СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для 8-9 классов предмет: композиция

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

К Вашему вниманию, предлагается авторская  рабочая  учебная программа по композиции,  для учащихся 8-9 классов.Этот уровень программы, расчитан на хорошо подготовленных учащихся, свободно владеющих информационными программами, музыкальными редакторам.

Просмотр содержимого документа
«программа для 8-9 классов предмет: композиция»




Пояснительная записка


Данная рабочая программа Композиция 8-9 класс» разработана

преподавателем Фрадкиной Г.Б.

.В ГУ « Комплекс « Музыкальный колледж –музыкальная школа интернат для одарённых детей», предмет « Композиция 8-9 класс» является обязательным музыкально –теоретическим предметом». При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

В соответствии с Базисным учебным планом в 8-9 классе на учебный предмет «Анализ музыкальной формы» отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс музыкального анализа, ставит задачу овладение основами анализам музыкальной формы. Он должен дать учащимся ясное представление о музыкальном произведении в целом, привить им практические навыки осмысленного представления роли отдельных компонентов в образовании в целом ( мелодии, гармонии, ритм, фактура, инструментовка и т.д.), так же научить рассматривать все выразительные средства в их взаимодействии, в связи с их ролью в воплощении образного содержания, выявляя которое, следует исходить из того, что форма не внешне оформляет содержание, а внутренние формирует его.

Курс включает в себя только групповые занятия, в ходе которых излагаются теоретические сведения, проводятся показательные занятия – анализы, так же проверка домашнего задания – устный опрос по темам курса и выполнения непосредственного анализа в классе.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды жанров, стилей, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.


Цель программы – сформировать целостное представление об анализе музыкальных произведений, выявить стилистические особенности музыкальной формы, привить художественный вкус у учащегося

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение анализа музыкальной формы, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.



Отличительные особенности программы


Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.


Межпредметные связи


В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.Программа состоит из двух тем по годам, соответствующих темам.

Тема года в 8 классе: “Простая и сложная форма ”, включает темы 1 полугодия: “Простые формы” (17 часов) и тема 2 полугодия: “Сложная форма” (17 часов).

Тема года 9 класс:«Крупные вокальные и инструментальные циклические произведение» тема 1 полугодия: «Крупная инструментальная форма» (17 часов)

тема 2 полугодия: « Циклические вокально –симфонические формы» (17 часов)

Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Анализ музыкальной формы» 8-9 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: групповые, фронтальные, коллективные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса « Композиция 8-9 класс» ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные музыкальной формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

  • определить жанры, стили, различных музыкальных школ, направлений, эпох

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, сверстников, на музыкальных занятиях;

  • и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Слушания музыки» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 класса по предмету

« Композиция»

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить уча­щимся возможность:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (пении, пластическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.


Контроль уровня обученности 8 класс


№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

9


Текущий - письменный

Тест

17


Текущий - письменный

Тест

27


Текущий - письменный

Тест

34


Итоговый - письменный

Тест




Контроль уровня обученности 9 класс


№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

9


Текущий - письменный

Тест

17


Текущий - письменный

Тест

27


Текущий - письменный

Тест

34


Итоговый - письменный

Тест




Содержание рабочей программы предмета « Композиция»

8-9класс

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов в каждом классе. В 8 классе курс включает соответствующие те­мы: «Простая форма » и «Сложная форма». В 9 классе «Крупная инструментальная форма», «Циклические вокально – симфонические формы ».Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.








8 класс

Тема года: “Простая и сложная форма ”


Тема 1 полугодия: “Простые формы” (17 часов)

Тема 2 полугодия: “Сложная форма” (17 часов)

9 класс

Тема года: «Крупные вокальные и инструментальные

циклические произведение»


Тема 1 полугодия: «Крупная инструментальная форма» (17 часов)

Тема 2 полугодия: « Циклические вокально –симфонические формы» (17 часов)


Учебно-тематический план предмета «Композиция»

(8 класс)

Тема года: “Простая музыкальная форма ”


п/п


Тема урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

Тема года: “Простая и сложная форма ”

Темы на 1 полугодие: « Простая форма»

17


1 четверть

1.

1.

Введение.

1


2.

2.

Выразительные средства в музыке.

Простая форма

Мотив


3


3.

3.


4.

4.


5.

5.

6.

Фраза

Форма период в произведении

2


6.


7.

7.

Форма период как самостоятельное произведение

1


8.

8.


Самостоятельная форма период в музыкальном произведении в вокальной и инструментальной музыке

1


9.

9.

1



Итого:

9


2 четверть

10


1

Введение.

1


11

2

Двухчастная простая форма


1




12

3


Двухчастная простая форма в вокальной музыке

1


13

4

Двухчастная простая форма в инструментальной музыке

1


14-15

5-6

Простая трехчастная форма в вокальной музыке


2


16

7

Простая трехчастная форма в инструментальной музыке


1


17

8

Анализ по теме: «Простые формы»

1

1



Итого:

17


Темы на 2 полугодие: «Сложная форма»

18


3 четверть

18.

1.

Введение. Сложная форма

1


19.

2.

Сложная двухчастная форма

1


20.

3.

Сложная трехчастная форма в инструментальной музыке

Сложная трехчастная форма в вокальной музыке



2



21.


4.


22.

5.

Форма рондо, как часть формы.

Форма рондо, как самостоятельное произведение

2


23.

6.


24.

7.

Форма рондо в вокальной музыке

1


25.

8.

Форма рондо в инструментальной музыке

1


26.

9.

Анализ по теме: «Сложная двух, трех частная форма»

1


27.

10.

Анализ по теме: «Рондо»

1

1



Итого:

10


4 четверть

28.

1.

Вариации

1


29.

2.

Строгие вариации

1


30.

3.

Вариации на basso ostinatto

1


31.

4.

Свободные вариации

1


32.

5.

Вариативные типы изложения

1


33.

6.

Анализ по теме: «Вариации строгие»

1


34.

7.

Анализ по теме: «Вариации свободные »

1

1



17


Итого:


34

4

Учебно-тематический план предмета «Композиция»

(9 класс)

Тема года: «Крупные вокальные и инструментальные

циклические произведение»


п/п


Тема урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

Тема 1 полугодия:

«Крупная инструментальная форма»

17


1 четверть

1.

1.

Введение.

1


2.

2.

Повторение простой формы.

Повторение сложной формы

Крупная форма


3


3.

3.


4.

4.


5.

5.

6.

7.

Старосонатная форма

Классическая сонатная форма

Романтическая сонатная форма


3


6.

7


8.

8.

Некоторые структурные особенности вокальной и инструментальной музыки

1


9

9.

Анализ по теме: «Сонатная формы»

1

1



Итого:

9



2 четверть

10


1

Синтез форм. Рондо и соната

1


11

2

Рондо- соната

1



12

3


Концентрическая форма в вокальной музыке


1


13

4

Концентрическая форма в инструментальной музыке


1


14-15

5-6

Смешенные формы в вокальной музыке

Смешенные формы в инструментальной музыке


2



16

7

Некоторые структурные особенности вокальной и инструментальной музыки в сложной форме

1


17

8

Анализ по теме: «Смешанные формы»

1

1



Итого:

17


Тема 2 полугодия:

« Циклические вокально –симфонические формы»

18


3 четверть

18.

1.

Циклические формы в инструментальной музыке

1


19.

2.

Циклические формы в вокальной музыке

1


20.

3.

Циклические формы в вокальной музыке

Циклические формы в инструментальной музыке

2


21.

4.


22.

5.

Форма рондо в вокальной музыке

Форма рондо в инструментальной музыке

2


23.

6.


24.

7.

Сюита

1


25.

8.

Классический сонатно - симфонический цикл. Композиторы венской школы

1


26.

9.

Романтический сонатно - симфонический цикл.

1


27.

10.

Анализ по теме:

«Сонатно - симфонический цикл.»

1

1



Итого:

10


4 четверть

28.

1.

Циклические вокально – симфонические произведения

1


29.

2.

Оратория. Стилистические особенности.

Этапы развития

1


30.

3.

Кантата. От классики до современности

1


31.

4.

Опера. Этапы развития формы

1


32.

5.

Рок- опера

1


33.

6.

Оперетта. Мюзикл

1


34.

7.

Анализ по теме:«Циклические вокально – симфонические произведения»

1

1



17


Итого:


34

4


Содержание курса

по предмету «Композиция»

8 класс


Тема года: “Простая и сложная форма ”

Тема 1 полугодия: “Простые формы” (17 часов)

Тема 2 полугодия: “Сложная форма” (17 часов)


Тема I полугодия: “Простые формы” (17 часов)


Урок 1. Введение. (1ч)

Национальная определенность музыки и ее средства выразительности. Историческая обусловленность содержательности, типичных образов и художественной формы. Музыка и ее специфика; тема и идея в искусстве и музыке. Музыка как временное искусство. Значение принципов тождества и контраста, варьировании и репризности.

Определение понятия интонации; речевая и музыкальная интонация. Термин «интонация» в анализе музыки. Связь и взаимодействие средств, музыкальной выразительности с вопросами содержания форм.

Музыкальная форма как совокупность средств выразительности для воплощения содержания музыкальной формы, как композиция произведения. Понятие и определение жанра: признаки жанра; вокальные и инструментальные жанры; жанровые истоки народной музыки; специфика театральных жанров; симфонизация жанровой музыки в творчестве композиторов XIX- XX –XXIвека.

Программность в музыке. Специфика вокально-симфонических жанров. Опера как синтетический жанр.

Урок 2. Выразительные средства в музыке.(1ч)

2.1. Метро-ритм

Ритм- понятие; роль, первооснова ритма; ритмический рисунок и виды рисунков (равномерный, дробления, суммирования, пунктирный, синкопированный и т.д.)

Метр-его роль как организатора ритм; типы метра – четный и нечетный; функции сильной доли; понятие о стопах в стихосложении; классификация стоп; анализ выразительных и формообразующих свойств стоп в процессе выработки исполнительской фразировки; о метре высшего порядка и его роли в исполнительской практике.

2.2.Гармония, тембр, фактура

Гармония – как элемент музыкального языка; ее формообразующая роль; взаимодействия кадансов; тональные планы; три стороны гармонии; закономерности тонального и гармонического развития.

Тембр- характеристика понятия; тембровое развитие и тембровое варьирование; принцип «лейттембра», выразительные значения тембровой драматургии.

Фактура и ее типы; фактура и форма, их взаимосвязь; фактурное развитие.

2.3. Мелодия

Мелодия –как высокоорганизованная одноголосная интонационно-ритмическая структура, как современный вид одноголосной музыкальной мысли; структурные закономерности мелодии; типы мелодического движения, их классификация и выразительные возможности; мелодия –как жанрово –стилевые движения; мелодия различных эпох и стилей: монодия, полифония, гомофония: своеобразие и богатство народного мелоса: трансформация и расширение понятие мелодии в связи с тенденциями развития музыки в XX веке. Масштабные структуры, основные виды структуры ( периодичность, суммирование, дробление) и их выразительные возможности; явления квадратности и не квадратности: структуры – как проявление упорядоченности. Понятие о типах изложения –экспозиционный, срединный, заключительный; их типичные признаки и характерные черты.

Урок 3. Простая форма. (1ч)

3.1.Части формы в различиях и значениях. Разнообразие функции разделов: два фактических принципа –логический и структурно –смысловой; контрасты – сопоставление и производный; экспозиция, развитие, новый материал, разработка, реприза, синтезирующая кода; вступление, заключение, кульминация и ее смысловая обусловленность; смысловое значение приемов формообразования; музыкальная форма как процесс.

Урок 5. Мотив. (1ч)

Мотив , как зерно произведения Мотив как мельчайший структурный компонент периода. Смысловое и образно –тематическое значение в мотиве. Граница мотива; формы организации и характеристика мотива в условиях разных стилей и жанров; величина мотива. Мотивное развитие в периоде; формы варьирования и разработки мотива.

Урок 6. Фраза.(1ч)

Фраза как объединение мотива и как наименьшая закруглённая часть периода. Метрическое и логическое завершение фразы. Фраза как музыкальная тема, как образно –смысловое и структурное и структурно – единое построение, лежащее в в основе музыкального развития, стадии развития темы.. Музыкальная тема, как образно –смысловое и структурное и структурно – единое построение, лежащее в в основе музыкального развития, стадии развития темы – экспозиция, закрепление, развитие, завершение. Шесть принципов тематического развития. Понятие «ямб», «хорей».Понятие о предикте, икте, посикте. Процессуально – динамический смысл приемов развития и связанные и ним вопросы исполнительства. Исполнительская фразировка.

Урок 7. Форма период в произведении.(1ч)

Простая форма – период, как форма изложения относительно законченной мысли в музыке. Как наиболее естественная форма экспонирования темы в гомофонном произведении; основные черты периода, его преодоление; экспозиционный тип изложения, высокая степень структурной организованности, достаточная завершенность. Многообразие форм периодов в полифонической и гомофонной музыке.

Урок 8. Форма период как самостоятельное произведение.(1ч)

Предложение как наибольшая часть периода, фраза, мотив, каденция. Гармония периода, период одно тональный и модулирующий. Форма усложнения периода; период неквадратной структуры; период единого строения; расширение внутри периода. Дополнение периода. Вторгающаяся каденция. Сложный период. Период как самостоятельная форма. Масштабное строение периода.


Урок 9. Самостоятельная форма период в музыкальном произведении в вокальной и инструментальной музыке.(1ч)

Основные тенденции развития вокальной и инструментальной музыки в XIX –XX веке. Роль периода в современной музыке. Стилевые особенности, дополнения, изменения, преобразования в смысловом контексте.

Урок 10. Введение.(1ч)

Форма, имеющая два раздела, каждый из которых есть период.

Урок 11. Двухчастная простая форма. (1ч)

Музыкально – тематическое единство периодов двухчастной формы. Две разновидности формы – без репризная и репризная; их характерные признаки; функции второй части – воплощения функции продолжительного, функции продолженного, функции нередко структурно- тематического обновления, функции развития и завершения, функции существенного обновления.

Урок 12. Двухчастная простая форма в вокальной музыке.(1ч)

Функции развития и завершения, функции существенного обновления. Особенности вокального жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника. Разновидности инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр), романсы, песни.

Урок 13. Двухчастная простая форма в инструментальной музыке.(1ч)

Черты срединности в начале второго периода простой двух частной формы. Двух частная форма как самостоятельная и как раздел в более сложных формах, в инструментальной музыке.

Урок 14-15. Простая трехчастная форма в вокальной музыке. (2ч)

Форма, состоящая из трех разграниченных частей единого целого, при наличии структуры периода в первой части и более или менее такого повторения (т.е.сходство крайних разделов)первого построения в репризе.

Два типа построения трехчастной формы.

А) с серединой, построенной на новом тематическом материале;

Б)с серединой, развивающей основной тематический материал.

Урок 16. Простая трехчастная форма в инструментальной музыке.(1ч)

Степень вводимого контраста; масштабы формы средней части. Роль репризы: реприза точная и видоизмененная. Различные формы измененной репризы –вариант, итог, кульминация, заключение: структурные изменения в репризе. Вступление и заключение. Выразительные возможности трехчастной формы и ее применение в различных жанрах (ария, романс, инструментальная миниатюра).Простая трехчастная форма как составная часть сложных форм. Модификации трехчастной формы в музыке XXвека.

Урок 17. Анализ по теме: «Простые формы».(1ч)

Роль простых форм как обобщенных структур, призванных воплощать ярко выраженные контрасты. Период, двухчастная форма, простая трех частная форма. Тест.

Тема II полугодия: “Сложная форма” (17 часов)


Урок 18. Введение. Сложная форма.(1ч)

Роль сложных форм как обобщенных структур, призванных воплощать ярко выраженные контрасты (вплоть до темпового и жанрового). Контраст между разделами – контраст сопоставления и как норма –избегание напряженного процесса внутреннего сквозного развития. Главный структурный признак – строение первой части – не период, а простая двух – или трехчастная форма.

Урок 19. Сложная двухчастная форма.(1ч)

Возможные случаи строения сложной трехчастной формы и ее разделов: «дуэт» и эпизоды в среднем разделе формы. Происхождение и жанровая природа «дуэт».

Старо – сонатная форма, структура, мотивы развития.

Урок 20-21. Сложная трехчастная форма вокальной и инструментальной музыке. (2ч).

Черты тематического, динамического и фактурного контрастирования; типичная структура «трио» - простая двух – или трехчастная форма ( реже период). Возможность ладотональной и темповой контраст. Тональные соотношения разделов.

Средняя часть типа эпизода. Отличие от фирмы с «трио».

Динамически -процессуальное начало в строении эпизода; ведущая роль развивающего построения; тональная и структурная неустойчивость, так называемая «свободная форма» эпизода. Исполнительская трактовка формы с эпизодом.

Реприза в сложной трехчастной форме ;точная и неточная реприза. Виды неточной репризы –сокращенная, расширенная, варьированная, динамическая. Подготовка репризы в зависимости от типа средней части. Выбор типа репризы и его обусловленность в зависимости от общей структуры и характера формы.

Вступление, заключение, связка, кода в сложной трехчастной форме. Сложная 3-х – 5-ти частная форма. Форма промежуточная между простой и сложной трехчастной.

Возможности применения трехчастной формы. Обзор развития трехчастной формы в XVII – XXIвеках.

Урок 22. Форма рондо, как часть формы. (1ч)

Главный принцип и внешний признак формы рондо –многократное ( не менее 3-х раз) проведение ( повторение) основной темы при условии чередования ее с иными темами (эпизодами) различного типа. Сущность структуры рондо. Минимум количества частей рондо (пять) при отсутствии «теоретического» максимума. Преобладание рефрена над всеми другими темами. Статичность рондо как его органическая черта, как источник обобщенности (формирования «крупным штрихом»). Строение рефрена и эпизодов; тематическое и тональное их соотношение; единый тонус рондо, подвижность темпа; многоплановость «сквозь одну призму», высокая концентрированность выражения мысли.

Урок 23. Форма рондо, как самостоятельное произведение(1ч)

Формирований наиболее типичных разновидностей формы рондо.

  • с рефреном на первом месте (АВАСДА…..)

  • с рефреном на втором месте (АВСВДВ…..)

Ведущее значение первого; увеличение масштабов рефрена и эпизода: усиление контрастности тем; появления сквозного развития. Характерные черты рондо венского классицизма и после классического рондо. Рондо в финалах симфоний, рондо как самостоятельная форма как следствие взаимодействия рондо с сонатой и трехчастной формами.

Урок 24-25. Форма рондо в вокальной музыке и инструментальной музыке(2ч)

Рондо классических, романтических и современных традициях. Некоторые структурные особенности вокальной и вокально – инструментальной музыки.

1.Куплетно-строфическая форма. Ведущий принцип – неизменности музыки на разных текст строф; выражение в музыке общего характера всего текста песня с припевом. Массовая песня.

2.Варьированная строфа. Ее строение. Средства преодоления куплетности. Музыка каждой строфы к своему содержанию. Сквозная форма – каждая новая строфа текста с новой музыкой.

Урок 26. Тест. Анализ по теме: «Сложная двух, трех частная форма»(1ч).

Разновидности сложной и простой формы, анализ музыкальной формы .

Урок 27. Тест .Анализ по теме: «Рондо»(1ч) Некоторые структурные особенности вокальной и вокально – инструментальной музыки. Куплетно-строфическая форма. Варьированная строфа.

Урок 28. Вариации(1ч)

Форма вариации и вариационный метод развития. Форма вариаций как тип композиции, основной на многостороннем и разнообразном раскрытии одной темы.

Вариационный метод развития как ведущий метод развития и формообразования в классической и современной музыке. Специфичность вариационного принципа.

Урок 29. Строгие вариации(1ч)

Полифонические формы вариаций. Классические ( строгие)вариации –собственно «чистая »форма « темы с вариациями»; их главный технологически – композиционный принцип – неизменность основного облика темы. Единство формы, тональности, каданса гармонического содержания темы; разнообразие вариантов фактуры; преобладание и усложнение. Характер расположения вариации в крупной форме. Многообразие трактовок формы строгих вариаций в творчестве композиторов.

Урок 30.Вариации на basso ostinatto (1ч)

Остинатные вариации; их главная идея – одновременное сочетание неизменности и изменчивости; процессуальность остинатных вариаций, их «беспредельность», «фресковость», внутренняя динамика; значение в предклассическую эпоху и расцвет XXвека. Пассакалия и чакона – основные разновидности вариаций; жанровые признаки; типичное образное содержание ( эмоциональное сгущенность, скорбность, философская значительность.)другие виды остинатных вариаций , т.е вариации на

«cantus finnus» и на «soprano ostinato».

Урок 31.Свободные вариации (1ч)

Свободные – характерные вариации. Отличие свободных вариации, от её трактовки в строгом стиле. Связь метода варьирования с методом свободной вариантности. Свободное обращение с темой, создание вариаций с разнохарактерной изменчивостью облика темы с сохранением черт общности с первоначальным обликом темы; создание вариации с разнохарактерной изменчивостью облика темы, ведущее значение принципа контрастности в расположении вариаций; преобладание различия между сходством. Новый характер соотношения темы и последующих вариаций и новый принципы соотношения темы и вариаций: тема – не ведущей образ, а новод на вариации.


Урок 32. Вариативные типы изложения (1ч)

Вариации типа чаконы; их типические черты выраженные гомофонные тенденции, расчлененность, строение чаконы; типичные черты ( светло – торжественный характер и патетика содержания).Вариации на две темы ( двойные вариации). Современные претворения принципа остинатных вариаций – «глинкинского типа» и творчества композиторов XX века. Сфера применения вариационных форм –самостоятельная вариационная форма, вариации как часть цикла, как часть цикла, вариации как составной раздел крупной формы.

Урок 33.Анализ по теме: «Вариации строгие» (1ч)

Разножанровость вариаций внутри цикла. Приближение цикла к сюите, программного характера.

Урок 34. Анализ по теме: «Вариации свободные »(1ч)

Свободные вариационные формы с большим симфоническим развитием. Возможность проявления черт сонатности.


Содержание курса

по предмету «Композиция»

9 класс

Тема года: «Крупные вокальные и инструментальные

циклические произведение»


Тема 1 полугодия: «Крупная инструментальная форма» (17 часов)

Тема 2 полугодия: « Циклические вокально –симфонические формы» (17 часов)


Тема I полугодия: «Крупная инструментальная форма» (17 часов)


Урок 1. Введение. (1ч)

Национальная определенность музыки и ее средства выразительности. Историческая обусловленность содержательности, типичных образов и художественной формы. Музыка и ее специфика; тема и идея в искусстве и музыке. Музыка как временное искусство. Значение принципов тождества и контраста, варьировании и репризности.

Определение понятия интонации; речевая и музыкальная интонация. Термин «интонация» в анализе музыки. Связь и взаимодействие средств, музыкальной выразительности с вопросами содержания форм.

Музыкальная форма как совокупность средств выразительности для воплощения содержания музыкальной формы, как композиция произведения. Понятие и определение жанра: признаки жанра; вокальные и инструментальные жанры; жанровые истоки народной музыки; специфика театральных жанров; симфонизация жанровой музыки в творчестве композиторов XIX- XX –XXIвека.

Программность в музыке. Специфика вокально-симфонических жанров. Опера как синтетический жанр.


Урок 2. Повторение простой формы(1ч) (повторение урока№11 за 8 класс)

Музыкально – тематическое единство периодов двухчастной формы. Две разновидности формы – без репризная и репризная; их характерные признаки; функции второй части – воплощения функции продолжительного, функции продолженного, функции нередко структурно- тематического обновления, функции развития и завершения, функции существенного обновления. Трехчастная простая форма. Это форма, состоящая из трех разграниченных частей единого целого, при наличии структуры периода в первой части и более или менее такого повторения (т.е.сходство крайних разделов)первого построения в репризе.

Два типа построения трехчастной формы.

А) с серединой, построенной на новом тематическом материале;

Б)с серединой, развивающей основной тематический материал.


Урок 3.Повторение сложной формы(1ч) (повторение урока№18 за 8 класс)

Роль сложных форм как обобщенных структур, призванных воплощать ярко выраженные контрасты (вплоть до темпового и жанрового). Контраст между разделами – контраст сопоставления и как норма –избегание напряженного процесса внутреннего сквозного развития. Главный структурный признак – строение первой части – не период, а простая двух – или трехчастная форма.

Урок 4.Крупная форма(1ч)

Крупной форме, относится, сонатная форма, эпохи до классической, классической, романтической и т.д. Изложеная в гомофонно –гармоническом стиле, как наиболее сложная и богатая по вариантностям обобщения и охвата явлений.

Урок 5.Старосонатная форма (1ч)

Старосонатная форма, как предыкт сонатного аллегро. Выражение «старосонатная » т.е двухчастная форма, до классического периода (АВ) с TD тональным соотношением.

Урок 6.Классическая сонатная форма (1ч)

Классическая форма, дает возможность драматургического развития путем конфликтного столкновения противоположных начал, образов, настроений. С сопутствующем понятиями «партия » и «тема».Ведущий принцип формы –наличие в основе формы двух партий, интонационно и тонально противопоставляемых, что в дальнейшем получает развитие и нового соотношения этих партий (экспозиции, разработки и репризы). У композиторов классиков следует термином «сонатное аллегро», в качестве синонима вообще.

6.1. Экспозиция –главная и побочная партии, характер их тематизма: степень и тип контраста; строение главной и побочной партий, тональные соотношения партий, переход от главной к побочной; связующая партия как область подготовки появления контрастирующей образной сферы; интонационное содержание связующей партии: заключительная партия как завершающий тип экспозиции; интонационное содержание заключительного раздела экспозиции. Тематический и тональный контраст в сферах сонатной экспозиции – главной и побочной темы.

6.2.Разработка –раздел, посвященный интенсивному развитию тематического материала экспозиции; область наибольшего преобразования облика и структуры тематизма; этап свободного развития, являющийся сходством конфликтного материала экспозиции; разработочный или развивающийся тип изложения как основной фактор разработки; типичные черты разработки – тональная неустойчивость, структурная незавершенность, типичность «серединного»изложения; масштабы разработки; разнообразие формы течения процесса разработки целенаправленное и рассредоточенное; возможность выделения этапов разработки; случаи введения в разработку нового тематического материала; эпизод; ложная реприза как особый раздел разработки; отдельные специфические черты разработки.

6.3.Реприза – раздел, совмещающий в себе две функции; замыкающую (повторение, обрамление)и итоговую (результативную); основная задача репризы –создание нового высшего единства различных сфер экспозиции. Дать новое качество – изменение тонального соотношения или сближения ,т.е. фактурно – вариационное изменение тем, возможность сокращения репризы, возможность отсутствия главной партии в репризе, случаи интонационного изменения тем в репризе; значение репризы, реприза как кульминация; реприза как момент разрядки напряжения, динамическая реприза, зеркальная реприза, обобщающее – синтезирующая реприза.

6.4.Кода –смысловое разнообразие коды ( от наибольшего построения до развернутого завершающего раздела); важная роль моды; кода как тип «второй разработки»,кода с новым тематизмом: смысловое значение коды как «эпилога формы».

6.5. Вступление –различные виды вступительных построений перед экспозицией или перед всей сонатной формой; различные смысловые и образно –тематические функции вступлений – контрастно – оттеняющие т.е. «интонационное зерно» для последующего развития, основная лейттема произведения.

Основные случаи строения сонатной формы.

1) соната без разработки ( сокращенная форма); типичность такой формы для медленных частей сонат, симфоний, оперных увертюр, вокальной музыки, инструментальной и вокальной миниатюры.

2)сонатная форма с эпизодом вместо разработки: наибольшие динамические и драматургические потенции такой формы при внешней ее активности; тематика эпизода и его структура; область применения.

3)соната как разновидность сонатной формы; меньшая развитость структуры, скромные масштабы, невысокий уровень динамики, меньшая «весомость» тематизма; более жесткая фактура; сонатина как форма «недоразвитая »сонатная форма;

Урок 7.Романтическая сонатная форма (1ч)

Рассмотрение сонатной формы у романтиков, как идейное перевоплощение, тематический размах, « я и общество», «я чувствую, значит живу». Сонатная форма в первых частях инструментального концерта; идея «соревнования» солиста и оркестра; принцип диалогичности ( solo и tutti); двойная экспозиция как у классического концерта; соотношение оркестровой и совмещенной экспозиции и вопросы тематизма, тонального плана, фактуры.

Урок 8. Некоторые структурные особенности вокальной и инструментальной музыки (1ч).

Концерт, сюита. Применение сонатной формы, с условием применения жанра.

Урок 9. Анализ по теме : «Сонатная форма» (1ч)

Краткий обзор общего развития классического и романтического сонатной формы. Широкое применение сонатной формы у романтиков. Сонатная форма у композиторов XX века.

Урок 10.Синтез форм. Рондо и соната.(1ч)

Смешенная форма как результат взаимопроникновения черт сонаты и рондо; различные соотношения элементов рондо и сонаты при ведущей роли жанра, характер и круг образов рондо, типичная структура рефрена т.е.главной партии.

Урок 11.Рондо – соната (1ч)

Две разновидности рондо –сонаты; трагичные тональные соотношения в рондо – сонате; применение рондо – сонаты почти исключительно в финальных частях сонатно – симфонического цикла; рондо – соната как своего рода идеальное выражение структуры « финального жанра» классического стиля; новые структурные черты рондо –сонаты в творчестве композиторов XX-XXI века.

Урок 12. Концентрическая форма в вокальной музыке (1ч)

Концентрическая форма, АВСВА. В операх, вокальных произведениях. Полифоническая особенность.

Урок 13. Концентрическая форма в инструментальной музыке(1ч)

Концентрическая форма, АВСВА. В инструментальной музыке соло и оркестра.

Урок 14-15. Смешенные формы в вокальной музыке. Смешенные формы в инструментальной музыке. (2ч)

Принципиальная классификация: сюиты и сонатно – симфонический цикл.

Урок 16. Некоторые структурные особенности вокальной и инструментальной музыки в сложной форме.(1ч)

Смешенная форма как результат взаимопроникновения черт сонаты и рондо.

Урок 17. Анализ по теме: «Смешанные формы».(1ч)

Рондо – соната; концентрическая форма. Музыкальный анализ. Тест.


Тема II полугодия: « Циклические вокально –симфонические формы» (17 часов)


Урок 18. Циклические формы в инструментальной музыке(1ч)

Симфоническая поэма; ее строение; многочастность и одночастность типичность программности для симфонических поэм.

Урок 19. Циклические формы в вокальной музыке(1ч)

Вокально-инструментальные жанры: вокально – симфоническая поэма; строение; отличие от кантаны и оратории.

Урок 20- 21. Циклические формы в вокальной и инструментальной музыке. (2ч)

Циклические и крупные одночастные произведения с точки зрения жанра – соната, сюита, симфония, концерт, увертюра, симфоническая поэма, фантазия, баллада и тд.

Урок22 – 23. Форма рондо в вокальной и инструментальной музыке. (2ч)

Особые случаи свободных форм и принципы сочетания в одном произведении черт разных форм.

Урок 24. Сюита(1ч)

Основной чертой сюитного цикла, его нормой является отсутствие внутреннего процесса «сквозного» развития; наличие неконфликтного контраста, внешнее объединение частей цикла; ряд самостоятельных музыкальных пьес, призванных утвердить определенную общую идею произведения; необязательность наличия кульминационной части, широта охвата различных явлений действительности –наиболее сильная выразительно – смысловая сторона сюиты. Роль старинных танцевальных форм в формировании сюитного цикла старинной сюиты. «Новая» сюита; проникновение в сюиту наряду с танцевальными жанрами, психологических миниатюр – характеристик , т.е. элегия, романс, ноктюрн.

Программная сюита. Сюита из отдельных жанров крупного произведения – оперы, балета, оперетты.


Урок 25. Классический сонатно-симфонический цикл. Композиторы венской школы(1ч)

Сонатно-симфонический цикл. Черты сонатно – симфонического цикла – наличие «сквозного» процесса. Объединяющего их в этапы становления единого целого; преобладание единства и связности; стремление к регламентации основных частей цикла. Тематические, тональные, структурные, темповые контрасты частей этого цикла и , в то время, их тонкие интонационные связи, тематическое и структурное репризирование и синтезирование частей в финале цикла. Роль одной из частей цикла в качестве кульминации. Результативность «сквозного» процесса, стройность внутренней организации сонатно – симфоничекого цикла. Логика структуры целого.

Урок 26. Романтический сонатно-симфонический цикл.(1ч)

Основные формы использования сонатно – симфонического цикла;

26.1.симфония как циклическое произведение; трех и четырех частные симфонические циклы; местоположение медленной части и скерцо в двух основных типах четырех частных симфоний; типичное образное содержание классической и романтической симфонии; более свободное строение цикла симфонии в XIX века; значение принципов

«программности», для более свободного строения симфонического цикла.


Урок 27.Анализ по теме: «Сонатно-симфонический цикл.»(1ч)

Инструментальный концерт, возникновение и историческое развитие; трех частный цикл как наиболее характерный для формы концерта; сонатная форма части концерта и особенности ее строения; классический концерт и концерт в творчестве романтиков; сближение концерта с жанром симфонии в музыке XX века.

Урок 28. Циклические вокально – симфонические произведения.(1ч)

Оратория как крупное циклическое, вокально – инструментальное произведение концертного плана. Сюжеты, программность; части оратории. Важные составы исполнителей.

Урок 29. Оратория. Стилистические особенности. Этапы развития.(1ч)

Оратория, как крупное циклическое, вокально – инструментальное произведение концертного плана. Сюжеты, программность; части оратории. Возможные составы исполнителей.

Урок 30. Кантата. От классики до современности.(1ч)

Кантата как крупное вокально –инструментальное произведение торжественного или лирика – эпического плана; общие черты с ораторией; части кантаты; составы исполнителей. Особые случаи сложных инструментальных и вокально –инструментальных форм.

Урок 31. Опера. Этапы развития формы.(1ч)

Специфика оперы как синтетического жанра; принципы оперного либретто; зависимость композиционных закономерностей от сценического действия и оперной драматургии; ведущая роль музыки в опере. Определенная роль музыкальной драматургии в трактовке сюжета и утверждения идеи произведения; строение оперы и ее элементы; арии, ариозы, каватины, речитативы, ансамбли, хоры. Стилистические особенности композиторских школ.

Урок 32. Рок- опера.(1ч)

Определенная роль музыкальной драматургии в трактовке сюжета и утверждения идеи произведения; строение оперы и ее элементы; арии, ариозы, каватины, речитативы, ансамбли, хоры. Смешивание жанров, стилей; их драматургическая роль, увертюра, интродукция, симфонические антракты; лейтмотивы, лейттемы..Различные жанры и формы в опере. Наиболее яркие образцы композиции в операх; великие оперы в истории музыкального искусства.

Урок 33. Оперетта. Мюзикл.(1ч)

Тенденции XX века. Определенная роль музыкальной драматургии в трактовке сюжета и утверждения идеи произведения Историческое возникновение жанра оперетты и мюзикла. Смешивание жанров, стилей; их драматургическая роль, увертюра, интродукция, симфонические антракты; лейтмотивы, лейттем. Оркестровка, режиссура, режиссерский –монтаж.

Урок34.Анализ по теме: «Циклические вокально – симфонические произведения».(1ч)

Анализ циклического вокально – симфонического произведения. Тест.




Список научно-методического обеспечения


Основная

Учебно-методический комплект


1.Козлов И. Савепанов А. Анализ музыкальных произведений. Изд. Москва.1960г

2.Скрепков С. Анализ музыкальных произведений. Изд. Москва 1981г

3.Способин И. Музыкальная форма. Москва 1968г

4.Тюлин Ю. Бершадская Т. Пустыльник И. и др. Музыкальная форма Изд. Москва 1974


Дополнительная


1.Гейни М. Форма в русской классической опере. Изд. Москва 1968г

2.Мазель Л. Строение музыкальных произведений. Изд. Москва 1960г

3. Мазель Л. Цукерман В. Анализ музыкальных произведений. Изд. Москва 1967г

4.Протопопова В. Контрастно –составные формы. Советская музыка.1962г №9

5.Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. Изд. Москва 1968г.


.


  • MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

2. Музыкальный класс. «Нью Медиа Дженерейшн».

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

7.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

19.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

10.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

11.Казахстанский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

12.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

13.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.



Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


Перечень музыкального материала

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;

Не одна-то ли во поле до­роженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степа­нова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент).

Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепиан­ного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого

хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод

М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».

В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова

О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи

Б. Окуджавы.

Сэр возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка

В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус­ский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.



Перечень литературных произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского на­рода», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагмен­ты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень произведений изобразительного искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным по­коем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Перечень музыкального материала

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Фе­дор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Пле­щеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Нев­ский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).

В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и

современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготов­ленного фортепиано и

струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с во­лосами цвета льна. Прелюдии.

К Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Про­кофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщи­на». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классиче­ские

современные интерпритации).

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, сло­ва В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой

Перечень произведений изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Алек­сандр Невский»,

«Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в крес­ле;

Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешест­вие королевны. Триптих;

Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандин­ский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.

Перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей — то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт




Министерство образования и науки Республики Казахстан

«Дарынды балаларға арналған музыкалық колледж - музыкалық

мектеп-интернат» кешіні ММ

ГУ Комплекс « Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат

для одаренных детей»

«Жалпы білім пәндері



Утверждено



Регистрационный №346/2 к-с

« 5 » сентября 2011г решениемУМС______МОН РК

« 28» сентября 2012г




Учебная программа

по предмету

Композиции

для 8-9 класса








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!