуле. Метод замены переменной. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль. Самостоятельная работа


Тема 5. Графики функций, содержащих модуль. (5часа)

Построение графиков функций, содержащих модуль.

Построение графиков функций вида:

y = |ƒ(x)| ; y = ƒ |x| ; и уравнений |y| = ƒ(x) ; |y| = |ƒ(x)|.


Тема 6. Проверка знаний, умений и навыков.

Проверочная работа (1час)


Тема 7. Модуль в заданиях единого государственного экзамена. ( 8 часов)

Решение заданий ГИА, содержащих модуль.

Используемые сокращения:

ФО-фронтальный опрос; ИЗ-индивидуальные задания; ПР- практическая работа; СР- самостоятельная работа


Учебно – тематический план:


Тема

Тип урока

Основные требования к ЗУН учащихся.

Вид контроля


Дата

План


Факт

1.

Модуль: общие сведения.


Комбинированный урок

Знать определение модуля, его свойства.

Уметь вычислять модуль.

ФО

7.09



2.

Преобразование выражений, содержащих модуль.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать определение модуля, его свойства.

Уметь преобразовывать выражения, содержащие модуль.

ФО

14.09



3.

Преобразование выражений, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать определение модуля, его свойства.

Уметь преобразовывать выражения, содержащие модуль.

ПР

21.09



4

Решение уравнений, содержащих модуль.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ПР

28.09


5

Решение неравенств, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ФО

5.10


6.

Решение уравнений, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ФО

12.10


7

Решение уравнений, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ИЗ

19.10


8

Решение уравнений, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ПР

26.10


9.

Решение уравнений, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм уравнений, содержащих модуль.

Уметь решать их.

СР

16.11


10.


Решение неравенств, содержащих модуль

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ФО

23.11


11.

Решение неравенств, содержащих модуль

Комбинированный урок

Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ПР

30.11


12.

Решение неравенств, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ПР

7.12


13.

Решение неравенств, содержащих модуль

Комбинированный урок

Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ИЗ

14.12


14

Решение неравенств, содержащих модуль

Комбинированный урок

Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ИЗ

21.12


15

Решение неравенств, содержащих модуль

Комбинированный урок

Знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

СР

28.12


16.

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ФО



17

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

Комбинированный урок

Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ФО



18

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

Комбинированный урок

Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ПР



19

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

Комбинированный урок

Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

ИЗ



20

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

Комбинированный урок

Знать алгоритм решения уравнений неравенств, содержащих модуль.

Уметь решать их.

СР



21.

Графики функций, содержащих модуль.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль.

Уметь строить их.

ФО



22

Графики функций, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль.

Уметь строить их.

ФО



23

Графики функций, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль.

Уметь строить их.

ПР



24

Графики функций, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль.

Уметь строить их.

ИЗ



25

Графики функций, содержащих модуль.

Комбинированный урок

Знать алгоритм построения графиков функций, содержащих модуль.

Уметь строить их.

СР



26

Проверочная работа.

Комбинированный урок

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

Тест



27

Модуль в заданиях ГИА

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

ПР



28.

Модуль в заданиях ГИА

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

ПР



29.

Модуль в заданиях ГИА

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

ИЗ



30

Модуль в заданиях ГИА

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

ПР



31

Модуль в заданиях ГИА

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

ФО



32

Модуль в заданиях ГИА

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

ИЗ



33

Модуль в заданиях ГИА

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

ПР



34

Модуль в заданиях ГИА

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

ИЗ




. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


1. Литература:


1. В.Н.Студенецкая, Л.С. Сагателова Сборник элективных курсов « Математика 8 – 9 классы, профильное образование, издательство «Учитель»

2. С.И.Колесникова «Решение сложных задач ЕГЭ» 300 задач с подробным решением. Издательство Москва Айрис пресс 2005 год.

3. Г.А.Воронина Практическое руководство для учителя «Элективные курсы»

Издательство Москва Айрис пресс 2006 год

4. Ю.Н.Макаров, Н.Г.Миндюк «Дополнительные главы к школьному учебнику»

9 класс, Москва Просвещение, 1997г.

2.Интернет-ресурсы:

Электронные пособия, презентации.

3. Наглядные пособия:

Портреты математиков, демонстрационные таблицы.

4. Технические средства обучения:

DVD-плеер, телевизор, компьютер, интерактивная доска, видеопроектор



































Приложение 1.

ТЕМА: Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.


Цель урока: расширить представление учащихся о модуле числа, дать определение и сформулировать свойства модуля, геометрический смысл модуля.


Учебный элемент

Материал с указанием действий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

Целеполагание. Сформулировать для себя цель – что бы вы хотели узнать на сегодняшнем занятии


УЭ-1

Операционно-исполнительный этап.

  1. Вспомнить что вы знаете о модуле числа.

  2. Покажите модуль числа на числовой прямой.

Работайте, ответы на вопросы можете обсуждать с соседом по парте.

УЭ-2

Модуль: общие сведения.

Преобразование выражений, содержащих модуль. Лекция учителя.

Записать в тетрадях определение модуля и его свойства. Геометрический смысл модуля.

УЭ-3




Закрепление.

1.Упростить, если а с.

а²(с-а)³/ 81

2.| а(с-а)³ |

3

3. √(64а)/(а+4)², а

4. ( √ 3 + 2√2 + √ 3 - 2√2 )²



Решение зафиксируйте в тетради.

Домашнее задание

Найти в каком школьном учебнике рассматривается модуль и каким образом.

Какая литература по данной теме у вас есть и представляет для вас интерес.

Выбрать любой из вариантов





ТЕМА: Решение уравнений, содержащих модуль.


Учебный элемент

Материал с указанием действий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

Целеполагание. Сформулировать для себя цель – что бы вы хотели узнать на сегодняшнем занятии



УЭ-1

Операционно-исполнительный этап.

1. Дать определения модуля и перечислить его свойства.

  1. Геометрический смысл модуля

Работайте в группах, ответы на вопросы можете посмотреть в тетрадях


УЭ-2

Решение уравнений содержащих модуль. Лекция учителя.

Решение уравнений вида:

ƒ |x| = a ; |ƒ(x)| = a ; |ƒ (x)| = φ(x) ; |ƒ (x)| = |φ(x)|.



Записать в тетрадях и применить полученные знания при решении задач

УЭ-3





Выходной контроль. Выполните работу по вариантам. Заполните бланк ответов и сдайте его учителю.

Тестовые задания и бланк ответов возьмите у учителя.



Домашнее задание


Просмотрите в сборнике для подготовки к экзаменам задания с модулем.


Непонятные для вас моменты запишите в тетрадь


Рефлексия

Посмотрите, какую цель вы поставили перед собой вначале занятия, достигли ли вы этой цели (если нет – то почему, если да – то каким способом)

Запишите вывод в тетрадь и желающие озвучьте свой результат учебной деятельности на занятии



ТЕМА: Решение неравенств, содержащих модуль.


Учебный элемент

Материал с указанием действий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

Целеполагание. Сформулировать для себя цель – что бы вы хотели узнать на сегодняшнем занятии



УЭ-1

Операционно-исполнительный этап.

1. Дать определения модуля и перечислить его свойства.

2.Геометрический смысл модуля.

3. Какие методы решения уравнений вы знаете?

Работайте в группах, ответы на вопросы можете посмотреть в тетрадях


УЭ-2

Решение неравенств, содержащих модуль. Лекция учителя.

Решение неравенств вида:

ƒ(x)| ≤ a ; ƒ |x| a ; |ƒ(x)| ≤ |g(x)| ; |ƒ(x)| ≤ g(x) ; |ƒ(x)| g(x)


Записать в тетрадях и применить полученные знания при решении задач

УЭ-3

Выходной контроль. Выполните работу по вариантам. Заполните бланк ответов и сдайте его учителю.

Тестовые задания и бланк ответов возьмите у учителя.


Домашнее задание

Просмотрите в сборнике для подготовки к экзаменам задания с модулем.

Непонятные для вас моменты запишите в тетрадь


Рефлексия

Посмотрите, какую цель вы поставили перед собой вначале занятия, достигли ли вы этой цели (если нет – то почему, если да – то каким способом)

Запишите вывод в тетрадь и желающие озвучьте свой результат учебной деятельности на занятии





Приложение 2.


  1. Карточки – задания для самостоятельной работы.

  2. Тест – задание.

  3. Карточки – задания для построения графиков функций, содержащих модули.

  4. Графики квадратичных функций, содержащих модули.

  5. Неравенства с двумя переменными, содержащими модуль, на координатной плоскости.

6. Проверочная работа по элективным курсам.


1. Карточки – задания для самостоятельной работы

Вариант – 1.

  1. |5х + 3| = 1

  2. |2х + 5| + |2х – 3| = 8

  3. |х² + 2х| – |2 – х| = |х ²- х|

  4. 1 ≤ |3х – 2| ≤ 2

  5. х² - 2|х| – 8 ≥ 0

  6. |(3х + 1)(х – 3)| ≤ 3



Вариант – 2.

  1. |2х - 3| = 1

  2. |х - 5| + |2х –6| = 7

  3. |х² + 3х| – |4 – х| = |х ²- х|

  4. 1 ≤ |2х – 1| ≤ 2

  5. х² - 5|х| – 4 ≥ 0

  6. |(2х + 1)(х – 5)| ≤ 3


2. Тест – задание.


Решите уравнения и неравенства


А. 1) |x|² - 4 = 0 Ответ:

2) | x|² - 4

3) |x|² - 4 0 Ответ:


Б. 1) |x|² - 3|x| ≥ 0 Ответ:

2) |x|² - 3|x| 0 Ответ:

3) |x|² - 3|x| ≤ 0 Ответ:

4) |x|² - 3|x|



В. 1) x² - 2x + | x| = 0 Ответ:

2) x² - 2x + | x|

3) x² - 2x + | x| 0 Ответ:


Г. 1) |x² - 2x| + x = 0 Ответ:

2) |x² - 2x| + x Ответ:

3) |x² - 2x| + x 0 Ответ:









3. Карточки – задания на построения графиков, содержащих модуль.


Вариант - 1

Постройте графики функций.

у = - |x| y = - |x + 1| y = ||x + 1| - 1|


у у у





0 х 0 х 0 х




Вариант - 2

Постройте графики функций.

у = - |x - 1| y = 1- |x + 1| y = |x + 1| - 1


у у у





0 х 0 х 0 у





4. Графики квадратичных функций, содержащих модули.

Вариант – 1.

а) у = |x² - 5x + 6| = 0

б) |(x - 2)² - 3| = 0

в) |x² - 3| = 0

Вариант – 2

а) у = |x² - 7x + 10| = 0

б) |(x + 2)² - 4| = 0

в) |x² + 5| = 0

5. Неравенства с двумя переменными, содержащими модуль, на координатной плоскости.

Вариант – 1. Вариант - 2

а) ху ≥ 4 а) ху ≤ - 4

б) |xy| ≤ 4 б) |xy| ≥ 4

в) х |у| ≤ 4 в) у |х| ≤ 4




6.Проверочная работа по элективным курсам.


  1. Решите уравнение:

а) | 2х – 4| = 6;

б) х | 3х + 5| = 3х² + 4х + 3;

в) |х – 2 | = 3 |х + 1|;

г) |х + 1| + |х – 2| = 2х + 4;

д) |2х – 6| - |2х – 3| = 3.


2. Решите неравенство:


а) х – 2 ≥ 1;

х + 1

б) |х² - х | 3 – х | + | х² - 3 |.


3. Постройте график функции:


а) у = х² + | х | - 2;


б) у = | х² - 4х + 3|.





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!