Для решения задач профессионального самоопределения обучающиеся нуждаются в определенных знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях, в умении объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личностные качества с требованиями к профессиональному труду и психологическими характеристиками, значимыми для трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение — длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Проблемы выбора профессии связаны с тем, что многие старшеклассники не знают содержания профессий, не в полной мере представляют, чем занимается специалист, каков характер и условия его труда в конкретной профессии, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии, — ее финансовая престижность.
Современная трактовка профессиональной ориентации включает 4 ее основных аспекта:
- профессиональная информация;
- профессиональная консультация - изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам;
- профессиональный отбор;
- профессиональная адаптация - приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности.
В условиях рынка молодой человек в сфере профессионального самоопределения оказался предоставлен сам себе. В этой ситуации проблема профессиональной ориентации - причем в самом широком смысле, с учетом личностных факторов, - становится в наши дни, как никогда, актуальна.
Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости. В наши дни жизненный успех определяется не столько усвоенными навыками, сколько личностной позицией.
Для решения этой проблемы БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» выполняет комплекс мероприятий по профориентации. Комплекс включает в себя различные формы проведения мероприятий :
1) Профориентационные выездные мероприятия в школы города и района, а также в другие близлежащие города. Презентация профессий, диалог «спрашивали – отвечаем», выступления опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, тестирование. Мастера и преподаватели в ходе бесед дают необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума. На этом этапе необходимо дать не только устную информация о техникуме и профессиях, но и распространить печатную рекламную продукцию (листовки, буклеты).
Большое внимание уделяется агитационной работе, которую проводят обучающиеся техникума. Под руководством педагога-организатора готовится сценарий агитационного выступления, которое проводят в школах города и района, а также в «Дни открытых дверей». Во время выступления агитбригада рассказывает школьникам про правила поступления, про учебу, про внеклассную деятельность, про бонусы и возможности учебы в техникуме.
2) Встречи с родителями. Для будущих выпускников пока еще при выборе профессии большую роль играет мнение их родителей (74,5% - результаты анкетирования выпускников). Но представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. В ходе приемной комиссии было выявлено, что многие родители не понимают отличие одной образовательной программы от другой, они не знакомы с материально-технической базой техникума и возможными перспективами после окончания техникума. Также родители не всегда знают и объективно оценивают интересы и способности собственных детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии или специальности. Для устранения слабой информированности родителей работниками техникума были разработаны презентационные материалы, с которыми мы выступаем на родительских собраниях школ города.
3)Организованные экскурсии школьников в техникум с посещением учебного корпуса и мастерских, музея Боевой Славы, спорткомплекса и общежития, кабинета-музея «Творческая мастерская». Для гостей проводится обзорная экскурсия по техникуму с рассказом о преимуществах и возможностях учебы в нем. Особый интерес у школьников вызывает посещение кабинета-музея «Творческая мастерская», где представлена экспозиция лучших работ декоративно-прикладного и технического творчества наших студентов. Школьники живо интересуются макетами деревянных изделий, домов, печей, мангалов, электрических приборов и инструментов и знакомятся с историей техникума.
4) Самыми массовыми по охвату абитуриентов являются «Дни открытых дверей», где учащиеся школ встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных профессий и специальностей. Также для гостей организуются праздничные профориентационные мероприятия с привлечением артистов и музыкантов.
5) В рамках профориентационной работы техникум, как видим, проводит разные мероприятия, в том числе профессиональные пробы, где непосредственно учащийся выполняет трудовые приемы профессии.
Профессиональная проба – профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Основные задачи профессиональных проб:
- предоставление обучающимся возможностей выбора профессиональных проб по различным направлениям профессиональной деятельности и возможной специализации (в рамках выбранного направления);
– углубленное знакомство школьника с профессией или с классом профессий в практико-ориентированной деятельности, моделирующий элементы определенного вида (видов) технологического (производственного) процесса;
– формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности;
– осознание или рефлексия школьником приобретенных знаний и опыта
деятельности во время профессиональной пробы в плане выбора предпочитаемого направления профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы и др.
Основными формами профессиональных проб в техникуме являются:
- проба-знакомство – формирование первоначальных представлений о профессии и ее особенностях;
- проба – мастер-класс – одна из форма организации профессиональной пробы, при которой для отработки практических навыков по различным видам профессий с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям профессиональных знаний.
- проба – испытание - профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы дают возможность учащимся попробовать себя в роли той или иной профессии. Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов распространения информации о профессиональной среде, в процессе которого его участники приобретают соответствующие практические навыки. Школьники, окунаясь в атмосферу какой-либо сферы деятельности в рамках мастер-класса, имеют возможность примерить на себе социальные роли, связанные с выбранной областью деятельности. Мастер-класс дает молодым людям возможность на практике проверить уровень своих знаний и умений в этой области, а также получить шанс пообщаться со специалистом и задать ему вопросы, чтобы составить полное впечатление о деле и профессии, которыми они хотят в дальнейшем заниматься. Основные задачи мастер-классов:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;
- обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу выбранной специальности;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самоопределения;
По окончании мастер-классов обязательно организуется обсуждение мероприятия, которое включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен впечатлениями участников. Ребята анализируют содержательную часть, особенности, противопоказания выбранной специальности. Мастер –педагог рекомендует литературу, курсы повышения квалификации, которые предлагает техникум. Положительным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способностями, в формировании мотивации к обучению, самосовершенствованию, саморазвитию и самоопределению к выбору будущей профессии.
6) Работа по созданию привлекательного образа техникума. Важнейшей задачей профориентационной работы в техникуме является всестороннее освещение жизни техникума и реализуемых в нем образовательных программ. Это происходит на протяжении всего учебного года и включает в себя участие обучающихся во всех городских, республиканских и всероссийских мероприятиях (спортивных соревнованиях, конкурсах технического творчества и профессионального мастерства, выставках, фестивалях, ярмарках вакансий рабочих мест, различных акциях). Эффективной формой работы является размещение информации о техникуме на официальном сайте, в популярных среди молодежи социальных сетях, в местной прессе, на радио, телевидении, в различных сборниках для абитуриентов.
Вывод:
Система профессионального образования должна строиться в соответствии с потребностями рынка труда. Таким образом, проведение профориентационной работы с обучающимися школ становится обязательной составляющей деятельности педагогов, работающих в системах среднего профессионального и высшего образования.
Просмотр содержимого документа
««Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся ».»