СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика алкоголя

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика алкоголя»


СЛАВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»











Тренинг

«Быть здоровым – модно!»

(антиалкогольная профилактика)













Педагог-психолог:

Иванченко Ольга Андреевна






















Большаково

2019



Цель: профилактика, направленная на развитие социально успешной и психологически адаптивной личности с установками на здоровый, трезвый образ жизни.

Задачи: повышение уровня информированности подростков о проблеме алкоголизма; формирование у детей установки и ценности здорового, трезвого образа жизни.

Ожидаемые результаты: формирование эмоционального отвержения алкоголя и наркотиков, установок и ценностей здорового, трезвого образа жизни; освоение навыков поведения в трудных жизненных ситуациях и способности к отказу от предложений употребления алкоголя и наркотиков; улучшение отношения к учебе, родителям и будущему.


Ход занятия:

  1. Организационный этап

Добрый день, друзья! Я рада приветствовать вас на тренинговом занятии «Быть здоровым – модно!». Сегодня мы с вами поговорим о проблемах, связанных с таким явлением как «алкоголизм».

  1. Упражнение «Здравствуйте».

Цель: создание позитивной доброжелательной, комфортной и доверительной атмосферы.

1 этап.

Игра «Снежный ком». Все участники в кругу по очереди называют свое имя и какое-либо личное качество, начинающееся с такой же буквы что и имя. Каждый следующий участник сначала называет имена и качества предыдущих участников, затем – себя. Таким образом, каждый последующий участник называет все больше имен и качеств. Это облегчает запоминание и помогает разрядить обстановку.

2 этап.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те …» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место.

  • меняются местами те, у кого есть собака;

  • кто любит читать;

  • чье имя начинается на букву В;

  • кто сегодня проснулся бодрым;

  • кто любит мечтать

  • у кого день рождения летом

  • кто сегодня приехал сегодня в школу на автобусе

Эта игра приносит удовлетворение всем участникам, независимо от возраста, способствует раскрепощению.

  1. Упражнение «Наши правила».

Правила работы в группе вывешиваются на доске, чтобы они все время были в поле зрения группы. (см. приложения).


2.Основной этап.

3. Упражнение – рисуночный тест «Праздник»

Цель: Выяснить у учащихся отношение к алкоголю.

Задание: Нарисовать «Праздник», после окончания работы, проводится обсуждение.

Далее можно предложить группе обсудить, как изменяется поведение человека, принявшего алкоголь, в частности как ведут себя пьяные подростки, как они нарушают права других людей. Необходимо подвести к пониманию, что состояние алкогольного опьянения не только не освобождает от ответственности, но и усугубляет вину. Нужно сказать, что в стране, где не существует запрета на продажу алкоголя и его употребление, мера принятия спиртных напитков – личное дело каждого, исключая несовершеннолетних. А если несовершеннолетний (как и любой гражданин России) совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения любой степени, это только усугубляет его вину.

4. Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

  • Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

  • Ребята, представьте, что в этой коробочке находится жидкость, которая вызывает расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пить эту жидкость?

  • Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам выпить жидкость неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались ее выпить.

5. Упражнение «Марионетка»

Участники разбиваются на «двойки». Каждой «двойке» дается задание: один участник играет роль кукловода – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы.

Вопросы: 1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы? 2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках? 3. Хотелось ли что-либо сделать самому? 4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

  • Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.


Дополнительно

Упражнение «Алкоголь и его последствия употребления».

Цель: оценка уровня информированности подростков о проблемах алкоголизма.

Ведущий раздает анкету и просит без подсказок друг другу ответить, верно или неверно каждое утверждение (см. приложения).

Далее ведущий дает правильные ответы или это делают сами участники, так что по каждому вопросу можно провести дискуссию.


3.Рефлексивный этап.

Упражнение «Рефлексия». Цель: получение обратной связи.

Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии:

  • Что было самым трудным (неприятным)?

  • Что больше всего понравилось (запомнилось)?

4.Итоговый этап.

Упражнение «Комплименты». Цель: подведение итогов занятия, получение положительных эмоций.

Передавая какой-либо предмет, участники высказывают личные пожелания – комплименты друг другу, самому себе, ведущему.





























Приложения


Правила работы группы



  • Каждый свободно может высказать свою точку зрения



  • Все внимательно, уважительно доброжелательно относятся к «говорящему», не перебивают



  • Правило «поднятой руки»



  • Каждый имеет право на поддержку, помощь группы



  • Каждый член группы откровенен и искренен



  • Критикуя, предлагай



  • Не давай оценок другим



  • Содержание работы группы строго конфиденциально и поэтому известно только её членам


















Анкета

для оценки риска начала раннего употребления алкоголя



Утверждение от вашего имени

Ответы

1.

Умеренное употребление алкоголя во время беременности безвредно, а легкое вино и пиво – полезно.

Да Нет

2.

Опьянение и алкоголизм – это одно явление

Да Нет

3.

Большинство алкоголиков является безработными.

Да Нет

4.

Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает опасность заболевания раком.

Да Нет

5.

Исследования показывают, что даже один единственный случай сильного опьянения вызывает необратимые изменения в головном мозге.

Да Нет

6.

Любой, кто выпивает, потенциально может стать алкоголиком.

Да Нет

7.

Алкоголизм неизлечим: ни медицина, ни семья тут ничего поделать не могут.

Да Нет

8.

Алкоголь улучшает фантазию и творческие возможности.

Да Нет

9.

«Слабые» алкогольные напитки (шампанское, виноградные вина, пиво) безвредны или даже полезны.

Да Нет

10.

Алкоголь сам по себе безвреден. Это сами люди делают его своим врагом.

Да Нет


Примерные варианты ответов:


  1. НЕТ. Алкоголь легко проникает через плаценту в плод и токсически воздействует на него, особенно на мозг. Дети выпивающих во время беременности матерей достоверно чаще имеют уродства и болезни, снижение интеллекта и склонность к алкоголизму («алкогольный синдром плода»).

  2. НЕТ. Опьянение – однократное состояние, а алкоголизм – заболевание, порождаемое суммой биохимических и психологических эффектов от опьянений.

  3. НЕТ. Подавляющее большинство больных алкоголизмом работают, причём в начале болезни успешно. Только при нарастании деградации личности (утрате интересов и снижении интеллекта) на 2-3-й стадии зависимости они теряют работу.

  4. ДА. Хотя у алкоголя и нет прямого канцерогенного действия на организм, он все же опосредованно ведёт к развитию рака: вызывает хроническое воспаление и дегенеративные процессы в органах, первыми принимающих его в организме (пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, печень), и это повышает риск заболевания раком.

  5. ДА. Алкоголь – это нейротропный яд с главной точкой приложения в мозге. Одна смертельная доза для подростка – между 0,5 и 1,5 литра водки. Сильная дискоординация движений, отключение создания и памяти, злоба, агрессия в опьянении свидетельствуют о гибели нервных клеток.

  6. ДА. Алкоголизм – хроническое заболевание, при котором человек теряет способность контролировать количество выпитого и вырабатывает толерантность к спиртному, то есть организму требуется все большая доза для получения удовлетворения.

  7. НЕТ. Наоборот, алкоголизм вполне излечим при желании самого больного и помощи родных. Вылеченный не может вернуться к прежнему «умеренному» употреблению алкоголя и должен стать полным трезвенником. Трезвость – самый здоровый образ жизни, и нет только для извлечённых больных, но и для всех, особенно для молодёжи в детородном возрасте.

  8. НЕТ. Алкоголь, проникая в кровь человека, очень быстро распадается и вызывает чувство расслабленности, подъем настроения, раскрепощенность. Творческому человеку кажется, что он готов к новым свершениям, оригинален, процесс создания «шедевра» идет очень легко. Но спустя некоторое время выплеск серотонина, гормона счастья, заканчивается и мозгу снова нужно «топливо» для творчества.

  9. Многие писатели, музыканты, поэты и другие люди культуры тесно связали свою жизнь с алкоголем. Да, это не мешало им быть гениальными и известными ни одному поколению. Но, к сожалению многие из них закончили свою жизнь плачевно.НЕТ. Дело не в «силе» или «слабости» напитков, а в количестве этилового спирта, принятого с ними. У детей, подростков и женщин именно слабые напитки вызывают зависимость быстрее: из-за их эстетической и вкусовой привлекательности и мифов о безвредности. Однако целые страны с распространением именно «винного» (Франция, Италия, Испания и др.) и «пивного» (Германия, Чехия) алкоголизма. Витамины же следует употреблять непосредственно из свежих ягод и фруктов, а не в виде их суррогатов из вина.

  10. НЕТ. Алкоголь вреден сам по себе, так как является нейротропным наркотическим ядом. Это внутренне присущее ему свойство радикально отличает его от пищевых продуктов, так что его сравнения с ними и призывы на этой основе употреблять его в меру опасны и лицемерны.















Анкета для оценки риска начала раннего употребления алкоголя



Утверждение от вашего имени

Ответы

1.

Умеренное употребление алкоголя во время беременности безвредно, а легкое вино и пиво – полезно.

Да Нет

2.

Опьянение и алкоголизм – это одно явление

Да Нет

3.

Большинство алкоголиков является безработными.

Да Нет

4.

Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает опасность заболевания раком.

Да Нет

5.

Исследования показывают, что даже один единственный случай сильного опьянения вызывает необратимые изменения в головном мозге.

Да Нет

6.

Любой, кто выпивает, потенциально может стать алкоголиком.

Да Нет

7.

Алкоголизм неизлечим: ни медицина, ни семья тут ничего поделать не могут.

Да Нет

8.

Алкоголь улучшает фантазию и творческие возможности.

Да Нет

9.

«Слабые» алкогольные напитки (шампанское, виноградные вина, пиво) безвредны или даже полезны.

Да Нет

10.

Алкоголь сам по себе безвреден. Это сами люди делают его своим врагом.

Да Нет



Анкета для оценки риска начала раннего употребления алкоголя



Утверждение от вашего имени

Ответы

1.

Умеренное употребление алкоголя во время беременности безвредно, а легкое вино и пиво – полезно.

Да Нет

2.

Опьянение и алкоголизм – это одно явление

Да Нет

3.

Большинство алкоголиков является безработными.

Да Нет

4.

Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает опасность заболевания раком.

Да Нет

5.

Исследования показывают, что даже один единственный случай сильного опьянения вызывает необратимые изменения в головном мозге.

Да Нет

6.

Любой, кто выпивает, потенциально может стать алкоголиком.

Да Нет

7.

Алкоголизм неизлечим: ни медицина, ни семья тут ничего поделать не могут.

Да Нет

8.

Алкоголь улучшает фантазию и творческие возможности.

Да Нет

9.

«Слабые» алкогольные напитки (шампанское, виноградные вина, пиво) безвредны или даже полезны.

Да Нет

10.

Алкоголь сам по себе безвреден. Это сами люди делают его своим врагом.

Да Нет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!