На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления – несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Всё это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Разработанная программа поможет ребенку приобрести, знания правил дорожного движения, у учащихся должны быть сформированы такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Цель программы – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Азбука пешехода"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР Директор школы
____________ Козловская О.Н. ____________ Тимченко В.И
Приказ от____2016г. №____
Рабочая программа
внеурочной занятости «Азбука пешехода»
в 1 классе
Учитель: Моргачева Ольга Васильевна
с. Бея
2016г
1.Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
Устава образовательного учреждения.
Адаптированной основной общеобразовательной программы Бейской школы – интернат.
2. Общая характеристика курса.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Актуальность программы.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления – несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Всё это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Разработанная программа поможет ребенку приобрести, знания правил дорожного движения, у учащихся должны быть сформированы такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Цель программы – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;
Дидактические принципы построения программы:
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Учебный план по предмету
В учебном плене школы на учебный предмет отводится 33 часа (1 час в неделю).
Четверть | Количество рабочих недель | Количество часов в неделю | Общее количество часов |
1 четверть | 8 | 1 | 9 |
2 четверть | 8 | 1 | 7 |
3 четверть | 10 | 1 | 8 |
4 четверть | 8 | 1 | 8 |
Всего | 33 | | 33 |
2. Результаты освоения программы.
Учащиеся должны уметь:
Предметные:
Достаточный уровень учащиеся должны уметь:
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Личностные:
осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
3. Содержание учебного материала.
№ | Разделы и темы | Кол- во часов |
1 | Участники дорожного движения | 5 часов |
2 | Виды пешеходных переходов | 4 часа |
3 | Безлопастные места для детских игр | 3 часа |
4 | Светофор и его сигналы | 1 час |
5 | Дорожные знаки | 3 часов |
6 | Транспорт | 5 часов |
7 | Мы пассажиры | 4 часа |
8 | Знатоки ПДД | 8 часов |
| Всего | 33часа |
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведения |
Планир. | Фактич. |
Участники дорожного движения 5 часов |
1 | “Добрая дорога детства.”. (рефлексии) | - игра «Цепочка слов»; -просмотр мультимедиа; - работа в тетрадях; - самоанализ урока оценка знаний и умений. -игра «Пешеход» | 6.09.16 | |
2 | Что такое «Азбука пешехода». (открытие новых знаний) | 13.09.16 | |
3 | Участники дорожного движения. (открытие новых знаний) | 20.09.16 | |
4 | Движение пешеходов и машин. Устройство проезжей части. в автотранспорте. | 27.09.16 | |
5 | Устройство проезжей части. (рефлексии) | 4.10.16 | |
Виды пешеходных переходов - 4 часа |
6 | Зебра (рефлексия) | -просмотр мультимедиа; -работа с карточками; - работа со словарем; -работа в парах (составление предложений по теме). - работа в тетрадях (зарисовать цвета осени); - самоанализ работы на уроке. | 11.10.16 | |
7 | Подземный переход. (открытие новых знаний) | 18.10.16 | |
8 | Наземный переход (открытие новых знаний) | 25.10.16 | |
9 | Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Какой переход самый безопасный? (релаксация) | 1.11.16 | |
2 четверть |
Безлопастные места для детских игр - 3 часа |
10 | Где можно кататься и машин не опасаться. (экскурсия) | - экскурсия на игровую площадку; - просмотр видеоролика; - рассматривание иллюстраций, -работа в парах (составление разрезной картинки); - составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Где можно кататься и машин не опасаться». | 15.11.16 | |
11 | Где можно кататься и машин не опасаться. (релаксация) | 22.11.16 | |
12 | Безопасные места для детских игр. релаксация) | 29.11.16 | |
Светофор и его сигналы - 1час |
| | - отгадывание загадок; -просмотр мультимедиа; -игра «Найди отличия»; - практическая работа; - самоанализ урока оценка знаний и умений. | | |
13 | Как устроен светофор. (рефлексии) | 6.12.16 | |
Дорожные знаки- 3 часа |
|
14 | Наши друзья – дорожные знаки. (рефлексии) | - игра «Цепочка слов»; -просмотр видеоролика;
- работа в тетрадях (рисуют знаки); - самоанализ урока оценка знаний и умений. | 13.12.16 | |
15 | Запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено». (рефлексии) | 20.12.16 | |
16 | Предупреждающие знаки: «Пешеходный переход», «Дети» (рефлексии) | 27.12.16 | |
3 четверть |
Транспорт- 5 часов |
|
17 | Что такое транспорт? История появления автомобиля. (открытие новых знаний) | - отгадывание загадок; -объяснение материала, сопровождаемое беседой с учащихся; -просмотр мультимедиа; -работа с предметными картинками (классификация); -работа с разрезными картинками; - работа со словарем. | 10.01.17 | |
18 | Виды воздушного транспорта. (открытие новых знаний) | 17.01.17 | |
19 | Водный транспорт. (открытие новых знаний) | 24.01.17 | |
20 | Виды специальных автотранспортных средств (пожарная маши-на, скорая помощь, ми-лицейская машина, ма-шина газовой службы). Номера телефонов экстренных служб. (открытие новых знаний) | 31.01.17 | |
21 | Виды транспортных средств общего и индивидуального (личного) пользования. (открытие новых знаний) | | 7. 02.17 | |
Мы пассажиры- 4 часа |
|
22 | Мы пассажиры. (открытие новых знаний) | - просмотр видеоролика; -работа с разрезными картинками; - составление предложений на тему «Пассажиры»; | 21.02.17 | |
23 | Обязанности пассажира (рефлексии) | 28 02.17 | |
24 | Обязанности пассажира (рефлексии) | 7.03.17 | |
25 | Правила поведения пассажиров в автотранспорте. (рефлексия) | 14.03.17 | |
4 четверть |
Знатоки ПДД - 8 часов |
|
26 | Детям знать положено. (рефлексии) | просмотр видеоролика; - работа с разрезными картинками; - составление предложений на тему «Пассажиры». | 28.03.17 | |
27 | Регулировщики движения (открытие новых знаний) | 4.04.17 | |
28 | ПДД для велосипедистов (открытие новых знаний) | 11.04.17 | |
29 | Игра «Правила дорожного движения» (рефлексии) | 18.04.17 | |
30 | «Звездный час» (рефлексии) | | 25.04.17 | |
31 | Викторина Знатоки дорожного движения. (рефлексии) | - отгадывание загадок; -работа с разрезными картинками; - практическая работа. | 2.05.17 | |
32 | Конкурс рисунков «Правила дорожного движения». (рефлексии) | - отгадывание загадок; - работа с предметными картинками; - практическая работа | 16.05.17 | |
33 | Конкурс рисунков «Правила дорожного движения». (рефлексия) | - практическая работа | 23.05.17 | |