СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное самоопределение школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

информация для работы со школьниками по профессиональному самоопределению

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение школьников»

Профессиональное самоопределение старшеклассников


Профориентация – это система мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, формировании потребностей и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Профессиональная ориентация – это просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.

Актуальность профориентационной помощи заключается в повышении уровня психологической компетенции обучающимся, расширении границ самовосприятия, формировании адекватного представления о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий.

Целью профориентационной работы является актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностирования.

Данная цель решается по средствам выполнения следующих задач:

  • Повышение уровня психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями.

  • Формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

  • Ознакомления со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Ожидаемый результат – осознанный выбор профессии.

Направление деятельности по профориентации обучающихся:

  • Пропедевтическое (пропедевтика – введение в какую-либо науку, сообщение предварительных знаний о чем-либо) и обучающее,

  • Информационно-ознакомительное,

  • Диагностическое,

  • Консультационное,

  • Коррекционно-развивающее.

Направление деятельности

Задачи

Формы работы

Пропедевтическое и обучающее

- Ознакомление обучающихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах,

- Развитие у обучающихся профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения,

- Обучение основам выбора профессии, проведение первоначальных профессиональных проб.

1. Общешкольные акции:

- Конкурс рисунков «Профессии моих родителей»

- Конкурс газет «Калейдоскоп профессий»

- Профориентационная игра «Пришельцы», «Спящий город»

2. Групповые занятия:

- «Как не бояться экзаменов?»

- «Я и моя будущая профессия»

- «Новое поколение выбирает…»

3. Классные часы.

4. Встречи с представителями профессий (строитель, кондитер, электромонтёр)

Информационно-ознакомительное

- Расширение представлений обучающихся о мире профессий,

- Знакомство со спецификой профессионального обучения, способа профессиональной подготовки. Знакомство с учебными заведениями различного типа.

1. Экскурсии на предприятия города «Хлебозавод», фабрика по пошиву обуви, «Почта России», «Пожарная часть», «Аэропорт», предприятие Аёшина

2. Встреча с представителями учебных заведений.

3. Посещение ярмарки вакансий рабочих и учебных мест (Драмтеатр им. М.Ю. Лермонтова)

4. Информирование обучающихся о подготовительных курсах, приеме в учебные заведения, о днях «открытых дверей».

5. Подготовка сменных материалов для стенда «Для тебя выпускник».

6. Подготовка сменных материалов в папке профориентации (буклеты, листовки различных учебных заведений).

Диагностическое

- Содействие самопознанию обучающихся, учету индивидуально-личностных особенностей при их профессиональном самоопределении,

- Разработка рекомендаций по выбору профиля обучения и организации образовательного процесса.

1. Комплекс диагностических методик, входящий в учебный курс «Слагаемое выбора».

2. Диагностика способностей и склонностей для разработки рекомендаций по формированию профильных классов.

3. Диагностика интеллектуального развития обучающихся.

4. Диагностическая игра

« Аукцион профессий»

5. Диагностическая методика личностных особенностей, ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности.

6. Мониторинг профессиональных намерений.

7. Углубленная диагностика по запросу педагогов, родителей и самих обучающихся.

Консультационное

- Оказание помощи личностному и профессиональному самоопределению обучающихся,

- Помощь в разрешении кризисных и конфликтных ситуациях,

- Профилактика школьной и социальной дезадаптации.

1. Групповые консультации по результатам диагностики.

2. Индивидуальные консультации по вопросам самоопределения обучающихся.

3. Индивидуальные консультации по вопросам индивидуально-личностных особенностей обучающихся, особенностей их учебной деятельности.

4. Индивидуальные консультации по разрешению проблемных ситуаций.

5. Индивидуальные консультации по вопросам организации профориентационной работы.

Методическое

- Обучение педагогов и родителей формам и методам содействия профессиональному самоопределению обучающихся,

- Систематизация, обобщения и анализа результатов профориентационной работы.

1. Цикл родительских собраний «роль семьи в профессиональном самоопределении обучающихся».

2. Подбор тестовых материалов, изучение психологических технологий и приемов работы по профориентации.

3. Систематизация, обобщение и анализ профориентационной работы.

4. Анализ поступления выпускников.

Коррекционно-развивающее

- Оказание помощи родителям по вопросам подготовки выбора профессии их детей.

1. Индивидуальные занятия с обучающимися.

2. Групповые занятия с обучающимися.

В ходе профориентационной работы проводится диагностический комплекс по определению типа будущей профессии (методика Е.А. Климова), опросник профессиональных предпочтений (Л.Н. Кабардовой), модификация личностного опросника (Г. Айзенка).

С девятиклассниками проводится комплексная работа:

Диагностический блок,

Лекционный блок,

Практический блок.

Результаты комплексной профориентационной работы используются классными руководителями, учителями-предметниками, завучем по учебно-воспитательной работе, социальным педагогом и педагогом-психологом, а также на родительских собраниях и классных часах, в индивидуальных беседах, при формировании профильных классов.

Организация профориентационной работы с обучающимися и их родителями – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних социальных проблем, которые к сожалению существуют в нашем обществе.


Соответствие результатов диагностик выбора выбранных учебных заведений и выбора профессий составило:

на 2015-2016 гг. – 67 %

на 2016-2017 гг. – 76 %.









Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении школьников

и потребности рынка труда Республики Хакасия.

Профессиональное самоопределение личности сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, сформированных у личности способностей адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с профессиональным самоопределением.

По данным центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО Министерство здравоохранения и социального развития РФ Минтруда России, Центра трудовых исследований Государственного университета – высшей школы экономики:

50% школьников не связывают выбор профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда;

46% ориентированы на поддержку со стороны взрослых;

67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее «соискателю» и не умеют анализировать свои возможности в профессиональном выборе;

44% не знают о возможностях обучения профессии по интересующей сфере труда

25% прерывают учебу, так и не получив профессии.

Поэтому цель моей работы, как классного руководителя заключается в удовлетворении потребностей в дополнительных образовательных услугах детей и их родителей по профессиональному самоопределению; создание условий для профессионального самоопределения обучающихся. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • обеспечить гарантии прав ребенка на дополнительное образование по профессиональному самоопределению;

  • обеспечить необходимые условия для личности развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;

  • создать единую коммуникативно-информационную среду для системной работы по профессиональному самоопределению обучающихся;

  • использовать интерактивные технологии для профессионального самоопределения;

  • организовать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и их родителей в выборе профессии.

Система профориентационной работы в основном состоит из двух направлений: просветительская работа и консультационная работа. От того, как построить такую работу, каким содержанием, методами, формами наполнить процесс, будет зависеть конечная цель – готовность обучающихся к выбору профессии. Обучающиеся смогут быстро и правильно определиться, если: выяснят свои профессиональные интересы; выявят свои профессиональные склонности; определят для себя критерии привлекательности работы; соотнесут свои желания и способности; узнают подробную информацию о профессиях и какие из них востребованы на рынке труда в Республике Хакасия.

Профориентация

Профпросвещение


профинформация

профпропоганда

Ознакомление с основными профессиями и их специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню образовательной и социальной подготовки. Ознакомление с основными профессиями и их специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню образовательной и социальной подготовки.

Осуществляется по тем профессиям, где наблюдается дефицит в рабочих кадрах, либо ожидается расширение приема на профессию в связи с увеличением объема производства. Необходимо информировать о положительных и отрицательных моментах в профессии, что позволит уменьшить риск ошибки выбора профессии. Указать на общественную значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений. Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии, то есть в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки. Раскрытие психологических и психофизических требований, предъявляемых профессией к человеку (соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего).

Профконсультация

Сообщение обучающимся о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера. Профконсультация предполагает ориентацию на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой предлагается разветвленный перечень профессий.

Профподбор

Рекомендация конкретных профессий в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.

Соответствие результатов диагностик выбора выбранных профессиональных учебных заведений и выбора профессий составило:

на 2015-2016 гг. – 67 %

на 2016-2017 гг. – 76 % из них


Направление деятельности

Задачи

Формы работы

Пропедевтическое и обучающее

- Ознакомление обучающихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах,

- Развитие у обучающихся профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения,

- Обучение основам выбора профессии, проведение первоначальных профессиональных проб.

1. Общешкольные акции:

- Конкурс рисунков «Профессии моих родителей»

- Конкурс газет «Калейдоскоп профессий»

- Профориентационная игра «Пришельцы», «Спящий город»

2. Групповые занятия:

- «Как не бояться экзаменов?»

- «Я и моя будущая профессия»

- «Новое поколение выбирает…»

3.Тематические классные часы.

4. Встречи с представителями профессий (строитель, кондитер, электромонтёр)

Информационно-ознакомительное

- Расширение представлений обучающихся о мире профессий,

- Знакомство со спецификой профессионального обучения, способа профессиональной подготовки. Знакомство с учебными заведениями различного типа.

1. Экскурсии на предприятия города «Хлебозавод», фабрика по пошиву обуви, «Почта России», «Пожарная часть», «Аэропорт», предприятие Аёшина

2. Встреча с представителями учебных заведений.

3. Посещение ярмарки вакансий рабочих и учебных мест (Драмтеатр им. М.Ю. Лермонтова)

4. Информирование обучающихся о подготовительных курсах, приеме в учебные заведения, о днях «открытых дверей».

5. Подготовка сменных материалов для стенда «Для тебя выпускник».

6. Подготовка сменных материалов в папке профориентации (буклеты, листовки различных учебных заведений).

Диагностическое

- Содействие самопознанию обучающихся, учету индивидуально-личностных особенностей при их профессиональном самоопределении,

- Разработка рекомендаций по выбору профиля обучения и организации образовательного процесса.

1. Комплекс диагностических методик, входящий в учебный курс «Слагаемое выбора».

2. Диагностика способностей и склонностей для разработки рекомендаций по формированию профильных классов.

3. Диагностика интеллектуального развития обучающихся.

4. Диагностическая игра

« Аукцион профессий»

5. Диагностическая методика личностных особенностей, ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности.

6. Мониторинг профессиональных намерений.

7. Углубленная диагностика по запросу педагогов, родителей и самих обучающихся.

Консультационное

- Оказание помощи личностному и профессиональному самоопределению обучающихся,

- Помощь в разрешении кризисных и конфликтных ситуациях,

- Профилактика школьной и социальной дезадаптации.

1. Групповые консультации по результатам диагностики.

2. Индивидуальные консультации по вопросам самоопределения обучающихся.

3. Индивидуальные консультации по вопросам индивидуально-личностных особенностей обучающихся, особенностей их учебной деятельности.

4. Индивидуальные консультации по разрешению проблемных ситуаций.

5. Индивидуальные консультации по вопросам организации профориентационной работы.

Методическое

- Обучение педагогов и родителей формам и методам содействия профессиональному самоопределению обучающихся,

- Систематизация, обобщения и анализа результатов профориентационной работы.

1. Цикл родительских собраний «роль семьи в профессиональном самоопределении обучающихся».

2. Подбор тестовых материалов, изучение психологических технологий и приемов работы по профориентации.

3. Систематизация, обобщение и анализ профориентационной работы.

4. Анализ поступления выпускников.

Коррекционно-развивающее

- Оказание помощи родителям по вопросам подготовки выбора профессии их детей.

1. Индивидуальные занятия с обучающимися.

2. Групповые занятия с обучающимися.

В ходе профориентационной работы проводится:

  • диагностический комплекс по определению типа будущей профессии (методика Е.А. Климова);

  • опросник профессиональных предпочтений (Л.Н. Кабардовой), модификация личностного опросника (Г. Айзенка).

С девятиклассниками проводится комплексная работа:

Диагностический блок,

Лекционный блок,

Практический блок.

Результаты комплексной профориентационной работы используются классными руководителями, учителями-предметниками, завучем по учебно-воспитательной работе, социальным педагогом и педагогом-психологом, а также на родительских собраниях и классных часах, в индивидуальных беседах, при формировании профильных классов.

Самыми востребованными кадрами на рынке труда Хакасии являются: администратор, врач, воспитатель, учитель, продавец, санитар, водитель, медсестра, охранник, менеджер, повар, продавец, каменщик, бетонщик. В то же время здесь наблюдается снижение спроса на специалистов с юридическим и экономическим образованием.

Деятельность в сферах

Потребность в специалистах

Причина

здравоохранения - 1583 человека

врачи узкого профиля

низкая заработная плата

по добыче полезных ископаемых - 1032 человека


149 человек и выражена в инженерно-технических работниках со спецификой подготовки для горнорудной отрасли.

обусловлена перспективами развития предприятий отрасли, увеличением их добывающих мощностей, разработкой новых месторождений на территории региона

в образовании - 1423 человека

специалисты в профессиональных образовательных учреждениях

нехватка в обеспеченности квалифицированными кадрами

потребность в рабочих кадрах

в строительстве - 801 человек

255 человек по специальностям мастер, руководитель участков и работ.

по рабочим профессиям - 546 человек. В основном по таким профессиям, как бетонщик, электрогазосварщик, штукатур, плотник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

обусловлено строительством новых объектов

в сельском хозяйстве

к животноводство (в особенности – коневодство) и растениеводство

низкая заработная плата

Если же вы еще не определились со своим будущим, то представляю вам несколько сайтов, где вы бы могли пройти тест на профориентацию: 
http://www.ucheba.ru/prof/proforienta...rofessions 
http://575.su/tests/tvoi-mechty/tvoya...rofessiya/ 
http://picnic.w-o-s.ru/chaos 
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Vas...fault.aspx 


14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!