Профессиональное самоопределение старшеклассников
Профориентация – это система мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, формировании потребностей и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Профессиональная ориентация – это просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.
Актуальность профориентационной помощи заключается в повышении уровня психологической компетенции обучающимся, расширении границ самовосприятия, формировании адекватного представления о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий.
Целью профориентационной работы является актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностирования.
Данная цель решается по средствам выполнения следующих задач:
Повышение уровня психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями.
Формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомления со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Ожидаемый результат – осознанный выбор профессии.
Направление деятельности по профориентации обучающихся:
Пропедевтическое (пропедевтика – введение в какую-либо науку, сообщение предварительных знаний о чем-либо) и обучающее,
Информационно-ознакомительное,
Диагностическое,
Консультационное,
Коррекционно-развивающее.
Направление деятельности | Задачи | Формы работы |
Пропедевтическое и обучающее | - Ознакомление обучающихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах, - Развитие у обучающихся профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения, - Обучение основам выбора профессии, проведение первоначальных профессиональных проб. | 1. Общешкольные акции: - Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» - Конкурс газет «Калейдоскоп профессий» - Профориентационная игра «Пришельцы», «Спящий город» 2. Групповые занятия: - «Как не бояться экзаменов?» - «Я и моя будущая профессия» - «Новое поколение выбирает…» 3. Классные часы. 4. Встречи с представителями профессий (строитель, кондитер, электромонтёр) |
Информационно-ознакомительное | - Расширение представлений обучающихся о мире профессий, - Знакомство со спецификой профессионального обучения, способа профессиональной подготовки. Знакомство с учебными заведениями различного типа. | 1. Экскурсии на предприятия города «Хлебозавод», фабрика по пошиву обуви, «Почта России», «Пожарная часть», «Аэропорт», предприятие Аёшина 2. Встреча с представителями учебных заведений. 3. Посещение ярмарки вакансий рабочих и учебных мест (Драмтеатр им. М.Ю. Лермонтова) 4. Информирование обучающихся о подготовительных курсах, приеме в учебные заведения, о днях «открытых дверей». 5. Подготовка сменных материалов для стенда «Для тебя выпускник». 6. Подготовка сменных материалов в папке профориентации (буклеты, листовки различных учебных заведений). |
Диагностическое | - Содействие самопознанию обучающихся, учету индивидуально-личностных особенностей при их профессиональном самоопределении, - Разработка рекомендаций по выбору профиля обучения и организации образовательного процесса. | 1. Комплекс диагностических методик, входящий в учебный курс «Слагаемое выбора». 2. Диагностика способностей и склонностей для разработки рекомендаций по формированию профильных классов. 3. Диагностика интеллектуального развития обучающихся. 4. Диагностическая игра « Аукцион профессий» 5. Диагностическая методика личностных особенностей, ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности. 6. Мониторинг профессиональных намерений. 7. Углубленная диагностика по запросу педагогов, родителей и самих обучающихся. |
Консультационное | - Оказание помощи личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, - Помощь в разрешении кризисных и конфликтных ситуациях, - Профилактика школьной и социальной дезадаптации. | 1. Групповые консультации по результатам диагностики. 2. Индивидуальные консультации по вопросам самоопределения обучающихся. 3. Индивидуальные консультации по вопросам индивидуально-личностных особенностей обучающихся, особенностей их учебной деятельности. 4. Индивидуальные консультации по разрешению проблемных ситуаций. 5. Индивидуальные консультации по вопросам организации профориентационной работы. |
Методическое | - Обучение педагогов и родителей формам и методам содействия профессиональному самоопределению обучающихся, - Систематизация, обобщения и анализа результатов профориентационной работы. | 1. Цикл родительских собраний «роль семьи в профессиональном самоопределении обучающихся». 2. Подбор тестовых материалов, изучение психологических технологий и приемов работы по профориентации. 3. Систематизация, обобщение и анализ профориентационной работы. 4. Анализ поступления выпускников. |
Коррекционно-развивающее | - Оказание помощи родителям по вопросам подготовки выбора профессии их детей. | 1. Индивидуальные занятия с обучающимися. 2. Групповые занятия с обучающимися. |
В ходе профориентационной работы проводится диагностический комплекс по определению типа будущей профессии (методика Е.А. Климова), опросник профессиональных предпочтений (Л.Н. Кабардовой), модификация личностного опросника (Г. Айзенка).
С девятиклассниками проводится комплексная работа:
Диагностический блок,
Лекционный блок,
Практический блок.
Результаты комплексной профориентационной работы используются классными руководителями, учителями-предметниками, завучем по учебно-воспитательной работе, социальным педагогом и педагогом-психологом, а также на родительских собраниях и классных часах, в индивидуальных беседах, при формировании профильных классов.
Организация профориентационной работы с обучающимися и их родителями – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних социальных проблем, которые к сожалению существуют в нашем обществе.
Соответствие результатов диагностик выбора выбранных учебных заведений и выбора профессий составило:
на 2015-2016 гг. – 67 %
на 2016-2017 гг. – 76 %.
Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении школьников
и потребности рынка труда Республики Хакасия.
Профессиональное самоопределение личности сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, сформированных у личности способностей адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с профессиональным самоопределением.
По данным центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО Министерство здравоохранения и социального развития РФ Минтруда России, Центра трудовых исследований Государственного университета – высшей школы экономики:
50% школьников не связывают выбор профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда;
46% ориентированы на поддержку со стороны взрослых;
67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее «соискателю» и не умеют анализировать свои возможности в профессиональном выборе;
44% не знают о возможностях обучения профессии по интересующей сфере труда
25% прерывают учебу, так и не получив профессии.
Поэтому цель моей работы, как классного руководителя заключается в удовлетворении потребностей в дополнительных образовательных услугах детей и их родителей по профессиональному самоопределению; создание условий для профессионального самоопределения обучающихся. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
обеспечить гарантии прав ребенка на дополнительное образование по профессиональному самоопределению;
обеспечить необходимые условия для личности развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
создать единую коммуникативно-информационную среду для системной работы по профессиональному самоопределению обучающихся;
использовать интерактивные технологии для профессионального самоопределения;
организовать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и их родителей в выборе профессии.
Система профориентационной работы в основном состоит из двух направлений: просветительская работа и консультационная работа. От того, как построить такую работу, каким содержанием, методами, формами наполнить процесс, будет зависеть конечная цель – готовность обучающихся к выбору профессии. Обучающиеся смогут быстро и правильно определиться, если: выяснят свои профессиональные интересы; выявят свои профессиональные склонности; определят для себя критерии привлекательности работы; соотнесут свои желания и способности; узнают подробную информацию о профессиях и какие из них востребованы на рынке труда в Республике Хакасия.
Профориентация
Профпросвещение |
профинформация | профпропоганда |
Ознакомление с основными профессиями и их специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню образовательной и социальной подготовки. Ознакомление с основными профессиями и их специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню образовательной и социальной подготовки. | Осуществляется по тем профессиям, где наблюдается дефицит в рабочих кадрах, либо ожидается расширение приема на профессию в связи с увеличением объема производства. Необходимо информировать о положительных и отрицательных моментах в профессии, что позволит уменьшить риск ошибки выбора профессии. Указать на общественную значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений. Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии, то есть в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки. Раскрытие психологических и психофизических требований, предъявляемых профессией к человеку (соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего). |
Профконсультация |
Сообщение обучающимся о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера. Профконсультация предполагает ориентацию на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой предлагается разветвленный перечень профессий. |
Профподбор |
Рекомендация конкретных профессий в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны. |
Соответствие результатов диагностик выбора выбранных профессиональных учебных заведений и выбора профессий составило:
на 2015-2016 гг. – 67 %
на 2016-2017 гг. – 76 % из них
Направление деятельности | Задачи | Формы работы |
Пропедевтическое и обучающее | - Ознакомление обучающихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах, - Развитие у обучающихся профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения, - Обучение основам выбора профессии, проведение первоначальных профессиональных проб. | 1. Общешкольные акции: - Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» - Конкурс газет «Калейдоскоп профессий» - Профориентационная игра «Пришельцы», «Спящий город» 2. Групповые занятия: - «Как не бояться экзаменов?» - «Я и моя будущая профессия» - «Новое поколение выбирает…» 3.Тематические классные часы. 4. Встречи с представителями профессий (строитель, кондитер, электромонтёр) |
Информационно-ознакомительное | - Расширение представлений обучающихся о мире профессий, - Знакомство со спецификой профессионального обучения, способа профессиональной подготовки. Знакомство с учебными заведениями различного типа. | 1. Экскурсии на предприятия города «Хлебозавод», фабрика по пошиву обуви, «Почта России», «Пожарная часть», «Аэропорт», предприятие Аёшина 2. Встреча с представителями учебных заведений. 3. Посещение ярмарки вакансий рабочих и учебных мест (Драмтеатр им. М.Ю. Лермонтова) 4. Информирование обучающихся о подготовительных курсах, приеме в учебные заведения, о днях «открытых дверей». 5. Подготовка сменных материалов для стенда «Для тебя выпускник». 6. Подготовка сменных материалов в папке профориентации (буклеты, листовки различных учебных заведений). |
Диагностическое | - Содействие самопознанию обучающихся, учету индивидуально-личностных особенностей при их профессиональном самоопределении, - Разработка рекомендаций по выбору профиля обучения и организации образовательного процесса. | 1. Комплекс диагностических методик, входящий в учебный курс «Слагаемое выбора». 2. Диагностика способностей и склонностей для разработки рекомендаций по формированию профильных классов. 3. Диагностика интеллектуального развития обучающихся. 4. Диагностическая игра « Аукцион профессий» 5. Диагностическая методика личностных особенностей, ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности. 6. Мониторинг профессиональных намерений. 7. Углубленная диагностика по запросу педагогов, родителей и самих обучающихся. |
Консультационное | - Оказание помощи личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, - Помощь в разрешении кризисных и конфликтных ситуациях, - Профилактика школьной и социальной дезадаптации. | 1. Групповые консультации по результатам диагностики. 2. Индивидуальные консультации по вопросам самоопределения обучающихся. 3. Индивидуальные консультации по вопросам индивидуально-личностных особенностей обучающихся, особенностей их учебной деятельности. 4. Индивидуальные консультации по разрешению проблемных ситуаций. 5. Индивидуальные консультации по вопросам организации профориентационной работы. |
Методическое | - Обучение педагогов и родителей формам и методам содействия профессиональному самоопределению обучающихся, - Систематизация, обобщения и анализа результатов профориентационной работы. | 1. Цикл родительских собраний «роль семьи в профессиональном самоопределении обучающихся». 2. Подбор тестовых материалов, изучение психологических технологий и приемов работы по профориентации. 3. Систематизация, обобщение и анализ профориентационной работы. 4. Анализ поступления выпускников. |
Коррекционно-развивающее | - Оказание помощи родителям по вопросам подготовки выбора профессии их детей. | 1. Индивидуальные занятия с обучающимися. 2. Групповые занятия с обучающимися. |
В ходе профориентационной работы проводится:
диагностический комплекс по определению типа будущей профессии (методика Е.А. Климова);
опросник профессиональных предпочтений (Л.Н. Кабардовой), модификация личностного опросника (Г. Айзенка).
С девятиклассниками проводится комплексная работа:
Диагностический блок,
Лекционный блок,
Практический блок.
Результаты комплексной профориентационной работы используются классными руководителями, учителями-предметниками, завучем по учебно-воспитательной работе, социальным педагогом и педагогом-психологом, а также на родительских собраниях и классных часах, в индивидуальных беседах, при формировании профильных классов.
Самыми востребованными кадрами на рынке труда Хакасии являются: администратор, врач, воспитатель, учитель, продавец, санитар, водитель, медсестра, охранник, менеджер, повар, продавец, каменщик, бетонщик. В то же время здесь наблюдается снижение спроса на специалистов с юридическим и экономическим образованием.
Деятельность в сферах | Потребность в специалистах | Причина |
здравоохранения - 1583 человека | врачи узкого профиля | низкая заработная плата |
по добыче полезных ископаемых - 1032 человека | 149 человек и выражена в инженерно-технических работниках со спецификой подготовки для горнорудной отрасли. | обусловлена перспективами развития предприятий отрасли, увеличением их добывающих мощностей, разработкой новых месторождений на территории региона |
в образовании - 1423 человека | специалисты в профессиональных образовательных учреждениях | нехватка в обеспеченности квалифицированными кадрами потребность в рабочих кадрах |
в строительстве - 801 человек | 255 человек по специальностям мастер, руководитель участков и работ. по рабочим профессиям - 546 человек. В основном по таким профессиям, как бетонщик, электрогазосварщик, штукатур, плотник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. | обусловлено строительством новых объектов |
в сельском хозяйстве | к животноводство (в особенности – коневодство) и растениеводство | низкая заработная плата |
Если же вы еще не определились со своим будущим, то представляю вам несколько сайтов, где вы бы могли пройти тест на профориентацию:
http://www.ucheba.ru/prof/proforienta...rofessions
http://575.su/tests/tvoi-mechty/tvoya...rofessiya/
http://picnic.w-o-s.ru/chaos
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Vas...fault.aspx
14