СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация младших школьников во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном  процессе достичь  необходимых результатов. Следовательно, учитель начальной школы должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Профориентация младших школьников во внеурочной деятельности.»

Младший школьный возраст не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном процессе достичь необходимых результатов. Следовательно, учитель начальной школы должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте.

Согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.

Исходя из того, что младший школьный возраст является подготовительным для становления профессионального самоопределения ребенка, остановимся на тех критериях и показателях развития уровня подготовленности к выбору профессии, которые являются свидетельством того, что ребенок становится на первую ступень самоопределения в профессии (таблица 1)

Таблица 1.

Критерии и диагностика уровня подготовленности к выбору профессии

детей младшего школьного возраста


Критерии

Показатели

Методы диагностики

1. Когнитивный

1. знания о труде людей;

2. знание основных профессий региона;

3. знание основных требований, которые предъявляет к человеку профессия

Тестирование


2. Мотивационно-потребностный

1. наличие мотива подготовки к трудовой деятельности;

2. положительного отношения к труду и результатам труда других;

3. стремление к совмест­ной творческой деятельности

Наблюдение


3. Деятельностный

1. стремление получать знания с целью применения их в дальнейшей трудовой деятельности,

2. активность и самостоятельность в освоении различных видов труда посредством занятий в кружках, чтения произведений научно-познавательной литературы и др.

Тестирование

Анкетирование

Профессиональная ориентация младших школьников представляет собой формирование в сознании ребенка разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитание у детей уважительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда, понимания значимости труда для жизни общества.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определять развитие школьника, важно, чтобы именно в ней формировались знания детей о профессиях и профессиональной деятельности. Для этого педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

Немаловажную роль в процессе подготовки школьников к выбору профессии играет ее диагностика. Проведение диагностики необходимо для планирования профориентационных мероприятий педагогом.

Профориентация младших школьников во внеурочной деятельности

Работа по профориентации младших школьников во внеурочной деятельности мною ведется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Кургана «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38».

С первого класса осуществляю профессиональную ориентацию младших школьников с целью знакомства с миром профессий, особенностями каждой отдельно взятой профессии.

При планировании занятий учитываю возрастные особенности учащихся. В своей работе использую различные виды деятельности (таблица 2):







Таблица 2.

Виды деятельности по профориентации




















Учитывая возрастные особенности младшего школьника, можно сделать вывод о том, что для детей этого возраста очень важна наглядность и смена видов деятельности. Желательно, чтобы эти особенности нашли свое отражение в подборе материалов.

Мини-лекция о содержании профессии

Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи.

Рисуночные методики

Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.

Игры, связанные с профессией

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

Беседы с приглашенными специалистами

Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.

Оформление уголка профессии в пространстве класса

В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Организация экскурсий на предприятия города

В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.

Ведение школьниками «Профессионального портфолио»,

в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы.

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе состоят в формировании первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.

Примерные виды и формы работы в 1 классе

Сентябрь

Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью»

Октябрь

Экскурсия в школьный кабинет технологии. Проведение беседы по материалам экскурсии

Ноябрь

Экскурсия ни строительство жилого дома. Встреча со строителями

Декабрь

Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде)

Январь

Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения

Февраль

Экскурсия на животноводческую ферму. Беседа по материалам экскурсии

Март

Экскурсия по городу

Апрель

Беседа. Д/ф «Весенние работы в саду, огороде, поле»

Май

Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Выращивание цветочно-декоративных растений. Экскурсия в сад


Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Примерные виды и формы работы во 2 классе

Сентябрь

Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода

Октябрь

Лес. Работники лесничества

Ноябрь

Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице»

Декабрь

Знакомство с профессией портнихи.

Январь

Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке

Февраль

Профессии наших пап

Март

Знакомство с профессиями наших мам

Апрель

Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря

Май

Уход и выращивание комнатных растений


Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.


Примерные виды и формы работы в 3 классе

Сентябрь

Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода

Октябрь

Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника. Встреча с выпускниками школы

Ноябрь

Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика

Декабрь

Просмотр диафильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о профессии пожарного

Январь

Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин

Февраль

Я мастер. Сделай своими руками подарки папам

Март

Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Апрель

Знакомство с профессией повара

Май

Уход и выращивание комнатных растений


Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.

Примерные виды и формы работы в 4 классе

Сентябрь

Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера

Октябрь

 Работа на пришкольном участке.

Ноябрь

Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.

Декабрь

Экскурсия в мед. пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.

Январь

Профессия моих родителей (встречи, беседы)

Февраль

Знакомство с профессиями животноводства.

Март

Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира

Апрель

Просмотр диафильма «Весенние работы в саду, в поле, на огороде

Май

Беседа «Чем я могу помочь дома»


Таким образом, по профориентации детей в начальной школе, можно выделить основные направления:

  • расширение знаний о профессиях;

  • знакомство с рынком труда и профессий города;

  • развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к труду;

  • подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.

Среди приемов профессиональной ориентации младших школьников выделяются игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи. Среди методов: профориентационные занятия, беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалов, которые могут успешно осуществляться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.



Список использованных источников


  1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя./ Богданова О.С. – М.: Просвещение, 1985. -176 с.

  2. Витковская Н.С., Джола Н.Д., Щербо А.Б. Формирование культуры поведения младших школьников: пособие для учителя/ Витковская Н.С. – К.:Радянська школа, 1988. – 143 с.

  3. Журнал «Веселые уроки» - 2004. - №4.

  4. Журнал «Веселые уроки» - 2005. - №9.

  5. Землянская Е.Н. Мир труда и профессий: Сборник дидактических материалов для начальной школы./ Землянская Е.Н. – М.:ИОСО РАО, 2000. – 123 с.

  6. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. 

  7. Степаненков, Н.К. Педагогика [Текст] / Н.К.Степаненков. – Минск, 1998. – 448с.

  8. Тамбовкина, Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии [Текст] / Т.Тамбовкина // Начальная школа. - 1999.-№ 21(июнь). - С.12-13; № 38(октябрь).- С.4-5.

  9. Школа и выбор профессии / под ред. В.А.Полякова, С.Н.Чистяковой, Г.Г.Агаповой. – М.: Педагогика, 1987. – 176с.

  10. Яковлева, С.  Путешествие в Страну профессий [Текст] / С.Яковлева // Начальная школа. - 1998. - № 29(авг.). - С.12-13.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!