КГУ Темиртауский технический колледж
Мастер производственного обучения
Панова И.Н.
Профессиональные пробы – путь к осознанному выбору профессии.
Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Рынок труда в нашей стране выявил серьезные недостатки в ее решении.
Профессиональная проба в сфере деятельности "Человек-техника" ориентирует учащихся 9 классов на выбор специальностей: электросварщик, слесарь КИПа, электромонтер, токарь широкого профиля. Цель профессиональных проб - формирование у девятиклассников первоначального опыта реализовать свои знания и умения по технически ориентированным предметам в практической деятельности, приближённой к будущей профессии, в рамках технического профиля обучения.Задачи профессиональной пробы.
1.Дать базовые сведения о профессиональной деятельности.
2.Смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в сфере "Человек-техника".
3.Методом проб выявить интересы учащихся к этому виду практической деятельности.
4.Формировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности
В ходе профессиональных проб для учащихся:
• даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
• моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
• определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;
• обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.
В Темиртауском техническом колледже профессиональные пробы проводятся ежегодно по специальностям: электромонтер, электрогазосварщик, слесарь КИПа, токарь широкого профиля. В них участвуют учащиеся всех 30 школ города. Для этого создаётся график проведения, который согласовывается с Городским отделом образования.
Мы хотим рассказать о том, как проводят профессиональные пробы по специальности электромонтер мастера производственного обучения.
1 этап. На первом этапе рассказывается учащимся о способах зачистки проводов, снятия изоляции "чулком" при помощи ручного монтерского инструмента. Обращают внимание учащихся на правильное выполнение технологической операции, использование инструмента по назначению. Несколько раз демонстрируют правильность выполнения операции и показывают готовое изделие, которое используется в дальнейшем в качестве эталонного.
Далее предлагают учащимся выполнить технологическую операцию по зачистке проводов самостоятельно, пользуясь в своей работе плакатом "Зачистка и соединение проводов" и инструкционными картами, которые находятся на рабочих столах учащихся. Во время выполнения задания мастер производственного обучения следит за правильностью выполнения технологической операции, указывает ошибки.
Затем предлагают из зачищенного провода с помощью круглогубцев оформить кольцо. Показывают правильность выполнения операции. Во время выполнения операции учащимися, мастер следит за правильностью выполнения. Если первая операция-зачистка- была выполнена правильно, то по окончании второй операции должно получиться аккуратное кольцо, пригодное для дальнейшего использования..
2 этап. На втором этапе профессиональной пробы предлагают учащимся, использовать знания и умения полученные на первом этапе. Для этого показывают готовое (эталонное) изделие и объясняют порядок выполнения работы. Учащиеся должны, прослушав объяснение и имея перед глазами технологическую карту и готовое изделие, самостоятельно выполнить задание. По окончании работы учащиеся сравнивают получившееся у них изделие с эталонным. На всех этапах работы мастер строго следит за правильностью выполнения технологической операции и соблюдением правил техники безопасности.
В заключении хотелось бы сказать несколько слов о программе профессиональных проб. Благодаря тому, что задание дается поэтапно, учащимся легче понять, чего от него хочет добиться мастер и легче выполнить незнакомое задание, максимально проявив при этом необходимые физические и психологические качества. На каждом этапе учащиеся имеют возможность увидеть результат своего труда, сравнить его с эталонным, после чего логически переходит к следующему этапу. Пройдя все два этапа учащийся видит конечный результат своего труда и оценивает его.