СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Я исследователь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система общего образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных способностей, позволяющих человеку осуществлять осознанный и осмысленный выбор жизненного пути. Наиболее эффективными образовательными технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Я исследователь"»

Структурное подразделение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы, Центр детского творчества государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза И.М. Кузнецова с. Большая Черниговка м.р. Большечерниговский Самарской области



УТВЕРЖДЕНА

приказом СП Центр

детского творчества

№ ________ от _____2016 г.

Дополнительная

общеразвивающая программа

детского объединения

социально- педагогической направленности

«Я исследователь»

Срок реализации - 3 года

Возраст обучающихся 11-12 лет



Составитель:

Эргашева А.Б. педагог

дополнительного образования

СП ЦДТ

Принята методическим советом

СП Центр детского творчества

Протокол № _________________





с. Большая Черниговка, 2016 г.



Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества от школьного образования требуется создание условий для социализации выпускников. Обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, которые должны быть динамичны, мобильны, конструктивны, должны обладать развитым чувством ответственности, нужны люди, способные заниматься исследовательской деятельностью, в которых развита потребность к созиданию.

Поэтому сегодня цель образования – это создание педагогических условий для развития и саморазвития учащихся, а так же формирования у них способность самостоятельно принимать решения.

Сегодня особенно важным в образовании является вовлечение учащихся в процесс познания, развитие устойчивой мотивации к учению. Достичь этого невозможно без развития, поддержки творческих начал. Творческая деятельность выступает как условия умственного развития личности.

Современные модели образования разрабатываются на основе активных, интерактивных форм обучения и воспитания, содействующих успешной социализации, а также профессиональному самоопределению учащихся. Содержание деятельности варьируется в зависимости от имеющихся потребностей, интересов субъекта образования.

Система общего образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных способностей, позволяющих человеку осуществлять осознанный и осмысленный выбор жизненного пути. Наиболее эффективными образовательными технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников.

Как помочь школьникам уметь доходить до сути явлений, чтобы учащиеся не смущались собственного мнения, имели собственную позицию в любых вопросах. Ведь очень важно научить ребенка сделать свое собственное открытие мира. Способности развиваются, а склонности и интересы формируются только в деятельности. Способность к самостоятельному познанию развивается в исследовательской деятельности. Вот почему важно формировать опыт научного исследования уже в школе. Это дает им не только возможность совершенствования знаний, расширение кругозора, но и формирует опыт самостоятельной деятельности по приобретению знаний.

К числу наиболее актуальных проблем относится развитие любви к русскому языку и литературе, приобщение детей к языковым ценностям,  интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.

Исследовательские навыки работы, в дальнейшем обеспечат способность учащихся работать с любой информацией, выполнять исследовательские творческие работы по различным учебным дисциплинам. Основополагающим для разработки программы стали следующие нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.12 г. Приказ министра образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.№1008. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»» и Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014 №1726-P.

Основные цели и задачи программы:

Цель – выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, развитие и реализация потенциала личности; приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.

Задачи курса:

Развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес к чтению художественной и публицистической литературы, воспитывать активного, интеллектуального читателя, раскрыть интересы и склонности учащихся в научно – поисковой деятельности; организовать самостоятельную исследовательскую работу; разработать и реализовать исследовательские проекты; сформировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование

- Программа предусматривает не только теоретическое овладение содержанием курса, но и собственную исследовательскую деятельность ученика по выбранной им теме, а так же защиту исследовательской работы в классе или на научно – практической конференции.

Программа занятий объединения рассчитана на детей 5-6 классов и обеспечивает овладение начальными исследовательскими навыками, навыками представления, защиты работы, которые будут необходимы им в дальнейшем, поскольку образовательная программа школы включает в себя организацию исследовательской деятельности педагогов и учащихся. Заниматься исследованиями могут все учащиеся, но, по сути, программа ориентирована на работу с одаренными детьми.

Большую часть программы составляет самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по анализу содержания, языка литературного произведения при обязательном системном конструировании их педагогом – руководителем. Проектно-исследовательская деятельность школьников 5-6 классов при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями школьников 5-6 классов;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.



Работа учащихся рассчитана на 4 часа учебного времени. Защита работ предполагается на научно – практической конференции школы или района.

Программа включает примерный перечень исследовательских работ. Сегодня особенно важным в образовании является вовлечение учащихся в процесс познания, развитие устойчивой мотивации к учению. Достичь этого невозможно без развития, поддержки творческих начал. Творческая деятельность выступает как условия умственного развития личности.

Как помочь школьникам уметь доходить до сути явлений, чтобы учащиеся не смущались собственного мнения, имели собственную позицию в любых вопросах. Ведь очень важно научить ребенка сделать свое собственное открытие мира. Способности развиваются, а склонности и интересы формируются только в деятельности. Способность к самостоятельному познанию развивается в исследовательской деятельности.

Вот почему важно формировать опыт научного исследования уже в школе. Это дает им не только возможность совершенствования знаний, расширение кругозора, но и формирует опыт самостоятельной деятельности по приобретению знаний.

Новизна программы:

  • Системный подход к содержанию материала.

  • Развитие межпредметных связей: элементы программы легко интегрируются с такими предметами как русский язык, литература, география, история, изобразительное искусство, технология..

Особенности содержания курса

  • Обучает навыкам решения разнообразных практических задач.

  • Поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин.

Рекомендации по методике преподавания

Подача материала ориентирована не только на усвоение специальных знаний, но и на нравственные аспекты воспитания личности.

• Активность учащихся на занятиях поддерживается подбором увлекательных тем работы, организацией игр, использованием различных материалов, диалоговой формы общения с учащимися, решением практических задач.

• Программа предусматривает работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Формы отслеживания результатов

Этапами проверки достигнутых результатов являются консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Формы работы.

1. Активные: участие в конкурсах, увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;

2.Полуактивные: практические занятия в помещениях, экскурсии.

3. Проведение конференций, викторин. занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.

5. Пассивные лекции, беседы, систематизация материала.

Прогнозируемые результаты

Для учащихся.

  1. Получение возможности совместно с родителями приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, создание сообщений и проектов, умение готовить и проводить небольшие презентации.

  2. Расширение кругозора и повышение общей культуры.

  3. Использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

  4. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

5. Установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;

Для учителя.

1. Повышение профессионального уровня.

2. Разработка методического обеспечения курса: подбор и разработка материала, отработка методики проведения занятий и контроля отдельных разделов курса, формирование набора практических заданий.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Этапы и сроки реализации.

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный (итоговый) – июнь.

Учебно-тематический план программы

1-го года обучения

№ п/п

Содержание занятий

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Примечания

1.

Я – исследователь. Диагностика интеллектуальных способностей (тесты, анкеты).

3

1

3


2.

Что такое исследование? Общие требования к исследованию.

2

1

1


3.

Какие бывают исследования? Структура исследования

3

1

2


4

Удивительный вопрос. Постановка вопроса. Актуальность темы, или как выбрать тему исследования?

2

1

1


5

Цели и задачи исследования

2

1

1


6.

Коллективная работа.

Определение темы и проблемы поиска по теме.

Определение объекта и предмета поиска.

Формулирование цели и задачи исследования.

Определение содержания, структуры, виды исследования.


Составление индивидуального рабочего плана исследования.

6

3

3


7.

Источники информации: статьи, доклады, рефераты, тезисы, интернет, цитаты, научно – популярная литература.

7

3

4


8.

Практика работы в библиотеке. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Самостоятельный поиск материалов для исследования в Интернете. Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации

6

2

4


9.

Методы исследования

3

1

2


10.

Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими задачами

7

2

5


11

Составление анкет различного типа для разных респондентов с целью сбора информации необходимой для решения конкретной научной проблемы. 

7

3

4


12.

Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка полученных данных и их презентация. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

7

3

4


13.

Этапы исследования

•Изучение теории вопроса

•Поиск своих путей решения проблемы на основе анализа текста отдельных произведений

•Сбор материала

•Анализ собранного материала

6

3

3


14

Как написать введение?

4

1

3


15

Объект и предмет исследования

4

2

2


16.

Что такое гипотеза?

2

1

1


17

Теоретическая и практическая значимость работы

2

1

1


18.

Что такое эксперимент?

2

1

1


1.

Как сделать вывод?

2

1

1


20

Как оформить работу?

2

1

1


21.

Как подобрать и подготовить слайды для представления работы?

5

1

4


22.

Как сделать презентацию исследовательской работы?

6

1

5


23.

Подготовка и защита работы.

2

1

1


19.

Задания для самостоятельной работы. Выбор детьми темы исследовательской работы. Беседа. Коллективные и индивидуальные исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

2

1

1


20

Какими могут быть проекты?

2

1

1


21.

Консультация детей.

8

4

4


22.

Практическая работа.( работа в библиотеке, Интернете)

8

3

5


23.

Оформление работы.

8


8


24

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

4

1

3


25

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

4

1

3


26

Как сделать сообщение о результатах исследования


4

1

3


27

Оформление работы.

7

1

6


28

Мини конференция по итогам собственных исследований


2


2


29.

Анализ исследовательской деятельности. Моя лучшая работа.

3


3



Итого:

144 часа

49 ч.

95 ч.




Содержание программы.

Занятие 1-3. Я – исследователь.

Вводное занятие. Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Диагностика интеллектуальных способностей (тесты, анкеты).



Занятие 4-5. Что такое исследование? Общие требования к исследованию.

«Основы организации научно-исследовательской работы учащихся». Что представляет собою  исследование школьника в рамках программы кружка?  Под  исследованием проблемы  понимается поиск информации в различных публикациях, ее накопление и переработка.

Цели и задачи школьного исследования. Близкая и отдаленная перспектива. Выбор темы исследования. Цель раздела — ознакомить с основными понятиями научного исследования.



Тема 6-9 . Какие бывают исследования? Структура исследования.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».



Тема10-11. Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Постановка вопроса. Вопрос. Виды вопросов. Актуальность темы, или как выбрать тему исследования? Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Тема 12-13. Цели и задачи исследования.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 14-19. Коллективная работа.

Определение темы и проблемы поиска по теме. Определение объекта и предмета поиска. Формулирование цели и задачи исследования. Определение содержания, структуры, виды исследования. Составление индивидуального рабочего плана исследования.

Тема 20-26. Источники информации.

Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации:

Источники научной информации. Правила работы в библиотеке. Различные приемы чтения: предварительное чтение; знакомство с приложениями; выборочное чтение; ускоренное чтение; беглый просмотр; работа с текстом.
Поиск материалов по исследовательской деятельности в электронных ресурсах. Цель раздела – научить школьников правильно работать с источниками информации. Понятия: источник информации.

Тема 27-32. Практика работы в библиотеке.

Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Самостоятельный поиск материалов для исследования в Интернете.



Тема 33-35. Методы исследования

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Характеристика основных методов исследовательской работы. Способы сбора информации. Работа с источниками. Интервью, анкетирование, блиц-опросы. Анализ и систематизация материала



Тема 36- 42. Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими задачами.

Проведение интервью в группах. Интервьюирование. Определение понятия Интервью. Виды интервью: интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, «интервью с письмами в руках», прямые линии.

Тема 43-49. Составление анкет различного типа для разных респондентов с целью сбора информации необходимой для решения конкретной научной проблемы.  Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Методика работы в архивах, с населением (установление контакта с другими исследователями, знаменитыми людьми, издателями).

Анкетирование. Определение понятия анкетирование. Разработка анкеты. Проверка анкеты. Сбор ответов. Обработка результатов. Анализ результатов. Написание отчета. Анкетирование. Определение понятия анкетирование

Цель раздела – научить учащихся практически проводить сбор материалов для исследования.

Тема 50- 56. Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка полученных данных и их презентация. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

Проверка анкеты. Сбор ответов. Обработка результатов. Анализ результатов. Написание отчета. Анкетирование. Определение понятия анкетирование

Цель раздела – научить учащихся практически проводить сбор материалов для исследования.

Тема 57- 62. Этапы исследования

Изучение теории вопроса. Поиск своих путей решения проблемы на основе анализа текста отдельных произведений. Сбор материала. Анализ собранного материала

Основные этапы, логика построения ученического исследования: понятие о логике исследования, определение темы и проблемы поиска, определение объекта и предмета поиска, выдвижение гипотезы исследования, формулирование целей и задач исследования. 
Цель раздела – научить определять основные этапы ученического исследования.



Тема 63- 66. Как написать введение?

Основные требования к оформлению:, введение.



Тема 67-70. Объект и предмет исследования.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.



Тема 71 –72. Что такое гипотеза?

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.



Тема 73-74. Теоретическая и практическая значимость работы.

Практическая работа. Оформление исследовательской работы.

Тема 75 -76. Как сделать вывод?

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Заключение.



Тема 77- 78. Как оформить работу?

Выполнение рисунков, поделок и т.п. Основные требования к оформлению: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение. Оформление списка источников. Оформление приложений. Сноски. Оформление тезисов защиты.



Тема 79-83. Как подобрать и подготовить слайды для представления работы?

Работа с компьютером, иллюстрациями. Проекты и их виды. Электронная презентация. Требования к презентации. Подбор материалов для составления презентаций. Создание слайдов. Составление комментариев для слайда. Подбор и вставка готового текста. Подбор и вставка иллюстративного материала.



Тема 84-89. Как сделать презентацию исследовательской работы?

Правила подготовки презентации в программе Power Point. Подготовка презентации исследования. Электронная презентация. Требования к презентации. Подбор материалов для составления презентаций. Создание слайдов. Составление комментариев для слайда. Подбор и вставка готового текста. Подбор и вставка иллюстративного материала. Представление и защита исследовательской работы с помощью презентации.



Тема 90-91. Подготовка и защита работы.

Защита исследовательских работ. Подведение итогов

Тема 92-93. Задания для самостоятельной работы. Выбор детьми темы исследовательской работы. Беседа. Коллективные и индивидуальные исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)



Тема 94-95. Какими могут быть проекты?

Виды проектов. Отличия, особенности проектов. Показ презентации.



Тема 96- 103. Консультация детей.

Проведение консультаций . Беседа, ответы на вопросы детей.

Тема 104- 112. Практическая работа.( работа в библиотеке, Интернете)

Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 113- 121. Оформление работы.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 122-125. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.



Тема 126- 129.Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.



Тема 130- 133. Как сделать сообщение о результатах исследования.

Составление плана работы. Требования к сообщению.



Тема 134-140. Оформление работы.

Работа на компьютере – создание презентации.



Тема 141- 142. Мини конференция по итогам собственных исследований

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.



Тема 143- 144. Анализ исследовательской деятельности.

Анализ своей проектной деятельности.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Я исследователь»

Рефлексия изученного за год. Цель: формирование навыка отбирать лучшие работы и оформлять выставку.

Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.





Содержание самостоятельной работы учащихся

Задания для самостоятельной работы:
1. Определение темы и проблемы поиска по выбранным темам исследования.
2. Определение объекта и предмета поиска.
3. Выдвижение гипотезы исследования.
4.Формулирование цели и задачи исследования.
5.Определение содержания, структуры, виды исследования.
6. Составление индивидуального рабочего плана исследования.
7. Практика работы в библиотеке. Самостоятельный поиск материалов для исследования в Интернете.
8.Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими задачами.
9. Составление анкет различного типа для разных респондентов с целью сбора информации необходимой для решения конкретной научной проблемы. 
10. Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка полученных данных и их презентация.
11.Подготовка и защита рефератов.

Ожидаемый результат после первого года обучения:

- Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

- Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

- Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Личностные результаты освоения обучающимися можно считать следующее:

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Содержание проектной деятельности школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний.

Коммуникативные действия.

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

         В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

 

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • работать в группе.

  • правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;



Рекомендуемая литература.

1.Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.

2.Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.

3.Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.

4.Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.

5.Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.

6.Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.

7.Кудряшова Р.И. Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.

8.Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.

9.Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Изд-во ВГПУ, 1984.

10.Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.

11.Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.

12.Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.

13.Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.

13.Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.

14.Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

15.Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

16.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2009.

17.Организация и методика педагогических исследований (Р.Е. Тимофеева, Якутск).

18.Формирование личности на уроках литературы. М.Л. Мишлимович. ЯГУ, философский факультет, Якутск 2009.

19.Мишлимович М.Л. Пробуждая добрые чувства. Руководство внеклассным чтением школьников. Якутск 2009.

20.В мире Пушкина. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 200- летию со дня рождения Пушкина. Якутск 2009

21.Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М.2013



Словари

1.Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.

2.Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.

3.Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.

4.Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.

5.Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).

6.Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.

7.Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.

8.Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.

9.Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).

10.Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.

11.Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.

12.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.

13.Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

14.Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).

15.Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).











Приложение

Темы исследования выбираются учащимися самостоятельно на основе рекомендаций учителя.

Примерные темы исследований учащихся 5-6 классов.

  1. Что читали в детстве мои родители, бабушки и дедушки?

  2. Любимая детская книга моих родителей.

  3. Метафоры, эпитеты, сравнение в стихах А.С. Пушкина, Есенина, Бунина (по выбору).

  4. Цвет стихотворений С. Есенина.

  5. Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина и в поэме «Руслан и Людмила». Составление словаря.

  6. Школьный жаргон. Составление словаря.

  7. Музыка в жизни человека.

  8. Для чего люди читают книги?

  9. Какой режим дня школьника считается правильным и почему? Мой режим дня.

  10. Чем стихи отличаются от прозы.

  11. Мои модели школьной формы.

  12. Вредные привычки учащихся. Наблюдение, исследование. Почему они вредные?

  13. Сквернословие и его вред.

  14. Мои представления о счастливой семье.

  15. Мой друг. Каким должен быть настоящий друг.

  16. Настоящая дружба в детской литературе.

  17. Проект детской газеты или журнала.

  18. Детские игры их роль в жизни. Моя новая игра.

  19. Ошибки вокруг нас (объявления, телевизионные передачи, ценники и т.д.)

  20. Вежливые слова в нашей жизни. Их роль.

  21. Чудеса в сказках Пушкина.

  22. Выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения).

  23. Виды словарей и их назначение.

  24. Литературные игры и викторины.

  25. Как научиться хорошо учиться?

  26. Лучшая книга моей жизни.

  27. Добрые люди вокруг меня.

  28. Проект создания современного учебного класса.

  29. Школа будущего.

  30. О чем писать в газете для учащихся.

  31. Достопримечательности родного города.

  32. Ветераны моего города. Их судьба.

  33. Мой учебник по русскому языку (литературе)… Какой он?

  34. Фольклорные выражения в нашей речи.

  35. Учитель моей жизни. Каким должен быть настоящий учитель?

  36. Как научится грамотно писать.

  37. Мой самый главный словарь.

  38. Мой любимый писатель.

39.Зачем нужны псевдонимы? /или Кто и зачем скрывается под маской?/

40.Писатели /поэты/ рядом

41.Литературные места нашего города

42.Русские писатели в Эстонии

43. Что читают в нашем классе?

44.Какие существуют литературные премии сегодня

45.Литературные сообщества в Интернете

46.Книга вчера, сегодня, завтра

47.Завтрашний день книги

48.Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии

49.Роль "ников" в интернете

50.Место русского языка среди других предметов в нашей школе

51.Языковой портрет ученика нашей гимназии

52.Искусственные языки

53.Место русского языка в современном мире

54.Взаимовлияние русского и эстонского языков

55."Олбанский язык" - страшно или смешно?

56.Как интернет влияет на язык?

57.Невербальные средства общения

58.Особенности языка современных СМИ (на примере местной газеты, новостного сайта в интернете и так далее)

59.Как влияют социальные сети на язык?

60.Особенности языка СМС сообщений

61.Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий

62.Говорящие фамилии в произведениях писателей

63.Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия

64.Бардовская песня сегодня

65.Своеобразие поэзии В. Цоя

66.Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде (на примере одного из авторов)

67.Топонимы вокруг нас (значение, происхождение)

68.Как живёт русский язык в Живом Журнале (в социальных сетях...)

69.Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке (хитрый, как лиса...) См. http://www.dunaeva.info/2014/04/blog-post_24.html

70.Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке

71.Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и образованные от имён существительных http://www.dunaeva.info/2014/05/blog-post.html

72.Имена, фамилии, отчества в разных языках мира

73.Эзотерика в русских народных сказках.

74..Тайна слова.

75.Знакомые незнакомцы.

76.Тайны происхождения русских отчеств.

77.Утерянные буквы русского языка.

78.Прозвище: это хорошо или плохо?

79.Тайны фразеологизмов. Архаизмы в баснях Крылова.

80.Словари 21 века в школе.

81.Энциклопедия слова.

82.Описание одного и того же предмета в толковом словаре и тексте загадки.

83.Школьный тематический словарь.

84..Словари русского языка.

85. Путешествие по стране «Лексика»

86. Фразеологизмы –это интересно!

87. "Имена прилагательные в названиях произведений"

88. "Имена прилагательные в названиях произведений"

89. Энциклопедия слова.

90."Диалекты нашего края"

91. Фразеологизмы с числовыми категориями.

92. "За чистоту русского языка!"

93. "Грамотным быть - модно!"

94."Для чего нужны правила"

95. Энциклопедия слова.

96."Любимые книги

97.«Сказка в дом приходит к нам».

98.Детский фольклор и современность”.

99.Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения”.

100."Мифология в рисунках детей"

101.Моя любимая сказка А.С.Пушкина"

102."Памятники литературным героям"

103.«Мудрость и мораль басен Крылова»

104."Сказочная Баба-Яга"

105.Родная природа в русской поэзии 19 века

106"Мои ровесники в литературных произведениях"

107. Мои любимые  басни .

108.Малые жанры фольклора.

109. «В гостях у сказки»

110. Былина как жанр устного народного творчества

111. Баллада как жанр литературы

112. Использование русского фольклора в творчестве А.С.Пушкина.

113. Произведения  А.С.Пушкина в изобразительном  искусстве.

114. Проект "Жизнь замечательных людей"

115. Юмор  в творчестве А.П.Чехова и М.Зощенко

116. Словарь устаревших слов (по балладе «Песнь о вещем Олеге» и роману «Дубровский» А.С.Пушкина)

117.»Жизнь замечательных детей»

118. Семь литературных чудес света

119. Литературные места нашего города;

120."Изучаем народное творчество"

121.Лицейское братство

122. Что читают в нашем классе?

123.Какие существуют литературные премии сегодня

124.Литературные сообщества в Интернете

125. Самарские писатели.

126. «Красная книга или возьмём под защиту».

127. Проект «Сказки».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!